Как интеллектуальные системы помогают современному руководителю

Сергей Макаров — кандидат социологических наук, автор трех монографий по вопросам управления и лидерства. Опубликовал более 80 научных работ. Разработал уникальные тренинговые курсы по командообразованию и организационному развитию. Сооснователь компании СППУР, которая занимается разработкой интеллектуального программного обеспечения для бизнеса и управления персоналом.

Executive.ru: Как вам кажется, насколько за последнее десятилетие изменились подходы к управлению организацией?

Сергей Макаров: В различные периоды и эпохи, которые переживали организации и общество в целом, управление менялось. Сейчас управление организацией, управление людьми стало аналитическим. Новизна в том, что мы пытаемся, опираясь на практику и достижения современной науки, «покопать» человека вглубь. Мы стараемся все концепции, наши инструменты работы выстраивать таким образом, чтобы узнать человека как можно лучше, а потом эти знания использовать в своей практической работе. Сама по себе традиция работы с человеческим капиталом организации имеет достаточно глубокие корни.

Можно вспомнить и о тейлоризме (который заложил основу современным методам конструирования процессов управления и способам, способствующим повышению производительности труда), и о работах Анри Файоля (что явилось в некотором роде пусковым механизмом для эволюции взглядов на системы административного управления компанией), и об исследованиях Элтона Мэйо (в центре внимания оказывается человек, с его социально-психологическими особенностями). И по большому счету, наверное, это те три кита, вокруг которых выстраиваются все современные подходы к управлению персоналом. По моему мнению, эти успешные аналитики своего времени сформировали и сегодняшнюю повестку дня.

Также, большой вклад внесли и наши отечественные ученые, достаточно вспомнить Ардальона Кибанова – основателя одной из первых научных школ управления персоналом, имя которого и сегодня объединяет всероссийские образовательные программы в этой области под эгидой Государственного университета управления. Поэтому если говорить об изменениях в управлении персоналом организации, то это усовершенствование способов получения объективной информации о сотруднике, его необходимых для организации знаниях, умениях, навыках, и использование этих знаний для достижения целей компании и органичного развития самого человека.

Executive.ru: Как в связи с этим изменилась роль руководителя организации?

С.М.: Руководитель перестает быть человеком, который гоняет палкой или гладит по головке (пресловутый кнут и пряник). Он все в большей степени становится аналитиком, работает с информацией, и на ее основе принимает решения. При этом нужно понимать, что задачи руководителя не исчерпываются только работой с людьми. Есть еще огромное количество разных дел в разных сферах, где важно принимать правильные решения. И эти решения он также принимает, прежде всего, на основе анализа информации. Поэтому очень важно снабдить руководителя инструментарием, который бы позволял ему быстро изучать информационные потоки, и получать объективные знания. Такие инструменты и методы работы существуют во многих необходимых для управленческих решений областях: финансы, маркетинг, реклама, дистрибуция товаров, услуг и т.д. Мы в своей работе сосредотачиваемся на управлении персоналом.

Executive.ru: Как вы создавали ваш первый продукт, интеллектуальное программное обеспечение?

С.М.: Я никогда не задумывался о создании бизнеса. Я занимался наукой и преподавал. Моя кандидатская диссертация была посвящена организационному лидерству. А когда я принял решение написать докторскую диссертацию и выбрал для себя такое направление как экспертные системы в управлении, то оказалось, что данная тематика имеет не только академический, но и выраженный прикладной характер. Совместно со специалистами из сферы IT-технологий мы создали продукт, получили на него свидетельство Роспатента, и сделали удобный, доступный инструмент для работы с персоналом организации. Это был наш первый продукт, который реализуется под брендом SPPUR Team.

Executive.ru: Вы говорите, что ваши продукты помогают управленцам решить проблему последовательности и логической завершенности работы с человеком в организации. Как это происходит?

С.М.: По сути наши продукты — это помощь руководителю в оперативном и сжатом получении информации, которая необходима для принятия решений. СППУР (название нашей компании) — это Система Поддержки Принятия Управленческих Решений. При этом, мы понимаем, что в обозримом будущем никакая автоматизированная система никогда не заменит человека. Ни одна система не может принимать решения за руководителя, работающего с людьми в конкретных условиях организации и рынка в целом. В сфере управления персоналом слишком много аспектов, факторов, их бесконечное количество, они динамичны, что не может быть учтено ни в одной системе.

Наши продукты помогают обнаруживать причинно-следственные связи в управлении, и находить решения проблем управления человеческим ресурсом организации, но эти решения — прерогатива человека, руководителя, но не машины. В то же время мы стараемся не перегружать руководителя информацией и отчетами. Мы просто выявили необходимый минимум, который позволит принять верное решение. Идеологически для нас важен принцип, что пользоваться нашими продуктами человек должен научиться за время, в течении которого длится обучающее видео. Обычно это три-пять минут. Это очень просто.

Executive.ru: Сколько у вас сейчас продуктов и какие потребности они покрывают?

С.М.: Сейчас у нас пять продуктов: SPPUR Team, SPPUR Time, SPPUR Management Online, SPPUR STAFF ASSESSMENT (UBAO-TAI) и SPPUR DocDesign. Наш первый продукт, SPPUR Time это простой и надежный инструмент для тайм-менеджмента. Он помогает разобраться, кто чем занимается в организации, сколько времени у сотрудника уходит на решение тех или иных задач. SPPUR Time помогает создать продуктивный климат в коллективе, объективно информировать об эффективности работы каждого, оптимизировать должностной функционал, проводить аудит, подготовить индивидуальную программу тайм-менеджмента и др.

Поскольку я всегда внимательно отслеживаю запросы наших клиентов, я увидел, что они хотят большего, чем просто контроль над рабочим временем. Они захотели видеть более объемные вещи, связанные с работой организации. Для удовлетворения этой потребности мы создали SPPUR Management Online прикладной инструмент для каждодневной практической работы руководителя. Он включает в себя SPPUR Time, но также содержит много других функций. SPPUR Management Online содержит инструментарий для первичной аналитики, которая так нужна управленцам для принятия решений. С помощью SPPUR Management Online руководитель может управлять офисом из любой точки мира, осуществлять анализ планирования и выполнения задач, управлять активностью персонала, создавать систему объективной мотивации, обмениваться документами и сообщениями с сотрудниками и др. Может сложиться впечатление, что инструмент для решения всех этих важных задач должен быть сложен, но нам удалось сделать его простым и интуитивно понятным. Он дает руководителю объективную картину работы его компании.

Executive.ru: Какие задачи помогает решить SPPUR STAFF ASSESSMENT (UBAO-TAI)?

С.М.: SPPUR STAFF ASSESSMENT (UBAO-TAI) основан на методике профессора Александра Ивановича Турчинова. Эта методика по структуре очень гибкая. Она дает возможность настраивать систему с учетом специфики деятельности компании, менять ее по необходимости. SPPUR STAFF ASSESSMENT (UBAO-TAI) позволяет провести объективную оценку характеристик персонала намного быстрее и проще, чем это происходит, если мы используем стандартные, традиционные методы аттестации. Когда мы работали над этим продуктом, мы проводили исследование. Оказалось, что оценка и аттестация персонала, как методы кадровой работы заняли второе по значимости место после набора. Но когда мы попросили проранжировать набор процедур с точки зрения частоты использования, оценка и аттестация персонала оказалась в конце.

То есть процедура важная, но используется редко. Почему? Потому что это сложное мероприятие, для которого требуется много ресурсов. Благодаря автоматизации, теперь его можно провести за один день и получить развернутый отчет. SPPUR STAFF ASSESSMENT (UBAO-TAI) делает сложную работу простой без потери качества: с его помощью можно провести аудит важных характеристик персонала, разработать актуальные программы развития, KPI и модели компетентности для всех групп должностей.

Executive.ru: А что представляет собой SPPUR Team?

С.М.: SPPUR Team — продукт, который превращает коллектив в эффективную команду, совершенствует процесс взаимодействия менеджеров и сотрудников. Он позволяет оценить командный эффект, оценить эффективность самого руководителя. Сегодня принято говорить о так называемом эквалитарном менеджменте, эмерджентных командах. Руководитель должен уметь менять стили управления в зависимости от ситуации. А SPPUR Team как раз помогает ему понять, какой подход следует применять в каждом конкретном случае. Этот инструмент позволяет получить профиль человека, глядя на который руководителю становится проще найти с ним общий язык, выстроить эффективную коммуникацию, понять, каковы его управленческие ожидания. SPPUR Team можно использовать при наборе персонала, он позволяет оценить, насколько человек подходит организации с точки зрения личных качеств. Не с психологической точки зрения, а с социальной, командной. Профиль кандидата можно соотнести с профилями других сотрудников и посмотреть, насколько хорошо он «вписывается» в коллектив. Это не тест, не оценка профессионализма, здесь нет правильных и неправильных ответов, поэтому инструмент не вызывает страха или желания что-то приукрасить. Для руководителя, который строит по-настоящему эффективную команду, он просто незаменим.

Executive.ru: Получается, что SPPUR Team помогает руководителю проявить гибкость в отношении сотрудников. Но все ли руководители готовы и способны проявлять такую гибкость?

С.М.: Это не гибкость, это профессиональная компетентность руководителя. Управленец должен уметь выстраивать такие отношения с сотрудниками, чтобы они с удовольствием выполняли свою работу, чтобы они чувствовали, что их очень хорошо понимают. Такое понимание дает рост производительности труда, снижает текучесть кадров. Если сегодня руководитель не хочет или не может выстроить продуктивный диалог с сотрудником, то это просто говорит об уровне его профессионализма. SPPUR Team помогает руководителю расти, формировать управленческую, корпоративную культуру, оттачивать управленческие навыки.

Executive.ru: Вы говорили о том, что человек — это глубина. Можно ли эту глубину измерить с помощью стандартизированных инструментов?

С.М.: Мы в данном случае не измеряем глубину личности. Мы признаем тот факт, что эта глубина есть, и измеряем ряд показателей, позволяющих определить, что для конкретного человека важно.

Executive.ru: Как вы развиваете свои продукты?

С.М.: Для нас самый главный человек — это наш потребитель. Анализируя запросы, обобщая их, мы развиваем продукты. То есть в основе лежит не мое личное видение или видение нашей команды, а потребности тех, кто работает в реальном секторе.

Executive.ru: Вы проводите мониторинг запросов представителей бизнес-среды. Можете назвать наиболее актуальные потребности?

С.М.: В основном это информационная безопасность, причем в широком смысле этого понятия. Компании хотят обезопасить себя от недобросовестных сотрудников и воспитать лояльных.

Executive.ru: Какие факторы, на ваш взгляд, будут в наибольшей степени влиять на организации в ближайшее время?

С.М.: Умение выбрать для себя нужные технологии и выстроить вокруг себя среду из людей, которая будет продуктивна, комфортна и гармонична. Эти факторы влияют на способность компании развиваться и успешно конкурировать.

Узнать больше о продукте вы можете на сайте СППУР

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.