Во время своего мастер-класса перед участниками клуба Cabinet Lounge основатель мобильного сервиса для быстрого вызова такси GetTaxi Шахар Вайсер призывает обращаться в бизнесе к эмоциям клиентов. Этот примем не раз выручал его в битве за локальные рынки в Израиле, Англии, России и США.
В 16 лет предприниматель уехал из Москвы в Израиль. Окончил там среднюю школу, отслужил в армии и занялся интернет-компаниями. В начале 2000-х годов он возглавлял московский офис Comverse. Знание рынка телекома поможет ему в будущих бизнесах. Через пять лет он переехал в Калифорнию и основал компанию в области интерактивного телевидения Loyalize. Вскоре он продал бизнес за $5 млн.
В 2010 году предприниматель запускает GetTaxi. Мобильное приложение завоевывает рынок Израиля, после чего покоряет сердца пользователей в Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге, а с недавних пор еще и в Нью-Йорке.
Самые заметные отличия от других локальных игроков на рынке такси, например, от «Яндекс.Такси», в том, что у GetTaxi есть собственная техподдержка и рейтинги таксистов. Поездки можно оплачивать банковской картой, прямо из приложения, в один клик, а каждый автомобиль оборудован бесплатным Wi-Fi. Однако один из главных ингредиентов успеха GetTaxi, как оказывается, спрятан от глаз обывателя.
Executive.ru беседует с Шахаром Вайсером о доверительных отношениях с Леонардом Блаватником (38 место в рейтинге богатейших людей мира Forbes), о сходстве новой индустрии транспорта со взлетом телекома в 1980-е годы, о борьбе за мировое лидерство с Uber и многом другом.
Executive.ru: Вы недавно заявили, что ожидаете в 2015 году увеличить выручку GetTaxi до $0,5 млрд. За счет чего?
Шахар Вайсер: Мы растем на 400% в год со дня основания. Сегодня не каждый может воспринять эти цифры. Просто это новый тип транзакционной бизнес-модели — маркетплейс. При этом, когда ты уже привел бизнес в рамки $100 млн, а он продолжает расти на 400%, — это фантастический бизнес. Это напоминает индустрию телекома в 1980-е годы. Транспорт — такой же масс-маркет. Наш рынок — это уже больше $30 млрд. И ресурсов для роста еще много. Мы, можно сказать, даже еще не начинали. Мы далеки от стадии стагнации, где надо оптимизировать экономику. Мы продолжаем масштабироваться.
Большая редкость в истории, когда бизнес с логистикой, с офлайном рос так быстро. Это главный вызов для GetTaxi и похожих компаний — сможет ли команда так масштабироваться? Этим отличаются друг от друга компании на нашем рынке — операционным менеджментом.
Executive.ru: То есть, вы планируете расти за счет качества менеджмента.
Ш.В.: Есть большой рынок, отличная динамика. Чем дальше идешь, тем рост сильнее зависит от тебя и менеджмента.
Executive.ru: Журналисты связывают ваши откровения о финансовых перспективах с рекордными инвестициями, которые привлек ваш конкурент — Uber (в общей сложности $1,6 млрд). Вы отвечали на это, что успехи Uber — хорошая новость для всего рынка, потому что теперь всем очевиден размер индустрии такси. Вы за четыре года привлекли $57 млн инвестиций. Эта сумма позволяет вам конкурировать с Uber глобально?
Ш.В.: Глобально мы вторые в мире после Uber. При этом в каждой стране есть свои компании в этой области. HAILO в Лондоне, mytaxi в Германии и так далее. Мы в разы больше, чем они. То есть, нам удалось построить большой бизнес.
Раньше $57 млн. казались большими деньгами (улыбается). Сегодня задумываешься, а как на них жить? Это подстегивает здоровую динамику. Мы же, честно сказать, не знали, что мы больше других. Только в первом квартале 2014 года выяснилось, что мы в четыре раза больше mytaxi и в два раза больше HAILO.
До этого слышишь от PR-ков mytaxi, что у них 31 тыс. машин. Сидишь и думаешь, как они это делают? Я на совещаниях приводил их в пример своей команде. И это раззадоривало нас, мы принимали вызовы. При этом мы всегда ориентировались на эффективность. И тут выясняется, что мы самые большие. Поэтому важно быть «здоровым» бизнесом. Если тыInstagram и тебя купили — это здорово. А если не купили?!
Executive.ru: Что значит «здоровый бизнес»?
Ш.В.: Когда компания работает на большом рынке, у нее большой оборот, быстрая динамика. И при этом она финансово успешна. Когда вы зарабатываете прибыль и растете, у вас много возможностей — вы можете привлекать частный капитал, провести IPO, сделать M&A, да что угодно.
Executive.ru: При этом Twitter пока без прибыли.
Ш.В.: Ты можешь себе такое позволить, если ты первый и рынок готов тебя поддержать. Неправильно говорить себе: «Первый так делает, и я так буду». Для второго не всегда есть место. Поэтому надо быть финансово успешным. Часто бывает, что ты меньше, разгоняешься медленнее других игроков. А потом такая динамика нарастает, что ты можешь купить всех больших игроков.
Executive.ru: Вы с Uber примерно в одно время запускались?
Ш.В.: Uber запустился на полгода раньше и на глобусе под называнием Америка. Это само по себе ценно и не сравнится ни с чем. При всей своей экспансии они до сих пор половину всех денег делают в одном городе — в Нью-Йорке.
Executive.ru: Вы запускались в Тель-Авиве.
Ш.В.: Да. Сегодня в GetTaxi сильная команда. Она не с первого дня такая была. Что мы делаем постоянно, так это работаем над командой. Если бизнес растет на 400%, то вчера команда еще могла тянуть бизнес, а сегодня надо расти профессионально дальше. Ну, и у нас есть возможность нанимать еще более сильных менеджеров.
Executive.ru: Сколько сегодня людей в команде?
Ш.В.: 250 человек.
Executive.ru: И основа команды находится…
Ш.В.: В каждой стране отдельный P&L, CEO. Глобальные функции разнесены по миру. Например, мы сейчас взяли на пост вице-президента маркетинга восходящую звезду Google. Он руководил клиентским маркетингом онлайн и офлайн. Человек — машина. Молодой, талантливый и недорогой. Скажете, что такого не бывает? Давно вывел формулу: настоящие таланты настолько уверены в своей способности заработать желаемую сумму, что хотят заниматься тем, в чем могут себя реализовать. Это справедливо для всех: и для программиста, и для менеджера. Если тебе повезло заниматься бизнесом, в котором талант видит свою самореализацию, то ты можешь с ним договорится, потому что он получит у тебя то, что не получит нигде, — возможность реализовывать себя и свои таланты.
Executive.ru: Вы собираете команды из местных талантов?
Ш.В.: В основном да, локальные таланты. Наши глобальные лидеры летают между странами. Сложность в том, что каждая новая страна — это заново строить команду с нуля.
Executive.ru: Одним из первых инвесторов GetTaxi стал Леонард Блаватник. Как вы познакомились?
Ш.В.: Он инвестировал еще в мой прошлый бизнес. Он уникальный человек. Мало людей, которые обладают таким капиталом, и при этом продолжают интересоваться бизнесом с любопытством маленького ребенка. Когда тебе действительно что-то интересно, этот интерес нельзя потерять. Потерял? Все. Зачем этим заниматься? Это как вкус к жизни. Я могу получить интеллектуальный оргазм от каких-то красивых вещей, сделанных в бизнесе. В этом мы схожи. Он может не загореться, когда ты ему показываешь идею, но если загорается, то это по-настоящему. Я сказал ему, что поменяю транспортную индустрию. Сделаю инфраструктуру, как в свое время было в телекоме. Он искренне загорелся.
Executive.ru: Идеи в духе «переверну индустрию» обычно воспринимаются со скепсисом. Как вы убедили?
Ш.В.: Он — опытный инвестор. Будет компания успешной или нет — это зависит от человека, который ее делает. То, с чем ты приходишь, и то, с чем заканчиваешь, — это разные вещи. Будут подъемы и падения. Думаю, между нами есть доверие. Это не первый мой бизнес. Идея ему понравилась, и он понимал, что ему не придется заниматься этим бизнесом, им займусь я.
Executive.ru: Чем Блаватник помог вам, кроме денег?
Ш.В.: Сейчас помогает. Мы быстро прошли этап общения с инвесторами seed, раунда А, с крупными венчурными капиталистами. Сейчас мы разговариваем с известными частными инвесторами, крупными инвестбанками. Понятно, что GetTaxi — потенциально IPO-кандидат. И в команде Лена много людей, которые могут помочь. Плюс его офисы там, где мы работаем — Нью-Йорк, Лондон, Москва. Многие компании из его портфеля на первом этапе стали нашими клиентами. У нас же есть и корпоративные решения.
Executive.ru: Благодаря им вы пробились на консервативный рынок Лондона?
Ш.В.: У нас сильные консьюмерские продукты. Про корпоративные — люди обычно знают меньше. Ни и кого таких нет. Они позволяют нам взорвать даже конкурентный рынок. Лондон, как и Манхеттен, — это Мекка корпоративного сегмента. 40% перевозок такси — это корпоранты. В этом сегменты мы лидеры, поэтому нам интересно.
Executive.ru: Как получилось, что вы лидеры?
Ш.В.: Человек носит две «шляпы». Днем вы корпоративный человек, а в личное время вы пользуетесь тем же приложением. Поэтому мы с первых дней разрабатывали продукт и инфраструктуру на стыке частного пользователя и корпоранта. Бывало, мы ошибались, продукт развивался. Сегодня 1,5 тыс. корпораций знают и пользуются GetTaxi. Половина списка Fortune 500 — наши клиенты. Goldman Sachs, Morgan Stanley, PwC, Ernst&Young, Facebook, Twitter, Google, LinkedIn. В Израиле все компании пользуются GetTaxi. Одна осталась неохваченной. Мы сказали им: «Вы знаете, что вы последняя публичная компания в Израиле, которая не пользуется GetTaxi?». Это уже давление (смеется).
Но просто прийти с продуктом в корпорацию нельзя. Надо строить архитектуру. В корпоративном решении не может быть такого, что заказал машину, а ее нет. Должна быть поддержка 24/7, бизнес-аналитика, финансовый департамент и много чего другого.
Executive.ru: Российский рынок сильно отличается от других, где работаете?
Ш.В.: Мы идем сразу к большим игрокам, они уже все оцифровались, у них все про прозрачность, отчетность, удобство, эффективность. Они понимают, что мы не самые дешевые, но с нами они экономят. Заканчиваются истории, когда сотрудник говорит, что едет на работу, а сам отправляется домой. Не надо реимберсмент делать (когда работодатель возмещает расходы, которые возникают во время выполнения сотрудником задания— Executive.ru).Мы им предоставляем сразу 8 тыс. машин против 300 в обычных автопарках. Это другая планета!
Когда с вами ездят аудиторы PwC, Ernst&Young, знаете, как они душу вынимают за эффективность? Если они у нас по всему миру и до сих пор не ушли, то, видимо, мы что-то делаем правильно.
Executive.ru: А как же любовь российских топов ездить на своих шикарных больших машинах?
Ш.В.: Они продолжают ездить. Топы вверху корпорации, а мы возим всю компанию. Колл-центры «Тинькофф» и «Уралсиб» ездят на нас.
Executive.ru: Самый новый для вас рынок — Нью-Йорк. Вы пришли туда летом 2013 года.
Ш.В.: По-настоящему запустились в октябре 2013 года. В Нью-Йорке стратегия такая же, как и везде, — налаживаем систему, при которой покрываем весь Нью-Йорк и подаем машины меньше, чем за 10 минут. Сегодня в Нью-Йорке вы получаете именно это. Как только мы достигаем этих параметров, мы запускаем корпоративное решение. В конце года мы ожидаем запуск корпоративного решения в Нью-Йорке.
Executive.ru: Для вас время подачи машины — главный показатель?
Ш.В.: Ключевой. В одном сервисе пользователь заказывает машину, и она приезжает за 10 минут, в другом она приезжает за 20 минут. Это принципиально. Человек не понимает, сколько машин за этим стоит. Может, одна машина чудом перемещается. Может быть, 1 тыс. машин. Для него ключевое — получить машину.
Низкий процент отказов и быстрая подача — два важных параметра. Когда вы их достигаете, вы можете делать полноценный сервис. Это то, что не дает сегодня Uber запуститься в России. Они не могут сравниться с 8 тыс. машин GetTaxi. Люди говорят: «Да, я попробовал Uber, но остаюсь с GetTaxi, потому что мне надо ехать».
Executive.ru: Европейские таксисты сейчас активно протестуют против приложений для вызова частников. В Берлине Uber запретили. Чьи интересы вам приходится учитывать?
Ш.В.: В каждой стране есть регуляция. Лицензия такси подтверждает, что водитель профессионал. Uber не работает с легальными такси, они открыли «бомбил» для Запада. Для нас «частники» — это привычная модель, мы от нее отходим в сторону цивилизованного рынка, а на Западе это считается новацией. Но мы с вами знаем, что эта «новация» несете в себе сложности — «бомбилы» не платят налоги, но еще важнее, что у них неправильная страховка, которая не покрывает пассажира, они не проверяются по уголовным делам и не проходят медицинское обследование.
Executive.ru: Надо брать русские привычные вещи и экспортировать их на Запад в виде новаций.
Ш.В.: Мы умеем нефть добыть и перегнать ее. А Америка перерабатывает ее, продукты делает. Вот Uber про то, чтобы взять нашего «бомбилу» и хорошо запаковать (смеется).
Executive.ru: Почему в Азию не идете?
Ш.В.: Тут как с телекомом: пойти можно куда угодно. Надо фокусироваться. Это действительно напоминает телеком 30 лет назад. Формируются группы компаний, которые будут мастерами своего дела в каких-то конкретных областях. Мы сфокусировались на крупных рынках, которые мы понимаем. Россия, Англия, США — это крупные рынки такси. И мы там.
Executive.ru: То есть, рынок будет делиться между игроками по географии?
Ш.В.: В конечном итоге будет несколько сильных игроков. Один лидер в мировом масштабе и несколько игроков, как сейчас T-Mobile в Германии, Orange во Франции, Vodafone, AT&T в США. Это нормально. Каждый выбирает группу стран и усердно там работает. В России особенность, что здесь большие компании, как Google, проигрывают локальным игрокам.
Executive.ru: В России вы еще основали купонный бизнес Vigoda.ru. Будете куда-то еще инвестировать?
Ш.В.: Я управлял компанией до 2012 года, а после передал управление моим партнерам. Я фокусируюсь на GetTaxi на 100%.
Executive.ru благодарит Клубный офис Cabinet Lounge за помощь в подготовке материала. Cabinet Lounge идеально подходит как представительская база для предпринимателей и стартапов, чей бизнес связан с проведением встреч в разных форматах на высоком уровне. Cabinet Lounge предоставляет участникам Сообщества E-xecutive.ru специальные условия.
Молодец, хороший проект, качественное решение. Пользовался GetTaxi на протяжении почти года. Но не люблю чувствовать себя обманутым, а тарификация услуг оставляет ощущение именно этого. Я никак не могу согласиться, что будни - это понедельник с 12:00, а ночь наступает в 18:00 и заканчивается в 12 дня..
В результате тот самый тариф, который якобы базовый попадает в очень узкий отрезок времени и реально ты платишь больше, потому что такси днем я заказываю редко, гораздо чаще с тура или вечером.
В итоге выбрал другую компанию. Да, приложение работает хуже, да - нет рейтингов водителей. Но в конце-то концов стоимость меня интересует тоже, и если я за одну и ту же поездку на одном и том же классе плачу на 10-15% дешевле, то я пожалуй выберу второй вариант.
И еще крайне важный момент. Мой мега-рейтинг в GetTaxi дает мне возможность увеличить шанс на получение лучшего водителя сервиса. А предложение другой компании - использовать накопленные бонусы для оплаты реальной поездки. Выбор в моем случае очевиден.
Александр, спасибо, отличное интервью! :)
P.S. реимберсмент по-русски очень просто называется компенсацией или возмещением (командировочных) расходов сотруднику.
Интервью действительно получилось.
Есть яркие фразы и ассоциации:
- Если тыInstagram и тебя купили — это здорово. А если не купили?!
- Uber про то, чтобы взять нашего «бомбилу» и хорошо запаковать
Есть описание стратегии и тактики компании:
- Я сказал ему, что поменяю транспортную индустрию. Сделаю инфраструктуру, как в свое время было в телекоме.
- Поэтому мы с первых дней разрабатывали продукт и инфраструктуру на стыке частного пользователя и корпоранта
- Низкий процент отказов и быстрая подача — два важных параметра.
В общем удачное интервью с крайне интересным человеком. Быстрая реакция, отличное владение предметом, образность мышления - это интервью новой бизнес-звезды.
В
Интервью - очень профессиональное и интересное к прочтению.
Спасибо, Александр Шенаев.
Проект GetTaxi - успешен - это правда. Развивается ли он в темпе, о котором было сказанно - мне сказать сложно. Про уникальность бизнес модели - так же.
При этом есть проекты, стоящие у меня на телефоне приложения, дающие тот же функционал. При этом чаще дешевле, качество - (скорость подачи, адекватность водителей, качество машин, возможность платить картой, выбирать классность автомобиля ) - то же ок.
В GetTaxi мне порой не нравятся водители, добавляющие опции со своих планшетов к тарифу, о которых я не знаю и которые увеличивают стоимость
При всем этом - они большие молодцы
С точки зрения продаж и маркетинга - заняться есть еще чем.
Мы выстраивали продажи у двух ''операторов'' - модель GetTaxi и схожих сервисов не дает спать спокойно многим )
Приятного дня и высоких продаж
Дмитрий ЧЕРЕДНИК
Построение и управление отделами продаж