Студент и рынок труда: как помочь в адаптации

Важнейшая проблема молодых специалистов в России – нехватка коммуникативных компетенций и личностных навыков. Решить проблему поможет программа Soft Skills & Business Administration (Open SBA program) Ассоциации менеджеров России.

Программа была создана, чтобы повышать конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда и уменьшать разрыв между их познаниями, с одной стороны, и требованиями делового сообщества – с другой. Обучение в рамках Soft Skills & Business Administration прошли уже около 1 тыс. человек, открытые мероприятия прослушали более 30 тыс., перед которыми выступили более 200 спикеров из числа топ-менеджеров, предпринимателей и бизнес-тренеров. О системе отбора и отсева слушателей, о распространении в регионы, о структуре и контенте программы рассказал ее руководитель Владислав Шипилов.

Executive.ru: Какова цель программы Soft Skills & Business Administration?

Владислав Шипилов: Основная цель программы – развивать soft skills-компетенции участников. Мы обучаем базовым навыкам коммуникации и нетворкингу, ведению переговоров, убеждению, аргументации, мастерству публичных выступлений, навыкам презентации, тайм-менеджменту и планированию, системному и проектному мышлению. Именно эти soft skills компетенции чаще всего отсутствуют у выпускников вузов, по словам HR-менеджеров и работодателей. Сначала программа, собственно, и была ориентирована на студентов и называлась Student of Business Administration. Потом изменилась целевая аудитория: к нам стали приходить молодые сотрудники компаний, начинающие предприниматели. Теперь у нас есть целый «университет» SBA University, реализующий различные образовательные проекты, в том числе по развитию soft skills для предпринимателей и карьеристов.

Executive.ru: В каких городах сейчас действует программа?

В.Ш.: На данный момент только в Москве. В марте-апреле 2016 года откроются представительства в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Москве представлен более полный вариант программы, длящийся три недели, в регионах же она будет сокращена до трех дней с последующей онлайн-поддержкой. В столице люди уже наслушаны всем, чем только можно. На практике многие не интегрируют полученные знания в работе или жизни, большинство продолжает действовать интуитивно, а мы учим внедрять инструменты осознанно. В Москве мы больше фокусируемся на прикладной информации для использования в работе: к примеру, даем не просто базовые навыки коммуникации, а умение заводить, поддерживать и развивать деловые отношения – нетворкинг. В регионах же нужно говорить чуть более простыми словами, потому что там к нам приходят ребята, для которых это первый подобный опыт.

Executive.ru: Сколько человек в вашей команде?

В.Ш.: Десять человек: из них половина тренеры, а другая половина занимается продвижением и развитием программы. Сейчас мы масштабируемся, в каждом городе у нас будет еще по два представителя. Вся команда работает на волонтерских началах, если только речь не идет о коммерческих проектах, в таких случаях у нас есть биллинговая система. Также мы сами обучаем своих тренеров по рыночным стандартам подготовки корпоративных тренеров.

Executive.ru: Какова стоимость программы?

В.Ш.: У нас нет цели полностью коммерциализироваться: мы готовы взять на себя социальную ответственность. Мы регулярно проводим отбор и берем 10-20, а иногда и больше, кандидатов от одного города на условно-бесплатную версию обучения – раньше это делалось раз в полгода, теперь будет один раз в два месяца. Условно, так как участники вносят организационный взнос в размере 500 рублей в регионах и 900 в Москве. Платная версия программы варьируется от 3900 рублей до 9900, но даже там мы проводим отсев.

Executive.ru: Как вы отбираете этих кандидатов?

В.Ш.: Мы проводим мини-ассессмент, включающий серию деловых игр, упражнений и интервью. Результаты заносим в таблицу компетенций, оценивая каждый параметр по шкале от 1 до 5. Так же мы смотрим: а) на его уровень понимания, зачем ему эта программа; б) на уровень рефлексии относительно того, что человеку нужно развивать и менять в себе самом; в) на уровень мотивации к волонтерскому участию в наших проектах. Если человек интересен нам и мы ему интересны, то мы сотрудничаем. В последнее время отбор эволюционирует в формат целого «бизнес-шоу», куда мы приглашаем известных предпринимателей и топ-менеджеров, чтобы сделать мероприятие еще более интересным и динамичным.

Executive.ru: Вы упомянули социальную ответственность программы. Каковы ваши социальные результаты, начиная с самого старта и до сегодняшнего дня?

В.Ш.: Наши выпускники чувствуют себя увереннее и имеют конкурентное преимущество при трудоустройстве или карьерном росте. Около 20% из них устраиваются в компанию, часто в международную. Среди выпускников есть сотрудники McKinsey, Unilever, P&G, Strategy Partners, Deloitte, KPMG, Ernst & Young, издательство «Манн, Иванов и Фербер». 5-10% ребят открывают свой бизнес, в основном небольшой – например, интернет-магазины. Многие запускают или участвуют в социальных и волонтерских проектах.

Executive.ru: В каких форматах проходят занятия?

В.Ш.: В формате тренинга или деловой игры, изредка семинара. Лекций у нас практически нет. 50-70% времени мы всегда тратим на практику: проблематизирующие задания, решение кейсов, ролевые игры, деловые игры и прочие активности, повышающее усвояемость материала.

Executive.ru: Есть ли отсев в ходе программы?

В.Ш.: Конечно. С бесплатной версии отсеиваются те, кто пропустил хотя бы два занятия: они либо переходят в коммерческую версию, либо совсем уходят. Мы не склонны поощрять прогулы. Если человек пропустил одно занятие, то должен выполнить упражнение на следующем assessment-центре и доказать, что эта компетенция у него развита.

Executive.ru: В конце обучения есть какая-то итоговая работа?

В.Ш.: Финальная «жирная точка» над i ставится в формате деловой игры «Авиационный картель» (на платформе игры «Красное и черное»). Мы делим людей на команды, которые могут взаимодействовать друг с другом определенным образом шесть ходов. У участников в инструкции дана задача: разбогатеть. Самая эффективная стратегия для этого в игре – постоянно делать все, что возможно, чтобы сотрудничать с другими командами. Но многие почему-то трактуют понятие «разбогатеть» как «заработать больше, чем другие», обманывают «конкурентов» – и в финале в минусе обычно оказываются все. Настоящая задача – выстроить систему партнерства всем вместе. Во время игры участники применяют на практике все то, чему обучились. После такой финальной точки прошедших нашу программу отличает стремление сотрудничать, а не только конкурировать. Они умеют искать общие точки соприкосновения, мыслить в долгосрочной перспективе, слышать и анализировать другие точки зрения.

Executive.ru: Есть ли за рубежом аналоги вашей программы? Ориентировались ли вы на какой-то подобный проект?

В.Ш.: Мы не ориентировались на зарубежные программы – потому что почти все, что существует сейчас на тренинговом рынке, было давным-давно привезено из США. В Штатах проблемы нехватки soft skills не было изначально – у них сама культура располагает к развитию предпринимательских навыков уже на стадии университета. В развитых странах те компетенции, которые мы даем, уже давно освоены. Зато в Индии, как мне известно, такие программы, как наша, тоже актуальны: там население 1,2 млрд человек и быстрорастущий тренинговый рынок.

Executive.ru: Насколько на пользу вашей программе могло бы пойти участие иностранных преподавателей?

В.Ш.: Мы приглашали нескольких иностранных преподавателей, но делать это на постоянной основе достаточно дорого. Вторая проблема заключается в том, что многие иностранные спикеры работают в формате motivation speech – а нам, помимо мотивации, нужен конструктив. Конечно, присутствие сильных тренеров из-за рубежа пошло бы на пользу. Но, к счастью, на отечественном рынке много отличных преподавателей и тренеров, которые превосходно дают именно тот материал, который применим в наших реалиях.

Executive.ru: Каковы KPI программы?

В.Ш.: KPI – это соответствие участников нашей модели компетенций «Soft Skills Standart». Говорить о трудоустройстве мы не имеем права, потому что у нас не пятилетняя программа обучения в университете. Всего за три недели мы помогаем человеку либо найти свой путь, либо развить несколько навыков, которые ему помогут в карьере или бизнесе. Но мы не можем отвечать за то, как сложится жизнь наших учеников. Есть краткосрочные программы, которые заявляют: «Наши выпускники достигли невероятных результатов и зарабатывают миллионы благодаря нам». Это неправда. Они достигли результатов по совершенно другим причинам – потому что у них есть такие личные качества и голова на плечах. Мы лишь помогаем людям узнать о том, какие возможности, инструменты существуют, и попробовать применить их.

Executive.ru: Насколько важна для вас обратная связь от выпускников?

В.Ш.: Если честно, мое отношение к обратной связи достаточно нетрадиционное: я ориентируюсь на нее меньше, чем на рынок. Когда мы запрашиваем фидбек от участников, то самое важное для нас, какая тема стала наиболее актуальной для выпускников и дала наибольшее количество решений, которые они могут внедрить в реальной жизни. В этом году, как ни странно, это была тема эмоционального интеллекта и управления стрессом, в прошлом году – бизнес-аргументация и убеждение. Еще у нас есть коучинг. Каждый участник, прошедший хотя бы половину программы, имеет право на бесплатную одночасовую коуч-сессию на любую тему. И знаете, какая самая популярная тема? «Я хочу понять, чем хочу в жизни заниматься» или «Куда я должен дальше развиваться в профессиональном плане». Это самая распространенная проблема среди людей моложе 30 лет. Именно поэтому мы всеми силами поощряем желание развиваться – не только с точки зрения soft skills, а в принципе. Больше путешествовать, больше читать, больше интересоваться миром и понимать его многосторонность, а еще развивать свое критическое, аналитическое мышление, чему мы постоянно способствуем.

Источник фото: Open SBA program

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Цитата: "Каждый участник, прошедший хотя бы половину программы, имеет право на бесплатную одночасовую коуч-сессию на любую тему. И знаете, какая самая популярная тема? «Я хочу понять, чем хочу в жизни заниматься» или «Куда я должен дальше развиваться в профессиональном плане». Это самая распространенная проблема среди людей моложе 30 лет."

Это истинная правда! Поддердживаю!


Директор по рекламе, Москва

макроэкономически рассуждая - развивается "экономика услуг" - "образование как услуга" подразумевает образовательные услуги наиболее покупаемые потребителем - ready for sale

чем больше хорошо подготовленных к продаже образовательных услуг, тем больше экономика

реабилитация уже покупавших образовательные услуги услугой следующего уровня, мудрое решение

развитием этой стратегии это следующий шаг - подготовка производителей как образовательной услуги первого цикла, так и второго реабилитационного, так часть получателей услуги смогут трудоустроится в этой же системе производства образовательных услуг

Менеджер, Москва

Коммуникативные навыки и типа личностные это безусловно необходимо. Вопрос достаточно ли для рынка в условиях жёсткой конкуренции на уровне мира? Без системы прием, методик на инструментальном уровне у нас производительность труда в разы ниже, чем в мире. По хорошему каждому студенту на выходе нужно давать: список типовых мифов и ошибок в его области деятельности; объяснять его место в сложном мире с помощью системного анализа и S-образных кривых. И этот инструментальный провал некомпенсировать личностными навыками. Только профессиональными методиками, такими как: ТРИЗН для железных задач, система Станиславского для актёров, и тп.

Директор по продажам, Москва

Молодец, Станислав - смотрю ты активно продвигаешь свою программу/направление - выступая на конференциях, публикая эссе и интервью. На тренинге тренеров среди сотни участников - ты ярко выделялся, целеустремленностью и пониманием своей цели, респект!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.