В решении вопросов отбора кадров, разработки моделей описания должностных компетенций, познания персонала и работы с ним, оценки деятельности сотрудников, а также вопросов стимулирования и развития необходимы ориентиры по описанию структуры и содержания личности.
Такое описание может быть в двух формах: в описательной форме или в матричной (табличной) форме. Очевидно, что наиболее приемлемой является матричная, т.к. она наглядна, лаконична и потому удобна в работе. К тому же, такой подход служит основой единообразия в решении разных вопросов и одновременно справочным материалом.
Безусловно, содержание матрицы корректируется под основные социальные группы (страты). Поэтому, предварительная задача состоит в выделении этих групп. В настоящее время стратификация персонала производится по функциональному признаку:
- руководство,
- руководители подразделений (менеджеры),
- специалисты (менеджеры),
- вспомогательный персонал,
- младший обслуживающий персонал.
Но функциональный принцип не раскрывает профессиональные и личностные особенности сотрудников. Поэтому необходимо разделить людей по профессиональным и социально-психологическим признакам.
Среди всех указанных категорий сотрудников присутствуют и профессионально-ориентированные люди, и полупрофессионалы, и дилетанты. А также:
- невосприимчивые или восприимчивые к изменениям,
- развивающиеся или деградирующие,
- способные к работе с персоналом или видят себя только как специалисты,
- способные самостоятельно решать проблемы/задачи или быть только исполнителями, способные создать новое направление работы или его развивать или поддерживать,
- с преобладанием действенных внутренних интересов/стимулов или только внешних стимулов,
- с ориентацией на интересы дела или на личные интересы, по отношению к социуму и т.д.
К сожалению, стратификация в корпоративном управлении не получила концептуального развития. Хотя в социальной психологии, теориях личности, у психиатров и психологов, в практике известных педагогов (Макаренко и др.) такое разделение присутствует.
Причины этого понятны – влияние ложного понимания равенства людей и попытка уйти от легализации того объективного положения, что люди по своим темпераментам, энергии, различным способностям, склонностям, социальным установкам и взглядам не равны. Поэтому, выбор модели стратификации на предприятии с одной стороны увязывается с ценностями действующей системы управления, а с другой – с требованиями развития предприятия, его будущем.
Скорее всего, модель будет противоречить существующим взглядам владельцев и руководства и концепции управления, в т.ч. в отношении кадровой политики. Тем более, когда их цели преследуют, прежде всего, личные интересы и выживание во враждебной среде, а во взглядах преобладают игнорирование интересов сотрудников, профессионализма в работе и ставка на «своих людей».
При разработке матриц целесообразно использование профильных публикаций в Интернете, а также обязательное участие руководителей соответствующих подразделений и продвинутых специалистов. Все это станет определенной гарантией качества разработки и дальнейшей реализации этого, по сути базисного подхода. Важно и то, что для руководителей всех уровней матрицы станут существенным подспорьем в работе с персоналом, которое сейчас, как правило, отсутствует.
Ниже приводится пример личностной матрицы руководителя.
| | | | | | | | | |
Текущие задачи и требования | балл | Уровень знаний, подготовки | балл | Профессиональные навыки | балл | Участие в инновациях | балл | Отношение к работе | балл |
выполняет свои задачи | | знает свои задачи | | умеет планировать | | новатор | | инициативный | |
хорошее качество работы | | професс-ные знания глубокие | | опыт богатый | | доволен инновационной работой | | целеустремленный | |
своевременно все делает | | професс-ые знания разнообразные | | знает работу | | изучает новинки | | контроль не нужен | |
производительно работает | | знания устарели | | хороший организатор | | тяготится отсталостью | | уверенный | |
своевременно отчитывается | | эрудированный | | все сделает сам | | регулярно внедряет что-то | | аккуратный | |
отчеты грамотные | | знает больше других | | авторитетный | | прорабатывает идеи | | планомерность | |
озабочен эффективностью | | умный | | влиятельный | | умеет делать новое | | хваткий | |
работает без проколов | | интересный | | умеет стимулировать | | борется с нерациональностью | | основательный | |
| | научит многих | | умеет ставить задачи | | | | пунктуальность | |
| | | | видит проблему | | | | рабочий локомотив | |
| | | | всегда найдет выход | | | | делится знаниями | |
| | | | | | | | неравнодушен | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Особенности как руководителя | балл | Особенности как администратора | балл | Развитие | балл | Стиль деятельности | балл | Социальные отношения | балл |
выполняет свои задачи | | гибкие методы воздействия | | наголову выше других | ответственность | | тактичный | | |
хороший организатор | | требовательный | | многие лишь тени для него | | инициативность | | порядочный | |
изобретателен в руководстве | | действует планомерно | | знание нюансов работы | | целеустремленность | | компанейский | |
делегирует полномочия | | искореняет примитивизм | | эрудированность | | контроль не нужен | | уверенный | |
взаимодействует с коллегами | | стремится к эффективной работе | | интересуется новинками | | может сделать все сам | | общительный | |
деловой | | принуждает по делу | | частенько заявляет идеи | | аккуратность | | откровенный | |
харизматичный | | предпочитает убеждать | | работает с литературой | | демократичность | | дружелюбный | |
подсказывает, обучает | | редко применяет санкции | | оперирует новыми знаниями | | выносливость | | эмоциональный | |
хваткий | | умело поощряет | | натаскивает товарищей | | пунктуальность | | искренный | |
умеет заинтересовать | | сдержан- эмоционален | | обучает | | требовательность | | правдивый | |
может мобилизовать | | дипломатичен-прямолинеен | | полезные изменения | | рабочий локомотив | | справедливый | |
не равнодушен к беспорядку | | справедлив | | | | эффективен | | молчун | |
| | | | | | в тень не уходит | | веселый | |
| | | | | | | | одинокий | |
Использование матрицы удобно для проведения опросов, грейдирования (оценки ценности) профессиональных и личностных особенностей, также для оценки профессионального уровня сотрудников в коллективе. При этом удобной представляется шкала оценки от 1 до 3.
Фото:
pixabay.com
Как велико искушение, запихнуть личность в матрицу, разложить по вертикали, горизонтали и диагонали, приклеить ярлыки и расставить баллы. Все просто замечательно.
Работа по матрице куда более конкретнее и понятнее, чем раздутые показатели KPI. Напридумавали все, кому не лень теории про KPI, а на практике они превращаются в такую же бумажную ''отмазку'', как когда коэффициенты трудового участия (КТУ).
Спасибо Александру за лаконичность материала и вполне приемлемые на практике конкретные показатели оценки руководителя!
Не знаю, будет ли это кому-то интересно, но я применил для оценки персонала компании Бостонскую матрицу. В данном случае, по оси Х принял параметр - лояльность к компании, а по оси У - эффективность работы. Конечно, все это довольно субъективно, но очень наглядно показывает кто в компании звезды, кто старые собаки (и что с ними делать) и т.д. Плюс, каждый из сотрудников получал ''свой'' размер круга (большой или маленький) в зависимости от личностных характеристик и потенциала. Интересно получилось...
Не очень соглашусь с Ольгой по вопросу KPI, очень удобная вещь для оценки отдельных сотрудников и отделов в целом. Проблема в другом, здесь я с Ольгой полностью согласен, что очень малая часть менеджеров, а зачастую и руководителей знают и понимают, что такое KPI, а самое главное как их выбирать, применять и связывать с бизнес-процессами и стратегией предприятия. Т.к. в отрыве от всего этого все KPI превращаются действительно в КТУ, или еще хуже в КПД сотрудника или отдела. Данный пример из статьи может удачно дополнять хорошо разработанные нормы KPI, и более того он может помочь подбирать сотрудников именно под конкретные задачи, например под проекты, где важно управление по целям или в создании так называемых ''спецкоманд'' в условиях сложных проектов, где очень важна коллективных работа.
Допустим, хотя балльная система субъективна, и лучше использовать измеримые компетенции. Но еще нужен ключ, сводная таблица сильных сторон и областей для развития для оценки потенциала.
Отбор кадров должен начинаться с ответа на вопрос ''кто нужен?''- работники или сотрудники?
Методика определения отдельных личностей с социально-психологическими признаками (24 психотипа) изложена в монографии Александра Афанасьева ''СИНТАКСИС ЛЮБВИ (ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОГНОЗ ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ)''.
... предлагаемый вариант оценки персонала через личностные качества не выходит за рамки психологического портрета и имеет к успешной профессиональной деятельности какое-то (!!!) отношение. Ну скажем, на уровне умозрительной модели, которая почти никак не подтверждена реальным положением дел. Этот подход практически себя исчерпал и может применяться либо из-за отсутствия информации о существовании и возможностях прецедентных экспертных систем, либо отсутствия денег на приобретение данных компьютерных комплексов, либо из-за проф. упертости и нежелания воспринимать ничего нового, кроме известных и устоявшихся догм... Остается только сожалеть...
Померили мы к примеру профиль, установили текущие показатели и потенциал их раскрытия. И что дальше? К примеру выйдет по показателям что сисадмин Ваня обладает профилем личности более подходящим для управления чем племянник собственника, а потенциал у него Выше чем у генерального. Что делать? Выгонять Ваню с позором?
По хорошему надо оценивать: связи (в том числе роственные), личную историю, социальную страту, воспитание, безопасность для ЛПР и пр. И на основании этого делать оценку. А упрощать кадровую работу до принципа: "а давайте на каждое место постаим наиболее подходящего и получим от этого синергитический эффект" не стоит.
Автор удивляется почему до него не применялась стратификация работников по социально-психологическим признакам
может быть они стратифицировались как то иначе? К примеру по результатам своей работы и углублению разделения труда? Организации метода производства?
Из за чего к работникам предъявлялись требования к профессиональной коммуникации по отраслевым протоколам - которым научали в специализированных учебных институтах (читать чертеж, составлять бриф, читать формулы, проводить сессии дизайн мышления и так далее)
Может быть в хорошо организованном бизнесе работникам некогда стратифицироваться по социально-психологическим признакам ???