Памятка тренера: 4 составляющих поучительной истории

Корпоративный тренер, как правило, работает очно или онлайн с внутренней аудиторией, поэтому  ключевыми сообщениями, доносимыми до внутренних клиентов, являются идеи, концепции, техники, выводы. Все то, что можно использовать, чтобы повысить эффективность и результативность сотрудников через обучение.

Некоторые специалисты по обучению называют тренинговые истории мифами, некоторые – байками. Но, какое бы не выбиралось название для обозначения данного инструмента,  квалифицированный тренер всегда будет рассказывать истории, потому что:

  • это нравится слушателям;
  • это нравится ему самому;
  • а главное, это позволяет подготовить аудиторию к решению важнейшей тренинговой задачи – усвоению необходимой информации.

После эта информация будет применена в кейсах, ролевых играх и упражнениях. Но, чтобы лучше донести материал и обеспечить более высокий уровень понимания учащимися, к примеру, техники обратной связи или алгоритма взаимодействия с недовольным клиентом, нужно помочь слушателю осознать актуальность и суть вопроса. История, как инструмент взаимодействия спикера и группы, подходит для этого просто идеально.

Из каких именно блоков, важных частей состоит практическая любая тренинговая история? Можно ли скомпоновать эти части в определенной последовательности или хронологии?

Я хочу поделиться своей моделью «Компас сторителлинга», которая  позволит даже начинающему тренеру, используя мнемоническую технику, легко запомнить этапы или фазы представления любой истории.

Компас сторителлинга

Итак, каждая тренинговая история состоит из четырех основных блоков или фаз.

1. Запад – З – Завязка

Традиционно, история начинается с Завязки.

Например: «Для того, чтобы подвести вас к некоторым важным выводам по теме «Контроль», хочу рассказать  следующую историю. Это случай из практики. И, к сожалению, его финал не очень благоприятный. История такая: Пару лет назад, в достаточно крупном магазине цифровой и бытовой техники работал управляющий. Однажды, его руководство решило приехать к нему на проверку. Оказалось, что….».

Как мы видим, завязка нужна, чтобы подчеркнуть актуальность истории, а также вызвать интерес у обучающихся. В данном конкретном примере группа состояла из директоров магазинов. Очень важный момент состоит в том, что персонажи истории не должны восприниматься слушателями как «Буратинки». Таким термином Максим Иляхов, автор книги «Пиши, сокращай», обозначает тех действующих лиц в сторителлинге, которые совсем не проработаны, и поэтому не вызывают доверия. Я бы отнес к «Буратинкам» в тренинговой истории и тех персонажей, которые далеки по сфере своих занятий или сильно отличаются по своему типажу от аудитории, проходящей обучение.

2. Север – С – Содержание

После завязки истории тренер переходит к изложению ее содержания. В этой фазе рассказчик доносит до слушателей суть истории, приводя факты, последовательность событий и финальный результат, то что мы видим в конце действия. Обычно тренер использует красочный, яркий стиль повествования, употребляет в речи метафоры, аналогии, даже может задавать риторические вопросы аудитории, на которые сам же и находит ответ. Важным условием эффективного использования данной фазы является ее длина. Содержание не должно быть ни слишком затянутым, ни слишком кратким.

3. Восток – В – Выводы

На анализе как произошедших событий, так и финального результата основана следующая, третья фаза, которая называется выводы. В рамках данного этапа рассказчик вовлекает слушателей в формулирование выводов, извлечение уроков из данной ситуации. Мотивирует их к применению или неприменению определенных образцов поведения.

«Итак, управляющий был переведен на другую должность с понижением. Почему это произошло? Как именно он осуществлял контроль?».

Схожая фаза, выводы, присутствует и в PR-сторителлинге. Но, в отличие от самостоятельных выводов, сделанных кем-то из целевой аудитории потребителей, в сфере обучения вы вправе рассчитывать на помощь в этом вопросе тренера, который синхронизирует понимание для всех участников учебного процесса.

4. Юг – Ю – Юмор

И, наконец, четвертой составной частью повествования является юмор. Одним из условий успешного усвоения и применения полученной информации является позитивное к ней отношение. Ведущий тренинга создает положительный настрой, шутит, мотивирует, благодаря этому выводы, сделанные совместно с участниками, не остаются «тяжелым грузом», «балластом» в глубинах сознания, а послужат стимулом для последующего изменения поведения в сторону большей эффективности.

Можно как начать повествование с юмора, и тогда последовательность фаз будет иметь вид Ю-З-С-В, так и закончить, тогда последовательность фаз будет выглядеть З-С-В-Ю. Оба алгоритма очень просто запомнить. Достаточно только вспомнить стороны света. 


Уважаемые тренеры и руководители, давайте, обучая, рассказывать больше ярких и интересных историй с обязательными выводами для аудитории и позитивным настроем! И тогда результаты нашего труда получат еще более высокую оценку.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Часовиков, Виталий Павлов
Руководитель, Москва

На самом деле история должна быть:

  • понятной аудитории;
  • затрагивать основные боли аудитории;
  • неожиданной;
  • продвигающей;
  • имеющей отношение к теме тренинга.
Менеджер по обучению персонала, Санкт-Петербург

Спасибо за комментарий. В статье идет речь скорее о хронологии некоторых важных этапов повествования истории, чем об общих ее характеристиках. С первым и последним пунктом (понятностью и связью с темой) трудно не согласиться, они достаточно универсальны. Второй и третий пункты - дискуссионны, скорее по ситуации, в зависимости от групповой динамики, четвертый пункт (продвигающая история) исключил бы из общих характеристик. На мой взгляд, он отлично подходит для сторителлинга в маркетинге, но в обучении относится к еще более узкой категории тренингов и ситуаций.

Руководитель, Москва
Виталий Павлов пишет:
четвертый пункт (продвигающая история) исключил бы из общих характеристик.

ну это смотря как понимать "продвигающий" - если как "продающий тренера" ака маркетинговый, то да, можно сиключить.. Если как "развивающий аудиторию, приближающей к целевому состоянию" - то мне кажется его стоит оставить.. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.