Почему сегодня управление компанией равносильно выходу в космос

Развитие искусственного интеллекта, постоянно растущие массивы данных, появление роботов и самоуправляемых механизмов – все это требует от руководителей гибкости и адаптации к новым условиям, умения отслеживать тренды и интерпретировать информацию для стратегического развития компаний. О том, каким должен быть лидер в цифровую эпоху, Executive.ru побеседовал с профессором Барбарой Штёттингер, деканом бизнес-школы Венского университета экономики и бизнеса – WU Executive Academy.

Перспективы – в гибкости

Executive.ru: Что делать лидеру, который вдруг понимает, что мир меняется стремительными темпами и эпоха привычных методов работы уходит?

Барбара Штёттингер: Действительно, многие стратегии, результативные в прошлом, уже неэффективны. И мы не знаем, какие новые подходы на самом деле приведут к успеху в будущем. Поэтому важно понимать разницу между краткосрочными трендами и теми, что будут иметь долгосрочные последствия.

Как этого добиться? Очень важно видеть новые тенденции и расширять личный инструментарий, который позволяет управлять командой, строить эффективные коммуникации и разрабатывать стратегии. В конечном итоге, результат зависит от индивидуальных качеств и компетенций лидера – насколько он силен и устойчив, чтобы вести за собой людей в изменчивом мире.

Безусловно, очень важно планирование. Но не менее важна гибкость в реализации принятых планов, возможность их корректировать и применять альтернативные сценарии в непредвиденных ситуациях. И еще важно прислушиваться к мнению молодого поколения, которое лучше адаптировано к быстрым переменам, и интегрировать его опыт с собственным. Именно такая гибкость, на мой взгляд, в будущем станет очень важным фактором бизнес-успеха.

Executive.ru: Каких главных качеств требует от лидера изменчивая цифровая эпоха?

Б.Ш.: Мы говорим о них в программе «Пионеры XXI века – новый тип лидерства», которая недавно разработана WU Executive Academy. Для иллюстрации задач, которые приходится сегодня решать руководителям, мы используем образ человека, летящего на Луну и управляющего космическим кораблем. Эта метафора неслучайна: для управления бизнесом в условиях неопределенности требуются такие же качества, как и от капитана космического судна, который высаживается на другой планете. Это мужество, открытость, устойчивость, самодисциплина, умение быстро анализировать ситуацию и фокусироваться на главном, то есть умение положиться на собственные силы и практический опыт. У такого лидера в руках должны уже быть все инструменты для того, чтобы сделать следующий шаг.

Грани лидерства

Executive.ru: Ошибки лидеров дорого стоят. Почему их допускают даже опытные талантливые управленцы?

Б.Ш.: Мой коллега профессор Гюнтер Шталь много лет изучает так называемое «темное лидерство». Он проанализировал путь руководителей, которые смогли достичь по-настоящему высоких карьерных позиций, но в какой-то момент ступили на скользкий путь, стали управлять компанией с меньшей долей ответственности, закрывая глаза на мошенничество и халатность, и это имело негативные последствия для бизнеса. При этом, если мы возьмем систему в целом, то один человек не является источником зла. Скорее речь идет о том, что сама система влияет на то, что дела ведутся некорректно и стимулирует эти процессы. Но фигура лидера, в свою очередь, определяет характер системы.

Именно поэтому, когда люди приходят к власти, очень важно не отрываться от реальности, сохранять приверженность этическим принципам. Системы более устойчивы, если в органах управления представлены люди разных культур, мужчины и женщины, обладающие разными точками зрения. Все это может повлиять на развитие лидера как такового. Чем больше он будет подготовлен к различного рода изменениям, тем лучше будет для компании в целом.

Executive.ru: Современные технологические бизнесы часто выстроены по горизонтальной управленческой модели. Как проявляется лидерство в компаниях, где отсутствует иерархия?

Б.Ш.: На мой взгляд, нет ничего плохого в том, что в компании будет несколько лидеров. Не бывает одного стиля и формы лидерства. Очень многое зависит от ситуации и отрасли. Например, бывают структуры с неформальным лидерством.

Структуры, организованные по жестко вертикальному принципу, как это было в прошлом, уже неэффективны. Они слишком медлительны и плохо адаптируются к быстрым изменениям. Именно поэтому каждому лидеру необходимо развивать гибкость.

Чему учат лидеров в WU

Executive.ru: Как описанные тренды отражаются в программах МВА, которые предлагает WU?

Б.Ш.: В них есть гибкие модули, которые мы называем LABs, то есть лаборатории. При разработке таких модулей мы обычно спрашиваем слушателей, с какими вопросами они встречаются в своей профессиональной среде, и о чем они хотели бы больше узнать. Мы собираем их идеи, смотрим, что можно включить в расписание на регулярной основе, и от года к году меняем эти части программ MBA. А среди преподавателей, с которым слушатели встречаются в рамках каждого модуля, не только представители нашей бизнес-школы, но и топ-менеджеры компаний, которые делятся собственным практическим опытом ведения бизнеса.

Например, в программу Global Executive MBA мы добавили один модуль, который посвящен вопросам международного бизнеса. Его содержание меняется в зависимости от ситуации и тех вопросов, которые актуальны в настоящий момент.

Важно также отметить, что поступив на программы MBA, наши слушатели встречают экспертов, которые могут объективно оценивать применимость той или иной концепции лидерства для конкретного случая и ситуации.

Executive.ru: Какие новые программы предложила WU Executive Academy в 2017 году? В чем их новизна?

Б.Ш.: Это программа «Пионеры 21 века – новый тип лидерства» (Pioneers of the 21st Century – A New Kind of Leadership), которую я уже упоминала. Она адресована руководителям, которые не готовы пройти полный курс ЕMBA, но хотели бы получить знания по лидерству. Ее основная задача – подготовить лидеров к будущим изменениям. Она включает три основных направления, которые развивают качества, позволяющие вести организацию за собой: стратегическое лидерство, управление командами с различными рабочими стилями и участниками разного возраста, а также управление личной эффективностью.

Для того чтобы выстоять как личность, лидеру необходимо мобилизовать всю свою внутреннюю силу, задействовать все навыки и компетенции. Мы работаем над тем, как справляться со стрессом, как сохранять психологическую и физическую устойчивость. В рамках программы мы также говорим о современных техниках управления, таких как Agile, и о том, как преодолевать периоды кардинальных перемен. Уделяем внимание предпринимательству, инновациям, опыту небольших стартапов, которому стоит поучиться большим компаниям.

Вторая программа – Data Science – наш ответ на тренд, связанный с большими данными и искусственным интеллектом. Вслед за растущим объемом данных о рынках растет потребность в специалистах, способных так фильтровать и интерпретировать информацию, чтобы появлялась возможность использовать ее в стратегических целях и для решения различных текущих бизнес-вопросов. И мы верим, что необходимость в таких специалистах будет только расти, так как они является своего рода мостиком между представителями IT и маркетинга.

В рамках этой программы мы стараемся предоставлять слушателям базовые навыки аналитики данных, но всегда в контексте какого-то конкретного вопроса. Мы начинаем обучение не с какой-то программы, а с бизнес-вызова, на который мы ищем ответ, и анализируем, как в этом может помочь работа с данными, использование аналитических инструментов, инструментов моделирования и т.д. Мы даем методики презентации данных – результатов проведенного анализа.

Executive.ru: В WU есть студенты со всего мира – из Китая, Индии, Евросоюза, постсоветских стран. Ощущается ли различие в понимание лидерства между ними?

Б.Ш.: Да. Культурно-национальный фактор по-прежнему очень силен. Даже если у вас есть многолетний опыт в бизнесе, принадлежность к определенной культуре может оказывать свое влияние на ваше понимание взаимоотношений с людьми. И соответственно, если у вас нет опыта социализации в другой культуре, то вам будет крайне сложно понять особенности взаимодействия с ее представителями. Мы стремимся нашим слушателям в этом помочь. Поэтому в обычном MBA-классе у нас собраны люди 15-20 национальностей. Это осознанная стратегия.

Наряду с разными культурами, есть также разные лидерские стили. Личный опыт участников программ, которые представляют не только разные страны, но и отрасли, сферы бизнеса, дает увидеть и эти различия. В учебном формате они взаимодействуют с людьми, разделяющими другие точки зрения на управление, оценивают и обсуждают разные стили лидерства – и в итоге учатся многому у коллег за очень короткое время.

Узнать больше о коротких программах для лидеров вы можете на сайте WU Executive Academy

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Стремительное развитие цифровых технологий создает новые возможности и риски на рынках. Что делать? "Учиться, учиться и учиться", как завещал В.Ленин. Без знаний сейчас никуда. Замены знаниям нет.

Директор по качеству , Калуга

Какая-то грустная "тётенька"-декан....

Партнер, Красноярск

Замены нет, это точно. Причём не только "в век цифровых технологий", а всегда. Но, блин, после таких интервью на МВА и сам не пойдёшь, и других отговаривать будешь. Общие места, клише, кейсы вместо системных знаний. Бред...

Директор по развитию, Краснодар

Лунная походка, удалась только, у Майкла Джексона. Секреты перемещения на луне утеряны. Пора снимать короны, как кровь хлынет в мозг, принеся кислород и питательные вещества, так сразу у всех все наладится, я Вас уверяю. Касаемо учебы это да, да и урок простой: Собрался бизнесменить сними к корону, иди к ПРОДАЖНИКУ, ПРОСИ ПОМОЩИ. ВАС НЕ ВЫРУЧАТ-строители, мотажники, слесари, парикмахеры, водители, депутаты, госструктуры, жулики, дворники, таксисты, уборщики, инженеры, ученые с тремя степенями, компьюторщики, системотехники, друзья детства, сапожники, почтальены, студенты, летчики, стюардессы, языкатые ребята, программы, соискатели прошедшие ГРАМОТНОЕ собеседование. Только продажнику подвластно выручить, или организовать и обучить вышеперечисленных. Бог торговли сопутствует ПРОДАВЦАМ, а не скомарохам, всем остальным, у них свои покровители. Да руковолителям таких театров стоит задуматься, не заняли ли они место Бога торговли, меняя устойчивые правила на свои. Кто так поступил "Глупцы", сейчас в кризис можно увидеть воочию, кто же Бога торговли подсидел. А кто не стал покушаться. Наблюдайте, вот Вам уроки, ответы.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск
Сергей Чернявский, что сейчас курят в Краснодаре?

Управляющий директор, Казань

Со временем глядя на наше образование начиная от высшего и заканчивая МБА я все больше согласен с фразой - " Никогда не получайте второе высшее образование , это такое же фуфло , как и первое."

Очень много воды , педагоги которые не имеют практики или что еще страшнее имеют псевдо практику 1-2 года на посту + пару прочитанных книг, а эффект от них нулевой ( очень похоже - HR менеджер 25-30 лет , у которого часто гонору больше чем практической пользы)

Я понимаю что дефицит кадров коснулся всех сферы, но за частую педагоги набраны по принципу лишь бы заткнуть течь.

На мой взгляд практический полюс от МБА только один это наладить связи с такими же "студентами"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.