Как внедрить микрообучение в компании

Микрообучение – уже несколько лет ведущий тренд в корпоративном мире. Компании как Google, IBM, Cisco и Unilever активно применяют этот формат для обучения сотрудников, среди российских компаний эту практику внедрили – «Сбербанк» и «Крок»

Согласно докладу международной Ассоциации по развитию талантов (Association for Talent Development, ATD), более 81% опрошенных CEO компаний и организаций либо уже применяют в своей практике микрообучение, либо собираются его внедрить в ближайшее время. Агентство MarketsandMarkets прогнозирует, что к 2024 году объем рынка микрообучения в мире вырастет на 13,2% и составит 2,7 миллиарда долларов.  

Принцип микрообучения заключается в том, что освоение учебного материала разбивают на короткие занятия. Длительность занятий варьируется от 2 до 15 минут, в зависимости от изучаемой темы. Контент учебного материала может быть самым разным: от простых текстов до интерактивных игр.

Чем микроформат так привлекателен для компаний? Согласно исследованиям Bersin by Deloitte, у современных сотрудников есть всего 24 минуты в неделю на обучение. Это первая причина. Кроме того, единственная стабильность на рынке для современных компаний – непрерывные изменения. И это вторая причина, почему компании выбирают микрообучение. Ведь, чтобы преуспеть в этих условиях, необходимо быстро адаптировать к ним сотрудников, а значит – непрерывно давать новые знания в краткой и доступной форме.

Мы задали вопросы экспертам, практикующим микрообучение в своей компании о том, как внедрить, для чего использовать и как мотивировать сотрудников учиться в микроформате.

Наталья Соболева, экс-руководитель проекта «Школа директора Mr.Doors»

Что вы понимаете под микрообучением?  Какая польза бизнесу от микроформатов?

Микрообучение – это короткие интерактивы: курсы, памятки, подсказки, видео, запись с экрана. Все те форматы, с помощью которых можно быстро обучить сотрудников без огромных временных затрат на подготовку учебного контента. Раньше у меня были опасения, что через микрообучение сотрудники не глубоко погружаются в тему, хватают знания «по верхам». Но, после того как мы провели несколько курсов в таком формате, сомнения об эффективности подхода развеялись. И вот почему. Скорость инфообмена сегодня так велика, что знания быстро теряют актуальность и ценность. Поэтому, как бизнес-тренер, я голосую за решения, которые  помогают  сотрудникам прямо здесь и сейчас достигать поставленных перед ними бизнес-целей.

Как вы мотивируете сотрудников к обучению? 

Как театр начинается с вешалки, так обучение начинается с вовлечения, выстраивания культуры учиться. Я считаю лишним сегодня строить долгосрочные  планы обучения на будущее. Дайте людям то, без чего им трудно прямо сейчас. Сотрудники засели на самоизоляции – дайте поддержку, развивайте личные компетенции или помогите держать команду на удаленке. Меняете команду – расскажите новичкам о компании в новом формате, не буклетами с миссией и брошюрой о ценностях, а в коротком видео о компании и команде, сделайте электронный welcome-курс. 

Олег Пашукевич, руководитель корпоративного университета ГК «220 Вольт»

Сколько в среднем ваши сотрудники уделяют времени на обучение? Какова длительность идеального курса в формате микрообучения?

На вопрос о длительности курса не так-то просто ответить. Согласно концепции микрообучения, оптимальная длительность курса – не более 15 минут. Иначе его будут бесконечно откладывать на потом. Еще есть исследования о максимальном количестве времени, в течение которого человек способен концентрировать внимание на одном предмете – это 12 минут, после чего нужна смена активности. С недавних пор говорят, что это цифра снизилась до 7 минут.

А если подвязать к этому еще и теорию поколений, то поколение Z, молодые сотрудники, могут фиксироваться на теме не более 2-3 минут. Считаю, что идеальный микрокурс должен занимать не более 7 минут. Это проверено на опыте тысяч наших сотрудников.

Что касается времени на обучение, сейчас в нашей компании сотрудник, работающий до года, в среднем тратит около 8 часов в месяц на обучение. Это если учитывать все тренинги, вебинары, мастер-классы и прохождение онлайн-курсов в системе дистанционного обучения (СДО) iSpring Learn

Как внедрить микрообучение в компанию? С чего начать новичкам?

Если вчера у вас были трехчасовые вебинары или программы по четыре дня, а сегодня вы планируете сделать трехминутный микрокурс и заменить этим все привычные сотрудникам форматы обучения – вряд ли из этого выйдет толк. Ни сотрудники, ни тренеры не смогут так быстро перестроиться. Начните двигаться поэтапно: вначале сократите вебинары до двух часов, потом до часу. Добавьте к основной программе сопровождающие микрокурсы или подкасты, постепенно переводя фокус внимания на них. 

С тренингами сложнее, для себя мы нашли следующий рецепт. Чтобы перевести трехдневную программу в один день, мы вначале назначали тематические микрокурсы для актуализации темы, потом высылали материалы и задания на самообучение. Те, кто проходил эти этапы, допускались до однодневного тренинга. В итоге нам удалось втрое увеличить конверсию на прохождение учебной программы, а качество обучения, согласно результатам тестов, не только не упало, но и показало значительный прирост.

Галина Кидяева, ведущий специалист по обучению НОВЭКС

Для каких программ обучения вы бы порекомендовали использовать микрообучение? Почему?

По нашему опыту, микрообучение отлично подходит для продуктовых курсов и обучения ассортименту по торговым маркам. Мы еженедельно запускаем небольшие курсы по новинкам, изучение которых занимает 3-5 минут. При том, что обучение не является жестко обязательным, востребованность его на высоком уровне. Только за первые 4 месяца от старта проекта в среднем на каждого сотрудника пришлось по 21 активности. То есть один сотрудник проходит по 5 курсов в месяц. 

Микроформат также хорошо себя зарекомендовал в обучении стандартам клиентского сервиса, работе с программой лояльности, а использование в курсах диалоговых тренажеров – считаю незаменимым инструментом для отработки навыков продаж и работу с претензиями. Конечно, есть процессы, где микрообучение как способ неприемлем. В нашем случае это обучение большим бизнес-процессам: выкладке товара, работе на кассе, приемке, работе с браком.

Как правильно упаковать огромный массив информации в формат микрообучения?

Хорошо работает классический метод исключения. Например, в процессе создания курса мы выясняем у предметного эксперта: «Без данного блока или раздела процесс будет работать?» или «Если не пояснять данный вопрос, к каким критичным ошибкам или сбоям это приведет?» и другие уточняющие вопросы. Такой подход позволяет вычленить главное и расставить приоритеты в исходных материалах. А также помогает определить, какая информация войдет в основу курса и что останется за кадром или будет доступно по ссылке в виде дополнительного материала. 

Далее важно выбрать подходящий формат подачи информации. Например, можно на 10 слайдах пошагово рассказывать, как правильно в программе заполнить индивидуальный график работы, а можно – показать, записав одноминутный ролик. Понятно, что эффективнее второе. Выбор способа обучения определяется целью конкретной бизнес-задачи. 

Своя специфика есть у тестов и проверочных заданий. Тестирование вполне может быть обучающим, если на каждый ответ пользователь получит развернутую обратную связь. Небольшие проверочные задания после каждой учебной активности и выполнение одной итоговой работы в конце программы курсов – в разы увеличивает эффект от обучения.


Компания iSpring разработала универсальный облачный конструктор для создания микрокурсов iSpring Page. С его помощью можно собрать обучающий курс за минуту. Инструмент позволяет быстро создавать курсы, используя фото, видео, тексты, интерактивные элементы и проверочные задания.

Создавать и запускать микрокурсы можно прямо в браузере с любой платформы (MacOS / Windows). Адаптивный контент проигрывается на всех устройствах и автоматически подстраивается под компьютер, планшет и смартфон.

iSpring Page идеален для командных проектов — над курсом может работать несколько человек. Инструмент позволяет оперативно взаимодействовать с предметными экспертами и заказчиками. Больше не придется создавать копии, сверять новые версии и бесконечно пересылать файлы. Чтобы пригласить к работе над контентом любого участника, достаточно прислать уникальную ссылку на курс в чат, мессенджер или на электронную почту.

Чтобы отслеживать прогресс сотрудников, готовый курс можно сохранить в формате SCORM или xAPI и загрузить в систему дистанционного обучения. Эксперты iSpring протестировали совместимость курсов iSpring Page на 156 российских и зарубежных СДО.

Оцените возможности iSpring Page, попробовав бесплатный 14-дневный доступ.

Создайте свой первый адаптивный микрокурс уже сегодня! 

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Спасибо за статью, реальные примеры. Понравилась идея про подготовку к тренингу.  Про микрообучение я тоже знаю, что самые эффективные видео уроки это по 8 минут. 

Консультант, Украина

Более того - это органически верное обучение

Посмотрите как играют дети - 5-15 минут и потом переключаются

Именно такой режим позволяет полноценно усвоить знания с максимальным КПД головного мозга

 

Сергей Мамин +841 Сергей Мамин Адм. директор, Белгород

Когда нет времени на учебу, микрообучение - это типа "лучше что- то, чем ничего".

Но если вы в день занимаетесь по 8 минут, через 5 лет не рассчитывайте, что будете знать столько, сколько те, кто учится 8 часов в день.

Кроме того, чтобы погрузиться в сложную тему нужно около 20 - 30 минут. После этого вы уже "забыли" о том, что вас волновало полчаса назад и целиком в теме.

Клиповое мышление безусловно присутствует. Информация ( на 90 % ненужная) идет лавиной. Отсюда у молодежи в голове остаются отдельные несвязанные кадры фотографий разных событий.  Но нет системы

Трейдер, Санкт-Петербург

Когда-то на предприятиях были "пятиминутки". Далеко не всегда они "помещались" в 5 минут, но смысл их был в реакции на происшедшие события. Вернусь к статье. Форма важна, но без Содержания она бесполезна. Так было и с  пятиминутками, так и сейчас с микрокурсами. О содержании не слова. Я с таким же успехом могу продвигать идею "Знания - Сила". По форме правильно, а содержания нет).

Согласен с Сергеем Мамином, что ничего фундаментального дать микрокурсами нельзя, это как фундамент заливать 5 минут в день). Тогда получается что это та же пятиминутка, которая "красиво упакована?! Знакомо) Гренки уже не продать. А вот круатоны купят!) 

Сергей Мамин +841 Сергей Мамин Адм. директор, Белгород

Еще один аспект. Есть люди, чей психотип требует получения информации маленькими порциями. И именно в то время, когда они к этому готовы. Таких людей немало.

И есть те, которые легко воспринимают много информации почти в любое время.

Их даже визуально можно отличить. Первые крепкого телосложения, всегда наглажены, пострижены, аккуратны и пунктуальны.

Вторые - худощавые, высокие, со странной прической и неухоженнной бородой, часто с пятнами на одежде,...

Не 100 %, конечно, но такая тенденция есть

Трейдер, Санкт-Петербург
Сергей Мамин пишет:

Еще один аспект. Есть люди, чей психотип требует получения информации маленькими порциями. И именно в то время, когда они к этому готовы. Таких людей немало.

И есть те, которые легко воспринимают много информации почти в любое время.

Их даже визуально можно отличить. Первые крепкого телосложения, всегда наглажены, пострижены, аккуратны и пунктуальны.

Вторые - худощавые, высокие, со странной прической и неухоженнной бородой, часто с пятнами на одежде,...

Не 100 %, конечно, но такая тенденция есть

А я худощав, высок, с явными признаками "хождений" в тренажёрный зал, с классической причёской, аккуратен, пунктуален. Я кто?) Ты метросексуал! Нет, я сын офицера!) 

Сергей Мамин +841 Сергей Мамин Адм. директор, Белгород

Два психотипа в одном человеке. Вопрос, какой из них ведущий..

IT-менеджер, Украина
Андрей Роговский пишет:

Более того - это органически верное обучение

Посмотрите как играют дети - 5-15 минут и потом переключаются

Именно такой режим позволяет полноценно усвоить знания с максимальным КПД головного мозга

 

Здесь наверно не совсем верный пример, потому что в случае с детьми, это связанно с возврастнными особенностями и они просто не способны концентрировать на одном виде деятельности более чем 5-15 минут, год за годом системного обучения, эту ситуацию меняют.

В случае со взрослыми, то скорее всего нужно чередовать тк многое зависит от изучаемой темы, есть вопросы, которые требуют погружения, их просто нет смысла дробить.

А в целом элемент геймификации и всякие ачивки для Zeтов прямо самое то.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.