MBA из будущего: главные тренды на рынке бизнес-образования

По прогнозам экспертов, в 2020-2021 году программы MBA будут пользоваться рекордным спросом. Еще в мае прошлого года на этот тренд обратили внимание консалтинговые агентства в сфере бизнес-образования, а также ведущие бизнес-школы — как в США, так и в Европе.

На популярность MBA влияет несколько факторов: в первую очередь, кризис на фоне пандемии и колебания на рынке труда. Так, многие топ-менеджеры, которые прежде задумывались о смене работы, предпочитают посвятить время учебе. Спрос на MBA растет и благодаря стимулирующим программам: бизнес-школы запускают новые направления обучения, вводят льготные системы оплаты или продлевают прием заявок.

Впрочем, трансформация бизнес-образования началась задолго до 2020-х — школы давно начали тестировать новые методики и технологии обучения, включать дополнительные модули с фокусом на digital и экспериментировать с образовательными моделями. Например, все чаще учебные заведения запускают короткие гибридные программы. Сегодня студентам MBA уже не приходится ежедневно посещать кампус и выделять на обучение несколько лет. Многие совмещают учебу с работой и часть занятий посещают дистанционно. В целом, бизнес-образование становится более гибким и адаптивным — учебные модули постоянно обновляются, а школы тестируют новые бизнес-модели, например, позволяют студентам оплачивать обучение после трудоустройства.

Разберем три главных тенденции в сфере бизнес-образования, которые уже трансформируют отрасль.

Новые форматы и программы обучения

Традиционный формат MBA с фокусом на офлайн-занятиях отходит на второй план. Большинство крупных школ за последние 5-7 лет внедрили гибридные программы, которые соединяют в себе офлайн- и онлайн-модули. Например, мы одними из первых начали тестировать методологию blended learning — смешанного обучения, которое соединяет интерактивные онлайн-занятия с классическими лекциями и семинарами на территории кампуса. Постепенно бизнес-школа модифицировала формат и ввела систему liquid learning, при которой студент самостоятельно определяет предпочтительный формат занятий.

Так, учащиеся могут участвовать в асинхронных дискуссиях на форуме: профессор определяет тему для диалога и модерирует беседу, присоединиться к которой можно в любой момент. Онлайн-дискуссии и прямые трансляции соединяются с офлайн-занятиями, причем часто они проходят в разных городах — например, в Мадриде, Лондоне, Сингапуре или Лос-Анджелесе и Шанхае. Модель liquid learning позволяет топ-менеджерам совмещать работу с обучением, но при этом заниматься офлайн-нетворкингом — а именно живого общения не хватает студентам онлайн-MBA.

Интересный формат обучения предлагает и Олинская бизнес-школа — в 2019 году она отправила группу студентов в экспериментальную командировку продолжительностью 38 дней. За это время учащиеся посетили несколько городов и стран, познакомились с особенностями предпринимательства в США, Европе и Азии, и погрузились в местную культуру. Такая практика развивает не только бизнес-навыки, но и soft skills — будущие топ-менеджеры учатся работать в мультикультурной среде, быстрее отслеживать тренды и адаптироваться к реалиям нового рынка. Из-за пандемии развитие таких проектов приостановилось, но в будущем школы все чаще будут включать в программу выездную практику и буткэмпы. 

Как отмечает президент IE University Сантьяго Иньигез, большим спросом на рынке пользуются и «двойные степени» — гибридные MBA, которые соединяют в себе бизнес-администрирование с дата-аналитикой, юриспруденцией, дизайном и медициной, цифровые знания. Многие европейские бизнес-школы вводят так называемый принцип «расчески» (T-shaped learning) — в этом случае учебная программа включает комбинацию несколько направлений, а в образовательный процесс включены эксперты из различных школ и университетов. 

Школы тоже интегрируют актуальную повестку в образовательный контекст — например, запускают модули по устойчивому развитию и экологии, включают занятия по антикризисному менеджменту в основную программу. В целом на разработку новых направлений и курсов уходит довольно много времени. Так, Уортонская школа бизнеса в марте 2020-го оперативно ввела курс о влиянии пандемии на бизнес — на него в первый же месяц записалось 2400 человек. Помимо этого, учебные заведения запускают новые форматы практических занятий — в 2020 году студенты помогали небольшим предприятиям адаптироваться в условиях кризиса: строили стратегии, проводили брейнштормы, составляли бизнес-планы.

Инновационные модели MBA

Бизнес-школы экспериментируют не только с содержанием бизнес-программ, но и с методами набора. Так, в 2020 году многие упростили условия поступления — например, Школа бизнеса Дарден расширила линейку вступительных тестов, которые будут рассматриваться комиссией. А соискатели с выдающимися профессиональными достижениями могут поступить только на основании своего портфолио и результатов собеседования. Эксперимент ввели прошлой весной, но школа использует такой формат до сих пор.

Хотя качественные MBA-программы обычно требуют вложений, линейка доступных вариантов расширяется. Бизнес-школа Иллинойского университета еще в 2015 году ввела гибридный формат MBA стоимостью $22 тыс. — студенты обучаются онлайн, но могут регулярно встречаться с преподавателями и сокурсниками. Школы также запускают стипендиальные фонды для поддержки талантливых абитуриентов в условиях кризиса, а на рынке появляются специализированные сервисы для финансирования учебы. Например, лондонская фирма EdAid позволяет оплачивать учебу постфактум, после окончания бизнес-школы и выхода на определенный уровень дохода.

Технологии будущего

Голограммы, виртуальная реальность, машинное обучение — бизнес-школы заимствуют новые решения на рынке EdTech и органично встраивают их в образовательную программу. Одним из первых тестировать голограммы стал Имперский колледж Лондона — технология позволяет преподавателям удаленно вести лекции и семинары, виртуально присутствуя в аудитории. Виртуальная и дополненная реальность упрощает учебный процесс — с их помощью бизнес-школы создают цифровые пространства, в которых студенты могут отрабатывать различные навыки. 

AR и VR позволяет составлять детальные визуализации и симуляции. Кроме того, с помощью аватаров студенты могут удаленно посещать лекции, участвовать в дискуссиях и командной работе. Такая практика делает MBA-программы более инклюзивными — студенты с инвалидностью, которые обучаются онлайн, не чувствуют себя изолированными и могут виртуально присутствовать на практических занятиях, даже если те проходят в разных городах и странах.

Многие бизнес-школы инвестируют в создание удобных цифровых платформ для объединения разных каналов коммуникации с учащимися. Поскольку большинство студентов MBA — это миллениалы и зумеры, важно создать для них комфортную digital-среду. Классические MOOC-платформы в эту парадигму не вписываются, поскольку они не предполагают интерактивных модулей и недостаточно вовлекают студентов в учебный процесс. Учитывая эти требования, мы разработали интерактивную среду WOW Room, которая позволяет проводить занятия как онлайн, так и офлайн, используя различные цифровые инструменты, в том числе голограммы, робототехнику и технологии лайв-стриминга. WOW Room может распознавать эмоции — с его помощью можно оценивать вовлеченность студентов на занятиях и создавать персонализированный контент.

Бизнес-школы используют технологии не только для вовлечения студентов, но и для оценки эффективности обучающих программ. Алгоритмы на базе машинного обучения и инструменты для работы с big data упрощают процесс аналитики и помогают оперативно выявить слабые места и создавать персонализированный контент. 

Бизнес-школы за последние 5-10 лет совершили эволюционный скачок, однако рынок пока остается довольно консервативным. На внедрение нового уходят месяцы, а иногда и годы. Например, эксперимент с голограммами в Имперском колледже Лондона пока так и остался экспериментом, несмотря на растущую популярность EdTech-продуктов в условиях пандемии. Впрочем, в бизнес-образовании ключевую роль играют не столько хайтек-решения, сколько новые методы, практики и подходы,  кроме этого важна и адаптивность к текущим реалиям. И в этом плане школы MBA быстро подстраиваются под тренды.

В 2020-е мы увидим еще больше гибких, доступных и инклюзивных программ, которые охватывают более широкую аудиторию. Более того, учебные заведения делают все большую ставку на персонализацию и кастомизацию. Сегодня перед бизнес-школами не стоит задача создать одну идеальную MBA-программу, важно построить систему, которая поможет студентам получать нужный набор навыков и знаний, которые не утратят свою актуальность через пару лет. Поэтому учебным заведениям важно сфокусироваться не на hard skills или soft skills, а на метанавыках, таких как эмпатия, гибкость и креативность.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.