Как IT-сфера изменит рынок транспортной логистики

Одним из наиболее ярких трендов рынка логистических услуг является стремительное развитии сферы IT-продуктов для логистики. Степень автоматизации бизнес-процессов и способность логистических подрядчиков к интеграции с информационными системами своих клиентов становится все более значимым фактором успешности бизнеса. Каким путем компании могут прийти к достижению этих целей, – читайте в интервью Executive.ru с Владимиром Карачуном, топ-менеджером группы компаний TELS с 12-летним опытом управления в транспортной логистике, участником пяти текущих проектов автоматизации.

Executive.ru: Как бы вы охарактеризовали развитие IT-сферы в логистике? Какие векторы демонстрируют специализированные выставки?

Владимир Карачун: Выставки Transport Logistic в Мюнхене и TransPoland в Варшаве показали стремительное развитие и агрессивное продвижение на рынке компаний, предлагающих IT-продукты для логистики. Выставка в Германии была более масштабной по количеству участников и сложности обсуждаемых вопросов, а также представила очень широкий спектр IT-решений для логистики.

Здесь можно назвать три основных вектора развития: 1) транспортные биржи; 2) IT-продукты дя автоматизации логистической деятельности; 3) диджитализация техники и оборудования для работы с грузами на всех этапах логистической цепочки. Наблюдается еще техническая эволюция в сфере коммуникаций между заказчиками и подрядчиками, но эта тема относится не только к логистике – это общий тренд в бизнес-коммуникациях.

Как транспортные биржи повлияют на рынок логистики

Executive.ru: Что сегодня предлагают рынку транспортные биржи и как они развиваются?

В.К.: Транспортные биржи эволюционируют от простых площадок, предлагающих грузы и транспорт, к активным участникам процесса. Улучшается и расширяется сервис на этих площадках: автоматизируется проработки маршрутов, финансовые расчеты… Некоторые транспортные биржи развивают организацию грузоперевозок как новое направление своего бизнеса, а крупные логистические операторы приобретают и развивают собственные транспортные биржи.

Все биржи агрессивно продвигаются на рынке, стремятся как можно быстрее набрать наибольшую базу заказчиков и перевозчиков, чтобы усилить свои позиции. Они предлагают бесплатный вход на свои площадки с перспективой монетизации сервисов в будущем.

На текущий момент очень немногие транспортные биржи имеют какие-то значительные конкурентные преимущества. Из всего ряда представленных бирж я бы выделил две-три: одни развивают пакетное предложение грузов с автоматизацией построения маршрута; другие предлагают хорошие условия по финансовым гарантиям. Однако ни одна из них не может в полной мере реализовать свои преимущества из-за отсутствия механизма гарантий наличия груза на момент акцептации со стороны участника торгов.

Executive.ru: Насколько быстро и как сильно изменит международный логистический рынок развитие транспортных бирж?

В.К.: В первую очередь, биржи влияют на рынок в тех регионах, где они работают в своем полном функционале – чаще всего, внутри одной страны и на отдельных направлениях международных перевозок. Их развитие идет поступательно: по мере открытия региональных офисов значение биржи в новом регионе начинает расти – от простой тендерной площадки без особых «фишек» и преимуществ к полноценному сервисному партнеру.

Но предпосылок, что в ближайшем будущем какая-то биржа выйдет на кардинально новый уровень с предложением всего спектра своих возможностей, нет. Самая крупная компания в этой сфере сегодня значимо присутствует в 12 европейских странах, остальные активно работают на внутренний рынок одной страны, иногда обслуживают перевозки в сопредельные страны. Вне своих регионов они просто торговые площадки.

Для крупных транспортных бирж выход на рынки стран ЕАЭС не является приоритетом: во-первых, европейский рынок намного более емкий и удобный для развития; во-вторых, развитие восточного направления ограничивается дефицитом специалистов и экспертов, которые могли бы курировать эти проекты в странах ЕАЭС и Азии.

Как будет проходить автоматизация логистики

Executive.ru: Что можно сказать о перспективах IT-продуктов для автоматизации логистики? Насколько для операторов логистического рынка становятся важными и востребованными программные решения внешних подрядчиков?

В.К.: Деятельность международного экспедитора, организующего перевозки всеми видами транспорта – это большой комплекс сложных процессов. Именно поэтому на рынке нет и не ожидается появления какого-то глобального продукта автоматизации логистической деятельности, удовлетворяющего запросы значимой части участников рынка. Большие перспективы имеют «нишевые» продукты, качественно автоматизирующие отдельные участки логистических процессов.

Для крупного международного логистического предприятия автоматизация всей деятельности собственными силами – это крайне сложная задача, требующая неоправданно огромных ресурсов при высоких рисках не очень качественного результата. Мы регулярно общаемся со многими коллегами «по цеху» из крупных европейских логистических компаний – все говорят о приобретении нишевых IT-разработок с интеграцией в единую систему. Собственный опыт изучения предлагаемых IT-продуктов подтверждает перспективы такого решения.

Например, очень понравился программный продукт, который достаточно близко подходит к нашим процессам перевозки сборных (и не только) грузов и требует относительно небольшой кастомизации для внедрения. В этом же продукте есть блок CRM. Разработчики преподносят свой продукт как комплексное решение по автоматизации. Но объективно видно, что их CRM нам точно не подходит, и, если мы возьмем этот продукт для автоматизации перевозок, придется интегрировать блок CRM от другого разработчика.

Executive.ru: И насколько надежна будет информационная система, сложенная из нескольких продуктов разных разработчиков?

В.К.: Сами IT-компании эту ситуацию хорошо понимают, поэтому в своих разработках переходят на общие универсальные протоколы обмена информацией, позволяющие интегрировать их решения с другими информационными продуктами.

Таким образом, сфера IT-решений в логистике идет по пути, когда с помощью предлагаемых продуктов можно будет: а) создавать собственные платформы для работы с заказчиками и подрядчиками; б) интегрироваться с информационными системами своих контрагентов; в) интегрироваться в действующие на рынке транспортные биржи.

Судя по скорости развивается IT-сферы и интереса со стороны участников рынка, предполагаю, что уже в ближайшие 2-3 года должен произойти эволюционный скачок в уровне автоматизации логистических операторов.

Executive.ru: Что вы подразумевали по «диджитализацией» техники и оборудования?

В.К.: Развитие науки и техники приводит к тому, что новые изобретения начинают активно внедряться и в комплектование логистического оборудования. «Умные» контейнеры и прицепы оснащаются датчиками, которые измеряют параметры внешней среды и груза, считывают информацию с окружающих объектов.

Наряду с реальным улучшением потребительских свойств товаров и услуг, в этом процессе есть и доля «маркетингового шума». Маркетинг требует появления новинок, должны создаваться информационные поводы для продвижения товара. Это в свою очередь стимулирует изменение спроса, поскольку заказчики и покупатели включают некоторые «раскрученные» производителями новинки в список важных условий при приобретении товаров и услуг. И если полуприцеп отстает по каким-то техническим параметрам от конкурента, то компании будет труднее его продать, пусть даже новый «наворот» в текущих реалиях еще не очень-то применим.

Как изменится коммуникация между заказчиками и подрядчиками

Executive.ru: «Эволюция в сфере коммуникации между заказчиками и подрядчиками» – какие реальные изменения здесь происходят?

В.К.: На многих предприятиях сменяются поколения, приходят молодые сотрудники, которые оценивают покупку логистических услуг по несколько другим критериям. Если утрировать, для такого молодого человека хороший подрядчик – это не просто надежный перевозчик, но и красивая программка-приложение на свой смартфон. А процесс заказа транспорта – это приложение с кнопкой «Перевезти», минимальным общением по рабочим вопросам, on line информированием и автоматизированным отчетом о результатах.

В Германии HR-директора крупнейших компаний уже активно обсуждают, как строить отношения с рабочими кадрами поколения «Y», обеспечивать их лояльность и эффективность одновременно. Это поколение общается по-другому, и для их привлечения и удерживания необходимо создавать привычную для них коммуникационную среду.

Все это также стимулирует участников рынка к скорейшей автоматизации своей деятельности и входу в общую информационную среду со своими контрагентами.

В логистике появились нейронные сети, которые участвуют в построении оптимальных логистических цепочек, прогнозируют уровень ставок, анализируют информацию в глобальном пространстве. Роботизированные технологии уже способны считывать входящую информацию в любом формате (текст, голос, картинка), обрабатывать ее и формировать предложения для покупателей. Однако в целом бизнес еще не до конца понимает, как эти технологии можно использовать в производственных и логистических процессах.

Executive.ru: Каким будет логистический бизнес через несколько лет?

В.К.: Неизбежно увеличится прозрачность работы логистических операторов, в связи с этим снизится стоимость «простых» перевозок. Изменения коснутся технологии продаж, будет дефицит экспертных кадров для развития рынка. Экспертные выводы аналитиков нашей компании по этим вопросам я представлю в следующих публикациях.

Узнать больше об организации международных грузовых перевозок всеми видами транспорта вы можете на сайте TELS

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Никита Гуцал, Юрий Фёдоров
Системный аналитик, Екатеринбург

Согласен, IT сервисы удобны - для отслеживания постоянных отгрузок товара использую личные кабинеты у транспортных компаний, так де есть прилодения на сматрфон которое позыоляет отслеживать эту информацию, но периодически имеем дело с большими грузами, для перевозки которых удобнее привлечь мелкие компании которые занимаются сборными грузами, но сразу понимаешь что сервис тут совсем не тот.. никакого отслеживания - вот тебе телефон водителя - звони узнавай где он... прошлый век конечно..

Менеджер по логистике, Латвия

Требуется применение новой технологии логистики. IT сервисы только автоматизируют устаревшую технологию. "Имитация. Успешные отличия (конкурентные преимущества) со временем стираются, потому что их начинают копировать, исключения становятся нормой и теряют свое преимущество.

Компания (наш клиент) постоянно приспосабливала каждую из своих новых технологий к старой платформе, в то время как конкурент начинал все с нуля и мог позволить себе в полной мере реализовать потенциал каждой новой технологии. В результате некий агрегат содержал 2800 деталей, а у конкурента – 1800. Иногда полезно остановиться, осмотреться, хорошенько подумать и начать все сначала.

Инерция замедляет реагирование на важные научно-технические достижения. Парадоксально, но вероятность неадекватной реакции организации на ключевые научно-технические открытия прямо пропорциональна степени успеха, достигнутого через применение ведущей до этого технологии. Чем больше процветания добивается компания благодаря определенной технологии, тем выше ее сопротивление изменениям. Но реальная угроза возникает, когда организация, в конце концов, принимает решение внести косметические поправки: конкуренты получают огромное преимущество в освоение новой технологии, а мелкие изменения лишь увеличивают стоимость производства, снижают качество продукции и удваивают риск банкротства.

Оптимизация отдельных частей системы. Гиперболизация отдельных сильных сторон и ложный вывод, что если Х – это хорошо, то чем больше Х, тем лучше, – превращают плюс в разрушительный минус. Формула успеха вызывает подобострастное поклонение, а ее создатели становятся единоличными авторитетами. Торжествует лишь одно правильное решение. Монолитная культура уменьшает и без того ограниченные возможности выбора." (Гараедаги. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.