Как работает принцип обратной инновации

«Когда бизнес заинтересуется бедными клиентами, он начнет разработку продуктов и услуг для них
по цене, которую те смогут себе позволить. Параллельно, эти же
организации узнают, что значит по-настоящему новое»
из блога Виджея Говиндараджана

«Мы спрашиваем руководителей государственных и негосударственных организаций и фондов: есть ли желающие?», - этой фразой закончился блог профессора и началась долгая история по претворению в жизнь простой, но очень сложной идеи.

То, что начиналось как эксперимент в блоге на сайте Harvard business review в августе 2010 года, разрослось в крупный международный проект. Проблема была обрисована профессором бизнес-школы Tuck Виджей Говиндараджаном и консультантом Кристианом Саркаром как социальная и циклическая спираль: родители бедны, отсутствуют подходящие санитарные условия. Это вызывает болезни, из-за которых те не ходят на работу, а значит, у них нет денег, и они обречены на нелегкое существование. Такие люди не имеют возможности давать достойное образование своим детям, и те, в свою очередь, тоже обречены на подобную жизнь, равно как и их внуки, и правнуки и так далее.

family.jpg

В большинстве семей не менее десяти членов, которые живут в очень тесных и антисанитарных условиях

Авторы проекта задались вопросами:

  • Как построенные собственными силами дома трущоб могут быть превращены в пригодные помещения для жилья?
  • Как может выглядеть дом для бедных?
  • Какие конструкторские и проектные возможности мирового класса могут быть использованы для решения этой проблемы?
  • Как может бедный позволить себе купить этот дом?
  • Какие уроки в области обратной инновации могут быть извлечены участниками такого проекта?

Внешний вид

Эскиз авторов проекта этого дома может показаться смешным, но это, тем не менее, иллюстрация концепции, которая помогла начать работу. Авторы хотели, чтобы дом был экосистемным, разработанным по реальным потребностям населения. Но, что более важно, он должен быть прочным, чтобы выдержать проливные дожди, землетрясения и иные внешние воздействия. В доме может быть одна комната с удобствами для жизни. Мебель – спальные гамаки и складывающиеся стулья – будут встроены, крыша – вариант авторов идеи – недорогие солнечные панели и батареи, чтобы осветить дом и зарядить мобильный телефон.

house.jpg

Дизайн мирового класса

Следующим этапом встал вопрос: «Кто будет это делать?» Было принято решение, что необходимо сотрудничество между глобальными дизайнерскими и инжиниринговыми компаниями с опытом решения проблем бедных слоев населения. Был брошен клич. Среди «подозреваемых» оказались IDEO, GE, TATA, Siemens, Solar Electric, Grameen и т.д. Правительство также может играть важную роль в создании условий для этих типов инновационных проектов.

Что получат от участия в проекте компании-участницы? Они создают новые знания, которые могут помочь улучшить жизнь в разных странах путем создания прорывных инноваций для решения ряда проблем, как то: жилье для жертв урагана, беженцев и даже для вооруженных сил.

Дом в собственность

Микрофинансирование должно, безусловно, играть определенную роль. Но, чтобы выйти за рамки благотворительности, бедные должны стать хозяевами своих домов, ответственными за заботу и уход.

Конечно, идея дома за $300 – лишь эксперимент. Тем не менее, авторы с самого начала проявляли свою веру в то, что он заслуживает того, чтобы его изучить. От однокомнатных лачуг на Гаити до фавел в Сан-Паулу проблемы жилищ-для-бедных носят поистине глобальный характер.

Результаты исследования студентами Tuck трущоб в Индии:

  • В большинстве семей около десяти членов, которые живут в очень тесных и антисанитарных условиях.
  • Средний ежемесячный доход семьи составляет около $100.
  • Обычный день начинается рано утром (в 4-5 утра) и заканчивается с наступлением ночи.
  • Занятие главы семьи: резьба по дереву, производитель корзин из бамбука, кузнец, пастух, работник фермы, рабочий фабрики.
  • Все респонденты владеют землей, на которой живут.
  • Качество домов низкое, требует частого технического обслуживания и восстановления, особенно, после крупного шторма или дождя: стены из глины, необожженного кирпича, дерева, камня: пол – земляной или из глины, редко – из бетона; крыша – комбинация металлических листов, дерева и соломы.
  • Лишь в одном доме есть электричество, и то доступное на несколько часов в день. В остальных домах используются керосиновые лампы.
  • Около трех четвертей опрошенных имеют удобства на улице.
  • Четырнадцать из пятнадцати семей ходят от 5 до 20 мин., чтобы набрать воды, остальные – по 20 мин.
  • Все респонденты готовы платить $300 за хороший дом с электричеством, даже если придется занимать.

dom.jpg

Качество домов низкое, требует частого технического обслуживания и восстановления,
особенно, после крупного шторма или дождя

Глобальное решение

После серии публикации в крупных изданиях проект был освещен на TEDx Нью-Йорк в начале 2011 года и номинирован как «прорывная идея». В июне 2011 года прошел конкурс, где в итоге была представлена коллекция со всего мира из 300 вариантов дизайнов дома за $300. Где участие приняли более 2500 человек – архитекторы, инженеры и профессора из Гарвардского университета, Массачусетского технологического института и т. д. «То, что мы сделали, это создали компанию с 2500 сотрудниками. Они готовы поделиться своими идеями в открытую. Это открытая инновационная платформа. Дэвид Смит, основатель «Института доступного жилья» (AHI), сказал нам, что «рынки сами по себе никогда не будут удовлетворять проблемы размещения беднейших граждан страны. Люди покупают, продают или сдают в аренду, но жилье, как правило, доступно только для половины населения. Число трущоб – населенных пунктов на окраинах городов в развивающихся странах – постоянно расширяется как грибы». Каков же результат? Смит указывает на «спонтанные или неофициальные сообщества, построенные собственными силами».

Первой мыслью было, что самостоятельно построенные дома обычно строятся из материалов, которые доступны – картон, пластик, глина, металл и тому подобного. Но, построенные на земляном полу, эти структуры склонны к обрушению и возгоранию. Решение: заменить эти небезопасные структуры массового производства на доступные и устойчивые решения. В итоге на конкурсе среди предложенных вариантов присутствовали высокотехнологичные конструкции с участием таких материалов, как обожженный глиняный кирпич и стальная сетка; куполообразные дома с бетонным основанием и бамбуковыми балками; деревянный дом.

В Tuck прошло мероприятие, где из огромного числа проектов домов экспертами были выбраны два: один для городской среды, и один для сельской местности. Гаити было выделено в качестве места для следующего шага в проекте университета. Прототипы дома будут построены в ближайшие месяцы с конечной целью создания двух деревень.

Обратная инновация

Профессор Виджей Говиндараджан является создателем идеи «обратной инновации». В своей книге «Reverse Innovation» («Обратная инновация») он со своим коллегой Крисом Тримбл подробно описывают, откуда и как начинается это обратное движение инноваций и почему этот процесс так глубоко влияет на жизнь целых наций, компаний и отдельных лиц. Авторы подробно исследуют крупнейшие межнациональные корпорации, на которых держится вся экономика богатых стран. Сегодня все ожидают взрывного роста от развивающихся экономик, однако для успеха потребуются новые знания.

Основным драйвером является разрыв в доходах, который существует между развивающимися рынками и развитыми странами. Нельзя создать продукт для американского массового рынка, а затем просто адаптировать его для китайского или индийского. Покупатели в бедных странах требуют решения на совершенно ином уровне цены-качества. Они требуют новых высокотехнологичных решений, которые обеспечивают ультранизкую стоимость и «достаточно хорошее» качество.

Успех в развивающихся странах в настоящее время является предпосылкой для дальнейшей жизнеспособности в развитых странах. На протяжении десятилетий американские транснациональные корпорации сосредотачивали свои усилия на инновационные разработки для удовлетворения потребностей богатых стран, а затем экспортировали свои предложения по всему миру. Но эти схемы не очень конкурентоспособны и нацелены только на богатые слои общества в развивающихся странах. Поэтому они требуют работы в обратном направлении. Разрыв между богатыми и развивающимися странами все более сокращается. Недостаток ресурсов сочетается с головокружительным разнообразием последних (религиозным, языковым, культурным), быстрым развитием коммуникаций, быстро растущей рыночной экономикой. В результате этого меняется глобальная динамика инноваций. Для индийцев, например, важным является понятие jugaad — поиск эффективных решений при минимуме возможностей, с использованием того, что есть под рукой и по минимальной цене. Этот же феномен мы все чаще видим и в других странах БРИИК (Бразилия, Россия, Индия, Индонезия и Китай). Среди примеров индийских «обратных инноваций» можно назвать ручной электрокардиограф американской GE; компьютерный ультразвуковой аппарат той же фирмы; переносной, не потребляющий электроэнергию холодильник ChotuKool фирмы Godrej; самый дешевый в мире($ 2,000) автомобиль Tata Nano – 2009 год; недорогие фильтры для воды Swach, созданные также концерном Tata. Технологией «обратной инновации» уже пользуются такие компании, как Nokia, Microsoft, Procter & Gamble, Nestle.

Идея «обратной инновации» должна сделать стремление к инновациям всеобщим — так, чтобы каждый гражданин страны понимал свою ответственность за то, что и ему необходимо внести вклад в это общее дело. Ведь инновации могут принимать самые разные формы — повышение эффективности, оптимизация бизнес-моделей, появление новых продуктов и услуг.

Материал на основе публикаций Financial Times, Span, Harvard business review, www.300house.com и www.innovationreverse.com,

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
. . . . Директор по развитию, Москва

Глобальные корпорации никак не могут смириться с тем фактом, что ресурс, который мог бы работать за 100 долл в мес, пролеживает под дождем, болеет и портится.
Простое, но очень практическое решение поместить ресурс под крышу, инвестировав в него, всего лишь один раз 300 долл.
Ресурс подсохнет, прочихается и пойдет устраиваться на работу, благо вместе с новенькими бунгало, рядом с деревней открылся химический комбинат , недавно выселенный на нарушение экологических норм из германии.

Руководитель проекта, Украина
Михаил Кузнецов пишет: Простое, но очень практическое решение поместить ресурс под крышу, инвестировав в него, всего лишь один раз 300 долл.
Есть и более практичное решение на перспективу: месячное содержание на уровне 50 баксов, гидрофобный, вообще не чихает, никаких позывов к семейственности и социализации (включая профсоюзы, пенсионное обеспечение и пр. фенечки), в любой момент может стать донором трансплантантов для себе подобных, допускает локальную модернизацию любого органа и т.д. С 2005-года объем ссылок в Google по этому ресурсу возрос в 11 раз (наберите ''робот''). При этом обнаружен оригинальный ''поисковый'' казус: в общем поиске указывается 27 миллионов ссылок, а ''только по-русски'' - 37 миллионов... Виджей Говиндараджан уже опоздал
Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово

Оригинальное решение...Раз у бедного нет денег на нормальное жилье, разрабатываем стандартную конуру ''made in china'' и продаем ему по сходной цене...Кстати, по поводу сходной цены не все так однозначно...Не так давно на e-xe была статья про бангладешский банк, в котором местные бедняки всей деревней берут 20 $ в кредит. Поэтому 300$ довольно весомая сумма для тамошних мест. Так или иначе, разве это решение проблемы бедности?! Это всего лишь хороший маркетинговый ход, который позволяет нажиться на бедных и их проблемах...

Директор по развитию, Екатеринбург

Что можно сказать... идея вполне привлекательная... На земле миллиарды нищих, и если хотя бы одному миллиарду продать по такому дому, то это уже 300 млрд. долларов... хороший рынок, перспективный... Кто будет платить, ООН, благотворители, государства или сами нищие... особого значения не имеет.
А в конструкциях самих домов ничего нового нет. Еще в 60-е прошлого века Гамаль Абдель Насер начал воплощение в жизнь социальной программы для местных крестьян, феллахов... Строились блочные дома, по 10-15 домов в блоке. Подводился минимум коммуникаций, обычно вода и электричество. Нам бы они скорее напомнили гаражный кооператив. Односкатные крыши, площадь одной квартиры 10-15 метров, но в каждую отдельный вход. Нам такое жилье может показаться очень скромным, но для феллахов, которые жили в небольших строениях их тростниковых матов, а у богатых такие маты обмазывали глиной... была безусловной роскошью...
Кстати, и наши щитовые садовые домики, площадь которых первоначально ограничивали, вполне можно считать такими домами...

Директор по рекламе, Москва
странно, что в России такие проекты выглядят особыми ''обратными инновациями'' то есть особой иллюстрацией к какому то ''инновационному процессу там'' это нормальный обычный даже Design Thinking проект, каких много создающих социальные условия так как социальные условия в приоритете развития малых поселений во всем мире т.е. это перенос концепта еще по этой идеологии делаются ультра дешевые ноуты, товары для развития местных производств - занятости и доходности и т.д. конечно социальное проектирование в РФ выглядит странной птицей 1. потому, что в РФ нет таких проектных организаций, совсем нет и давно - лет 20 уже как 2. у нас есть гастеры, которые живут в подвалах, на рынках в межстенном пространстве, в прорубных норах в тепловой обвязке зданий ульями по 40-50 человек и никто не кашляет 3. проблема с гастерами создает основу для ''геттизации'' поселений вокруг города, уже вокруг москвы гастеры занимают брошенные деревни, переселяют туда свои семьи из стран выезда их оборудуют не простыми домами а ''крышей'' из контролирующих и смотрящих групп договорившихся лиц с брутальным силовым уклоном ))) вот так мы думаем и живем, нам не указ Design Social Thinking если что мы украсим какую нибудь площадь квадригой гигантских приземистых рысаков это - красиво и для людей ))), а то чем занимаются постоянно пром дизайнеры во всем мире это особая семинарская тема иностранного менеджера такого какими хотят быть наши менеджеры ^_^
Менеджер по логистике, Екатеринбург
Учитывая, что наши госчиновники (точнее, их супруги: ибо сами они бедны, как церковные крысы) заинтересованы строить дома (и посёлки с домами, а также высотки) стоимостью 20-60-120 000 р/м² - то в рассеянии идея вряд ли приживётся. А точнее - будет имущим, как кость в горле. Ибо недвижка и земля - их главный инвестресурс от инфляции. Не зря же в прошлом году приняты строительные нормы СП 14.13330.2011 6.16.1: в городах и поселках строительство жилых домов со стенами из сырцового кирпича, самана, грунтоблоков НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. То есть, допускается строительство из кирпича ''сотки'', мрамора и полированного гранита, естессно от 20 тыр/м². Построенные же по демпинговым ценам дома уже по суду сносят, кстати*. Не нравится что сносят - купите особняк :) http://www.vesti.ru/doc.html?id=772451&cid=7
. . . . Директор по развитию, Москва
Алексей Мишарин пишет: Учитывая, что наши госчиновники
При чем тут Россия?! Статья не о том, что бы снижались цены на жилье. Читайте внимательно... Речь идет об обратных инвестициях. Россия с ее климатическими зонами не является инвестиционно-привлекательной территорией. Мы не можем жить в картонных коробках и работать за 100 долл на вредном производстве. Климат не позволяет. К огромному сожалению корпоратократии.
Адм. директор, Москва
пишет: Как работает принцип «обратных инноваций»?
Странно, а при чем здесь принципы?
Редактор, Москва
Комментарии участников нашей группы в Facebook Александр Чернов · Высшее. Самообразование и КуАИ (г. Самара (Куйбышев)) Прекрасная идея и проект. воскресенье в 11:00 Ирина Лылык · Ген. директор в Украинская ассоциация маркетинга, генеральный директор Прочитала статью. Дает много почвы для размышления. Особенно по поводу обратной связи. Сегодня, когда каждый может высказывать свое мнение необходима и обратная инновация и ''обратный'' маркетинг воскресенье в 13:14 Dmytro Usmedynskyy Актуально и для Украины воскресенье в 14:30 Sergey Khromov-Borisov · Стокгольмская школа экономики Это долгожданное развитие идеи Прахалада, высказанной еще в 2006 году... воскресенье в 15:26 Султана Абай · Санкт-Петербургский государственный университет Интересная идея - помочь бедным обзавестись доступным жильем, актуальна. Но насколько осуществима и где можно узнать о результатах/достижениях ''Обратной инновации''? понедельник в 1:17 Marina Kutsulenko · Far Easten Institute of Soviet Trade На Украине таким не отделаешься - там необходимо отопление, утепление . понедельник в 5:03 Marina Kutsulenko · Far Easten Institute of Soviet Trade Можно сделать программу (если дом стоит 300 $) - КУПИ ДОМ ДЛЯ БЕДНОЙ СЕМЬИ! Ведь усыновляют же детей в бедных странах - перечисляют им каждый месяц определенную сумму, это помогает бороться с бедностью напрямую, и сделать так, что бы деньги шли прямиком тем, кому они предназначены, а не оседали в карманах чиновников, работающих в этих фондах. понедельник в 5:01
Менеджер по логистике, Екатеринбург
Михаил Кузнецов пишет: При чем тут Россия?! Статья не о том, чтобы снижались цены на жилье. Читайте внимательно... Речь идет об обратных инвестициях. Россия с ее климатическими зонами не является инвестиционно-привлекательной территорией. Мы не можем жить в картонных коробках и работать за 100 долл на вредном производстве. Климат не позволяет. К огромному сожалению корпоратократии.
Хм… не знаю, насколько правильно понял смысл статьи, но - IMHO - главная цель обратных инвестиций - создать драйвер роста экономики. Конечно, в статье это неявно, но я позволил себе немного интерпретировать смысл обзора - как бы в соответствии с известной концепцией, что макроэкономика основывается на т.н. макроэкономических агентах. В обсуждаемой нами статье это - домохозяйства (быт) и фирмы (бизнес). Думается, этой концепцией объяснима и российская экономика. Из чего проистекают некоторые важные моменты, о которых и захотелось высказаться.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.