HR-менеджмент2696

Бизнес + вуз: как запустить взаимовыгодный проект

Опыт IT-компании, которая провела исследовательский проект для студентов в области межкультурной коммуникации совместно с ВАВТ и НИУ ВШЭ.

Почему запустили проект для студентов

В течение пяти месяцев участники проекта изучали особенности межкультурной коммуникации в российско-китайских командах. Акцент на деловую культуру этих двух стран сделали не случайно. Необходимость выстраивать отношения с китайскими партнерами – реалии современного бизнеса, к которым будущим специалистам необходимо готовиться уже сейчас.

Нашей главной задачей было не только повысить осведомленность участников о специфике взаимодействия с иностранными коллегами, но и поделиться опытом и знаниями, выяснить насколько хорошо студенты разбираются в аспектах кросс-культурного взаимодействия.

Как выбирали университет для партнерства

Мы выделили несколько ключевых критериев, которые считаем важными для компании в совместных проектах с университетами:

1. Релевантность программы целям бизнеса. Фокус должен быть направлен на взаимную выгоду:

2. Система мотивации студентов. Как совместный проект будет интегрирован в реальные учебные процессы:

3. Был ли у университета опыт партнерства с бизнесом?

Ожидание vs реальность: с какими вызовами столкнулись

1. Разные приоритеты у студентов

Мы ожидали высокую активность студентов в исследовании и полные залы на тематических лекциях, потому что привлекли к участию в проекте ведущих нишевых спикеров. Но на деле возникали сложности с мотивацией студентов. Им приходилось выбирать между получением реального опыта в проекте и погружением в текущие зачеты и экзамены.

Вузы только начинают выстраивать системное сотрудничество с бизнесом, поэтому пока приоритет остается за основной учебной программой. Из-за отсутствия устоявшегося механизма взаимодействия такие проекты воспринимаются как дополнительная активность, а не полноценная часть образовательного процесса.

В результате студенты нередко ставят их на второй план, фокусируясь исключительно на текущих дисциплинах и академических активностях.

2. Долгие переговоры с университетами 

Процедуры согласования сотрудничества были затяжными. Несмотря на то, что многие университеты хотят участвовать в подобных проектах, на деле реализовывать их получается гораздо сложнее и дольше, чем самостоятельно силами компании. В таких проектах необходимо закладывать больше времени на переговоры и проработку деталей взаимодействия, поскольку процесс может занять продолжительное время.

Чем больше проектов будет успешно реализовано, тем более четким и отработанным станет механизм и их интеграции с учетом специфики вуза и потребностей бизнеса.

Какие выгоды приносит проект

Для бизнеса:

Наш бизнес заинтересован в развитии человеческого капитала и готов инвестировать в будущее всей отрасли, формировать профессиональное сообщество. Компания, активно вовлеченная в образовательные проекты, воспринимается не просто как работодатель, а фактически как учитель и стратегический партнер, который, помимо поиска нужных для него кадров, создает все необходимые условия для роста молодых умов.

Это повышает доверие со стороны студентов, образовательных учреждений и, в том числе других компаний, открывая дополнительные возможности для совместных инициатив и долгосрочного развития.

Для университета:

Помимо очевидного плюса – укрепления репутации как практико-ориентированных площадок – проект дает возможность вузам вести открытый диалог с представителями бизнеса – это то, что так нужно сейчас высшему образованию.

В наш век технологий, международных коммуникаций, медиа и соцсетей работнику недостаточно быть просто менеджером, экономистом или юристом. Наряду с основной специальностью, требуется иметь навыки работы с искусственным интеллектом, базами данных и владеть несколькими иностранными языками.

Кроме того, в современных условиях одним из наиболее важных умений становится понимание культурных аспектов, поскольку успешное выстраивание международного бизнес-диалога невозможно без знания особенностей деловой этики и коммуникации различных стран. Чтобы подготовить профессионалов, способных конкурировать на рынке труда, вузам необходимо адаптировать образовательные программы под реальные запросы бизнеса. И сделать это как раз помогают подобные проекты.

Вместо выводов

Мы нацелены продолжать сотрудничество с вузами в рамках совместных проектов и рекомендуем коллегам обратить внимание на возможности, которые открывает такое взаимодействие.

Чем раньше в образовании начнет преобладать практико-ориентированный подход, тем проще и дешевле для бизнеса будет проходить адаптация молодых сотрудников к рабочим задачам. Как следствие, снизится размер вынужденных затрат на этот зачастую длительный процесс.

На сегодняшний день уровень практических навыков у выпускников российских вузов недостаточен. Без интеграции университетской науки с реальным сектором экономики ситуация вряд ли изменится. Государственная инициатива «Приоритет 2030» направлена на то, чтобы к 2030 году в России появилось более 100 прогрессивных университетов, способных стать центрами научно-технологического и экономического развития страны. И для успешной реализации этого проекта необходимо тесное сотрудничество вузов с бизнесом, развитие научных исследований и внедрение их результатов в индустрию.

Компании, которые уже сегодня активно выстраивают партнерства с университетами, получают возможность формировать кадровый резерв под свои задачи, и, что особенно важно – они вносят значимый вклад в развитие национальной экономики. Взаимодействие вузов и бизнеса становится драйвером прогресса, помогая трансформировать высшее образование в более гибкую и эффективную систему, которая способна отвечать на запросы рынка.

В конечном итоге, выигрывают все:

Читайте также:

Смотреть комментарии