Представьте себе стадион. На нем 50 тыс. человек. Идет матч. У людей в руках телефоны, смартфоны, каждый хочет поделиться своими впечатлениями с друзьями и родными. Но возникает проблема: базовые станции сотовой связи перегружаются. Что надо придумать, чтобы все до всех дозвонились? Такую задачу студентам одного российского вуза поставила компания Nokia Siemens Networks, образованная в 2007 году в результате слияния департаментов двух крупнейших европейских фирм Nokia и Siemens, а ныне представляющая собой независимую компанию, успешно работающую на мировом рынке телекоммуникационных решений для сотовых и стационарных операторов. Nokia Siemens Networks ищет в нашей стране потенциальных сотрудников. Каким образом в России можно найти квалифицированные кадры, почему российская наука и промышленность не желают строить профессиональные сообщества, а предпочитают жить на «островах» науки? Об этом в интервью Executive.ru рассказал директор по исследования и разработкам Nokia Siemens Networks в России Тило Шварц.
Executive.ru: Почему телекоммуникационная отрасль сегодня нуждается в активизации научных исследований? Как связаны между собой рост трафика, частотный ресурс и научные исследования?
Тило Шварц: На мой взгляд, сегодня ни в одной области бизнеса внедрение новых научных открытий не происходит так быстро, как в телекоммуникациях. Промежуток времени между разработкой и конечным продуктом невероятно сжат. Новые сервисы моментально оказываются на рынке, что, в свою очередь, заставляет экстремально быстро обновлять стандарты. Конечные продукты (мобильные компьютеры, смартфоны), очень сложны, они побуждают совершенствоваться всю телекоммуникационную область: нужно постоянно оптимизировать сети, чтобы соответствовать требованиям потребителя. МТС, например, в 2011 году была вынуждена срочно заняться анализом и модернизацией своей к тому моменту уже сильно перегруженной инфраструктуры. Тогда же МТС инвестировали в LTE-технологию, которая в сентябре 2012 года была введена в работу на территории Москвы. Названные причины заставили нашу компанию недавно обновить стратегию на ближайшие 10 лет. Мы решили сфокусироваться на высоких технологиях для сотовой связи, в особенности на Mobile Broadband. Теперь в стратегии прописано, что здесь мы планируем построить свою научно-исследовательскую базу. Стимулом для этого послужило понимание того, что эффективность работы сетей в ближайшее 10 лет придется поднимать в сотни, даже в тысячи раз.
Executive.ru: Кто в состоянии предложить революционные решения для телекомов: исследовательские центры-гиганты или талантливые одиночки?
Т.Ш: Талантливые одиночки чаще всего разрабатывают приложения. С поиском новых приложений сейчас нет проблем. Просто зайдите на Google mobile. Это отдельная область. Мы же исследуем радиосети. Это касается взаимосвязи между конечным продуктом и сетью. Такие исследования сегодня требуют огромных инвестиций и коллективной работы. Как научный центр мы, во-первых, ведем открытые общие исследования вместе с конкурентами или университетами. Чаще всего здесь речь идет о разработке новых общих телекоммуникационных стандартов, в особенности 3GPP. Во-вторых, у нас есть закрытые исследования, это продиктовано высоким уровнем конкуренции. В нашей фирме это два разных отдела.
Открытые исследования устроены так: 70% разработок происходит внутри фирмы, а 30% – в кооперации. В России сотрудничество ведется пока только с двумя университетами – Санкт-Петербургским университетом аэрокосмического приборостроения и Университетом имени Н.Лобачевского в Нижнем Новгороде. Для нас эта кооперация очень интересна. С одной стороны, это хорошо для студентов, у них появляется возможность заниматься реальными технологиями, с другой стороны, мы присматриваемся к будущему персоналу, у нас есть возможность классифицировать и отбирать специалистов, а позже приглашать участвовать уже в закрытых исследованиях, ориентированных на создание конкретного продукта. В России в закрытых исследованиях у нас участвует все больше российских сотрудников.
Executive.ru: Как вы ищите специалистов? С помощью каких процедур находите новые идеи и новых людей?
Т.Ш: Искать опытных специалистов, например, в области радиотехники – очень трудно. Один из способов познакомиться с людьми и выйти с ними на связь – это те самые открытые исследования в кооперации с другим фирмами и институтами, о которых я говорил. Со студентами в российских университетах мы строим некое сообщество. Мы разработали определенную программу для бакалавриата, а именно – поддерживаем определенных студентов, оплачиваем им дополнительные занятия английским языком и техническими дисциплинами. Они еще не наши сотрудники, просто выбранные нами студенты. А выбираем студентов так: во-первых, мы прислушиваемся к совету наших доверенных лиц на кафедрах, во-вторых, в рамках учебного курса ставим задачу, и все желающие могут объединяться в команду для ее решения. Мы наблюдаем за этими студентами и отбираем самых активных. Никаких конкурсов пока не организовывали.
Недавно поставили, например, такую задачу: представьте себе стадион, на нем 50 тыс. человек. Идет матч. У людей телефоны, смартфоны, и все хотят поделиться своими впечатлениями с друзьями и родными. Но возникает проблема: базовые станции сотовой связи перегружаются. Надо что-то придумать, чтобы потребности людей на стадионе были обслужены. Такую задачу пытаются решить студенты в Нижнем Новгороде. Здесь необходимо знание математики и радиофизики. Но главное – умение приложить эти знания к реальной ситуации. Конечно, специалисты по интересующим нас специальностям есть не только в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгорде, но и в Воронеже, Томске, других городах России. Но нужно сказать, что когда мы ищем очень высококвалифицированных специалистов, то обнаруживаем, что их в России не так уж и много и что найти их не так уж просто. Поиск одних и тех же специалистов в России сложнее во много раз, чем в Германии или Финляндии.
Executive.ru: С чем это связано? Что осложняет ваш поиск?
Т.Ш: В Европе существуют полугосударственные исследовательские центры. Они являются промежуточным звеном между университетами, бизнесом и промышленностью. В России, надеемся, таким центром станет Фонд «Сколково». Пока в вашей стране компаниям, занимающимся разработками, надо самим скать нужные кадры. У вас нет прослойки полугосударственных исследовательских институтов, заинтересованных в работе с бизнесом, ориентированных на него. Мы, к сожалению, пока не наладили связь с Российской академией наук, поэтому пользуемся только прямым контактом с университетами.
Еще еще один важный момент. В России, на мой взгляд, научные сети и сообщества устроены несколько иначе, чем в других странах. Да, у вас есть научные центры, но в действительности они не работают друг с другом. Они существуют как острова. И каждый остров пытается как можно сильнее отдалиться от других. Область совместной работы в России отсутствует. Это отражается на связях с бизнесом и производством. Мы же – маленькая фирма, и не в наших силах построить мосты от одного острова к другому на российском рынке.
Executive.ru: Но почему тогда вы решили искать таланты именно в России?
Т.Ш: Мы делаем здесь хороший бизнес. Наши клиенты – это МТС, «Мегафон», Tele-2 и другие компании. Однако мы хотим не только зарабатывать в России, но и сделать что-то полезное для вашей страны, поддержать ее научный потенциал. В нашей области 30% ресурсов – это не материальные фонды, а исследования и их результаты. В любом случае, у вас здесь масса талантов в области математики и математической физики, и от этого мы как фирма, конечно, получаем преимущества.
Executive.ru: Кого вы планируете в России найти? Возраст? Критерии? Сколько человек входит в вашу целевую аудиторию в РФ? Что для этого делаете?
Т.Ш: Мы ищем опытных и высококвалифицированных специалистов в прикладной математике, радиотехнике, математической физике. Нас интересуют и выпускники. На них мы выходим через кооперацию с университетами. Но команду из одних выпускников не построишь.
Критерии. Очень важно умение работать в команде. Наверное, это также важно, как и квалификация сотрудника: человек может быть очень знающим, умным, но если он не умеет работать в команде, то для фирмы от его знаний толку мало. Для нас большую роль играет скорее качество, чем количество. Поэтому мы формируем из опытных исследователей и выпускников маленькие команды, по 10-15 человек. Возраст для нас не важен.
Что мы делаем для того, чтобы скоро в России бизнесу легко было искать кадры для новых разработок? Недавно Фонд «Сколково» инициировал создание важного документа в рамках проекта Industry Advisory Board (IAB), к которому мы активно подключились. Этот документ, состоящий из разных блоков, был представлен в начале ноября 2012 года. В скором времени он должен быть передан российскому правительству. Многие идеи и пожелания сформулированы Intel, Siemens, нами и другими иностранными фирмами, действующими на территории России. В команде работали ученые, бизнесмены, юристы и пр. В документе приведен международный опыт, который можно применить в России. Я считаю, что эти тезисы очень хорошо сформулированы. Если хотя бы половина предложенного найдет применение в России, будет внедрена – это будет огромным шагом. За подобными тезисами стоит колоссальная подготовка, внедрить их – большая работа. Мы думаем, что через «Сколково» можно выработать стратегию будущего для рынка технологий в России, и что «Сколково» сможет транслировать ее дальше – министерствам. Но это в отдаленной перспективе. В более близких планах значится следующее: мы хотим начать открытый конкурс для ученых, исследователей, а также расширить наши контакты с российскими исследовательскими центрами и будущими сотрудниками. Может быть, в этом поможет и портал E-xecutive.ru.
Executive.ru: Вы привели в пример Финляндию и Германию. Расскажите подробнее об институтах, обеспечивающих взаимодействие между бизнесом и наукой в этих странах.
Т.Ш: К специалистам во всех странах мы выдвигаем одинаковые требования. Но в Финляндии и Германии специалиста легче найти. Там есть фонды, исследовательские центры, например, TEKES, позволяющие бизнесу, производству находить партнеров в тех же университетах, дающие некий обзор талантов. Это партнерство приветствуется и поддерживается в правовом и налоговом поле. Ни ученым, ни бизнесу не надо каждый раз ломать голову, как я все оформлю, как я обеспечу партнерство юридически, как я буду оплачивать труд, кому я должен переводить деньги. Не надо тратить время на выстраивание порядка партнерства и обсуждение юридических тонкостей. Вы можете уже на следующий день начинать работать по теме, потому что правовые условия созданы, формат проверен и работает.
В Германии есть Max Planck Gesellschaft, оно представляет собой сообщество высококвалифицированных специалистов в разных областях и в этом качестве встроено в цикл: университет – бизнес – промышленность. В Германии университеты сами очень активны, и всегда первыми предпринимают попытки найти партнеров в бизнесе и производстве. В принципе, немецкий университет обязан искать для себя часть финансирования в области производства. Поэтому 25-30 % бюджета немецкого университета – это деньги из производящего сектора экономики.
В России же (когда открыли здесь офис, то уже знали об этом) в научных центрах не налаживаются внешние связи, преобладают внутренние. Возможно, в сложные времена это помогло науке выжить, но одновременно и законсервировало ее. У вас есть области, которые очень хорошо разработаны, например, радиотехника, но они закрыты, потому что курируются военным сектором. Их поддерживают военные, эти институты работают на военную промышленность. Это можно понять.
Executive.ru: Вы упомянули слово «сообщество». А Nokia Simens Network пытается построить что-то вроде сообщества в разных странах или по всему миру?
Т.Ш: Наши сотрудники в США, в Германии, Китае и России работают вместе как одна команда, обладающая горизонтальными связями. Та группа, , занимающаяся разработками, которую мы строим в России, на 100% интегрирована в сеть специалистов из Польши, Китая, Финляндии, Германии и т.д. Это и есть для нас сообщество.
Executive.ru: Как работает это сообщество?
Т.Ш: Мы начинаем с общих для всех процессов. То, чем занимаются в Германии, синхронизировано с задачам, поставленным в России, то есть у нас есть общие условия. Все общаются на одном языке – английском. Конечно, есть ежедневные обмены информацией. Каждый день проходят виртуальные встречи, телефонные конференции и видеоконференции, где сотрудники обмениваются результатами. Есть постоянные обязательные реальные встречи в одной из стран. Мы непременно показываем друг другу наши результаты. Один раз в неделю, допустим, в пятницу, каждому на стол попадают результаты работы за семь дней коллег в другой стране, мы их вместе обсуждаем, анализируем.
Executive.ru: Возникают ли трудности со знаниями английского языка у высококвалифицированных специалистов в России?
Т.Ш: Да. Студенты технически могут быть просто суперподготовленными. Но знание иностранного языка оставляет желать лучшего. Поэтому-то мы и организуем занятия английским для одаренных студентов, участвующих в наших открытых проектах. Сегодня необходимо знать иностранный язык – письменный и устный: компании стараются построить горизонтальную сеть филиалов, чтобы оставаться конкурентоспособными. Такова тенденция, особенно в бизнесе, связанном с инновациями. Поэтому вы должны быть готовы к тому, что ваши коллеги – иностранцы.
Executive.ru: Европейские компании часто продают технологии азиатским. Так, например, делала французская Alcatel.
Т.Ш: Тенденция все же заключается в том, чтобы не продавать технологии полностью, не терять их, а расширяться по всему миру. Наша фирма – финская, но одновременно мы построили модули фирмы по всему миру, и все они соединены горизонтальными линиями. В России мы также хотим не только продавать, но и разрабатывать. Российский модуль полностью интегрирован в общие задачи. Поэтому российский или немецкий сотрудник может не только повышать квалификацию с помощью горизонтальных связей, но и перемещаться по управленческой линии, минуя границы. Сегодня в Москве у нас почти на всех менеджерских позициях находятся россияне, это замечательно, так и должно быть. 10 лет назад эти места были заняты экспатами.
Executive.ru: Вы занимаете позицию топ-менеджера. Поделитесь вашими принципами управления. Что для вас важно сделать в России, какова ваша миссия?
Т.Ш: Для меня важно, чтобы и в России были возможны прикладные современные научные исследования. В России действительно очень много высокоталантливых и квалифицированных специалистов. Я бы хотел дать талантливым инженерам возможность найти здесь интересную работу. Что касается топ-менеджерских принципов, то для меня принципиально важно создать стабильные структуры, которые способствуют достижению высоких результатов и остаются эффективными сдолгое время. Мои принципы работы в команде: во-первых, требование личных инициатив. В России, к сожалению, существует другая практика, когда к личным инициативам не прислушиваются, я же всегда ищу высокомотивированных коллег. Во-вторых, креативность – она тоже важна. В-третьих, – обмен идеями, открытость в отношениях менеджера со специалистами: если речь идет о ключевых процессах, надо всегда принимать всерьез точку зрения профессионалов.
Перевод с немецкого – Нурия Фатыхова
Фото: youtube.com