Три решения для создания лучшего вуза

Тесное общение с самыми разными компаниями приводит к горькому пониманию: в последние годы ценность вузовских дипломов в глазах работодателей упала просто катастрофически.

Здравый смысл говорит, что высшее образование призвано делать людей полноценными личностями, востребованными при этом на рынке труда. Но, как показывает жизнь, воспитанные вузами навыки и компетенции отличаются от тех, что работодатели надеются увидеть. Взять хотя бы отсутствие таких нужных базовых умений, как инициативность и работа на результат.

Даже контакты в сфере наукоемких технологий показывают, что лаборатории набирают все меньше работников из среды выпускников по причине их непригодности к научно-исследовательской работе.

Что должен делать настоящий ученый? Не стоит мудрить с ответом, даже ребенок ответит верно. Настоящий ученый – энтузиаст и альтруист, он живет своим исследованием и верит, что его труд принесет обществу пользу и улучшение. А еще он занимается творческим поиском решений, совершает открытия, думает нестандартно.

Для роста отечественной науки такие люди нужны как воздух – но быть такими в России сейчас не учат.

Почему так выходит?

Мы нашли три главных причины неуспеха вузов в подготовке квалифицированных специалистов.

Причина первая – давать знания проще, чем научить думать

На заре появления образования как вида социальной деятельности книги были в большом дефиците. Лекции и беседы были объективно необходимы для непосредственной передачи знаний, информации.

В наше время интернет способен предоставить студенту все необходимые сведения. То, что студенты справедливо хотят получить от образования в наши дни (настоящие студенты, конечно) – это воспитание принципов мышления, самостоятельность, опыт, обретение живого, глубокого и проницательного взгляда на решение вопросов. Но именно этому зачастую как раз и не учат. Просто потому, что сами не умеют, да и не особо хотят. Банально пичкать сведениями куда проще.

Причина вторая. Очень мало настоящих учителей

Мы знаем, что у человека лучше всего удается то, в чем он талантлив. Гете говорил, что научиться можно лишь тому, что любишь.

Талантливый инженер так же хорош на своем месте, как талантливый музыкант или хирург. Но талантливый учитель – с большой буквы, способный сделать студента человеком, намного важнее.

Преподаватель, обладающий талантом учительства, способен помочь ученикам нащупать, как раскрыть свой дремлющий потенциал, стать цельными, гармоничными и выдающимся. Он не станет втюхивать рыбу не первой свежести, а научит рыбачить. Если же за дело берется плохой преподаватель, просто тянущий лямку своей унылой работы, плоды его труда будут такими же вялыми и безвкусными, как и он сам.

Ученики настоящего учителя нарасхват, а ученики бесталанных преподавателей мыкаются, не могут реализовать себя и становятся очередным набором винтиков в инертной социальной машине. И это не только их вина. Их не сделали востребованными, не раскрыли их таланты.

Причина третья. Формализм

Формальный подход со стороны начальства демотивирует. Он убивает талант. Формалисты, управляющие талантами – это так же противоестественно, как режиссер с ужасным вкусом во главе талантливых актеров. Либо актеры подчинятся и станут посредственностью, либо разбегутся, и их сменят – кто бы вы думали? – посредственности.

К сожалению, в наших учебных заведениях зачастую руководят не талантливые люди, а формалисты и конъюнктурщики, живущие принципом «моя хата с краю». Раз уж мы говорили про рыбу, можно вспомнить, что она гниет с головы. Вся система образования пропитывается гнилью формализма, и сами студенты начинают делать все для того, чтобы их не трогали.

Неудивительно, что эти люди, погасшие и фантастически изощренные в умении избегать от работы, не востребованы на рынке труда.

Формализм – это механизм разрушения, а не созидания. В тех редких случаях, когда учебное заведение сохранило живой дух, мы видим, что причина тому – очень талантливый и неравнодушный человек, возглавляющий заведение.

К сожалению, современная система подбора кадров в образовании не ориентирована на таланты. Можно сказать, она сопротивляется им. Это беда системного, принципиального характера. Но плюсы в данной ситуации все же есть. Раз мы видим проблему, значит, можем найти ее решение.

Видение

Итак, какое образование мы хотим видеть для своих детей? Или даже так – какими мы хотим видеть их на выходе из вуза? Как создать такую систему, при которой наши дети смогли бы действительно обрести себя, раскрыть свои таланты, стать людьми значимыми, достойными доверия и уважения?

Естественные родительские инстинкты мгновенно активизируют сознание, и ответы приходят сами собой:

  • Только настоящий учитель может раскрыть таланты, значит, я хочу, чтобы моих детей учили бы настоящие учителя.
  • Какой он, талантливый наставник? Прежде всего – неравнодушный. Как заботливый садовник, он будет растить разум и способности моего ребенка, раскрывая его таланты и обучая тому, как ловить удачу за хвост.
  • Только сочетание свободы и дисциплины структурирует мышление человека. Значит, нужна адекватная дисциплина и свобода в творческих подходах. Прохождение обязательного и достаточно сурового экзамена на каждом этапе обучения, но полнота свободы в том, чему учиться и как.
  • Человек человеку не волк, а друг, товарищ и брат. Нужна гармоничная среда обучения. Среда, где нет противостояния и конкуренции, где дружественность и забота друг о друге высвобождают силы для познания. Где живет сплоченность, где обучают мышлению и труду в коллективе.
  • Система должна быть такой, чтобы дети начали понимать: их возможностям нет границ. Забитость и замкнутость должны уйти навсегда.
  • Руководство вуза являет собой яркую лидерскую модель, мечтает вместе со студентами и воплощает мечты в жизнь совместно, а не директивно. Руководители – это те, за кем хочется идти, и студенты учатся лидерству у них, учатся вести за собой и воодушевлять.
  • Атмосфера, компетенции, учителя, среда, победы и успехи – все это делает вуз, где учатся наши дети, передовым. Подающим пример, но не заносчивым.
  • В вузе создана система генерации усовершенствований. Это аналог «менеджмента снизу», когда каждый думает, как можно все улучшить. Самые достойные предложения однозначно получают поддержку. Это огромное подспорье для успешной жизни и развития разума в той самой «реальной жизни».

Конечно, это далеко не все. Вопрос в том, как это осуществить. Кто и что мешает воплотить это в жизнь? Это вообще реализуемо?

Задачи

Имея перед глазами образ того, что мы хотим, можно поставить перед собой конкретные задачи.

Первое – отбор и обучение преподавателей

Создать систему поиска, отбора и мотивации талантливых учителей и руководителей. Стараться не допускать в образовательную среду посредственностей. Создать систему обучения, повышения квалификации с реально достижимыми результатами. Уйти от формальности и суметь научить талантливых людей, как стать учителями и лидерами. Теми, за которыми пойдут и у которых захотят учиться.

Второе – усовершенствование образовательных процессов

Разработать цельный образ инновационного образования на основе лучших практик, собранных в российских и западных вузах. Осознать, чего же мы хотим в итоге и с максимальной точностью описать новые образовательные принципы как базу, от которой будем отталкиваться.

Третье – создать систему внедрения нового образования

Как мы придем к будущему от настоящего? Важно создать поэтапный план преобразований, перехода от старой системы к новой. Такой план, который можно было бы внедрить в любом вузе вне зависимости от его месторасположения или статуса. Пошаговая инструкция к улучшению.

Стратегия

Стратегия состоит в том, чтобы принять на вооружение технологии бизнес-консалтинга и с их помощью создать лучшее высшее образование. Если представить, что университет – это корпорация, продукт – это развитость и, как следствие, востребованность выпускников, то становится ясно, как применять консалтинговые технологии решения проблем в сфере образования.

Но это лишь параллель, облегчающая понимание. Мы никогда не забываем о самом важном. Люди – не средство и не товар, а высшая ценность.

Методы и планы

Алгоритм консалтинговой деятельности предполагает следующие шаги:

  • Понять потребности и проблемы клиента в общении с руководством.
  • Интервьюировать сотрудников различных уровней для создания объемного видения ситуации. Очень часто уже на этом этапе возникает понимание путей решения проблем, поскольку сотрудники обычно знают, что не так и как это исправить, но из-за отсутствия всесторонней обратной связи не могут донести до руководства свое понимание.
  • Сформировать видение того, что и как надо менять. Защитить это понимание перед руководством и создать пилотный проект.
  • Провести пилотный проект, отработать гипотезы, увидеть, как это работает, понять, что не работает и на основе полученного опыта создать завершенный проект.
  • Защитить проект масштабирования изменений и установить точки входа в него.
  • Создать серию открытых семинаров для сотрудников с целью широкого оповещения и отбора самых инициативных сотрудников для клиентской команды.
  • Работы с клиентской командой над планом внедрения.
  • Распределение ролей по внедрению проекта между лидерами клиентской команды, закрепление сопровождающих из числа консультантов. Тренинги перед внедрением.

Отработка узких мест внедрения.

  • Анализ первых результатов внедрения, всестороннее обсуждение результатов.
  • Внедрение системы всесторонней обратной связи. Сначала для всего, что связано с проектом, а затем и вообще во всех процессах, происходящих в компании.
  • Создание этой системы сопряжено с созданием структуры, назначением ответственных из числа клиентской команды.
  • Ротация руководителей проекта и демократичное голосование за каждого из руководителей по десятибалльной шкале. В итоге выбор руководителя, который показал себя наиболее востребованным. Назначение его техническим директором по развитию.
  • Создание системы генерирования усовершенствований на основе системы обратной связи и внедрения инноваций.
  • Создание проектного офиса из числа наиболее активных студентов и преподавателей.
  • Постепенный переход на проектное обучение и управление образовательными процессами.
  • Построение амбициозных планов и целей и подбор ресурсов для их достижения.

Критерии результативности

Есть конкретные параметры, по которым нужно оценивать эффективность образовательных процессов.

1) Это количество проектов, созданных студентами совместно с преподавателями;

2) Число научных работ и индекс их цитирования;

3) Это остаточные знания, которые не исчезают после окончания вуза;

4) Это число выпускников, устроившихся по специальности;

5) Это независимая оценка предпринимателями востребованности выпускников. И многое другое, что можно включить в ряд объективных критериев.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

Всего три решения для создания лучшего вуза !!!!
Наконец-то консультанты решат проблему высшего образования!
Кидаюсь искать три решения.
В чём автор видит проблему:
-''отсутствие базовых умений,как инициативность...'';
-''...быть учёным в России сейчас не учат...'';
-''студенты справедливо хотят получить от образования...воспитание
принципов мышления,самостоятельность,опыт,обретение живого,
глубокого и проницательного взгляда на решение вопросов.''
Всегда считал, что воспитанием,развитием инициативы и профориентацией
нужно заниматься с детства , а не в вузе.

Далее автор более откровенно высказывает свои родительские претензии:
''Только настоящий учитель может раскрыть таланты, значит , я хочу
чтобы моих детей учили бы настоящие учителя.''
Мы про вуз ,или про семью и школу??? В вузе ''раскрывать таланты'' поздно их
можно только развивать.
Но где же три решения ??
-''система должна быть такой,чтобы дети начали понимать...''/детский сад/;
-''человек человеку не волк, а друг...''
-''только сочетание свободы и дисциплины структурирует мышление
человека...'';
-''суметь научить талантливых людей...''
Вот оно наконец-то :
''Атмосфера,компетенции,учителя,среда,победы и успехи-всё это делает вуз,
где учатся наши дети передовым'' . !!!
А как этого добиться ???
Очень просто:
''Разработать цельный образ инновационного образования на основе
лучших практик,собранных в российских и зарубежных вузах.''

Вот с этого надо было и начинать статью/адреса,опыт,методики,результаты..../
Ждёмс !

Менеджер по персоналу, Москва

Ставя в основу образования интернет, можно забыть даже о нормальном образовании. Обучает не информация, а живое взаимодействие, практические работы и пример учителя.
Говорить об интернете и мечтать об идеальном образовании - это полная утопия.

Директор по развитию, Москва

Александр Фёдоров, я практик и глядя на то как сейчас работает образование в интеренете, понимаю что оно не хуже чем вузовское а может быть даже и лучше. Беда в том что хороших Учителей почти не осталось. система выдавила их из образовательных процессов заменив формалистами. Это печально. В то же время изучая жизнеописания великих людей не редко сталкиваешься с явлением Учителя в их жизнях. То есть Учитель есть тот кто из серого материала человеков делает нечто прекрасное и великое, освещающее собой мир. Личность Учителя трудно заменить, невозможно. К сожалению, отечественная система образования последние десятилетия пыталась развиваться по пути замены Учителя преподавателями а затем и вовсе людьми читающими лекции и спрашивающими что усвоили. На мой взгляд, такой путь возник от непонимания того что такое талант Учителя. Ведь есть талант музыкальный, есть художественный. А есть Учительский - он в том чтобы открывать сознания, делать учеников чем-то гораздо большим чем могут они сами без такого учительского воздействия. В итоге, великая страна состоит из великих людей а посредственности делают всё посредственным. Я за то, чтобы наша страна стала по-настоящему великой, но я убеждён: пока мы не осознаем значение Учителя, великой страну не сделаем.

Директор по развитию, Москва

Виктор Большаков, я консалтер, а в консалтинге со времён Бауэра известно что человек хорошо удерживает в своём внимании только три вещи. Поэтому я всегда стараюсь уложить все мысли и всю информацию по трём корзинам. Это такой технический момент.
Что касается видения вуза каким он должен быть чтобы отвечать будущему, этот образ у меня сложился уже очень ярко, он сформировался когда мы бились над проблемой пять в сто. И я думаю, что в этом году многое из трудов нашей группы будет взято министерством образования на вооружение. Сейчас такое время, когда все начинают искать эффективности, того что работает и формализм постепенно отпадает. Уже на конференции посвящённой пять в сто прошедшей в Москве этой осенью, заместителем министра образования РФ говорилось о том, что лучшие преподаватели являются теми кто повышает качество образования как продукта, и повышая добавленную стоимость, сами должны стоить больше, к чему и идёт. это уже является основой для становления учительства как востребованного экономически продукта, то есть закладываются основы которые затем приведут к процветанию учительства как профессии при том что сейчас она в загоне. Думаю, в ближайшие годы многое изменится, но канвы по которым будут происходить эти изменения уже видны. Я постараюсь в ближайшие дни написать статью о том куда движется наше образование и каким оно скорее всего станет лет через 10.

Генеральный директор, Москва
Глеб Александров пишет: Уже на конференции посвящённой пять в сто прошедшей в Москве этой осенью, заместителем министра образования РФ говорилось о том, что лучшие преподаватели являются теми кто повышает качество образования как продукта, и повышая добавленную стоимость, сами должны стоить больше, к чему и идёт.
Позвольте вопрос, а что такое ''добавленная стоимость'' применительно к образовательному продукту и в каких единицах измеряется?
Директор по развитию, Москва
Позвольте вопрос, а что такое ''добавленная стоимость'' применительно к образовательному продукту и в каких единицах измеряется?
Не секрет, что образование стоит денег. Чем лучше образование тем дороже оно стоит. Если есть нечто за что готовы платить деньги и чем оно лучше тем больше платят - это продукт. Если посмотреть через фильтр экономики, то увидим такую картину: вузы формируют продукт ''образование'', и сырьём для него является нечто что дают учителя, и оформляется он менеджерами (ректорат). Чем более высокое качество исходных (учителя и управленцы) тем выше качество продукта и тем больше за него будут готовы заплатить. Это выхолощено, но становится понятно что образование это тоже продукт и добавочная стоимость - термин, вполне к нему применимый. Управление знанием которое происходит в образовании - более серьёзный процесс чем делать из сырья (например руды) продукт (например сталь) потому что в образовании может быть ситуация когда сам продукт плох, но пиар (например общественное мнение) говорит что он хорош (без диплома не берут на чиновничью работу) и получается, что в образовательном продукте много маркетинговых и других регулирующих составляющих, мешающих рынку естественно развиваться. И всё же мы должны придти к ситуации, когда качественные знания+талантливые учителя+превосходный менеджмент=качественный образовательный продукт. И качество его определяться будет не субъёктивно (родители сказали что оплатят этот вуз а не другой потому что они так считают) а объективно (работодатель с удовольствием берет на работу на хорошую зарплату выпускников определённого вуза а не других). То есть мы имеем признаки продукта: востребованность и конкуренция. И раз вопрос начинает так стоять, то мы начинаем понимать что конкуренция среди вузов будет идти по линии не выпячивания себя перед государством и родителями абитуриентов, а по линии улучшения качества продукта, а именно усовершенствования всех трёх составляющих продукта, что в конечном счёте и приводит к возникновению добавочной стоимости и прибыли.
Руководитель, Москва

Я, как человек, непосредственно участвовавший в создании нескольких вузов, и обладающий репутацией реформатора, могу заметить следующее. Понятно, что статья больше маркенингово-публицистическая. И три проблемы - далеко не все. Тем не менее, постановка проблемы ну очень своевременная и острая.
О проблемах. Есть проблема управления как таковая (на системном, государственного уровне). О ней надо отдельно и подробно.
А еще есть традиционная для советской высшей школы проблема самовоспроизводства педагогов. Ни в одном американском вузе нет такого, чтобы чуть ли не все преподаватели были выпускниками данного вуза. У нас же это ''традиция'', ''обламывающая'' все реформы.
О работодателях. У надо сих пор нет адекватного механизма их взаимодействовать с вузами. Да, они страдают от нашей системы высшего образования, но практически ничего не делают, чтобы повлиять на нее. Сколько у нас эндаутментов? Сколько реально действующих попечительских советов? В скольких стандартах можно обнаружить ''следы'' бизнеса, индустрии, реальной экономики? Как конкретно они влияют на образовательную политику (как поработавший в Минобре, могу сказать - никак).
Пишу с колес, готов вернуться к вопросу позже.
Глеб, если нужно, готов не только обсудить вопрос образовательного консалтинга более детально, но и презентовать у Вас ряд своих консалтинговых алгоритмов и кейсов. Опыт - с 1992 г. Oorchakov@gmail.com

Директор по развитию, Москва

Олег Орчаков, вы правы. Советская система вузов устарела. Мой опыт общения с преподавателями иностранных вузов показывает удивительную разницу: ниши преподаватели считают себя классными и удивляются почему их не выбирают студенты и работодатели, иностранные преподаватели стараются быть теми кого выбирают. Этот момент маркетинга ''продай себя'' или как я это называю ''будь классным и люди к тебе потянутся'' в России вывернут наизнанку и звучит ''я тут значит я уже классный а кто не согласен - не правы''. Мне кажется, сотни лет конкуренции на западе научили людей всегда всё усовершенствовать, создан особый менталитет при котором если ты не классный значит ты виноват а не кто-то. У нас же наследие советской системы что в управлении что в образовании транслирует людям обратное - занял своё место значит уже прав и не надо каждый день миру доказывать что ты лучший и не надо им быть.
А раз не надо непрестанно усовершенствовать то чем занимаешься - начинается застой, формализм, стагнация и усыхание с последующим умиранием. И только там где непрестанно ищут как улучшить - только там возможен шанс стремительного прорывного роста или как минимум стабильно высоких темпов роста. Я думаю, что когда наша страна изменит свой менталитет и в поисках лучшего мы будем подпрыгивать, тогда и наступят перемены в эффективности. А до того многие будут разочарованы своей невостребованностью на фоне более успешных западных конкурентов которые непрерывно улучшают всё к чему прикасаются в отличии от нас неспешных.

Руководитель, Москва

Кстати, много проблем возникает из-за множественности толкований понятий ''образование'' и '' образовательный продукт''. Слишком часто из ассоциируют со знаниями. А это в корне неверно и вредно! Особенно в профессиональном образовании. Тут же возникает коллизия с интернет-образованием. Интернет - это среда, средство, технология, уже неотъемлемая часть образовательной системы. Мощное, не раскрывшее до конца своих возможностей, но - средство. А образование в русском языке все-таки имеет корень ''образ''...

Директор по развитию, Москва

Да, определение что такое образование очень важно. Мы для себя так определили что такое образование:
Видение будущего образования:
Образование это корпоративная культура, особый дух, основанный на учительстве, реализация идеи учительства. Это Учителя, собранные под одной крышей. Это творцы человеков, художники, которые из сырого материала, из глыбы мрамора волшебным резцом ваяют прекрасную скульптуру, Человека. И делают они это созвучно трём целям.
1.Первая - помочь студентам стать чем-то ценным, реализация, найти силу и кротость.
2.Вторая - создание в нем прочной этической структуры, воспитание альтруизма, патриотизма.
3.Третья цель - подготовить его к реальной жизни, дать ему алгоритмы эффективности и научить руководить людьми процессами и средствами, ресурсами. Сделать его востребованным социумом и научить как менять мир к лучшему.
Так вот образовательная система этот особая среда, где Учителя передают свою ценность духа по цепи преемственности и формируют мышление учеников в процессе их развития, реализации. Это воспроизводство человека в соответствии с определённым образцом, не убивающим его индивидуальность, на согласно его сущности.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.