Кому и зачем надо учиться на DBA?

На правах рекламы

DBA (доктор делового администрирования) – это достаточно новая для России научно-практическая степень, присуждаемая после защиты диссертации управленцам с высоким уровнем практических компетенций. На программу приходят сложившиеся специалисты, в том числе обладатели дипломов MBA и кандидаты наук из разных сфер, стремящиеся систематизировать свой опыт и на его основе выработать рекомендации, имеющие универсальное значение для бизнеса.

В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС обучение на программе DBA длится три года и состоит из трех частей: исследовательской, обучающей и тренинговой. Работая в плотном контакте с персональным руководителем, слушатели посещают лекции, участвуют в дискуссиях, совершенствуют практические навыки и готовятся к защите диссертации. Executive.ru пообщался с Александром Гапоненко, директором программы DBA и заведующим кафедры менеджмента, о том, кому рекомендовано DBA, в чем преимущества обучения в ИБДА и почему критика образования оказывается несостоятельной по отношению к программе.

Executive.ru: Кому нужно, а кому не нужно обучение на DBA? Некоторые успешные бизнесмены, в частности Сергей Галицкий и Илон Маск, скептически настроены по отношению к бизнес-образованию…

Александр Гапоненко: С моей точки зрения, на вопрос «Кому нужно DBA?» нет однозначного ответа. Все зависит от типа личности. Есть самоучки по природе, «вечные двигатели», которые непрерывно обучаются в процессе общения, делания, диалогов с коллегами. А есть люди, по своему складу ума более склонные к аналитическому мышлению, постоянно рефлексирующие и задающие вопросы – для них обучение будет, несомненно, более полезным. DBA является бизнес-образованием высшей ступени, где степень рефлексии доходит до максимального уровня. Эффект от обретения новых знаний ощущается особенно четко в процессе написания диссертации: слушатель формулирует и излагает собственное осмысление того, что уже сделал или мог бы сделать в рамках своего бизнеса с целью улучшения тех или иных практик и процессов.

Executive.ru: Вы только что выразили то, что отчасти соотносится с точкой зрения Галицкого. Маск же критикует бизнес-образование по другой причине – он считает, что выпускники MBA недостаточно креативны и инновационны.

А.Г.: По этому поводу я бы сказал несколько слов в защиту отечественного бизнес-образования. Действительно, западное деловое образование сегодня является достаточно стандартизированным продуктом. Испробованная однажды модель дублируется в разных школах, что формирует определенный тип выпускника с предсказуемым набором компетенций. В ИБДА, напротив, мы стремимся к тому, чтобы большая часть наших курсов в рамках программ MBA и DBA носили сугубо авторский характер. Мы набираем не преподавателей, которые могут стандартным образом передавать знания, которые можно почерпнуть из учебников по микро- или макроэкономике, стратегическому менеджменту, организационному поведению и так далее – мы подбираем людей, которые привносят в процесс свой личный опыт либо из управления бизнесом, либо из консультационной практики. Наш продукт является в большей степени плодом сотворчества и слушателей, и постоянно обновляющегося состава преподавателей. Один из девизов нашей бизнес-школы звучит как «Думай сам» - это недвусмысленно дает понять, что мы не используем готовые паттерны, модели и рецепты. Мы даем подходы и методы к решению задач, а заниматься непосредственно решением слушатели должны сами.

Executive.ru: Еще один аргумент, к которому апеллируют критики бизнес-образования: в наши дни практически любую информацию можно добыть и изучить самостоятельно. Дают ли на DBA что-то такое, что слушатели не могли бы освоить за пределами программы?

А.Г.: Специалисты по знаниям делят все знания на явные и неявные. Явные – это те, о которых, действительно, можно прочитать самостоятельно. Неявные же стоят ближе к навыкам и умениям, они требуют тренировки, их получают при непосредственном общении. К примеру, это навыки выступления на публике, взаимодействия с другими людьми и ведения переговоров, использования конструктивных ментальных моделей – все то, что носит название soft skills. На большинстве программ бизнес-образования их обычно преподносят в свернутом виде, а у нас есть возможность уделить им самое пристальное внимание. Например, у нас есть занятия по разрешению конфликтов в коллективе, которыми мы очень гордимся – это весьма тонкая и интересная тема, которую разбирают в формате тренингов. В аудитории между участниками искусственно воссоздаются реальные конфликтные ситуации, и их необходимо разрешить, используя определенные техники.

Executive.ru: То есть это практически ролевая игра получается?

А.Г.: Называйте как угодно. Когда меня спрашивают, какую часть дисциплин на нашей программе составляют активные методы, я удивляюсь: причислять то или иное занятие к активному или пассивному – это примитивный подход. Любое занятие должно, с моей точки зрения, носить интерактивный характер – за исключением того случая, когда в аудитории сидит 150 человек. У нас на DBA группы компактные, в районе 10 человек, так что обсуждения по стилю и по тону часто бывают похожи на дружеский разговор.

Executive.ru: Исходя из вышесказанного, получается, что дистанционные методы обучения едва ли применимы для DBA?

А.Г.: Мы стараемся, чтобы в процессе обучения между слушателями и преподавателями был преимущественно прямой контакт. Но конкретно на программе DBA основной упор делается на подготовку диссертации – и здесь в ход идут по большей части дистанционные методы. Слушатель постоянно общается со своим руководителем по скайпу и по телефону, происходит регулярный обмен документами по электронной почте в формате индивидуального консалтинга. Однако есть нюанс: исключительно важно, чтобы первоначальный контакт слушателя и руководителя состоялся в очном режиме, чтобы оба участника смогли при встрече прочувствовать друг друга.

Executive.ru: С одной стороны, на DBA всемерно поощряется нестандартное мышление. С другой стороны, руководитель программы обязан вносить в диссертацию определенные замечания в процессе работы слушателя над ней. Какой же характер носят эти замечания?

А.Г.: Руководитель выступает в роли личного тренера или коуча слушателя, но в научном аспекте. Он помогает структурировать работу, улучшить формулировку выводов и задает дополнительные вопросы, которые более объемно раскрывают тему. Хороший руководитель не тот, кто всех хочет сделать подобными себе и пытается клонировать себя, любимого, в своих учениках – а тот, кто помогает, в первую очередь, в методическом плане. Человек, впервые приступающий к работе над диссертацией, не знает, как изначально подойти к этому процессу, что должно присутствовать в работе. Важно уточнить, что докторская диссертация на программе DBA – это не научный труд в его стандартном понимании, а работа научно-практическая. Она совершенно не обязана быть написанной в сложном ученом лексиконе – слушатель имеет право излагать свои мысли в свободном ключе.

Executive.ru: Включен ли в программу коучинг в традиционном его понимании?

А.Г.: Да, благодаря компактным размерам групп у нас есть такая возможность. Наш коуч проводит с каждым слушателем индивидуальное занятие длиной два астрономических часа, задавая ему серьезные вопросы: что есть для слушателя работа, как он балансирует работу и семейную жизнь, какие цели он ставит себе на ближайшие 20 лет, и так далее. Значительное количество профессиональных коучей имеет психологическую подготовку – однако не многие из них готовы общаться с нашим слушателем на равных, делясь своим опытом из бизнеса. У этих занятий есть и вторая цель: на них слушателю также рассказывают, как организовать процесс коучинга внутри его компании.

Executive.ru: Существует ли на DBA клуб выпускников? Получают ли те, кто успешно закончил обучение на программе, доступ к неким эксклюзивным базам данных или знаний?

А.Г.: Наша программа дает ее участникам возможность всю жизнь оставаться привилегированными слушателями в ИБДА: выпускник может свободно прийти на любое из наших регулярных или нерегулярных мероприятий. Что касается эксклюзивных баз знаний, то их в принципе не существует в мире. Достаточно исчерпывающая база данных, в том числе кейсов, есть, например, у Bloomberg – корпорации с оборотом в десятки миллиардов. Однако никакой университет мира не может себе позволить иметь такую базу, да мы и не задаемся такой целью. Зато мы даем слушателям возможность встретиться с лучшими экспертами России и мира на нашей площадке, а доступ к живым людям – это самое главное.


Более подробно о программе DBA вы можете узнать на сайте ИБДА.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.