Как подбирать персонал в регионах: личный опыт

Как обстоят дела в регионах

Когда-то центр нашей компании был размещен в Нижневартовске – это крупный региональный город Сибири. Однако, в этом городе я столкнулся с тем, что не смог найти специалистов подходящего уровня для реализации очередных задач по развитию компании. Конечно, нельзя говорить о том, что кадровый рынок в регионах отсутствует. Успешные люди есть везде. В регионах есть отличные специалисты. Тенденция регионального рынка труда в том, что по-настоящему эффективные люди не занимаются активным поиском работы и не присутствуют на ресурсах по подбору вакансий. В большинстве случаев, они уже трудоустроены.

За годы работы в бизнесе я провел ни одну сотню собеседований и выделил три типа соискателей.

  • Первый тип – лидеры. Они умеют стратегически мыслить и обладают умением видеть ситуацию с разных сторон. Когда вы находите такого специалиста, то ваше внимание, как руководителя, уходит от этой области, и дела в этом направлении идут быстрее и эффективнее. Но, как я говорил выше, такие профессионалы обычно при деле. Специалисты такого типа чаще всего попадают в компанию по стечению обстоятельств. Например, предприятие распалось или специалисту необходим карьерный рост, а возможность не была предоставлена. Вот в этот момент его надо успеть «перехватить», ведь такие люди очень быстро находят работу.
  • Второй тип – командные игроки. Они не способны стратегически мыслить, но очень хорошо делают свою работу. Такие специалисты исполнительны и достаточно профессиональны. Но иногда брать их в компанию бессмысленно, если нет человека-лидера из первого типа, который мог бы организовать работу внутри команды.
  • Третий тип – псевдоспециалисты. Они не обладают выдающимися профессиональными навыками и не желают обучаться. Такие соискатели забирают внимание, силы и деньги, а в итоге, в лучшем случае – уходят не дав результат, а в худшем – делают вклад в разрушение компании.

К сожалению, на рынке труда преобладают последние два типа соискателей.

Мы задавали себе вопрос, возможен ли переход из одного типа в другой. Оказалось что да, такой переход возможен, чаще всего из второго типа в первый. Так, хороший командный игрок через время, набравшись опыта и уверенности в себе может стать отличным лидером и возглавить свою команду. Нельзя получить сразу «видящего» человека, все руководители приходят из типа «командный игрок».

Как мы ищем кандидатов

Технология поиска и подбора достойного кандидата мало чем отличается от стандартной процедуры.

  • Во-первых, мы должны понять, действительно ли необходим новый сотрудник. Возможно, в результате анализа показателей в отделе, мы определим, что компания не нуждается в дополнительном сотруднике. Быть может, руководитель отдела не имеет понимания необходимого конечного результата и неэффективен. И тогда нам легче сменить руководителя, а не расширять его направление. Правило нашей компании – разумно подбирать команду для эффективного сотрудника, для усиления и развития направления.
  • Во-вторых, мы отвечаем себе на вопрос: «Что мы хотим получить от сотрудника». Мы определяем, какими профессиональными знаниями, умениями и навыками должен обладать идеальный кандидат на должность. А так же – какую проблему он должен решить, и что он должен давать компании за время своей работы как результат.
  • В-третьих, мы генерируем «поток кандидатов». В большинстве случаев поиск кандидатов в регионах происходит через объявления в газеты, уличные доски объявлений и в группах в социальных сетях. Эти инструменты там достаточно эффективны. А вот поиск через базы интернет-рекрутмента, которые являются основным инструментом HR-специалиста в крупных городах, в регионах не так эффективен, как и государственная биржа труда.
  • В-четвертых, Мы даем возможность проявить себя тому кандидату, у которого нет признаков, по которым мы не можем его взять. В нашей компании существуют «пробные» дни для понравившихся соискателей. Мы предлагаем специалисту прийти к нам в компанию, посмотреть на работу там и понять, подходим ли мы ему, насколько комфортно он себя чувствует в нашей организации. У нас же, как у работодателя, появляется возможность увидеть кандидата в коллективе, определить, насколько он соответствует нашим ожиданиям.

Хорошим инструментом в региональных городах является «сарафанное радио». Так же неплохо работает поиск по «личным рекомендациям». Важно чтобы в компании сохранялась благоприятная атмосфера, ведь работа – это наш второй дом, а не поле военных действий.

Приятно получать хорошее подтверждение, когда сотрудник рекомендуют компанию своим друзьям и знакомым как вариант работы.

Отдельно хотелось бы отметить процесс поиска кандидата на должность руководителя. В подборе руководителей у нашей компании есть хороший неуспешный опыт. Зачастую происходит так, что пригласив специалиста с блестящим резюме и отличными рекомендациями, мы не получали настоящего лидера и управленца, которому бы доверяли сотрудники.

Практика показывает – если кандидат приходит с заявленной высокой ставкой, то, как правило, он оказывается мало эффективен как специалист. Все руководители, которые трудятся в нашей компании, изначально приходили на должность с невысокой зарплатой. Нет лучшего специалиста, чем тот, который знает компанию изнутри и прошел все этапы роста от простого менеджера до начальника.

Есть еще методы хантинга кандидата на пост руководителя. И был момент, когда мы пробовали использовать этот метод в нашей компании. Но через время стало понятно, что нам этот инструмент подбора персонала не подходит. Ведь тот кандидат, который легко согласился уйти из предыдущей компании, так же легко уйдет и из твоей. И это очень плохой показатель.

Я считаю, что выполняя работу, надо руководствоваться принципом честности. Это относится и к поиску кандидатов. Ищите кандидата честно, и тогда он придет к вам с тем же посылом.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Казань
"В большинстве случаев поиск кандидатов в регионах происходит через объявления в газеты, уличные доски объявлений...

Это в каких деревнях происходит отбор, что там даже "Авито-работа" не функционирует?)))

"Практика показывает – если кандидат приходит с заявленной высокой ставкой, то, как правило, он оказывается мало эффективен как специалист. Все руководители, которые трудятся в нашей компании, изначально приходили на должность с невысокой зарплатой."

Высокая ставка/ невысокая зарплата относительно Москвы, или относительно конкретного региона???



Консультант, Москва

Хорошая статья. Отмечу, что и "нужен ли новый сотрудник" применим скорее к бэкофису. Для "фронтовиков" актуальнее "сможем ли обеспечить работой на год, или дешевле будет платить сверхурочку своим, пока аврал"

Генеральный директор, Москва
Денис Перевезнов пишет:


"В большинстве случаев поиск кандидатов в регионах происходит через объявления в газеты, уличные доски объявлений...
Это в каких деревнях происходит отбор, что там даже "Авито-работа" не функционирует?)))

Поиск и подбор персонала в небольших региональных городах действительно отличается от поиска в крупных. И да, есть инструменты, которые работают в первых и совершенно забыты и неэффективны во вторых. Это лишь описание личного опыта компании, как было сказано выше.

Генеральный директор, Москва
Виктор Климкин пишет:

Хорошая статья. Отмечу, что и "нужен ли новый сотрудник" применим скорее к бэкофису. Для "фронтовиков" актуальнее "сможем ли обеспечить работой на год, или дешевле будет платить сверхурочку своим, пока аврал"

Да, я с Вами согласен.

Генеральный директор, Оренбург

 Если я правильно понял, речь идет по городах полумиллионниках ... Тогда большие сомнения, по поводу того, что потенциальный кандидат до сих пор не научился пользоваться такими ресурсами поиска работы как hh.ru и SuperJob.

HR-директор, Москва

Автор пишет: "В нашей компании существуют «пробные» дни для понравившихся соискателей".

Это действительно эффективный инструмент в подборе и адаптации персонала. В нашем кадровом агентстве мы предоставляем бесплатный тестовый период на всех кандидатов 14 дней. За этот период возможно рассмотреть кандидата у себя на рабочем месте, и отказаться от него без финансовых обязательств по отношению к агентству.

Менеджер по закупкам, Новокузнецк
Дмитрий Жирнов пишет:

Автор пишет: "В нашей компании существуют «пробные» дни для понравившихся соискателей".

Это действительно эффективный инструмент в подборе и адаптации персонала. В нашем кадровом агентстве мы предоставляем бесплатный тестовый период на всех кандидатов 14 дней. За этот период возможно рассмотреть кандидата у себя на рабочем месте, и отказаться от него без финансовых обязательств по отношению к агентству.

Вот за такой подход к соискателям обеими руками. Увы, как правило, этого на практике подбора персонала не применяется.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

То чувство, когда сам являешься соискателем 1-го типа, но на тебя никто не обращает внимание, потому что ты грёбанный молодой специалист! Автор, дай адрес - приеду на собеседование! 
А если серьёзно, то все как раз более менее толковые специалисты и сидят на HeadHunter, либо SuperJob. Уже с готовыми резюме, на которые никогда HR не обращает внимание, с десятком откликов "в обработке", на которые менеджеры иногда неделями не могут обратить своё внимание, и дорабатывают свои последние недели в какой-либо компании, рассчитывая на повышение. 
P.S. Ну серьёзно, сижу и смеюсь про себя. Автор, ну ты про меня написал в первой же своей формулировке! 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.