Как мыслить непривычно?

Андрей Сидло: «Есть мнение, что 90% людей не имеют не только мышления, но и сознания. Это происходит, потому что мышление, как правило, не нужно, чтобы играть простые социальные роли. Мыслят единицы.

Первая тема Дискуссионного клуба – дизайнерский подход в решении бизнес-задач. Презентацию проводила Ирина Кутенева, директор по развитию DTLab.

Нам часто приходится в жизни натыкаться на стену из шаблонов и стандартизированных схем. Где же выход? Как мы знаем, разум не может создать ничего нового. Он просто собирает новую версию из старых кубиков. Дизайнерский подход и прототипирование – вот первый шаг к реализации задуманного, утверждает Ирина. До этого дня я даже не сталкивался с таким термином.

Обратимся к Википедии. «Прототипирование (англ. prototyping) – это быстрая «черновая» реализация базовой функциональности для анализа работы системы в целом». Все стало понятно в процессе презентации. Раскрой потенциал, пойми проблему, создай фокус, примени дизайнерский прием (а их масса – выбирай на свой вкус), выработай идею и создай прототип. Быстро и желательно своими руками!

Далее следуют этапы пересмотра архитектуры системы, разработки, реализации и тестирования конечного продукта. В общем, запускай все по кругу. В весьма легкой, игровой манере Ирина продемонстрировала, как на обычных процессах применить нестандартный дизайнерский подход. Аудитория была вовлечена и увлечена! Один из тезисов выступления – творческий потенциал не погода, вы можете на него влиять… Что и было продемонстрировано незамедлительно несколькими практическими приемами: через поиск скрытых потребностей, методов мозгового штурма, инсайты и проч. Как выяснилось, мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. Если у вас есть продукт и вы хотите повысить его конкурентную составляющую – беритесь за инновации: 

  • Фокусом подхода является выявление скрытых потребностей людей, что есть зерно разработки инновационной концепции будущего продукта или услуги.
  • Ищите аналоги в других областях и сферах деятельности – сторонний опыт в другом контексте может многому научить.
  • Тщательно подбирайте команду. Междисциплинарность или даже кросс-культурность команды позволит рассмотреть проблему с разных сторон и точке зрения, чем обеспечит поиск нестандартного решения.
  • Не скупитесь на привлечение профессионалов. Вовлекайте в свой процесс поиска решения экспертов из тех областей, в рамках которых вы работаете над проектом. Нет смысла становиться специалистом там, где потребуются годы опыта. Воспользуйтесь знаниями экспертов, это сможет ускорить процесс. В заключении мы узнали, какие условия надо создавать для работы команды по выработке идей и как это реализовано в бизнес-инкубаторе InnovationStudio, с которым сотрудничает Ирина.

 

Вообще идея дизайнерского подхода как междисциплинарной методики очень продуктивна и востребована во всем мире. Кто хочет быть в авангарде передовых технологий – примите на вооружение».

Яна Григорян: «Возможно, меня побьют и даже покалечат, но вынуждена с прискорбием сообщить, что на этой встрече Дискуссионного клуба нам так и не удалось покинуть пределы привычномыслия и вырваться на околоземную орбиту! Увы. Не удалось открыть заповедную Terra Incognita, но что еще страшнее, пронзило ясное ощущение, что мы никогда уже не сможем этого сделать… Ибо! Все земли давно открыты, все тропы пройдены, все слова сказаны, все понятия найдены! И, что самое главное, задолго до нас…

Что остается нашему жалкому современнику? Толочь слова в ступе, присыпать свежими специями, выдавая хорошо знакомое старое блюдо за новый десерт… Истинные гурманы, конечно, уловят давно знакомый вкус, а новички какое-то время помучаются.

Мы жертвы нашего времени, где царствует не свежесть мысли (ибо очень трудно открыть уже истинно новое!), но царство упаковки! Ежедневно и ежесекундно нас кормят старым товаром в новой упаковке, придумывая немыслимые названия. И, что самое страшное, этот процесс захватил уже не только рынок товаров, но и область интеллектуальной деятельности. Нам выдают старые идеи, понятия, мысли за нечто уникально новое и свежее, умело заменяя привычное название вычурным новым термином.

Товарищи, да здравствует гигиена наших мыслей! Даешь экологию мозгов! Уважения, если назвать его «респект», не станет больше, дворник, если назвать его «менеджер двора», не будет мести двор лучше. Типичные свойства мыслительной деятельности – создавать взаимосвязи и модель предполагаемого объекта – если назвать их «дизайн мышления», не станут «выходом за пределы привычномыслия». А ведь именно это попыталась доказать первый докладчик – Ирина Кутенева.

Ирина утверждала (и вполне логично), что для более эффективного взаимодействия с клиентом важно создать некий прототип (будущего явления, товара, процесса и тд.) и на его материале вести конкретный диалог, что сэкономит массу времени и сил (подобно тому, как дизайнер создает набросок дизайн-проекта для клиента – отсюда и термин: «дизайн-мышление»). Ирина абсолютно права. Действительно, удобно. Только вряд ли это выход за рамки привычномыслия!

Достаточно почитать определения слов «интеллект», «мыслительная деятельность» и изучить человеческий опыт существования, чтобы понять – создание образов, прообразов, прототипов, моделей есть следствие типичной человеческой мыслительной деятельности в любой области!

Человек так устроен, что не может оперировать бесконечной массой информации, поэтому сознательно или подсознательно четко определяет границы своей концентрации, создавая невольно некую модель (прототип, прообраз) того, что является предметом его изучения и отбрасывая все лишнее! Поэтому выводы Ирины о том, что предлагаемый ею метод «дизайн мышления» является некой уникальной методикой, кажется мне несколько наивными и преждевременными. Ибо этот метод с успехом уже много лет применяется в различных областях, правда под другими названиями.

Прототипом в науке является гипотеза, прототипом в консалтинге является модель, прототипом в шитье – выкройка, прототипом в следствии – версия и т.д. и т.п.
Человечество применяет дизайн мышления тысячи лет, давно сделав его инструментом своего привычно-мыслия! Если же говорить о том, действенен ли этот метод как таковой, то да, очень, и здесь я целиком поддержу Ирину – его осмысленное и целенаправленное применение в практической деятельности способно принести значительный эффект. Ибо осмысленное создание модели (прототипа, прообраза) предмета вашего труда позволит вам визуализировать свое представление для окружающих и создать единую систему координат.

Мария Шувалова, консультант по управлению карьерой и деловой активностью, тренер по развитию управленческих компетенций и soft-skills, заставила задуматься над следующим: что действительно может помочь выйти за рамки привычномыслия, так это взгляд на свое привычномыслие со стороны. Оценка своих привычных масок и своих привычных ролей и их ревизия. Сравнение с целями. И на этом пути ждут забавные открытия.

Возможно, ваши маски не отвечают вашим целям или противоречат им?.. Возможно, ваши маски ограничивают вас помимо вашей воли?.. Понятие «маска», конечно, условно, оно всего лишь обозначает то сознательное или бессознательное состояние, ваш внешний «интерфейс», который вы приобретаете в разных ситуациях. Заходя к шефу в кабинет – вы один, заходя в спальню к любимой женщине – другой, с друзьями – третий.

Осмысленная ревизия всех своих масок и обогащение палитры своих масок может послужить хорошим источником новых возможностей и расширения границ привычномыслия, привлечения новых людей в свою жизнь. Мария привела наглядный пример: женщина ищет любовь, но прочно прилипшая к ней по инерции маска жесткой «бизнес-вумен» (конечно, ею неосознаваемая) отпугивает от нее эти возможности».

Андрей Сидло: «Утром проснулся, сказал: «С добрым утром, любимая!». Если сделал искренне – молодец. Если не очень – поздравляю, ты в маске. Маски окружают и повелевают нами. Маска защищает, украшает, скрывает, соблазняет, олицетворяет, устрашает, обезличивает и впечатляет. А куда же делось старое доброе «быть самим собой»? Его не существует. Оказывается, мы – это только набор масок.

Каждый использует ежедневно десятки масок. Хорошо это или плохо, абсолютно не важно. Гораздо важнее осознать, есть ли маски, которые тебе мешают, и что с ними делать. Оказывается все возможно. Маски могут трансформироваться. Самый простой и легкий способ принятия полезного качества, превратить процесс приобретения новой маски в игру. А дальше дело привычки. Научился носить новую маску – получишь новые результаты. Скатился к старой –  маска стала хозяином твоей жизни.

Маска – это вид психологического и социального ресурса. Без нее никуда. Маска может меняться спонтанно или целенаправленно. А теперь печальная новость. Сменить маску самому непросто, хотя и возможно. Методы есть. Но без обратной связи очень сложно понять, есть ли эффект. Для полноценного подхода нужен эксперт. Он поможет разобраться, разложит все по полочкам и предложит комплекс изменений».

Скачать презентацию Марии Шуваловой

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>…убить стандарты способны дизайнерский подход и пара новых масок. Убить стандарты можно и иными, менее затратными и обременительными для бизнеса способами. Другое дело, кому это нужно ? Да и нужно ли вообще ? Если результат бизнес-процесса должен быть стандартным или тем более устойчиво стандартизируемым. Собственно, на то он и процесс, требующий и подразумевающий подобный результат. Лежащий в основе массового производства или оказания деловых услуг. Я уже не говорю о продолжающемся увлечении интервьюируемых лиц масками и игрой в них. Тема себя выбрала и изжила уже продолжительное время назад. Но кто-то этого так до конца и не понимает. Не исключено, что просто из-за того, что ничего другого не знает и не умеет, - что с подобной настойчивостью продолжает вворачивать эту идею в бизнес-процесс и реализацию проектов. >Есть мнение, что 90% людей не имеют не только мышления, но и сознания. Это происходит, потому что мышление, как правило, не нужно, чтобы играть простые социальные роли. Мыслят единицы. Это всего лишь мнение. На основании которого неправомочно что-либо выстраивать, доказывать и обосновывать. Однако автор занимается именно этим. Не обосновав это мнение, не доказав его, не подкрепив и т.д., он совершенно бесхитростным образом начинает развивать некую теорию на изначально недостоверной посылке. Результат – очевиден. Поскольку любые мысли, мнения, предположения и размышления в бизнесе и в работе вообще осуществляются только за свой счет, но не за счет компании. А проверять на компании или некотором социуме правомочность такого мнения никто не позволит. Если я вместо конкретных результатов работы начну делиться с моими заказчиками моими мнениями, я очень скоро останусь без работы и без места. Потому что моим заказчикам нужны в работе не мнения и не мысли, а четкие указания от меня в том, что им конкретно нужно делать. Без всякой эквилибристики. Стандартные схемы модифицируются и изменяются только стандартными способами. Любая попытка имплементации в их состав какого-то нестандартного, не свойственного ими или попросту неформального по содержанию решения автоматически приведет к нарушениям бизнес-процеса. >Нам часто приходится в жизни натыкаться на стену из шаблонов и стандартизированных схем. Где же выход? Как мы знаем, разум не может создать ничего нового. Он просто собирает новую версию из старых кубиков. В этом и заключается последовательность эволюции разума человека. Т.е. даже оперируя устаревающими категориями, он в состоянии оставаться в актуализированном состоянии. Правда, для этого ему приходится третить все больше усилий, если он сам не эволюционирует и не прилагает к этому затраты, но ситуация для него решается вполне рационально и последовательно. Собственно, именно таким образом и формируется личность человека, его личностный и деловой склад. И главное, - то, что в своей работе он использует только старые «кубики», вовсе не означает, что он не может собрать из них нечто новое. Или для последнего ему требуется эти кубики переломать, чтобы попытаться из обломков собрать некий новый набор или дополнить его вновь приобретенными кубиками, чтобы они соотносились друг с другом. Из чего ничего хорошего не получится. Как, например, из попытки подключить старый советский розеточный штепсель к иностранной розетке и наоборот. Не стыкуются системы. А разламывание, подпиливание и перепайка контактов далеко не всегда в состоянии решить проблему. >Дизайнерский подход и прототипирование – вот первый шаг к реализации задуманного, утверждает Ирина. До этого дня я даже не сталкивался с таким термином. В том виде, в каком это почему-то представлено в «Википедии» (тоже источник нашли !), действительно с ним вряд ли кто сталкивался. В силу того, что прототипирование – это довольно рутинный процесс построения или создания прототипов будущего готового решения. Т.е. говоря проще, разработка и попытка практической реализации экспериментальных и опытных образцов. Которая всегда весьма затратна, требует очень много сил и средств. А главное – времени. В то время как конкуренты ждать не будут. И используя стандартные клишированные схемы работы, обойдут авторов создания пусть и конгениального, но весьма затратного изобретения. А потом еще и украдут его в готовом виде. Предложенный вариант несет в себе массу затрат. И главное – затрат времени. Поскольку, безусловно, можно изобрести некий новый нестандартный способ забивания гвоздей и даже разработать под это некоторую технику или схему работы, но тем не менее, привычнее все-таки будет осуществлять тот же процесс привычным, опробованным столетиями способом. Так что творчество и нестандартность уместны только там, где они уместны. Во всех остальных случаях действенными как были, так и остаются клишированные схематичные действия и решения. Они просты, дешевы, ограниченно затратны и главное – отработаны длительное время. В то время как любое нестандартное решение потребует весьма значительного срока «отладки», да и затраты при этом потребит немалые. >Кто хочет быть в авангарде передовых технологий – примите на вооружение». И при этом не испытывает нехватки в ресурсах, деньгах, времени и т.д. Т.е. может не торопиться с изобретением или с разработкой. >Методы есть. Но без обратной связи очень сложно понять, есть ли эффект. Для полноценного подхода нужен эксперт. Он поможет разобраться, разложит все по полочкам и предложит комплекс изменений. Т.е. как и прежде, наиболее продуктивным видом создания для себя оплачиваемой деятельности является создание и развитие изначально весьма спорного тезиса, а потом предложением всем, у кого есть лишние деньги, и кто чувствует себя от последствий этого тезиса зависимыми, за доступную плату «снять порчу», а заодно и «проконтролировать» ситуацию на будущее. Это не дело. Всевозможные маски и т.д. – это традиционное муссирование довольно старого заимствования из парапсихологии (есть и такое направление в современной психологии, в изобилии насаждаемое сегодня в России). Целью которого является как и всегда в таких случаях успешное лечение никогда не существовавшей у пациента смертельно опасной болезни, но в существовании которой его заверил парапсихолог. Николай Романов
Генеральный директор, Москва
Здравствуйте, Роман. Спасибо за вашу точку зрения и развернутый комментарий. Я все внимательно прочитала, и подумала: «Хорошо, что на свете есть разные точки зрения. Значит, не будет скучно жить :) » Удачи вам в делах :) И кстати, у Андрея Сидло на FB нашла отличный пример нестандартного подхода к обыденным вещам :))) Очень понравилось! [code]
Финансовый директор, Казахстан

Николай Романов на этом сайте этакий голос Разума :)
Как писал Вадим Зеланд, современный человек основательно заглушил голос своей души голосом разума.
Разум пытается все объяснить, стандартизировать, выстроить сценарии развития событий. Все что не вписывается в изначальный сценарий или стандарт воспринимается как неудача, отвергается разумом. Однако возможности разума ничтожны в масштабах Вселенной и далеко не все можно и нужно - ''обосновать, доказать, подкрепить''
А вот Душа не думает, она знает.
Надо не стараться ''мыслить нестандартно'' - заведомо провальный путь, навязчивый Разум быстро объяснит Вам почему невозможно то и это, надо просто слушать голос своей души, именно так возникали и возникают все великие открытия.
Во первых человек выбирает сферу деятельности под гнетом разума своего и чужого, а не по велению души, потом пыжится в этой сфере ''мыслить нестандартно'', а это просто НЕ ЕГО путь и душа предупреждала что на этом пути ничего значительного он не совершит. Чувствуете душевный дискомфорт при принятии казалось бы ''обоснованного'' ''разумного'' решения - откажитесь от него. Если Вам приходится себя уговаривать, значит Душа сказала ''нет''.
Еще сотни лет назад люди сидящие не на своих местах, сокрушались что ''все придумано до нас, осталось , дескать только продавать старый товар в новой упаковке''. Такие люди действительно не живут, вернее живут во сне их сознание дремлет подчиняясь общепринятым стандартам и нормам, собираясь в социальные и прочие группы, причем засыпают еще в детстве.
Заметили что дети которые выбиваются из общей массы бывают ''белыми воронами'' их часто бьют и третируют?
Быть таким как все -заставить свою сущность крепко спать - вот чему учат детей родители, учителя, друзья.
Дети вырастают и самое главное по мнению - ''не остаться без места''. Кризис многих лишил рабочих мест, но и показал людям которые держались за них мертвой хваткой, что эта работа не была смыслом всей жизни.
Опираться на потребности людей это не инновации, пусть даже скрытые, (кстати что такое скрытые потребности?)
Инновации это создание потребностей, Стив Джобс например в этом преуспевает, человек явно выбрал свой Путь по велению души.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Здравствуйте, Роман. Роман – романом, но в дополнение к сказанному, - когда выполняете видеосъемку на портативную и тем более – компьютерную камеру, - заставьте снимающих вас на видео людей нормально размещать софиты. Ужас – ужасом, но в свете рассказываемых историй про маски лично на вас и ваше лицо просто страшно на этом видео-ролике смотреть. Как-то мороз идет по коже. Тому, кто занимался данной видеосъемкой нужно руки оторвать за такую работу и за контрастное встречное освещение, которое этот человек использует. Нужно же хотя бы в чем-то уважать интервьюируемых лиц. >И кстати, у Андрея Сидло на FB нашла отличный пример нестандартного подхода к обыденным вещам Сулыбкой Это, на самом деле, произведение искусства. Т.е. «сити-арт». Подобных вещей можно увидеть в западных столицах оцень много. Это интересно и в чем-то даже вносит новизну в окружающую жизнь. Но и только. Комфорта в этой жизни и эффективной эти не добавляет. >А вот Душа не думает, она знает. Все, что связано с вопросами метафизики, - связано только с вопросами метафизики. И не следует пытаться добавлять подобные рассуждения и формальные следствия из них, например, в бизнес-проекты. Иначе как эти проекты связаны с оккультизмом, паранормальной деятельностью и т.д. А в обычной, пусть даже и нестандартной работе подобные вещи неуместны. Николай Романов
Финансовый директор, Казахстан

'' Все, что связано с вопросами метафизики, - связано только с вопросами метафизики''
Все верно, люди не хотят просыпаться, самое страшное что одна из слушательниц готова даже получить увечье, только бы спать дальше. Но стоит ли оно того? Скажите спасибо хотя бы за попытку Вас разбудить!
Но почему же те кто выбрал себе работу ''не по душе'' всю жизнь делают стандартные вещи для массового рынка по стандартной цене? Об этом ли они мечтали, этого ли они хотели, для этого ли появились на свет? Или для того чтобы многословно оспаривать любое мнение каким бы оно не было людей с которыми никогда в жизни не встретишься вживую? Вот самое непродуктивное занятие на свете. Николай Вы еще никогда никого не убедили в своей правоте, даже если внешне кто то вынужденно с Вами соглашался.

Руководитель, Владивосток
Мыслить нестандартно в России очень легко. Достаточно чуть-чуть подвинуть в голове ортодоксальные ценности православной Церкви, узнать, что сцентизм это всего лишь одна из мировоззренческих систем. Одна из... Сегодня 3 февраля, праздник, когда ''ОНИ'' уходят, и приходит Новый GOD в виде Металлической Кошечки. Мужчины, учитесь интуичить у женщин, и тогда о шаблонах в голове Вы будете только вспоминать. Жизнь, политика, бизнес - это не только логика, это еще и интуиция. Окажитесь в нужном месте в нужное время, и тогда Вас будут волновать другие проблемы. Например, как проинвестировать $5 мрд в Россию PS Николаю Романову. Зря Вы не пришли по адресу, куда я Вас звал. Там Елена Ребец проводила встречу ''О необычном'', думаю Вы, с Вашим аналитически - критическим складом ума могли найти для себя какие-то новые, невидимые Вам парадигмы.
Финансовый директор, Казахстан

Кстати Николай Вы заметили как ''внимательно'' Вас читают? Настолько что называют Романом :)
И я не осуждаю Марию за это, ни за какие богатства в мире она не вернет назад и двух минут своей Жизни, так зачем ее тратить на прочтение Ваших многословных комметариев, мы и так перекормлены сомнительной информацией, тем более что Вы просто оспариваете любую статью. Но ведь можно в это же время творить что то самому?

Руководитель, Владивосток

Сауле. Вы конечно знаете 3 позиционную стратегию Уолта Диснея. Так вот, Николай Романов (Боже храни царя) - это Критик, одна из составляющих успешного развития. Его проблема в одном - он Суперкритик, который считает свою точку зрения единственно возможной. Я например Мечтатель, возможно Вы - Реалист. Но я то понимаю, что мой взгляд на мир, это всего лишь один из 7 миллиардов Правильных Миров, и не претендую на Абсолютную истину. А вот Николай, в силу юношеского максимализма и малого жизненного опыта это еще не понял. Молодость, это тот недостаток, который со времен проходит :-)
PS По поводу оккультизма и бизнеса - ''Дао Toyoya'', это книга про бизнес или про метафизическую систему действий японских менеджеров, так и не освоенную в Америке?

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан
Мария Шувалова: Осмысленная ревизия всех своих масок и обогащение палитры своих масок может послужить хорошим источником новых возможностей и расширения границ привычномыслия, привлечения новых людей в свою жизнь...
страдания приносит не окружающий мир, а свои же маски. ''Обогащение палитры своих масок'' приведет к еще большему страданию, поскольку в конце жизни придется подводить итог, и осознание, что вся жизнь прошла в масках может быть очень горьким независимо от размера накопленного счета в банке. Такая горечь обессмысливает всю, уже прошедшую, жизнь.
Мария Шувалова: пример: женщина ищет любовь, но прочно прилипшая к ней по инерции маска жесткой «бизнес-вумен» (конечно, ею неосознаваемая) отпугивает от нее эти возможности».
какие возможности ? отпугивает не маска, отпугивает возможная боль от необходимости изменить себя (неосознаваемо снять маску)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

***«Есть мнение, что 90% людей не имеют не только мышления, но и сознания. Это происходит, потому что мышление, как правило, не нужно, чтобы играть простые социальные роли. Мыслят единицы. ***

А чьё это мнение? Не Адольфа Алоизыча случайно? :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.