Чему учатся топ-менеджеры: 6 трендов 2018 года

В октябре 2018 года газета Financial Times опубликовала ежегодный рейтинг глобальных программ для руководителей – Executive MBA Ranking 2018. Какие тренды отражаются в программах EMBA ведущих бизнес-школ мира? Почему корпоративная социальная ответственность становится значимым критерием? Какие программы выбирают женщины-руководители? Об этом – в обзоре Executive.ru.

1. В топе – азиатские программы

Как и в рейтинге мировых программ full-time MBA, в Executive MBA Ranking 2018 заметно присутствие программ из азиатского региона. В первой десятке представлено восемь программ с участием Китая, в ряде случаев в партнерстве с университетами США и Европы. Фаворит рейтинга – совместная программа Kellogg / HKUST – удерживает лидерство на протяжении последних трех лет и в девятый раз возглавляет рейтинг за 12-летний период. Темная лошадка прошлого года – программа EMBA-Global Asia (University of Hong Kong / Columbia Business School / London Business School), ворвавшаяся в рейтинг Financial Times сразу на второе место, опустилась на четвертую строчку. А программа китайской бизнес-школы CEIBS за год переместилась с 14-го сразу на пятое место, улучшив результаты по девяти критериям из 16. CEIBS – первая азиатская бизнес-школа, которая в 2018 году вошла в топ-10 сразу двух рейтингов FT. С одной стороны, результаты рейтинга – показатель укрепления позиций бизнес-образования в Азии, а с другой – его глобализации. В частности, ключевые курсы EMBA CEIBS преподаются в Шанхае, Аккре и Цюрихе, а также дополняются международными модулями в семи странах на пяти разных континентах.

Подход, на основе которого FT ранжирует бизнес-школы, предполагает сравнение финансовых достижений выпускников программ EMBA через три года с момента окончания обучения. За ориентир берется среднегодовая зарплата в долларах США, пересчитанная с учетом покупательной способности в разных странах, и приведение доходов менеджеров в разных отраслях к средневзвешенному показателю. Последнее исследование охватило 139 программ EMBA, включая 16 совместных программ, предоставляемых более чем одной бизнес-школой. В нем приняли участие 4680 выпускников. Так, выпускники программы-лидера Kellogg/HKUST через три года после завершения обучения имеют самую высокую заработную плату (в среднем до $507 тыс. в год), в сравнении с результатами выпускников других программ EMBA, а также получают хорошие возможности для международного нетворкинга.

Топ-10 глобальных программ EMBA по версии Financial Times

2018/ 2017

Бизнес-школа

Страна

Средняя зарплата через 3 года, $

Рост зарплаты за 3 года, %

1/1

Kellogg / HKUST Business School

Китай

507 492

66

2/5

Trium: HEC Paris / LSE / NYU Stern

Франция /Великобритания / США / Китай

342 970

60

3/3

Tsinghua University / Insead

Китай /Сингапур / Франция /ОАЭ

365736

54

4/2

EMBA-Global Asia: Columbia / HKU / LBS

Китай /Великобритания /США

307840

76

5/14

CEIBS

Китай/Швейцария

364 578

75

6/-

HEC Paris

Франция/Катар/Китай

322043

68

6/7

Washington University: Olin

Китай

368498

63

8/6

Shanghai Jiao Tong University: Antai

Китай

344 193

118

9/12

IESE Business School

Испания/США

270281

67

10/11

MIT Sloan

США

343680

59

Полный список программ EMBA и методология рейтинга 2018 доступны на сайте FT

2. Новички – школы из Европы и Латинской Америки

Среди новичков выделяется французская бизнес-школа HEC Paris, которая сразу заняла шестую строчку в рейтинге. В этом году она представила собственную программу EMBA в дополнение к программе Trium, совместно с LSE и NYU Stern. Быстрый старт – результат хорошего прогресса выпускников в карьере (топ-3), высокой динамики заработка, а также широкой международной географии – слушателям доступны модули в 14 различных точках мира. Средний заработок выпускников школы составляет $322 тыс. в год и на 68% превышает уровень зарплат до обучения на программе EMBA. Еще одна школа, впервые попавшая в рейтинг, – Universidad de los Andes из Колумбии – 95-е место. Эта бизнес-школа примечательна тем, что на ее программе нет иностранных студентов. Всего в рейтинге таких программ пять.

3. Возрастает внимание к социальной ответственности

В этом году FT ввела в рейтинг новый критерий, который оценивает наличие в программах бизнес-школ курсов, посвященных вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО). Вес в рейтинге составляет 3% от общего веса всех критериев. По словам представителя профессиональной ассоциации AMBA Уилла Довса: КСО – значимый критерий оценки деятельности бизнеса, эта проблематика приобрела популярность среди слушателей, которые стали все больше интересоваться курсами по бизнес-этике и устойчивому развитию. Лидером по этому показателю стала программа EMBA испанской IESE Business School. На ней слушатели обсуждают более 150 кейсов, связанных с КСО. «Участники понимают, что каждое бизнес-решение должно приниматься с учетом его влияния на людей, окружающую среду и общество», – отмечает Джулиа Пратс, замдекана по программам MBA в IESE Business School.

4. Больше женщин в сфере EMBA

Отдельное внимание в рейтинге уделяется анализу представленности женщин среди слушателей и преподавателей учебных курсов, а также в составе консультативных советов в структурах бизнес-школ. Три эти критерия составляют 9% от общего веса в рейтинге (по сравнению с 7% в прошлом году). На рост числа женщин на программах как на один из важных показателей, описывающих изменения в бизнес-образовании, обращает внимание и профессиональная организация EMBA Council (EMBAC). Согласно данным EMBAC, динамика этого показателя с 2014 года составила 4,2%, и сейчас на программах EMBA учится порядка 30% слушательниц.

Самым «женским факультетом», по данным FT, (53%) стала турецкая Koç University Graduate School of Business (в среднем для бизнес-школ этот показатель составляет 29%). Больше всего женщин учится на программах EMBA в Китае. Среди них лидируют программы BI-Fudan MBA и HKU-Fudan MBA (University of Hong Kong) с показателями в 64% и 60% соответственно. В первой половине 2018 года FT выпустила отдельный рейтинг Top MBAs for women, который также возглавила китайская бизнес-школа Shanghai Jiao Tong University: Antai. Комментируя этот результат, директор международной MBA-программы Antai Мэнтиэн Вэнг отметила, что интерес женщин к бизнес-образованию связан с отношением к работе: «Традиционно девочек в Китае готовят к раннему вступлению в брак, однако в то же время они получают равные с мужчинами профессиональные возможности — и пользуются ими».

5. Усиливается международная составляющая

Отдельное место в рейтинге отводится опыту международного взаимодействия, который слушатели получают при обучении на EMBA. International course experience rank оценивает количество учебных часов на программе, которые слушатели проходят за пределами родной для бизнес-школы страны. «Международное измерение – значимый критерий, влияющий на качество управления в бизнесе – отмечает Уилл Довс из AMBA. – Это дает слушателям новые перспективы, идеи и расширяет набор управленческих инструментов и техник, которые смогут применять лидеры будущего». По этому показателю рейтинг возглавляет программа Trium (HEC Paris/ LSE / NYU Stern).

Наибольшее количество иностранцев учится на программе INCAE Business School (Коста-Рика/ Никарагуа) – порядка 90%. Большинство из них представляют испаноязычные страны Латинской Америки. Эта программа ранжируется 15-й за возможность международного опыта, предоставляя слушателям обучение на модулях в Китае, Испании и США. За последний год INCAE поднялась на 13 позиций до 49-го места и впервые вошла в топ-50.

6. Цифра имеет значение

Данный критерий пока не учитывается FT при составлении рейтинга, тогда как EMBAC, напротив, называет его одним из ключевых. И возможно, в будущем на фоне развития технологий он также войдет в число значимых. Согласно данным EMBAC, сегодня 54% программ EMBA предлагают варианты дистанционного обучения, по сравнению с показателем в 42% в 2015 году. Среди наиболее часто используемых форматов упоминаются онлайн-курсы, а также использование видеозаписей на занятиях и для продвижения программ на YouTube.

При подготовке текста использованы материалы сайтов ft.com, thepienews.com, embac.org

Фото: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Ирина Плотникова, Максим Ляшев
Директор по продажам, Санкт-Петербург
Ирина Плотникова пишет:

Наших нет( Печально(

Вполне закономерно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.