Как и почему бизнес-школы перестраиваются под требования рынка

Российский рынок бизнес-образования меняется, и школы реагируют на эти изменения. Сокращение времени программ, их разнообразие, гибридные форматы и не только — об актуальных тенденциях рынка Executive.ru поговорил с деканом Плехановской школы бизнеса «Интеграл» Динарой Тутаевой

Тренды российского рынка бизнес-образования

Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, какие тенденции вы сейчас видите на российском рынке бизнес-образования? 

Динара Тутаева: Бизнес-образование взяло курс на существенную трансформацию своего содержания, продолжительности и целевой аудитории. Здесь не нужно лукавить, и можно заявить откровенно: чтобы оставаться в тренде и быть востребованными, бизнес-школы перестраиваются под изменения рынка. Происходит обновление учебных программ, используются новые методы преподавания, обновляется преподавательский состав, в учебных планах увеличивается объем проектной работы, организуются выездные занятия, проходящие в виде бизнес-встреч в организациях.

Здесь напрашивается вопрос о востребованности программ MBA и их дальнейшей популярности ввиду сегодняшних изменений. MBA — это западный тренд. Будет ли он восприниматься слушателем так же, как это было лет пять назад? Однозначно ответить очень сложно, но ясно одно: наблюдается существенная перестройка работы бизнес-школ в России.

Начиная с 2020 года, взгляд на образование со стороны двух участников образовательного процесса, слушателей и бизнес-школ, поменялся. Мы проанализировали спрос на бизнес-программы и сделали определенные выводы, которые позволяют нам перестраивать свою работу: 

  • Смешанный, гибридный формат обучения. Если до коронавируса к дистанционному формату все относились скептически, то сейчас — это отличный инструмент для бизнес-образования. Запросы на такой формат продолжают расти. Более того, он открыл большие возможности для слушателей из регионов, а для вузов — выход на зарубежные рынки образования в дружественных странах. 
  • Короткие, непродолжительные по времени программы. Время — самый ценный ресурс, который есть у человека. А те изменения, которые сейчас происходят в нашей стране, заставляют слушателей держать руку на пульсе и оперативно перестраиваться. Поэтому наряду с другими короткими программами растет популярность Mini-MBA. 
  • Возможность собрать свою программу самостоятельно, исходя из предлагаемых модулей (индивидуальная траектория обучения). В нашей бизнес-школе стал набирать популярность процесс формирования программ самими слушателями, исходя из предлагаемых дисциплин, модулей, тематик. В этом случае заказчик задает траекторию своих потребностей, и бизнес-школа с участием профессиональных тьюторов помогает «собрать» программу, а в процессе обучения при необходимости ее скорректировать.  
  • Решение во время обучения кейсов тех компаний, в которых работают слушатели. Последние два года мы сталкиваемся не с глобальными запросами, поступающими от слушателей, а с очень конкретными: увеличить объем продаж, научиться выстраивать грамотную логистику с целью увеличения поставок, управлять персоналом в условиях неопределенности, управлять изменениями и т.д. 
  • В 2022 и 2023 году мы заметили увеличение заказов от корпоративных клиентов по таким направлениям, как зеленая экономика, бренд-менеджмент в туризме, категорийный менеджмент, управление цепочками поставок, дизайн-мышление, цифровая трансформация, кросс-культурный менеджмент, управление финансами в период кризиса, поведение на рынке криптовалюты, внешнеэкономическая деятельность в условиях санкций, оперативное управление идеей, поведенческие финансы, кибербезопасность в кредитно-финансовой сфере и все, что связано с IT. Есть еще одна особенность, на которую мы обратили внимание при работе с корпоративными заказчиками — запрос на выезд преподавателя для проведения занятий в учебные центры организаций. 
  • Еще одним трендом стали запросы на такие направления, как психология бизнеса, бизнес-коммуникации, развитие креативных нетривиальных компетенций у персонала. А также кадровая политика: рекрутинг, адаптация, оценка, обучение и кадровый резерв персонала, развитие предпринимательских компетенций.

Здесь хотелось бы отметить возросшую требовательность слушателей к образовательным программам. Стоящего в аудитории преподавателя с классическим подходом уже недостаточно, для них интересны разнообразные подходы: геймификация, использование VR- и AR-технологий, владение «сегодняшней» аналитикой по преподаваемой дисциплине. 

Что меняют школы в ответ на запросы рынка

Executive.ru: Что за последний год изменилось в Плехановской школе бизнеса «Интеграл»? 

Д.Т.: В ноябре 2022 года произошло обновление нашей школы. Во-первых, мы провели ребрендинг. Во-вторых, мы решили попробовать объединить в школе программы бакалавриата, специалитета и магистратуры с программами дополнительного образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки и MBA) для тех, кто совмещает обучение с работой.

Зачем мы объединили программы основного образования с бизнес-программами? Ответ здесь очевиден: обучение на дополнительных программах, особенно на программах MBA — очень хороший пример студентам по профессиональному росту, они видят, что необходимо для успешной карьеры.

В-третьих, мы расширили и разнообразили форматы обучения в линейке программ MBA. 

В-четвертых, в бизнес-школе обновлен Консультативный совет, в который вошли выпускники программ MBA, работодатели и представители государственных структур. Члены совета нам очень помогают и принимают активное участие в развитии нашей бизнес-школы, ведут совместную работу по разработке наших программ, участвуют в проведении занятий, бизнес-тренингов, мастер-классов. Особенно приятно, что выпускники программ MBA готовы о нас рассказывать другим потенциальным слушателям. Всем известно, что нет ничего надежнее личных рекомендаций.

В-пятых, на бизнес-программах внедрили модули выездных бизнес-встреч в организации для обмена управленческим опытом. 

Executive.ru: Какие программы МВА сейчас предлагает ваша школа? 

Д.Т.: Наша школа предлагает программы MBA с пятью специализациями:

  1. Финансы. 
  2. Стратегический менеджмент и предпринимательство. 
  3. Маркетинг. 
  4. IT-менеджмент. 
  5. Юриспруденция. 

Две специализации – «IT-менеджмент» и «Юриспруденция» – новые и открыты к набору в этом году. 

Если говорить о структуре программ, то каждая состоит из пяти модулей. Первые четыре одинаковы для всех программ: «Навыки современного лидера», «Основы бизнеса и менеджмента», «Базовые навыки» и «Устойчивое лидерство». Они позволяют сформировать необходимые руководителю навыки: коммуникационные, организационно-управленческие, аналитические, креативные, интеллектуальные. Пятый модуль — это модуль специализации, который уже заточен под конкретное направление и позволяет приобрести соответствующий профессиональный и практический опыт. 

Не только МВА

Executive.ru: Какие еще программы дополнительного профессионального образования есть в вашей школе? 

Д.Т.: В настоящее время мы предлагаем программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки очень широкого спектра. Все они, безусловно, интересные и полезные, но мне хотелось бы выделить совсем новые программы, которые были открыты практически накануне нашего интервью.

«Бизнес, как кино: секреты диалога с потребителем» — автором программы является исполнительный продюсер нашумевшего фильма «Чебурашка» Анна Рыжикова. Несмотря на название, вы будете удивлены, она совсем не про то, как снимать кино. Суть программы в том, чтобы слушатели смогли развить навыки «упаковки» своего продукта. При этом каждый этап обучения построен на пошаговом алгоритме создания фильма.

«Бизнес-коммуникации» — эта программа позволяет управлять коммуникациями в бизнес-среде на основе методики DISС, которая доказала свою эффективность в психологии корпоративного управления, психологической диагностике, менеджменте организации и управлении человеческими ресурсами.

А для тех, у кого нет возможности обучаться два года на полноценной программе MBA, но есть большое желание стать эффективным руководителем, предлагаем новейшие программы «Mini-MBA: Эффективный руководитель» и «Mini-MBA: Управление финансами для руководителей». Методика преподавания и взаимосвязи дисциплин позволит человеку, никогда не проходившему профильное обучение по экономике и финансам, стать профессиональным руководителем и эффективно принимать управленческие решения в финансовой сфере. 

Executive.ru: В чем особенность ваших программ, чем они отличаются от программ в других школах?

Д.Т.: Я считаю, что, несмотря на, казалось бы, внешнюю схожесть программ, не существует ни одной идентичной программы ни в одной известной мне школе. Одинаковые названия дисциплин вовсе не означают одинаковое содержание. Все зависит от преподавателя дисциплины, подачи, наполнения, а также целевой аудитории. Наши программы уникальны, интересны, современны, и, конечно же, подкреплены качеством Плехановского университета.

Кто приходит на программы Плехановской школы бизнеса

Executive.ru: Изменился ли за последний год профиль слушателей ваших программ? Кто и для чего на них приходит?

Д.Т.: Здесь я бы ответила, что изменился не профиль слушателей, а их запросы. Это и предсказуемо. Интенсивность, полная и глубокая вовлеченность в обучение, адаптивность, нетривиальность, разнообразные форматы обучения, более конкретные вопросы для изучения, возможность выстраивать тесные деловые контакты, высокая требовательность к преподавателям и бизнес-школе — вот основные тренды, которые задают нам слушатели.

Изменения, происходящие в мире, вывели на первый план семейные ценности. И это, в том числе, отразилось на выборе Плехановского университета как образовательной организации для всех членов семьи независимо от возраста и профиля деятельности. Мы часто наблюдаем, когда несколько поколений проходит обучение в нашем университете, в том числе по основным и дополнительным программам. 

Если говорить о целях, слушатели обычно приходят в Плехановскую школу бизнеса ради качественного нетворкинга, чтобы получить практические навыки, запустить свой бизнес, стать эффективным руководителем, разобраться в бизнес-процессах своей компании и провести ее перезагрузку.

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова — это современный вуз, который ежедневно развивается, расширяется и полностью соответствует требованиям рынка труда. Руководство университета уделяет большое внимание качеству обучения, а также современной инфраструктуре. Благодаря этому бизнес-образование в Плехановском университете вышло на качественно новый, современный уровень. А чтобы в этом убедиться, мы приглашаем всех желающих посетить наш университет и познакомиться с нами поближе. 

Продолжается набор на программы МВА, профессиональной переподготовки, повышения квалификации Плехановской школы бизнеса «Интеграл». Узнать больше о всех программах можно на официальном сайте школы.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.