Коучинг в России отчасти сродни психотерапии – все про это слышали, но воспользоваться не спешат, ожидая, что кто-то из знакомых проведет тест-драйв модной услуги и из первых уст расскажет, стоит ли отводить на коуча отдельную статью бюджета. Отсюда – пока еще недоверчиво-скептическое отношение россиян к коучингу вследствие банальной неосведомленности о том, чем он может быть полезен и о том, что многим он уже помог. Корни коучинга ведут на Запад. Здесь к услугам сертифицированных коучей повсеместно обращаются не только частные компании, но и государственные организации.
О коучинге сегодня и его завтрашнем облике, отличиях от психотерапии и повсеместном раскрытии гениальности людей Executive.ru рассказал известный британский коуч с 25-летним стажем Майлз Дауни.
Майлз Дауни является одним из создателей, совместно с Тимом Гоулви, системы «И-коучинга» Внутренней Игры и директором eCoach Ltd. Он является основателем «Школы Коучинга» в Соединенном Королевстве, которая была создана в 1986 году. Он являлся членом команды, основавшей Alexander Corporation в 1987 году, которая была названа The Economist Intelligence Unit «лидирующей организацией по предоставлению услуг коучинга для высшего руководящего состава в Европе» в 1993 и 1995 годах.
Майлз Дауни широко известен как коуч в сфере бизнеса с огромных опытом. Он проводит коучинг для топ-менеджеров и групп лидеров; он работал по всему миру с самыми престижными компаниями. Он является автором «Эффективного коучинга» - книги, которая считается уникальным материалом по коучингу. Книга переиздавалась уже несколько раз и во всем мире продано уже более 30 тыс. книг. На русском языке книга переиздавалась уже дважды .
Его текущий проект «Активация гениальности» объединяет результаты последних исследований в сфере познания потенциала человека, обучения и совершенствования. Дауни предлагает инструменты и техники для применения теории в реальной жизни.
Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, какие последние тенденции в сфере коучинга будут формировать его облик в ближайшие годы? Мы имеем в виду новые открытия, техники и методики работы.
Майлз Дауни: Коучинг сегодня удивителен. У меня есть двойственное понимание этого явления. Если начать с неприятных вещей, то здесь есть три момента:
Во-первых, бизнес-коучинг в Соединенном Королевстве и других частях Европы превращен в товар. Все, начиная от количества встреч, продолжительности программы и заканчивая расценками, – стандартизировано. Это идет вразрез с базовой ценностью коучинга - личным, индивидуальным взаимодействием.
Во-вторых, качество коучинга практически повсюду очень низкое – коучи не практикуют свои навыки. А ведь еще Аристоотель Сокраат Онаассис, один из лучших продавцов всех времен, практиковал встречи – а это уже свойственно настоящему профи.
В-третьих, в коучинге повсеместно просматривается акцент на обучении и развитии, но не на эффективности. Мы позволили неопытным специалистам в сфере HR - покупателям коучинга - диктовать нам, чем является коучинг, поскольку мы не смогли определить, что мы делаем, и не смогли пока поддерживать стандарты на должном уровне.
Если говорить о хорошем, то здесь есть два момента. Во-первых, поколение активных людей сегодня обладает совершенно иным чувством приоритетов. Эти люди стремятся к постижению цели, поиску смысла, и обретению независимости. Также они учатся не через то, чему их может научить кто-то другой. Они обращаются к онлайн-ресурсам, используют Google или спрашивают друг друга. Проводить коучинг с этими людьми одно удовольствие: они все схватывают на уровне инстинктов. Второе - это возможности предлагаемые интернетом и средствами социальных коммуникаций.
Executive.ru: Какие возможности для коучей дают эти плюсы и минусы современного развития коучинга? Это ключ к инновациям в этой сфере?
М.Д.: Перед размышлением об инновациях мы должны исправить эту ситуацию и, если сможем, извлечь из нее выгоду. В отношении инноваций можно зафиксировать лишь незначительный прогресс. То, о чем нам действительно нужно задуматься, так это как мы можем использовать социальные средства коммуникации для предложения и поддержки услуг коучинга высочайшего класса. Коучинг не всегда должен проходить один на один. Клиенты могут извлечь пользу и из использования онлайн-материалов и процесса обучения в интернете. Клиенты могут собираться в виртуальные группы для взаимной поддержки. На самом деле, вместе с Тимом Гоулви (автором Внутренней Игры) я разработал первую в мире систему автоматизированного коучинга, в которой нет коуча!
Executive.ru: Бизнес-культура России и Великобритании заметно отличаются. Насколько в перспективе будет востребован коучинг в нашей стране? Кому он нужен сейчас и будет нужен в будущем?
М.Д.: Это замечательный вопрос, и я хотел бы знать ответ на него. Возможно, я отвечу частично. Коучинг процветает в обществе, где ценится индивидуум и где наблюдается большая степень открытости. В глобальном смысле мы наблюдаем очевидное и ускоряющееся движение в этом направлении. Мой опыт пребывания в России незначителен, но у меня существует устойчивое ощущение, что эти условия здесь существуют. Это может означать, что люди, которым нужен коучинг, на самом деле контролируют ситуацию. К сожалению, такие люди часто не готовы к изменениям и, следовательно, не открыты для коучинга. В будущем люди, которые извлекут максимум пользы из коучинга, - это руководители крупных организаций, предприниматели и инноваторы.
Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, о последних научных исследованиях потенциала человека, которые вы используете для того, чтобы научить лидеров быть более продуктивными и эффективными?
М.Д.: Мы сейчас как никогда раньше понимаем, что это значит для человека развиваться и использовать свой потенциал. Исследования обучения и самосовершенствования в сферах психологии, генетики и нейрологии начинают формировать наше представление об образовании и развитии - также как и о коучинге. Сейчас очевидно, что совершенство или мастерство не получишь от своих родителей и не будешь ими чудесным образом одарен. Это всегда результат упорного труда и сфокусированного обучения. «Гениальность» возможна для всех нас. Люди значительно более гибкие – более способные изменяться, чем мы думали раньше. Люди имеют гораздо больше влияния на то, кем они являются и кем могут стать. И коучи играют свою роль в формировании лидеров формата XXI века.
Executive.ru: Чему же может научить коучинг топ-менеджера и обычного человека, не связанного с миром бизнеса?
М.Д.: Ответ на этот вопрос такой же как на предыдущий: люди имеют гораздо большее влияние, чем мы думали раньше над тем, кто мы есть и чем мы становимся. Не имеет значения, являетесь ли вы топ-менеджером или «обычным» человеком. Вы можете быть «необычным», выдающимся. Слишком много людей мыслят себя в самоограничивающих терминах: «Я такой, какой я есть» (то есть, я не могу измениться). Или «я не творческий человек, не умный, не лидер и так далее». Коучинг может помочь человеку порвать с этими проявлениями личного и социального ограничения и открыть для себя значительную степень независимости.
Executive.ru: К коучам обращаются, прежде всего, для решения насущных проблем или же для поиска путей для движения вперед? Как клиенту разобраться в своих проблемах и определиться – идти к коучу или к психотерапевту?
М.Д.: Я полагаю, что слишком многие обращаются к коучингу для решения текущих вопросов. Коучинг считается инструментом для исправления проблемной ситуации. Я в свою очередь получаю настоящее удовольствие, как и мои клиенты, от работы с людьми, которые стараются что-то создать. Это помогает со второй частью вопроса. Работа психолога - помочь человеку стать цельным и легче вписаться в окружение. Задача коуча – помочь человеку в достижении внешней цели. Безусловно, нет четкой разделительной линии, но я думаю, что как коучи мы должны думать о последствиях, ведь важно помнить: «главное – не навреди». У меня есть подозрение, что существует много коучей, лайф-коучей особенно, которые не знают, где проходит эта черта, и которые не ведают о пределах применения своих знаний.
Executive.ru: Всегда ли высокая продуктивность работы обеспечивает ли чувство удовлетворения? При соблюдении каких условий работа будет приносить удовольствие?
М.Д.: Очевидно, что чувство удовлетворения может проявиться в продуктивности, но не чувство самореализации, по крайней мере, не в полной степени. Тим Гоулви, создатель «Внутренней игры» и один из создателей системы «И-Коуч», понимал это. С его точки зрения, эффективность, обучение и удовольствие должны идти рука об руку для достижения чувства подлинной самореализации. Есть еще два дополнительных элемента, необходимые для достижения самореализации: чувство независимости и понимание того, что то, что я делаю, соответствует моему пониманию цели.
Executive.ru: Вам приходилось помогать достигать высоких достижений людям, которые не любят свою работу?
М.Д.: Да. И это всегда трудная ситуация. Если это кто-то, с кем я провожу индивидуальную сессию, такой человек либо изменит свое отношение, либо уйдет из этого бизнеса. Когда такое происходит, то я стараюсь изо всех сил работать с лидерами бизнеса для изменения контекста, в котором работают такие люди.
Executive.ru: Одна из ключевых причин низкой продуктивности работы – отсутствие правильной мотивации. Как вы мотивируете сотрудников вашей компании?
М.Д.: В данный момент у меня нет сотрудников, поскольку мои проекты еще не вышли на этот уровень. Частичным ответом на вопрос будет совет начать с вовлеченности – я говорю о подлинной вовлеченности сотрудников в бизнес процессы, а не об упражнениях в сфере коммуникации. Людям необходимо чувство сопричастности, соответствии цели и способности внести свой вклад. Существует весомое доказательство, что вовлеченность и продуктивность соединены так, что бизнес только выигрывает от подобных инициатив.
Executive.ru: Испытываете ли вы на себе свои техники? Можно ли утверждать, что ваша личная бизнес-эффективность - на самом высоком уровне?
М.Д.: Да, я делаю это. У меня есть коуч. Я использую систему «И-Коучинга». И я также применяю техники активации гениальности для сохранения фокуса и энергичности. Целью проекта «Активация Гениальности» является сбор всех результатов лучших исследований по совершенствованию человека и определению инструментов для применения всего этого в каждодневной практике. Мой собственный уровень эффективности показывает, что я еще не достиг вершины. У меня случаются моменты, когда я временно теряю мотивацию, или, если сказать точнее, убежденность в том, что я делаю то, что нужно. Я могу сказать, что мне все лучше и лучше дается вытягивание себя из таких ситуаций!
Executive.ru: Вы сами устаете от работы? Как восстанавливаете энергию и откуда черпаете силы?
М.Д.: Усталость иногда дает о себе знать: слишком много времени провожу вдали от дома, слишком много конференций. Затем мне просто нужно отдохнуть. Но есть и другой вид усталости, который имеет психологические корни: сомнения и страхи. Когда я испытываю этот вид усталости, я выделяю время – небольшой промежуток времени, например, полдня. И я пытаюсь понять в чем состоит источник сомнения. Действительно ли он существует? И затем я заново фокусируюсь на ощущении цели.
Executive.ru: Если у коучей был слоган или девиз, как бы он звучал?
М.Д.: Ответ будет содержать две части, поэтому он не будет лаконичным и складным. Главное, не вреди и помни, что каждый человек «гениален».
Executive.ru благодарит Профессиональную Ассоциацию Русскоязычных Коучей ПАРК за помощь в организации интервью и подготовке материала.
Коучинг - инструмент чрезвычайной мощности. Оружие массового поражения (через изменение мировозрения Лиц Принимающих Решения). Может принести непоправимую пользу, может - вред. В классике коучинг вреда принести не может по определению, т.к. в классике коуч только расширяет собственное миропонимание клиента для достижения собственных целей клиента. Но реально вред может быть, клиент может нанести себе вред во время своих действий. Коуч при этом обязан подстраховать клиента, чтобы обернуть этот вред в пользу. Т.к. ''Жизненный опыт - отличный учитель. Берет дорого, зато объясняет доходчиво.'' Но или заказчик должен быть достаточно зрелый, или коуч достаточно мощный. Иначе могут не справиться. Т.к. ну сильно мощный инструмент.
Здравствуйте Валерий! Мне очень понравилась шутка/поговорка, услышанная мной в каком то фильме :''Не думай что это ты кого то поимел - на самом деле это тебя поимели''. В жизни действительно все взаимосвязано - кто то дает любовь, а кто то деньги - каждый охотник использует свои приманки и получает свою добычу,трофеи.
С уважением, Борис.