Где найти идею, команду и инвестора для нового проекта?

Выпускник программы MBA Entrepreneurship and Innovation WU Executive Academy, CEO компании xDroid, Виктор Родионов, считает, что бизнес-школа помогла ему выйти из карьерного тупика. В интервью для Executve.ru он поделился своими впечатлениями об обучении в бизнес-школе, рассказал, как изменилось его сознание и подходы к решению бизнес-задач и как учеба в школе органично переросла в работу в стартапе.

Как дипломный проект стал бизнес-планом

Executive.ru: Два года назад вы получили MBA. Что за эти 2 года произошло интересного в вашей жизни?

В.Р.: Я запустил стартап. Еще в процессе обучения с коллегой по группе у нас родилась бизнес-идея, связанная с играми. Мы пофантазировали на тему, что можно взять радиоуправляемые машинки и добавить в них игровую логику гоночных симуляторов. Зацепились за эту идею и последний год обучения оттачивали на ней все задания и проекты, которые выполняли в рамках курса. Хотели довести эту идею до ума, превратить ее в продукт или хотя бы сформулировать ее структурно и системно. В итоге дипломный проект стал нашим будущим бизнес-планом.

В процессе работы над дипломным проектом нам также удалось найти инвестора. Кстати, он также был нашим сокурсником по MBA. Он вложил небольшую сумму, чтобы довести техническую часть проекта до готового продукта. После защиты дипломной работы мы открыли компанию xDroid в Вене и активно занимаемся ее развитием.

Executive.ru: Как запускали стартап?

В.Р. Изначально мы разработали уникальную технологию для рынка игрушек. Наш протокол – это надстройка над обычным Wi-Fi, которая позволяет создавать распределенную сеть устройств, функционирующих независимо друг от друга, но взаимно обменивающихся данными. Сеть можно использовать как просто для пересылки информации, так и для in-door локации – анализа местоположения объектов в пространстве и для управления с помощью смартфона радиоуправляемыми машинками. Со временем ощутили спрос со стороны других отраслей. Например, идеей заинтересовались индустрия развлечений, ивентов, а также торговые центы, парки.

Нам удалось получить небольшую финансовую помощь на разработку продукта от австрийского правительства. Сейчас этап разработки продукта закончен. Мы перешли к следующему этапу по запуску продукта на рынок.

Сначала были мысли самим выходить на рынок с машинками, поэтому мы запустили сбор средств на краудфандинговой платформе kickstarter.com. Собрали 50 тыс. евро за две недели. Но в итоге отказались от этой идеи, не стали брать на себя риск и ответственность. Мы остановили сбор средств и отменили кампанию. Одновременно с этим решением встретили партнера, который помог выйти на крупных производителей игрушек, имевших доступ к рынкам Северной Америки и Европы. Это долгосрочное сотрудничество, которое при идеальном сценарии поможет довести наш продукт до полок магазинов к рождеству 2020-2021 года.

В последние 2 года мы работали в направлении R&D. Сейчас у нас в руках технология, которую мы начинаем продвигать на рынок абсолютно для разных игроков: индустрии развлечений, развлекательных центров, event-агентств. Предоставляем услуги по геймификации физических активностей. Мы постоянно ищем новые направления и одним из важных считаем для себя ворваться в сферу образования, добавить больше геймификации в процесс обучения школьников и студентов.

Executive.ru: Расскажите о команде, которая работает над проектом?

В.Р.: Ядро команды – 6 человек: 3 русскоговорящих, немец, австриец и венгр. Что касается местонахождения, то все ключевые игроки нашей интернациональной команды живут в Вене. Мы прибегаем к услугам фрилансеров, которые разбросаны по всему миру.

Нелинейная карьера предпринимателя

Executive.ru: Вы ставили себе цель поменять страну, когда поступали на MBA?

В.Р.: Изначально у меня не было цели переезжать из России. В 2014 году наступил критический момент. К этому периоду мне удалось организовать финансовую подушку, которая позволяла принять решение и сделать шаг навстречу MBA. Это не было самоцелью, так сложились обстоятельства. Многие стремятся уехать и используют MBA в качестве инструмента для эмиграции, но, на мой взгляд, не важно, где ты находишься, важно, что можно делать в этом месте, какие возможности оно открывает перед тобой. Откровенно говоря, в России гораздо проще зарабатывать деньги, чем здесь.

Executive.ru: Какие знания, навыки и компетенции вы планировали приобрести благодаря MBA?

В.К.: Моя личная цель, которую я себе ставил до начала обучения – прокачать английский язык. Программа MBA сильно помогла усовершенствовать навыки тайм-менеджмента, межличностных коммуникаций и нетворкинга. Мне стало проще сближаться с людьми, выходить первым на контакт. Теоретическая часть курса была насыщенной и интересной, но самая лучшая его часть – это нетворкинг. Да, это дорогой нетворкинг, но очень правильный, быстро формирующийся и эффективный.

Executive.ru: Когда и почему вы в первый раз задумались об MBA?

В.Р.: У меня абсолютно нелинейная карьера. Я получил первое техническое образование в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. По окончании вуза я вышел IT-специалистом, но не стал работать по специальности. На тот момент мне совершенно не нравилась идея быть программистом. Параллельно с первым образованием на последнем курсе я поступил в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Увлекся графическим дизайном и получил второе высшее образование по соответствующей специальности. И уже после к этому образовательному коктейлю добавил MBA.

Благодаря этому образовательному «миксу» мне удалось овладеть навыками дизайн-мышления, которые позволяют, делая разные итерации, усовершенствовать продукт. С помощью трех разных видов образования – графического, технического и MBA – мне удалось сформировать правильный образ мышления, который эффективно работает. Несмотря на то, что в резюме это выглядит не очень привлекательно, не линейно. Если я соберусь перейти на сторону наемного менеджера и начну искать работу, непросто будет объяснить HR-у мою историю. Когда рекрутер видит такой контекст в резюме, это воспринимается как метание человека, что он еще не определился.

В первый раз мысли об MBA появились сразу, как только я получил первое высшее образование. Даже пробовал подавать документы в несколько бизнес-школ, но получил отказ из-за недостатка релевантного опыта. Идея получить MBA всегда обитала в моей голове. В 2015 году настал момент в карьере и в жизни, когда нужно было предпринимать решительные шаги, кардинально менять ситуацию. Я зашел в карьерный тупик. Да, я мог переключаться на другие направления, но в плане личностного развития я достиг потолка.

Поступление: испытание льдом

Executive.ru: Почему вы выбрали WU Executive Academy?

В.Р.: Во мне всегда был дух предпринимателя, захотелось его поддержать, помочь развиться. Я целенаправленно искал программы, направленные на предпринимательство и инновации, а не просто MBA. Программа MBA Entrepreneurship and Innovation WU Executive Academy одна из первых появилась в списке запросов Google.

На тот момент я был очень ограничен во времени, увидел их предложение, отправил свои данные в приемную комиссию. Быстро получил обратную связь, меня пригласили на собеседование. Я приехал в школу, внимательно все посмотрел, прошел собеседование. Через 2 недели пришел ответ, что меня приняли. Меня это абсолютно устроило.

Кроме того, у меня есть несколько хороших друзей со школы, которые живут в Вене. Мне было организационно проще перебраться сюда. Друзья помогли мне переехать.

Еще одним важным фактором при выборе школы для меня было отсутствие требований предоставить IELTS и GMAT. Хотя на руках у меня был TOEFL, который подтверждал мой уровень владения английским, полученный за пять лет до поступления на MBA.

Executive.ru: Как прошло собеседование со школой?

В.Р.: Для меня это было стрессовое интервью. Мне дали кейс на тему трансформации индустрии льда с появлением холодильников. Это известный бизнес-кейс. Мой интервьюер был очень настойчив в своих вопросах. Он отвергал предложенные мной решения кейса и требовал новых вариантов, говорил, что надо решать по-другому. Это повторялось пять раз. Как я узнал после собеседования, правильного ответа не было. Это была проверка, насколько оперативно кандидат может находить новые варианты и адаптироваться к ситуации. Для меня это был неожиданный опыт, но очень классный.

Наш офис похож на большой гараж

Executive: Инновационный подход – означает делать привычные вещи иначе. Как изменился ваш подход к решению задач? Какой он был раньше и сейчас, после обучения? Какую технику для инновационного решения задач вы применяете?

В.Р.: Есть такое выражение: It’s much more important to do right things instead of doing things right. Оно означает, что гораздо важнее делать правильные вещи, чем делать вещи правильно, т.е. нужно в каждый конкретный момент времени делать то, что позволит тебе достигнуть цели как можно скорее.

Мой предыдущий образ мышления работал следующим образом. Задача: запустить новый продукт на рынок. Для этого мне необходимо сначала провести исследования и опросы, создать продукт, затем наладить производство, после чего с готовым продуктом прийти к дистрибьюторам, они уже начнут продавать его. Это неправильный подход, потому что можно прийти к дистрибьютору с прототипом, который можно сделать за один день и сразу получить обратную связь от производителя, дистрибьютора, клиента.

Получив отзывы с их стороны, вернуться к работе над продуктом, чтобы сделать следующую итерацию для его улучшения. На следующий день снова прийти к клиенту с улучшенной версией продукта. Рассказать ему о том, что прислушался к его мнению, внес необходимые доработки, теперь он выглядит по-другому, как просил клиент. Что теперь ты думаешь на его счет? Теперь он тебе нравится? Хорошо. Купи, пожалуйста, мой доработанный продукт.

Клиент соглашается, но замечает, что у тебя нет готового продукта. Ты предлагаешь ему внести предоплату, таким образом, проверяешь ценовую политику. Если клиент не готов проголосовать рублем за твой продукт, снова возвращаешься в офис и делаешь следующие итерации, снова и снова улучшая характеристики продукта, или ищешь другую бизнес-модель.

Такой подход позволяет за 2-3 месяца полностью сформировать готовый работающий бизнес-план, который не только существует в голове, но и проверен рынком. Таким образом, уменьшаешь вероятность ошибки и уменьшаешь стоимость этой ошибки, даже если ее допускаешь. Программа MBA помогла мне перестроить мышление, овладеть lean-подходом, стать итеративным и бережливым по отношению к своему времени и к остальным ресурсам.

У нас более сложный продукт, который включает в себя hard и soft составляющие, электронику и пластик. Нам сложнее быть agile, чем просто софтверным компаниям, которые делают ПО или приложения. Но мы стараемся. Наш офис похож на большой гараж, где можно от 15 минут до 3 часов создать любой продукт от наклейки до космического корабля.

Executive.ru: Многие выпускники отмечают, что MBA – это не только изменения в подходе к бизнесу, но в первую очередь трансформация личности. Какие трансформации вы заметили в себе?

В.Р.: Поменялась система ценностей. До обучения на первом месте была материальная составляющая. Работа всегда была исключительно источником дохода и ничем больше. Сегодня работа – это в первую очередь то, чем мне нравится заниматься и только во вторую очередь – источник дохода. Возможно, это не очень хорошо для финансового благополучия моей семьи, но в ментальном плане мое состояние сейчас на гораздо более высоком уровне. Цели трансформировались в более глобальные и значимые достижения.

Как везде успевать

Executive.ru: Как вам удавалось совмещали учебу, работу и семью? Может быть, у вас есть какие-то лайфхаки, как все успеть и оставаться в форме.

В.Р.: Главный лайфхак – надо правильно жениться. Я очень благодарен супруге за поддержку. Она взяла на себя весь быт и ребенка. Я был полностью обеспечен всем необходимым, чтобы уйти в учебу с головой 24/7. Они меня очень мало видели за эти два года. У меня был один официальный выходной в неделю, воскресенье. И в этот день мне было запрещено чем-либо заниматься кроме семьи.

Что касается совмещения учебы и работы, то на тот момент у меня была возможность не работать на полную ставку. Я был вовлечен в образовательный проект, который немного поддерживал меня финансово. Я сознательно отказался от полной занятости и до начала обучения на MBA ушел из компании, в которой проработал на протяжении 2,5 лет. За 2 недели до начала курса переехал с семьей в Вену по студенческой визе.

Executive.ru: Как поддерживать себя в форме после MBA? Ваши рекомендации.

В.Р.: Запустить стартап!

Executive.ru: Какой совет как выпускник бизнес-школы вы даете новичкам, которые только планируют поступить на курс MBA?

В.Р.: Если уже задумались, есть внутренний позыв, то не надо ждать другого более подходящего времени, идите и делайте. Лучшее время, чтобы начать – сейчас!

Если есть 5 лет опыта работы, вы чувствуете и видите, что в вашей профессиональной области или индустрии можно улучшить и оптимизировать –смело делайте шаг вперед.

Если рассматриваете профессиональный MBA в предпринимательстве и инновациях, я советую уже иметь бизнес-идею в голове, с которой вы придете и будете применять и оттачивать все подходы и методы на ней.


Хотите проверить бизнес-идею и запустить стартап? Присоединяйтесь к ведущему бизнес-сообществу программы MBA Entrepreneurship and Innovation WU Executive Academy (Вена, Австрия). Ближайший старт программы – 14 октября 2019. Узнать больше

До 31 мая 2019 года у вас есть возможность подать заявку на стипендию по программе Professional MBA по специализации Entrepreneurship & Innovation, которая позволит сократить стоимость обучения на 50%.
Подробнее о стипендиях 

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по продажам, Санкт-Петербург

Если у тебя есть "лишние" 60-100 тыс. евро на МВА, то зачем тебе МВА?

Если у тебя их нет, то откуда тебе их взять?

Дилемма.

Коммерческий директор, Москва

Максим, вы рассуждаете как человек с низкой "планкой=потолком".

100 тыс. евро - это всего лишь дорогой автомобиль, или дешевая квартира, но никак не завод, или холдинг, для управления которыми полезен диплом МВА.

Если потолка нет, то нужен МВА, чтобы успеть подняться существенно выше.

А средства на обучение или уже есть, или известно, как и где их взять (возможно, на определенных условиях).

Генеральный директор, Москва
Максим Ляшев пишет:

Если у тебя есть "лишние" 60-100 тыс. евро на МВА, то зачем тебе МВА?

Если у тебя их нет, то откуда тебе их взять?

Дилемма.

 

Борис Васильев

Максим, вы рассуждаете как человек с низкой "планкой=потолком".

100 тыс. евро - это всего лишь дорогой автомобиль, или дешевая квартира, но никак не завод, или холдинг, для управления которыми полезен диплом МВА.

Если потолка нет, то нужен МВА, чтобы успеть подняться существенно выше.

А средства на обучение или уже есть, или известно, как и где их взять (возможно, на определенных условиях).

Это не дилемма, а аксиома:

Сытый голодного не понимает...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.