Почему запустили проект для студентов
В течение пяти месяцев участники проекта изучали особенности межкультурной коммуникации в российско-китайских командах. Акцент на деловую культуру этих двух стран сделали не случайно. Необходимость выстраивать отношения с китайскими партнерами – реалии современного бизнеса, к которым будущим специалистам необходимо готовиться уже сейчас.
Нашей главной задачей было не только повысить осведомленность участников о специфике взаимодействия с иностранными коллегами, но и поделиться опытом и знаниями, выяснить насколько хорошо студенты разбираются в аспектах кросс-культурного взаимодействия.
Как выбирали университет для партнерства
Мы выделили несколько ключевых критериев, которые считаем важными для компании в совместных проектах с университетами:
1. Релевантность программы целям бизнеса. Фокус должен быть направлен на взаимную выгоду:
- Соответствие проектов стратегическим задачам компании.
- Участие студентов в решении реальных кейсов - практическая ценность для них.
2. Система мотивации студентов. Как совместный проект будет интегрирован в реальные учебные процессы:
- Будет ли у студентов возможность получить зачет или дополнительные баллы за участие?
- Сможем ли мы создать возможности для практики и стажировок для наиболее ярких участников?
- Как будет связан проект с учебными дисциплинами или сферой научных интересов учащихся?
3. Был ли у университета опыт партнерства с бизнесом?
- Есть ли готовые схемы взаимодействия: коммуникация, отчетность.
- Отработаны ли юридические процедуры: договоры, согласования.
- Учитываем спецификку документооборота вузов.
Ожидание vs реальность: с какими вызовами столкнулись
1. Разные приоритеты у студентов
Мы ожидали высокую активность студентов в исследовании и полные залы на тематических лекциях, потому что привлекли к участию в проекте ведущих нишевых спикеров. Но на деле возникали сложности с мотивацией студентов. Им приходилось выбирать между получением реального опыта в проекте и погружением в текущие зачеты и экзамены.
Вузы только начинают выстраивать системное сотрудничество с бизнесом, поэтому пока приоритет остается за основной учебной программой. Из-за отсутствия устоявшегося механизма взаимодействия такие проекты воспринимаются как дополнительная активность, а не полноценная часть образовательного процесса.
В результате студенты нередко ставят их на второй план, фокусируясь исключительно на текущих дисциплинах и академических активностях.
2. Долгие переговоры с университетами
Процедуры согласования сотрудничества были затяжными. Несмотря на то, что многие университеты хотят участвовать в подобных проектах, на деле реализовывать их получается гораздо сложнее и дольше, чем самостоятельно силами компании. В таких проектах необходимо закладывать больше времени на переговоры и проработку деталей взаимодействия, поскольку процесс может занять продолжительное время.
Чем больше проектов будет успешно реализовано, тем более четким и отработанным станет механизм и их интеграции с учетом специфики вуза и потребностей бизнеса.
Какие выгоды приносит проект
Для бизнеса:
- Привлечение молодых талантов. По итогам исследовательской работы участники двух лучших команд, которые показали особую вовлеченность в предмет исследования и отличились высокими компетенциями в профессиональной сфере, получили приглашение на стажировку в компанию.
- Нишевый PR среди студентов. Возможность увидеть на практике и узнать новое поколение кадров для нас была очень полезной.
Наш бизнес заинтересован в развитии человеческого капитала и готов инвестировать в будущее всей отрасли, формировать профессиональное сообщество. Компания, активно вовлеченная в образовательные проекты, воспринимается не просто как работодатель, а фактически как учитель и стратегический партнер, который, помимо поиска нужных для него кадров, создает все необходимые условия для роста молодых умов.
Это повышает доверие со стороны студентов, образовательных учреждений и, в том числе других компаний, открывая дополнительные возможности для совместных инициатив и долгосрочного развития.
Для университета:
Помимо очевидного плюса – укрепления репутации как практико-ориентированных площадок – проект дает возможность вузам вести открытый диалог с представителями бизнеса – это то, что так нужно сейчас высшему образованию.
В наш век технологий, международных коммуникаций, медиа и соцсетей работнику недостаточно быть просто менеджером, экономистом или юристом. Наряду с основной специальностью, требуется иметь навыки работы с искусственным интеллектом, базами данных и владеть несколькими иностранными языками.
Кроме того, в современных условиях одним из наиболее важных умений становится понимание культурных аспектов, поскольку успешное выстраивание международного бизнес-диалога невозможно без знания особенностей деловой этики и коммуникации различных стран. Чтобы подготовить профессионалов, способных конкурировать на рынке труда, вузам необходимо адаптировать образовательные программы под реальные запросы бизнеса. И сделать это как раз помогают подобные проекты.
Вместо выводов
Мы нацелены продолжать сотрудничество с вузами в рамках совместных проектов и рекомендуем коллегам обратить внимание на возможности, которые открывает такое взаимодействие.
Чем раньше в образовании начнет преобладать практико-ориентированный подход, тем проще и дешевле для бизнеса будет проходить адаптация молодых сотрудников к рабочим задачам. Как следствие, снизится размер вынужденных затрат на этот зачастую длительный процесс.
На сегодняшний день уровень практических навыков у выпускников российских вузов недостаточен. Без интеграции университетской науки с реальным сектором экономики ситуация вряд ли изменится. Государственная инициатива «Приоритет 2030» направлена на то, чтобы к 2030 году в России появилось более 100 прогрессивных университетов, способных стать центрами научно-технологического и экономического развития страны. И для успешной реализации этого проекта необходимо тесное сотрудничество вузов с бизнесом, развитие научных исследований и внедрение их результатов в индустрию.
Компании, которые уже сегодня активно выстраивают партнерства с университетами, получают возможность формировать кадровый резерв под свои задачи, и, что особенно важно – они вносят значимый вклад в развитие национальной экономики. Взаимодействие вузов и бизнеса становится драйвером прогресса, помогая трансформировать высшее образование в более гибкую и эффективную систему, которая способна отвечать на запросы рынка.
В конечном итоге, выигрывают все:
- студенты получают востребованные навыки и перспективные карьерные возможности;
- бизнес – подготовленных специалистов,
- страна – конкурентоспособную экономику, которая опирается на качественные знания и инновации.
Читайте также: