Том Питерс: Задача компаний – слушать, слушать и еще раз слушать клиента

Если вы не знаете, кто такой Том Питерс, то, вероятно, просто живете на другой планете! По мнению журнала Fortune, мы все живем в мире Тома Питерса, которого издание называет «сверхгуру» управления. А согласно рейтингу Accenture's Insititute for Strategic Change по состоянию на май 2002 года, Питерс занимает второе место в ряду наиболее выдающихся мыслителей в области менеджмента после Майкла Портера.

Перу Питерса принадлежит целый ряд мировых бизнес-бестселлеров, в которых он провозглашает свободу от рутины, призывает переосмыслить общепринятые нормы и заняться творчеством не только в контексте бизнеса, но и всей жизни.

Его первая книга «В поисках совершенства», написанная в соавторстве с Робертом Уотерменом, получила титул «величайшей в истории книгой о бизнесе» по результатам опроса издательства Bloomsbury Publishing. Питерс ежегодно проводит до 80 семинаров в самых разных уголках мира, а количество его слушателей приблизилось к 3 миллионам.

Сам Том Питерс являет образец успешного претворения в жизнь своих принципов и установок. «Я больше всего хочу избежать ситуацию, когда на моей могильной плите будет написано: «Томас Д. Питерс. Он бы сделал что-нибудь по-настоящему стоящее, но ему не разрешил начальник», - говорит гуру.

И вообще производит впечатление человека, недовольного окружающей действительностью и положением дел, что заставляет его постоянно находиться в поиске лучших и более эффективных решений.

17 ноября 2012 года Том Питерс проведет семинар в Москве. Мероприятие посвящено новым трендам в маркетинге и менеджменте. Накануне визита в российскую столицу Том Питерс дал эксклюзивное интервью порталу Executive.ru.

Executive.ru: Инновационность – ключевое требование для компаний, которые хотят стать успешными. Как оставаться в тренде?

Том Питерс: Любая отвлеченная компания, будь то американская, российская, китайская или какая-то другая зациклена на собственном пути и закрыта по отношению к опыту других. Замыкаясь, организации теряют важную часть информационных потоков. Есть один «секрет» инновационности: помнить, что этот мир - грязный. Мы всегда оперируем только половиной сведений и работаем в таких условиях, когда нам сообщили лишь часть данных. И преимущество окажется на стороне того, кто попробует больше, чем другие, а также осознает свой путь, которым он движется к цели. Это лучший способ увеличить ваши шансы на успех.

Еще один нюанс - в погоне за инновационностью следует помнить и учитывать безостановочное развитие технологий, их «акселерацию». Изменения в наши дни набирают скорость, невиданную ранее. Не будет преувеличением сказать, что «все ставки отменены» – установленные ранее правила больше не действуют. Адаптивность и способность к обновлению – крайне важные навыки на коротких циклах.

Executive.ru: Одно из ваших утверждений – мы работаем и управляем организациями, которые созданы для прошлых эпох. Какие качества и характеристики компаний неуместны в новом веке и должны быть ликвидированы?

Т.П.: Это парадоксально, но «долгожительница» иерархия мертва. Новые требования рынка и новые инструменты смогли максимально ее уменьшить, редуцировать. От нее пытались избавиться долгое время. Однако до сих пор я не нахожу в себе внутреннего желания ехать через мост, который не содержит в себе директивно-командной структуры как знака безопасности и незыблемости. Необходимость в иерархии возникает часто. Но безостановочная и горячая война в режиме 24/7 должна быть объявлена бюрократии.

Executive.ru: Это значит, что будут созданы новые условия государственного устройства, при котором она не сможет существовать и исчезнет?

Т.П.: Я скажу вам одну вещь. Бюрократия не умирает и не умрет никогда. Она будет существовать параллельно предпринимательской модели, предполагающей другие взаимоотношения и стратегии, но не исчезнет совсем. Бюрократическая система, прежде всего, связана с сырьевой экономикой, необходимостью обеспечивать стабильность ее функционирования. И пока действуют компании, бизнес которых связан с ресурсами, сохранится и бюрократическая модель.

Executive.ru: Есть ли среди организаций, относящихся к прошлому веку, совершенные компании?

Т.П.: Везде, для товаров любой компании в любой стране, действует одно правило: превосходство не ограничивается качеством и дизайном. Обе характеристики могут быть составляющими продукта или услуги абсолютно низкого качества. Здесь действует железный закон – любая организация становится хуже, когда все больше и больше разрастается. Для этого правила не существует никаких культурных, территориальных различий. Если смотреть в перспективу, то в будущем национальный успех во многом базируется на деятельности компаний-представителей мелкого и среднего бизнеса. Рост и инновационное развитие связывают во многом с увеличением популяции предпринимателей, занятых в средних предприятиях. Хорошим примером может служить немецкий Mittelstand.

Executive.ru: Вы считаете свой бизнес совершенным, идеальным? Что вы сделали для того, чтобы он стал таким?

Т.П.: Помните главное правило национальной Олимпийской сборной (отвлеченной, без поправок на культурные особенности)? Любая команда хороша своими спортсменами! Ровно то же самое «секретное оружие» можно применить к абсолютно любой организации. Именно поэтому инвестиции, обучение и способствование профессиональному развитию ваших сотрудников становится первым и важнейшим фактором, поддерживающим ваш бизнес на пути к успеху. И не забывайте о мотивирующих факторах. Главный «инструмент» в ваших руках, стимулирующий большее участие и отдачу команды – вознаграждение людей вашим уважительным к ним отношением. Но помните, не стоит отдаваться целиком обучению персонала. В армии, в театре и спорте тренировки – приоритет деятельности. Но ни одна организация не может себе позволить тратить слишком много на обучение.

Executive.ru: Что в вашем деле у вас получается лучше всего?

Т.П.: Вы будете смеяться надо мной, после того что я скажу. Чтобы достичь совершенства, быть профессионалом своего дела, неважно при этом, чем вы занимаетесь, нужно много трудиться. Секрет успеха номер один – работать упорнее, много упорнее, чем другие, приложить все усилия, сделать все от вас зависящее. Конечно же, это не единственное, что вам нужно для достижения цели, но это непременное условие.

Executive.ru: Расскажите о последних трендах в маркетинге, которые выводят вас из себя.

Т.П.: Если говорить о тенденциях в маркетинге, которые не нравятся мне больше всего, не важно, речь идет о современных теориях или о тех, что были созданы много лет назад, основная проблема в том, что компании не обращаются к пользователю. Они зациклены на продвижении бренда, на формировании позитивного имиджа, на создание новой продуктовой линейки, но совершенно не задумываются о потребностях аудитории. Мне кажется, важнее всего удовлетворить запросы покупателей. И компании должны это понять. Им необходимо отвлечься от продвижения и прочих вещей и повернуться к потребителю, принести ему пользу своими товарами или услугами. «Новый» подход в маркетинге не потому называется новым, что обращается к новым техникам, а потому, что редко практикуется с необходимой интенсивностью. Суть его в том, чтобы поскорее «убраться» с рынка и слушать, слушать, слушать потребителя. Затем слушать кого-нибудь еще?

Executive.ru: Вы выступаете за «родительские» отношения руководителей с подчиненными. В каких случаях родители должны быть строги со своими детьми?

Т.П.: Я ни в коем случае не хочу давать советы российским родителям (смеется). И даже американским я бы не решился советовать!

Executive.ru: Женщины могут выполнять роль лидера более полноценно. За счет каких качеств и способностей им это удается?

Т.П.: Новая инновационная экономика, социальный и общеполитический контекст порождает новых лидеров. Инновации и профессионализм сейчас – взаимосвязанные процессы. Женщины на порядок лучше проявляют себя в ситуациях, когда необходимо действовать совместно, сообща. Мужчины помешаны на иерархиях. Мы погрязли в них, поскольку мы же их и изобрели. Женщины же больше склонны проявлять лидерство, будучи вовлеченными в процесс деятельности, а не по принуждению.

Executive.ru: Как сделать необычным рядовой продукт – стиральный порошок или кусок мыла?

Т.П.: И для химической промышленности, и для какой-либо другой, одного производства недостаточно. Равно как и одного маркетинга, о чем мы с вами говорили ранее. Необходимо действовать в двух этих направлениях одновременно. Отвлеченные кусок мыла или стиральный порошок ничего не стоят, иногда сложно продать их даже по себестоимости. Особенно если это никому не известный, непроверенный товар. Известность продукта руководит пользовательским вниманием. Те же стиральный порошок и мыло возрастут в цене, как только вы создадите для них дополнительную стоимость в виде облика, ориентированного на потребность покупателя, поработаете над брендом. Сформируете посыл не только к насущным нуждам, но и к воображению, впечатлениям, статусу аудитории. Все компании похожи одна на другую до такой степени, что их просто перепутать. И только разнообразие любых размеров вызывает поток креативных идей в течение длительного времени и перемещает вас из переговорной на передовую позицию.

Источник фото: youtube.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Старший консультант, Москва

С Томом Питерсом я познакомился еще в 1993 году.
В то время на ВВС проводился курс лекций по менеджменту по теме: ''Как построить успешный бизнес''.
На эту программу были приглашены самые широко известные в мире специалисты по управлению. Одним из них, был Питерс.
Тогда, в его выступлении, мне очень понравилась одна его фраза: ''Прибыль должна быть результатом веселья. Результатом хорошо проведенного времени''.
Я взял эту фразу на вооружение и уже в течение 20 лет она ни разу меня не поводила.
Считаю Т. Питерса своим наставником. В моей личной библиотеке по менеджменту есть почти все его книги, изданные в России.
Иногда его сложно понять с первого раза, так как он любит использовать притчи и метафоры,
глубинный смысл которых можно понять только после активного размышления.
Я считаю, что Том Питерс - сверх-гуру в области стратегического менеджмента.

Менеджер по маркетингу, Украина

Насколько слышал, супер-гуру Питерса уже ловили за руку на подтасовке фактов в угоду своих теорий. Но уверовавшие адепты прощают своему идеалу все... ничто не ново в истории религий... :)

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Ответы «сверхгуру» – это или банальности или «не для нашей погоды». Например. >>> [COLOR=blue=blue]Инновационность – ключевое требование для компаний, которые хотят стать успешными [/COLOR] Кто бы возражал. Но, есть немало бизнесов, в которых важна не инновационность, а качество (в широком смысле). Например, коммунальные услуги. С другой стороны, «переключить внимание» – это эффективный способ маскировки действительных проблем. Кто не знает условий бизнеса у нас. Но, дело оказывается не в уничтожающих условиях для бизнеса. Дело – в недостаточной инновационности бизнеса. >>> [COLOR=blue=blue]преимущество окажется на стороне того, кто попробует больше, чем другие, а также осознает свой путь, которым он движется к цели[/COLOR] Зачем нужно провоцирование «проб»? – А затем, что уничтожающие условия для бизнеса гарантируют всем «пробистам» разорение или отъём созданного. Таким образом, ресурсы, вложенные в «пробы», попадают к тому, кто является «бОльшим куском закваски». >>> [COLOR=blue=blue]все ставки отменены» – установленные ранее правила больше не действуют[/COLOR]. Иначе говоря, «я освобождаю вас от химеры именуемой «совестью»». >>> [COLOR=blue=blue]безостановочная и горячая война в режиме 24/7 должна быть объявлена бюрократии[/COLOR]. Бюрократия – это средство нормативного управления. И как всякое средство, бюрократия имеет ограниченную (хотя и немалую) область применения. С другой стороны, развалите бюрократическое (нормативное, административное) управление – что получится? >>> [COLOR=blue=blue]пока действуют компании, бизнес которых связан с ресурсами, сохранится и бюрократическая модель.[/COLOR] Это – тоже, «тень на плетень». Нельзя так локализовать нормативное управление. >>> [COLOR=blue=blue]Здесь действует железный закон – любая организация становится хуже, когда все больше и больше разрастается[/COLOR]. «Супергуру» говорит или как невежда или как «лукавый» . Кому неизвестен экономический «эффект масштаба». Кому неизвестно, что в любой компании ОДНОВРЕМЕННО идут процессы развития и разложения. Кому неизвестно, что «количество переходит в качество». Пусть даже и в другое качество. Например, в «качества», имеющиеся у транснациональных корпораций. >>> [COLOR=blue=blue]Рост и инновационное развитие связывают во многом с увеличением популяции предпринимателей, занятых в средних предприятиях. Хорошим примером может служить немецкий Mittelstand[/COLOR]. >>> >>> [COLOR=green=green]типичная немецкая средняя компания (Mittelstand) достаточно консервативна и медленно внедряет новшества[/COLOR] (цитата от поисковика Мейл.ру). Кому верить? >>> [COLOR=blue=blue]ни одна организация не может себе позволить тратить слишком много на обучение[/COLOR]. Важно отметить, что процесс обучения должен быть НЕ УЧЁБОЙ, А ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. То есть, обучение должно быть ПОБОЧНЫМ результатом производственной деятельности. Конечно, «производственная деятельность» понимается в широком смысле слова. >>> [COLOR=blue=blue]Женщины могут выполнять роль лидера более полноценно[/COLOR] Практика это не подтверждает. Что и неудивительно. Навесьте на мужчину «задачи 3К» (киндер, кюхе, кирхе) и куда денется его лидерство. >>> [COLOR=green=green]Как сделать необычным рядовой продукт – стиральный порошок или кусок мыла?[/COLOR] Ответ «супергуру» неинтересен для нашей погоды. У нас делают так: – сначала тратятся на качество продукта и на его рекламу; – затем, урезают затраты, обеспечивающие качество; и получают «прибыль на хвостах». -----------------------------------------------------------------. «Сокола видно по полёту». Слабовато полетал «супергуру» в своих ответах.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

[COLOR=gray=gray]Чтобы не перегружать предыдущее сообщение «отсебятиной», я перенёс последнюю в это сообщение.
[/COLOR]
Как организовать обучение в рамках производственной деятельности.
Для организации такого обучения, необходимы управленцы, умеющие формулировать производственные задачи и дробить их, соответственно имеющемуся персоналу.
[COLOR=gray=gray]Кстати, тогда исчезнут основания для попрёков, что-де, «потратились на обучение работника, а он – предатель – уволился». Даже, если и уволился, результаты работы уволившегося окупят затраты на организацию (учебного) производственного процесса. [/COLOR]
Примеры организации обучения, в рамках производственного процесса:
– «школа Шора», в обучении игре на скрипке;
– Заочная математическая школа при мехмате МГУ, в обучении математике (путём решения задач в порядке возрастающей сложности; когда в решении последующих задач используются «кирпичики» решений предыдущих задач).
Примеры управленцев, умеющих дробить задачи, соответственно имеющемуся персоналу:
– технологи производства – для типового производства;
– ГИПы (руководители проектов) – для нестандартного производства (для проектов).
Конечно, «производственная деятельность» понимается в широком смысле слова.

Как формировать «бюджет обучения персонала» (обучения в процессе производственной деятельности).
Формировать бюджет нужно по назначению трат.
Сначала определяются затраты (в основном, трудозатраты своих специалистов). Затраты – следующие:
– На планирование-организацию-обеспечение производства, с учётом обучения производственного персонала.
– На наставников, из числа своих специалистов.
– На управление знаниями (выявление, формализация, хранение, выдача знаний).
– На организацию привлечения сторонних специалистов для обучения персонала:
– – на выявление-формулировку вопросов;
– – на организацию проведения учебных мероприятий;
– – на оплату для сторонних специалистов (консультантов).

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

А мать ему - Бай-бай.
Закрой свои ты глазки.
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки.
А.С.Пушкин

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.