Социальные сети – главный тренд последних лет. Они активно развиваются и размножаются и на Западе, и в России. LinkedIn, Twitter, Facebook, Xing, Одноклассники, ВКонтакте… Направленность у них самая разная, но цель у пользователей одинаковая – установление контактов. Чем больше, тем лучше. И полезней. Если сначала они служили лишь для развлечения, то потом стали активно использоваться в качестве подспорья в работе и карьере. Знакомства помогают всегда и везде, а у пользователей сетей, как правило, «очень развита взаимовыручка». Подсказка, совет, рекомендации – все это легко получить в сети от друзей. Поэтому логичным следующим шагом стал поиск работы через свою социальную сеть. Менеджеры стали активно заводить и поддерживать полезные знакомства или просто спрашивать в воздух: а нет ли у кого-нибудь интересной работы для… И предложения поступали!
Сегодня социальные сети догоняют по популярности специализированные рекрутинговые порталы среди людей ищущих новую работу. Опрос, проведенный компанией Antal Russia и охвативший более 3 500 менеджеров среднего и высшего звена, показал, что 70% соискателей считают социальные сети важным инструментом для поиска интересных предложений и 87% опрошенных признали полезность специализированных сайтов по поиску работы.
И дело уже не только во взаимовыручке менеджеров, поняв, что большая часть интересных в профессиональном плане кандидатов переместилась в социальные сети, туда же пришли и компании, и рекрутеры. Сегодня сети облегчают доступ к потенциальным работодателям и соискателям, позволяют быстро найти и распространить информацию о вакансиях, расширяют сеть контактов, которые впоследствии могут помочь найти интересную работу. Кстати, на Западе практика поиска места и сотрудников через социальные сети распространена шире, чем в России.
Что же нужно сделать для того, чтобы быть замеченными хедхантерами, расставляющими свои сети в сетях социальных?
Консультанты Antal Russia составили список основных рекомендаций для тех, кто хочет воспользоваться возможностями социальных медиа при поиске работы:
- Внимательно относитесь к содержанию своего профиля. Важно понимать, что ваша страница в социальной сети по сути не отличается от резюме, которое вы отправляете в кадровое агентство или размещаете на рекрутинговых порталах. Информация в вашем профиле на Моем Круге, LinkedIn и других порталах, не должна быть чересчур лаконичной, в ней должны быть отражены все этапы развития вашей карьеры, ваша специализация. К тому же, профили на разных ресурсах не должны содержать противоречивой информации. Оцените, соответствует ли содержание вашего профиля цели пребывания на сайте: фотографии и прочий контент не должны быть слишком неформальными, даже если вы используете не специализированную сеть для поиска работы, а такие ресурсы, как Facebook или ВКонтакте. Помните, фото с вечеринки, посвященной дню рождения, могут стать причиной отказа работодателя.
- Используйте одно из основных преимуществ социальных сетей – возможность быстрого распространения информации. Не единичны случаи, когда размещение статуса «Ищу работу» помогало найти ее довольно быстро. Просматривайте новости и обновления в различных сообществах. На большинстве ресурсов информация распространяется со скоростью вируса – это одна из причин, почему некоторые работодатели и рекрутинговые агентства используют социальные медиа, как площадку для размещения вакансий.
- Вступайте в профильные группы, сообщества. Практически все социальные сети дают возможность создавать профессиональные сообщества, где часто публикуются вакансии. Расширяйте свою сеть профессиональных контактов. Добавляйте ваших коллег и партнеров. Рекрутеры просматривают рекомендации кандидата, размещенные на его странице, или запрашивают их у коллег, которых так же просто найти среди ваших контактов.
- Раскрывайте контактную информацию. Работодателю будет намного легче сразу связаться с вами по мобильному или e-mail, чем ждать, пока вы примете его запрос на добавление в свою сеть.
- Не закрывайте свой профиль для просмотра. Одно из основных преимуществ социальных сетей перед другими методами поиска кандидатов – возможность установить прямой персональный контакт с интересующим человеком. Часто вступить в контакт с нужным профессионалом затруднительно, если уровень приватности его страницы максимальный.
Марина Вишнякова, управляющий партнер PM TEAM, дает следующие рекомендации менеджерам, желающим найти достойную работу посредством социальных сетей: «Нужно блоги умные вести, участвовать в профессиональных обсуждениях, формировать свой имидж в позитивном, благожелательном, но, одновременно, высокопрофессиональном ключе. Не тусить во всех сетях, коих множество, а присутствовать в одной-двух достойных. Есть довольно тонкая граница – между развесистым интернет-раздолбаем и серьезным гуру, не чурающимся новых способов общения. Поэтому работодатель может попасть на человека, который может продать только один товар – себя. И то не надолго.
Соискателю совет простой: развивать коммуникативные навыки как добавку к профессиональным, а не наоборот. И внимательно следить за собственной жизнью – не только за тем, как вы в компанию входите, но и за тем, как вы ее покидаете. Мир достойного спроса и предложения маленький невероятно, рыжие кудри очередного сына лейтенанта Шмидта довольно быстро примелькаются на рынке труда».
В целом хедхантеры предпочитают использовать для поиска кандидатов специализированные сети, реже обращаясь к ресурсам для неформального общения, однако бывают и исключения.
Евгения Логвинова, консультант финансового департамента Antal Russia рассказывает: «Недавно мне необходимо было найти контакты одного профессионала, а сделать это было довольно сложно. Я нашла его профайл на «Одноклассники.ру», но там он бывал редко, а в других социальных сетях и вовсе не был зарегистрирован. Среди его контактов была его жена и, написав в статусе «Ищу главного бухгалтера для крупной компании», я несколько раз зашла к ней на страницу. В итоге жена нужного мне человека выслала его контакты, мы связались с ним и успешно его трудоустроили».
Однако сети сети рознь. Разные ресурсы – разная направленность, а значит и разная аудитория. И рекрутеры уже четко знают, где кого лучше искать. Ольга Демидова, менеджер рекрутинговой компании Antal-Laurence Simons: «В социальной сети можно найти кандидатов совершенно разных уровней: от линейного персонала до топ-менеджмента. LinkedIn чаще всего используется для поиска потенциальных кандидатов. В этой социальной сети, как правило, регистрируются менеджеры среднего и высшего звеньев с опытом работы в крупных российских и зарубежных компаниях. Для них уровня считается вполне нормальным иметь там профиль и быть открытым для новых предложений. Социальная сеть «МойКруг» помогает найти резюме специалистов среднего и низшего звеньев, в основном, из российских компаний».
По оценкам консультантов Antal Russia от 10 до 30% (в зависимости от профессиональной области) кандидатов на вакансии найдены в социальных сетях. Практика показывает, что наиболее активны маркетологи, менеджеры по продажам, IT-специалисты. Также часто в социальных сетях можно найти профайлы юристов.
Однако кандидатам стоит помнить об одной вещи: социальные сети открыты для всех, и для их работодателей в том числе. Не стоит менеджерам обманываться и верить, что компания и начальник не узнают об их активности в сетях по поиску работы. Марина Вишнякова советует: «Работодатель обязательно узнает. Поэтому лучше играть честно – сначала с компанией выяснить обстоятельства и тенденции развития карьеры, а потом уже искать новых «покупателей» своих талантов. А то возникнет ситуация, когда каждой стороне будет казаться, что она другую хитро обманула, в результате – проиграют все. Незадачливый карьерист окажется на рынке труда впереди собственного визга, а эмоциональный работодатель окажется на том же рынке – в поисках очередного такого же «блуждающего менеджера» (термин, который мне сообщил топ одной крупной энергетической компании, и который я с тех пор использую вовсю))».
«Social media – это отличный инструмент, позволяющий быстрее находить нужных людей. Представители крупных компаний и рекрутинговых агентств активно используют его в процессе поиска сотрудников. Однако теории про то, что через некоторое время весь процесс рекрутмента будет осуществляться в социальных сетях, вряд ли можно назвать состоятельными. В любом случае, найти контакт нужной компании или человека - это лишь первая ступень поиска», - говорит Оксана Чирко, HR-директор рекрутинговой компании Antal Russia.
Марина Вишнякова тоже полагает, что социальные сети будут все активнее использоваться и компаниями, и агентствами, и кандидатами. Однако указывает на один – увы! – весьма неприятный, но тем не менее характерный для многих пользователей интернета и социальных сетей момент. Он убивает на корню надежды кандидата на любое приличное предложение. «Социальные сети весьма достойный инструмент, однако умение им пользоваться (в РФ, в частности) зависит от тьмы, казалось бы, далеких причин: от порядочности, интеллигентности, умении уступать дорогу, знания и выполнения правил ГИБДД, курения в специально отведенных местах с аккуратным погружением окурка в специальный мусорный бак, от умения хранить чужую тайну и не любопытствовать сверх меры в отношении чужой жизни, от врожденной прививки к «эффекту электрички» (то есть не включению со своим мнением в чужой спор или, тем более, ссору)… От культуры, короче говоря. Сейчас же многие интернет-активные менеджеры похожи на очеловеченных мокриц: плоские, скользкие, верткие и почему-то уверенные в своей уникальности, хотя их многие и многие миллионы совершенно одинаковых в своем сообществе», - замечает Марина Вишнякова.
Социальные сети сегодня – отличный инструмент для рекрутера, позволяющий быстро решать поставленные задачи, но гораздо более он полезен менеджера. Он дает возможность раскрыть себя с разных сторон, позволяет устанавливать связи с разными людьми, что автоматически расширяет профессиональные возможности менеджера, предоставляет отличные шансы для построения хорошей карьеры. Главное помнить, что человек в сети как на ладони – они отчетливо показывают не только положительные, но и отрицательные черты. И никакие грамотно составленные профайлы не помогут менеджеру, чья репутация оставляет желать лучшего. И если при традиционном варианте поиска сотрудника работодатели может и не узнать о многих качествах кандидата, потому что он успешно скроет их на собеседовании, то при варианте поиска через сеть шансов у «нехорошего» кандидата мало. Ведь за рекомендациями далеко ходить не надо.
Благодарим компанию Antal Russia за предоставленный текст исследования.
Фото:
pixabay.com
Подобная, кажущаяся на первый взгляд явной простота и очевидность процесса имеет под собой ряд серьезных ''подводных камней'', которые не позволят социальным сетям в сколько-нибудь значительной степени подменить собой кадровые сайты в сети Интернет. Первым таким аспектом является отсутствие гарантии на практическую достоверность, надёжность и состоятельность размещаемой информации. Вторым моментом является несистематизируемость такой информации в рамках социальной сети, - т.е. для целей трудоустройства в рамках социальной сети всё равно придётся составлять отдельный специализированный ресурс, которые и без того уже существуют и действуют в сети. Третьим аспектом является избыточная публичность подобных предложений, следствием чего является изначальное недоверие к ним серьезных специалистов. Как если бы объявление о поиске директора крупного предприятия публиковалось в газете ''Из рук в руки''. Т.е. способные к практическому заполнению вакансии относятся к самому низкому уровню и категориям занятости. Тем более, что дял подобных целей больше подходят Интернет-порталы отдельных городских районов, небольших городов или сообществ.
Что до поиска в социальных сетях информации о конкретно взятом человеке, то чаще всего данное лицо также не относится к категории сколько-нибудь значимых сотрудников. Исключая лиц, находящихся без работы. Поскольку в отношении любого мало-мальски значимого специалиста, любая информация личного характера размещенная публично может быть использована ему во вред. Поскольку доступ к социальным сетям имеют не только кадровые специалисты, но и преступники. Поэтому серьезные кадры редко когда размещают в сети о себе какие-либо данные и контактную информацию, а также иные сведения о себе и своей деятельности. Поскольку это может оказаться себе дороже. В то время как на сайтах кадровых агентств такая информация не является публично доступной или по крайней мере, хотя бы считается таковой.
Отсюда и вывод, что для поиска работы соискатели, как и работодатели, будут в первую очередь обращаться на специализированные кадровые Интернет-ресурсы, а также на сайты рекрутинговых компаний, а не заниматься выискиванием нужных сотрудников в безобразии социальных сетей. Последнее занятие, следует заметить, не выгодно даже самим кадровым специалистам. Затрат сил много, а толку - ''шыш да кумыш''. Иначе как для оценки соискателей по характеру их поведения в социальных сетях, публикациям, стилю общения и т.д. Но такое в отношении серьезных кадров обычно удается провести крайне редко, поскольку данные лица предпочитают не ''светиться'' в подобных проектах или выступать в них под вымышленными именами.
Более того, - то, что описывается в статье, серьезно напоминает попытку извлечь некие отдельные ингредиенты (например, кусочки моркови) из овощного супа ''ассорти'', да еще при том, что состав супа является по рецепту приготовления предварительно мелко протертым или измельченным иным образом. Безусловно, некий эффект от этой процедуры будет, что-то ''выловить'' удастся, но нет никакой гарантии, что выловлено будет действительно всё, что там есть в наличии, а с другой стороны, - что выловлено лучшее или хотя бы действительно пригодное к делу по каким-то критериям. Не трудно представить, насколько данная процедура сомнительна с практической точки зрения.
Работает только, когда уже знаешь кто тебе нужен и начинаешь искать контакты...
А найти специалиста в сети....??? :o Даже на работных сайтах это часто не реально (бывает резюме не соответствует).
Как поймать работу в сети??? - очень это трудно, работника там никто не ловит!!!
Обычно в кадровом бизнесе господствует увлечение модой. Сама, занимаясь HeadHunting ответственно заявляю - в социальных сетях никто высококвалифицированных профессионалов не ищет. Это не значит, что их нельзя найти в Интернете. Но для этого используются специальные программные средства, технологии, и совмещение on-line поиска с кропотливой off-line работой. А в Twitter можно и с заседаний Госсовета переписываться :)
Выводы Николая Романова разумны, но могу привести мой личный пример: с работодателем мы познакомились через социальную сеть, это было для меня очень удобно. Дело в том, что меня очень раздражают анкеты кадровых агентств: более-менее серьёзный опыт там описать просто невозможно. Отказы совершенно не мотивированы и не обоснованы. Это не упрёк, это факт - слишком много безликих анкет приходит НН. Правда, в соцсети долго ждал какого-то подвоха или разводки - нет, всё по-честному. Работодатель очень сильно склонен к европейскому стилю работы, может быть из-за этого.
Я получила несколько предложений от работодателей, в связи с своей активностью в социальных сетях. Не буду скрывать, что это е-хе))
Причем если раньше я получала предложения на работу, связанную с продажами (т.е. с моим предыдущим опытом работы), то буквально за последние 2 месяца поступило 3 предложения по совершенно другому профилю.