«Обыграть» МВА

Я слушаю и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю!

Конфуций

Сегодня для того чтобы стать профессионалом, настоящим специалистом своего дела, мало одних знаний, менеджеру необходимо умение их находить, обрабатывать и применять, способность действовать и принимать верные решения. Все больше внимания работодатели уделяют личным качествам и персональным навыкам претендентов. А где и как можно получить все эти требуемые рынком навыки? Традиционная система обучения не дает молодым специалистам возможностей для развития и совершенствования подобных талантов, полностью вычеркивая интерактивную составляющую из своих курсов, да и некоторые программы МВА часто не идут дальше case-study и дискуссий. Так где же выход?

Одним из возможных и самых доступных способов развития и совершенствования столь необходимых навыков могут стать бизнес-имитации, а точнее, деловые игры. Минимум теории и максимум практики. Имитации заточены именно на выявление, развитие и совершенствование таких универсальных навыков как системное понимание бизнеса, знание того, как «слово ваше отзовется», и таких популярных сейчас качеств как лидерские, коммуникативные, умение проводить переговоры на своих условиях и играть в команде. Кстати, еще один плюс имитаций, если не принимать во внимание финансовую сторону: они требуют весьма скромных временных затрат. Не два-три года, как МВА, а значительно меньше – от двух дней до трех месяцев. Сегодня вы можете выбрать программу, развивающую не просто личностные качества, но черты, необходимые именно для вашей отрасли и специальности. Хотите, это будет рынок FMSG, или косметических товаров, или производственный. Но возникает резонный вопрос: а всегда ли возможно подобрать курс под себя? Не будем лукавить, отнюдь не все индустрии и специализации обзавелись своей игрой, но основные и наиболее активно развивающиеся сферы, конечно, «сымитированы».

Нужно отметить, что рынок имитационных игр во всем мире, и в России, в частности, относительно молод, он динамично развивается только в последние десять лет. Импульсом к такому расцвету образовательных имитаций (игр и тренажеров), с одной стороны, послужило бурное развитие компьютерных технологий и, в частности, интернета. Рывок в ИТ-сфере открыл перед разработчиками новые перспективы и обеспечил возможность для создания сложных компьютерных моделей, имитирующих деятельность реальных систем, степень точности которых подбирается под конкретные задачи. Сейчас стало возможным создание программ, ничуть не уступающих по многофакторности и количеству вариантов развития событий существующим рынкам, причем основная сложность достигается за счет человеческого фактора – решений и выборов участников. Существует множество разновидностей деловых игр – это и Board Games, и классические симуляции (игра рассчитана на срок от двух до семи дней), и соревнования на базе имитационных игр.

Нельзя научиться быть профессиональным менеджером, сидя за партой и слушая сухое перечисление качеств, которыми такой менеджер должен обладать. Знать – это одно, уметь делать – нечто совершенно иное. Симуляции дают вам возможность узнать все мелочи, вникнуть в детали и на собственной шкуре ощутить, что значит быть руководителем, директором по маркетингу или продажам. Симуляция, как лакмусовая бумажка, покажет все ваши навыки и личностные качества, а также поможет вовремя увидеть слабые стороны и тут же начать процесс по устранению этих досадных упущений. Большинство специалистов признают, что основное достоинство симуляций – это не столько приобретение опыта и знаний, но возможность общения и совместной работы с профессионалами, возможность увидеть и оценить совершенно иной подход к бизнесу.

Часто менеджеры стремятся поступить на курс МВА еще и для того, чтобы узнать о западных или восточных принципах ведения бизнеса, пытаются понять, как работают ведущие международные корпорации, освоить основы «другого» подхода к ведению дел. Но симуляции и здесь могут предложить вам достойную альтернативу – международные соревнования на базе имитационных игр.

Международные соревнования на базе имитационных игр

Название Участники
Global Management Challenge Студенты бизнес-школ, миддл- и топ-менеджмент компаний.
International Collegiate Business Strategy Game Студенты бизнес-школ.
L'Oreal e-Strat Challenge Студенты MBA и университетов. Спонсоры и жюри: представители крупного бизнеса, профессора и деканы бизнес-школ, HR-директора компаний.
MARGA: The General Management Simulation for Executives and Junior Managers Студенты бизнес-школ, менеджеры международных компаний.
Global Marketing Game Студенты ведущих университетов и бизнес-школ, менеджеры среднего управленческого звена компаний.

Подобные соревнования – это диалог с иностранными соперниками, возможность увидеть непосредственно их методы и «секретные» приемы работы в действии. Ведь, согласитесь, любопытно посмотреть, какое решение в аналогичной ситуации примет менеджер, например, Toyota, или SAP, или Nestle. И это непосредственное наблюдение даст специалисту намного больше знаний, чем чтение книг или лекции гуру. Еще древние говорили, что нет лучшего способа научиться чему-либо, чем совместная работа с мастером. А вот что говорит прошедший через горнило подобных соревнований Жоао Пауло Гирбал, генеральный директор компании Microsoft, Португалия:

«Участие в соревновании позволило нам выйти за рамки компании, соперничать вовне. Ощущение: сняли «шоры». Такие явные конкуренты как SAP не представляли такой сложности как агрессивные топ-менеджеры FMCG-рынка. Напряжение было невероятным. Их поведение - непредсказуемым. Мы очень многому научились. Мы научились быстро, гибко, а главное, эффективно менять и внедрять свою стратегию».

Однозначного ответа на вопрос, действительно ли симуляции могут в некоторых аспектах составить конкуренцию программам МВА, конечно же, не существует. Каждый найдет его сам. Исходя из тех задач, которые ставит перед собой.

Но помните, что «учиться следует так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». Конфуций

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Дмитрий Арсентьев, Юрий Деев
Генеральный директор, Воронеж

имитиционное обучение не заменит МБА, но для закрепления материала отлично подходит

Менеджер, Санкт-Петербург

Любопытная статья. Только это все уже давно известно, а для практического закрепления теории действительно было бы очень кстати.И еще было бы интересно узнать от автора, каким-образом внедрять подобные бизнес-симуляторы в компании, т.е. интересен сам процесс организации этого вопроса?

Менеджер, Санкт-Петербург

Любопытная статья. Только это все уже давно известно, а для практического закрепления теории действительно было бы очень кстати.
И еще было бы интересно узнать от автора, каким-образом внедрять подобные бизнес-симуляторы в компании, т.е. интересен сам процесс организации этого вопроса?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.