В сентябре 2017 года мне удалось побывать на очень полезном мероприятии – «Неделе стартапов» (DC Startup Week), которая прошла в столице США. Предприниматели разного калибра, собравшись в Вашингтоне, пять дней набирались мотивации и прокачивали навыки в разных областях, общались и заводили новые контакты, получали ответы на вопросы, генерировали новые идеи и просто отлично проводили время в компании единомышленников.
Около 2000 человек приняли участие в 90 мероприятиях. Мне удалось побывать на некоторых сессиях. Впечатления переполняют, и хочу поделиться идеями, которые я вынесла.
1. Важно окружить себя близкими по духу людьми
DC Startup Week проводилась на основе идеи о том, что сообщество близких по духу людей очень важно для успеха любого бизнеса. Создание и поддержка такого сообщества предпринимателей декларировалось постоянно. Участники знакомились, открыто делились бизнес-идеями, давали друг другу советы и предлагали помощь. А всю работу по организации Недели выполнила группа волонтеров, увлеченных созданием сообщества единомышленников.
Желающим предлагалось поработать в бизнес-инкубаторе или коворкинг-центрах, которые предоставляют стартапам в аренду рабочее место, а также в придачу офис с инфраструктурой и возможностью общаться с другими предпринимателями. Запомнился один лайфхак по расширению сети контактов: знакомиться и общаться, как минимум, с одним-двумя новыми людьми еженедельно.
2. Менторы – очень важный ресурс
Часто предприниматели, загоревшись идеей, начинают ее реализовывать, не обсудив эту идею ни с кем. И такой подход ведет прямиком к провалу. На Неделе звучало неоднократно: не надо бояться разговаривать о своей идее и делиться с другими людьми – от членов семьи и друзей до успешных бизнесменов, инвесторов и знатоков индустрии. Если вам удастся найти ментора в последней группе, то это будет неоценимо для развития вашего дела. Ментор поможет правильно определиться с целями и приоритетами, даст оценку идей, посоветует, какие пути решения той или иной проблемы лучше выбрать, поможет наладить необходимые контакты.
На Неделе предлагались установочные менторские сессии, во время которых можно было поговорить с опытными бизнесменами и инвесторами один на один. На них стартаперы получили советы, которые им даже в голову не пришли бы. Еще полезнее найти ментора, к которому можно обращаться на регулярной основе, а лучше пригласить в советники опытных людей, мнению которых вы доверяете. У многих успешных стартапов есть такие советники.
3. Задача стартапа – найти масштабируемую бизнес-модель
Многие начинающие предприниматели влюбляются в свою идею так сильно, что не видят реальности, а самое главное, соответствия и необходимости продукта или услуги рынку. И это ведет к неудачам. Другой подход: задуматься сначала о соответствии будущего продукта рынку, создать гипотезу и проверить ее практикой. То есть сделать первый прототип продукта или услуги без значительных затрат ресурсов. Если прототип успешный (ваши клиенты готовы платить за него деньги), то двигаемся дальше, создавая дополнительный функционал небольшими итерациями. И опять после каждого шага тестируем продукт на соответствие рынку. Если в какой-то момент очевидно, что результат не отвечает ожиданиям, корректируем или функционал продукта, или его способ реализации. Такой подход позволяет сократить издержки и создавать товар или услугу, которую клиенты готовы покупать.
Это работает не только в IT-стартапах, которым важно не «слить» весь бюджет разработчикам на начальном этапе, но и в компаниях, начинающих бизнес в других отраслях. Разрабатывать продукт небольшими частями и тщательно тестировать каждую гипотезу никому не помешает.
4. Кроме традиционных форм финансирования, есть нетрадиционные
Запомнилась сессия с представителями инвесторов восточного побережья США, которые заявили, что берут не количеством, а качеством инвестиций. Эти люди инвестируют более вдумчиво и не так охотно расстаются с деньгами, как инвесторы из Кремниевой долины, но зато, вложившись в компанию, готовы сильнее поддерживать ее советами, дополнительными ресурсами и просто помогать в повседневной работе.
Выступающие призывали предпринимателей не обращаться к венчурным фондам в самом начале деятельности, а использовать другие методы финансирования бизнеса: сначала использовать собственные накопления, потом обращаться к семье и друзьям, бизнес-ангелам или меценатам. Если подойти к поиску денег творчески, то можно попросить их в другой компании, продуктам или услугам которой ваш стартап может добавить какую-то полезную функцию. И только тогда, когда бизнес приносит регулярный доход, стоит обращаться к венчурным капиталистам для финансирования роста.
Также предлагалось посмотреть в сторону нетрадиционных методов финансирования – криптовалюты. Все знают про IPO, а слышали ли вы про ICO – Initial Coin Offering, первичную эмиссию криптовалюты? В США на август 2017 года объем, собранный с помощью таких нетрадиционных краудфандингов, даже превзошел объем, инвестированный венчурными фондами в интернет-компании на начальном этапе финансирования. Эта новая форма финансирования стартапов не только завоевывает место под солнцем, но и меняет сложившуюся систему инвестирования в бизнес. При ICO не создается совет директоров из инвесторов, не распыляется управление и владение компанией, стартап остается в руках основателей. Кроме того, участники краудфандинга, приобретающие криптовалюту, становятся лояльными клиентами и распространителями идей бренда.
Конечно же, у этой формы есть недостатки: она еще не очень понятна большинству предпринимателей. Оптимально ее использовать только в тех стартапах, которые технологичны и планируют использовать криптовалюту в своей непосредственной деятельности. Также, к сожалению, в этой сфере пока еще встречаются те, кто подрывают идею криптовалюты и не выполняют обещаний, под которые был организован краудфандинг. Недостаток регулирования, с одной стороны, помогает развитию новой формы инвестирования, а с другой стороны, тормозит, так как четко не прописаны права и обязанности участников. Но в любом случае после сессии, где рассматривались все эти проблемы, появилось желание углубиться в тему.
5. Важно хорошо понимать эмоции других людей
Одна из сессий, которую я посетила, называлась «Совершенствование языка тела для бизнеса», но на деле ее тематика оказалась гораздо шире, чем жесты, позы и движения головы. На ярких примерах было показано, как развитый эмоциональный интеллект предпринимателя делает его общение с любым человеком не только приятным, но и продуктивным. Соответственно, выстраивание своего общения с учетом понимания эмоций других людей – очень важный навык, которому можно и нужно учиться.
Например, все мы знаем про эмоции. Но есть еще микроэмоции – непроизвольные инстинктивные мимические движения, длящиеся доли секунды, которые выдают наши истинные чувства или намерения. Они выражаются в легком движении бровей, глаз или уголков рта, и их невозможно спрятать или контролировать. Например, если вы называете цену и смотрите в лицо клиенту, а не в свои документы, то вы уловите его микроэмоцию и соответственно поймете его истинную реакцию в ответ, несмотря на то, что он может произносить совершенно другие по смыслу слова.
Также подчеркивалось, что в век соцсетей встречи и общение с глазу на глаз по-прежнему очень важны и эффективны. Не ленитесь вместо написания сообщения в мессенджере встретиться с кем-то, посмотреть ему в глаза, пожать руку, обменяться настоящей энергией. Это относится к общению и с клиентами, и с сотрудниками, и с членами семьи, и с друзьями. Клиенты запомнят вас лучше, сотрудники почувствуют свою ценность, а друзья просто вам обрадуются.
6. Предпринимательство – деятельность ради прибыли, радости и удовлетворения
Сессия, посвященная личным финансам владельцев бизнеса, тоже оказалась шире и интереснее заявленного названия. Мы разбирали типичные ошибки, корректировали ментальные установки, а также получили советы по поводу того, как, занявшись бизнесом, не пойти по миру. Среди запоминающихся рекомендаций были такие.
Пока у вас есть непогашенные кредиты, не стоит уходить с работы, приносящей заработок, и пускаться в свободное плавание. У вас должен быть предсказуемый и регулярный источник дохода для возврата долгов. Пока у вас есть долги, не стоит думать и об инвестициях. Сложные проценты, умножающие заемные суммы, с течением времени превращают кредиты в глубочайшую яму. Плюс – имейте в запасе резервный фонд на случай непредвиденных событий и внезапных расходов, которые никто не может заранее предсказать.
И не стоит начинать бизнес, вложив в него все накопления и средства для жизни. Основная цель бизнеса – зарабатывать прибыль, а не добавлять лишние проблемы. Не стоит продавать квартиры-машины до тех пор, пока вы не подтвердите практикой (идея №3), что ваш бизнес приносит постоянный растущий доход. Очень хочется создать бизнес, несмотря ни на что? Создавайте его в дополнение к основной работе, где платят зарплату. Ищите дополнительные заработки, даже если вы уже сложившийся предприниматель. У американских миллионеров в среднем насчитывается семь независимых источников дохода. Ищите новые возможности и используйте их.
7. Волонтеры очень полезны бизнесу
Любой бизнес выиграет от использования волонтеров, которые могут быть как привлеченными на одно мероприятие или проект, так и долгосрочными помощниками. Преимущества их привлечения начинаются с лежащей на поверхности экономии издержек до получения лояльных клиентов и распространителей идей бренда. Формально строить отношения с волонтерами нужно так же, как с наемными сотрудниками. А именно: четко описывать их обязанности, выстраивать систему найма, обучения и контроля. Из числа опытных волонтеров следует выделить координаторов, которые будут тренировать и контролировать других. Для снижения текучки волонтеров необходимо узнавать их мнение о работе и делать улучшения.
Также обсуждались подходы к поощрению волонтеров. В благодарность вы можете предложить им обучение, возможность набраться опыта, бесплатные товары или услуги компании. Работают даже такие методы, как приглашение на обед с руководителями компании, бесплатная парковка, упоминание имен волонтеров в статье или на страничке компании в соцсетях.
8. Социальная ответственность бизнеса – это не только заезженный штамп
Разговоры об ответственности бизнеса перед обществом, казалось бы, уже навязли в зубах. Тем не менее, именно такой взгляд на предпринимательство позволяет обгонять конкурентов и, как ни странно, повышать прибыль. Неважно, какие товары вы продаете, какие услуги оказываете. Если вы в первую очередь думаете о том, что ваша компания совершенствует в этом мире, ваш бизнес будет расти быстрее, ваши финансовые результаты будут улучшаться, а самое главное, вы как предприниматель будете спокойнее спать по ночам.
Подтверждением этому служит то, что 50 крупнейших компаний, которые выстраивают свою стратегию, декларируя в качестве миссии улучшение жизни своих клиентов, превосходят по финансовым показателям в среднем в четыре раза все остальные компании, входящие в индекс S&P500. Словом, важно фокусироваться на людях и на том, как ваш бизнес может им помочь. А прибыль появится в результате реализации этой задачи.
9. Не бойтесь ошибаться, падать и открыто говорить об этом
Как гласит старинная мудрость, силен не тот, кто никогда не падает, а тот, кто, упав, поднимается с достоинством. Это важно и для начинающих предпринимателей, не всем из которых сопутствует успех. Стартаперы, которые устали слышать только об успешных проектах, а хотели бы также знать истории предпринимательских поражений, объединились под эгидой глобальной инициативы fuckupnights.com. В ее рамках в дни DC Startup Week был организован вечер, на котором мы послушали троих очень смелых спикеров. Они поделились опытом своих неудач, и, самое главное, уроками, которые они из них вынесли. Пожалуй, это была одна из самых необычных, неожиданных и запоминающихся сессий.
Если вы еще не предприниматель, то посетив «Неделю стартапов», вы им точно захотите стать. Настолько вдохновляющее это событие. И кстати, на следующий 2018 год DC Startup Week уже запланирована. Она состоится 24-28 сентября.
Фото: DC Startup Week