Почему тренинг есть, а результатов нет?

«Тренинг направлен на формирование умений/навыков и установок».

Из статьи Н. Зверевой

У меня в запасе два дня тренинга. В программе, отправленной заказчику, сказано, что в течение этих дней участники овладеют навыками публичного выступления. Я знаю, что этого не произойдет, но не говорю об этом, ведь таковы правила игры. Поэтому во время переговоров мы говорим об особенностях группы, о дизайне самого тренинга, о пред- и пост-тренинге. Нам есть о чем поговорить.

Я не могу разочаровать заказчика, для которого знание о том, что тренинг формирует навык, является аксиомой.

Хочется, чтобы было именно так. Только так не бывает. Я понимаю заказчиков, которые, испытывая недоверие, спрашивают: «А разве можно этому научиться за два дня?».

«Нельзя», – спокойно отвечаю я, и почему-то их разочаровываю. Вера в Деда Мороза неистребима.На самом деле передо мной, как тренером, стоят задачи гораздо более значительные, объемные, чем передача техники и формирование навыка. С последним мне просто не справиться, не хватит времени. Все же хорошо понимают, что для того, чтобы навык как действие, доведенное до автоматизма, стал частью поведения, требуется не час и не два, а дни, недели, иногда – месяцы. Тем более, когда речь идет об одном из самых сложных видов человеческой деятельности – публичном выступлении.

Моя задача – подготовить почву, создать условия, в которых навык будет легко формироваться, помочь участнику захотеть им овладеть в принципе, включить его в систему логичных, связанных с прежним опытом представлений о том, как надо и не надо, и – очень часто – суметь эту систему изменить.

По большому счету, моя тренерская задача в том, чтобы участник в кратчайшие сроки подверг переоценке свое представление о публичном выступлении.

На мой взгляд, любое обучение только тогда может стать эффективным, когда оно выстроено по вертикали:

1. Соответствует ценностям группы или меняет систему представлений участника о том, что такое хорошо, а что такое плохо в данном деле.

2. Базируется на логически выстроенной, проверенной и соответствующей «личной правде» и культуре данной социальной группы модели поведения.

3. Подкреплено фактами и примерами, не вызывающими сомнения.

4. Предлагает поступки и действия, очевидно приводящие к результату и удивляющие своей простотой и разумностью.

5. Не унижает личность и оставляет за ней право на свободное действие в соответствии с ситуацией.

6. Исходит из приоритета задач, а не готовых решений.

7. Заканчивается техническим приемом, который используется осознанно в контексте данной ситуации.

Приведу пример, на первый взгляд не связанный с темой.

В одной компании была разработана система скриптов (речевок) для общения с клиентом. Например, в начале встречи сотрудник обязан спросить клиента: «Как к Вам обращаться?». За нарушение этого правила проверяющие снижают баллы. Некоторые клиенты отвечают: «Обращайтесь уважительно», другие шутят: «Можно просто – царь». При этом с отношением к клиенту, с внедрением модели диалоговой культуры, с развитием навыков речевой импровизации никто не работал. На ветхую одежду была пришита новая заплата.

Нужно ли объяснять, что происходит с вниманием сотрудника, который заботится о произнесении обязательных фраз и не в состоянии верно оценивать речевую ситуацию? Это не сотрудник, а начинающий водитель на автомагистрали: ужас в глазах, скованность членов и опасность для всех, проезжающих мимо.

Скрипты нужны на том этапе освоения модели взаимодействия с клиентом, когда сотрудник уже в состоянии видеть, слышать и понимать, что происходит с клиентом, когда он управляет собой и ситуацией.

По той же причине нарушения последовательности в обучении, никакой пользы не приносит и тренинг публичного выступления. Если речь идет о том, как нужно стоять и куда смотреть, но при этом мысль «а зачем стоять – может лучше лежать?» или «смотреть, или все-таки видеть?» в процессе обучения не возникает, то ждать качественных изменений не стоит.

«А как же быть с навыком? У нас нет возможности заказывать пять тренингов в год на одну тему. Вы что, на крючок свой посадить нас хотите?» – жалуется заказчик. «Хочу!» – честно отвечаю я. На хороший такой, крепкий крюк посттренингового сопровождения. Рассматривать один тренинг в год в контексте решения задач обучения не стоит. Его результаты – в области мотивации, в повышении работоспособности, в сплочении коллектива. Отлично работает, если хорошо проведен.

Годовое обучение потянет только свой собственный штат тренеров. А если их нет? Значит, нам нужны те, кто сможет выполнять задачи контроля и поддержки результатов краткосрочного обучения. Для руководителей подразделений, для лидеров и наставников должен быть проведен специальный семинар или серия таковых с одной целью – передачи методологии постренингового сопровождения.

Такой наставник в компании, в результате, будет знать, на что обращать внимание, как «оказывать первую помощь». Он станет проводником идей и контролером. Вместе с участниками тренинга и тренерами он будет говорить на одном языке. Именно с ним в режиме консультаций могут связываться тренеры компании-провайдера.

При налаженном общении постренинговое сопровождение перестает быть формальностью, а становится реальным инструментом по развитию умений, опробованных в тренинге, и закреплению их в виде навыков. Это выгодный для заказчика эффективный путь к сохранению результатов обучения сотрудников.

Фото: www.igro.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Researcher, Санкт-Петербург

Была у Игоря на тренинге. По окончанию курса мы остались с буклетом, который был выдан вначале, полученными знаниями и наставлениями Игоря практиковать через день, как минимум, для закрепления материала и превращения знаний в навыки, которые, в свою очередь нужно довести до автоматизма. И здесь он абсолютно и безусловно прав. Только повторения дадут нам желаемый результат. Тут можно вспомнить ребенка, которого что бы научить, нужно повторить 150 раз:) И лучше что бы эти повторения были над чутким наблюдением наставника. Игорь, Вам, спасибо:)

Профессор, Санкт-Петербург

Жанна, рад видеть.) Спасибо за память.

Менеджер по подбору персонала, Москва
Да, абсолютно согласна с тем, что ''повторение - мать учения''. И повторять нужно не через неделю после тренинга, и уж тем более не через месяц, а сразу. Куй железо, пока горячо :) Об этом можно прочитать на сайте Проектной Реальности [COLOR=gray=gray](ссылка удалена модератором)[/COLOR] [COLOR=gray=gray]***Сообщение было отредактировано модератором. Нарушение пункта 7.2 Декларации Сообщества: '' Участникам Сообщества настоятельно рекомендуется: При создании блога/дискуссии полностью излагать свою мысль/проблему, а не переадресовывать участников Сообщества к сторонним сайтам. Администрация ресурса оставляет за собой право удалять ссылки на другие сайты (например, «Читайте дальше здесь» и др.);''*** [/COLOR]
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.