IT-менеджмент2990

AI-консультант vs чат-бот: что выбрать для общения с клиентами

Чем виртуальный собеседник на базе искусственного интеллекта отличается от чат-бота? Какую технологию выбрать предпринимателю для автоматизированного обслуживания клиентов?

Чат-боты – уже привычная и понятная технология. Однако на практике я сталкиваюсь с тем, что многие предприниматели ошибочно считают автоматизированного помощника панацеей: на все вопросы ответит, до покупки доведет, данные за аналитиков обработает. Вот только функционал чат-бота ограничен по сравнению с возможностями AI-консультанта – это виртуальный собеседник, который с помощью искусственного интеллекта справляется с большим количеством задач, чем чат-бот. Давайте разберемся в этих технологиях.

Чем AI-консультант отличается от чат-бота

1. Принцип работы: сценарий vs анализ

Чат-боты общаются с потребителем на основе заранее прописанных правил. Если задать вопрос «Как я могу оплатить заказ?», бот найдет в предложении знакомые слова «оплатить» и «заказ», и сопоставит с готовыми ответами в базе данных. Тогда до вас дойдет ответ, в котором содержится наибольшее количество совпадений с вашим вопросом. Но если задать уникальный запрос вроде «А у меня эти наушники во время бега из ушей не выпадут?», бот попросит переформулировать неопознанный вопрос или направит вас к дежурному менеджеру. Чат-боты не анализируют контекст диалога и не могут генерировать речь самостоятельно, поэтому нужно регулярно обновлять скрипты и отслеживать работу помощника.

AI-консультант анализирует поведение собеседника и предлагает решение любой его проблемы, даже если она встречается ему впервые. Технология берет на себя обработку больших баз данных, которые включают примеры реальных диалогов менеджеров компании с клиентами. За счет этого ответы AI-консультанта напоминают человеческие. Он может самостоятельно генерировать сообщения без поиска ключевых слов и применения команд. Система не требует постоянного контроля, может совершенствоваться и обучаться без участия человека.

2. Устройство системы

Чат-бот без искусственного интеллекта разработать проще, особенно в социальных сетях. Существуют бесплатные программы и приложения, которые позволяют по готовым инструкциям создать бота, загрузить в базу данных скрипты и запустить его. При этом команды и ключевые слова придется придумывать самостоятельно и вбивать их вручную по мере обновления информации на сайте. Получается, что на запуске внедрение чат-бота займет немного времени, а вот с дальнейшим его контролем придется помучиться.

В основе AI-консультанта лежит генеративный искусственный интеллект, большие языковые модели (LLM) и система обработки человеческой речи (NLP). Такой набор позволяет технологии анализировать поведение собеседника и подстраиваться под его запросы. Плюс виртуальный собеседник интегрируется с CRM-системами и складом, а иногда и с веб-аналитикой. Это позволяет ему не только консультировать клиентов, но и анализировать данные. Из-за сложности устройства и интеграции самостоятельно внедрить AI-консультанта будет сложнее, чем чат-бота. Но после запуска о консультанте можно будет забыть, благодаря его самостоятельной обучаемости.

3. Обучаемость

Чат-бот требует постоянного обновления. Чтобы он работал корректно, необходимо регулярно загружать в него новые сценарии, ключевые слова и дорабатывать механизмы. Трудно сказать, что чат-бот в принципе способен обучаться – он просто работает на тех данных, какие в него загрузят. Без постоянного контроля человека автоматический виртуальный собеседник не способен совершенствоваться.

AI-консультант тоже опирается на загруженную в него базу данных, но работает умнее. Контролировать его действительно не придется, потому что технология сама извлекает необходимую информацию из того источника, который в нее загружен, и с которыми она интегрирована: товарная матрица, документы компании и другие базы данных.

Обучается виртуальный собеседник на основе завершенных сделок с клиентами, чтобы оценить эффективность диалогов и вытащить из них «сленг» фирмы. Перед запуском технологии требуется общение с менеджером для корректировки ответов и тестирования.

4. Функционал

Чат-бот спокойно справляется с часто задаваемыми вопросами, если ответы на них заранее готовы. Но в случае с уникальным запросом и незнакомой командой на помощь придется прийти человеку. Так технология берет на себя лишь частичное консультирование клиента. Кросс-продажи возможны только в том случае, если есть такая команда. Также чат-бот может управлять программами лояльности, начисляя бонусы и привилегии.

AI-консультант генерирует ответ на любой запрос, что позволяет виртуальному помощнику вести разговор на всех этапах взаимодействия с клиентом: от определения проблемы вплоть до ее решения. «Потеряшки» – те, кто полистал каталог, но в корзину ничего не закинул – тоже забота AI-консультанта. Технология понимает, какой категорией товаров заинтересовался человек, и начинает диалог с учетом этой информации. Поэтому кросс-продажи AI-консультанта логичнее, чем у чат-бота: первый не предложит стиральную машину клиенту, который выбирал чайники. А интеграция с CRM-системами и товарными матрицами открывает консультанту возможность управлять программами лояльности и анализировать большое количество данных.

Как использовать чат-боты и AI-консультантов в бизнесе

Как внедрить AI-консультанта в бизнес-процессы

В среднем внедрение AI-консультанта занимает 3-4 недели. Большая часть времени уходит на тестирование и систематизацию всех данных, полученных технологией. Если ассортимент или ценовая политика будут меняться, вручную загружать новые сведения в виртуального помощника не нужно. Важно, чтобы они отражались в том XML-файле, на основе которого работает AI-консультант, тогда он автоматически будет учитывать изменения.

Также читайте:

Смотреть комментарии