Со слов, вынесенных в заголовок, начал свое выступление перед слушателями и выпускниками ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ гуру менеджмента Ицхак Адизес. Тема посвящалась тому, как улучшить эффективность менеджмента в России. Профессор объяснил, что видит ее суть в том, чтобы управлять изменениями. Но как избавиться от страха перемен?
Урок на $20 млн
Мир постоянно меняется, не зависимо от страны или общества. Для многих управленцев этот процесс уже сам по себе является проблемой, считает Адизес. Ведь надо принимать решения, не зная результата. А это фактор неопределенности и риск. Относитесь к проблемам как к скрытой возможности. Не чувствуйте себя жертвой и заложником ситуации. Посмотрите на сложившуюся задачу под другим углом! Жизнь – это университет, и мы учимся, решая проблемы. «Один мой знакомый-бизнесмен во время нашей встречи принял звонок с сообщением о том, что потерял $20 млн, - вспоминает Адизес. – Расстроился ли он? Нет. Он был рад такому уроку жизни и тому, что для него это не самая большая потеря. В Китае слова «возможность» и «угроза» обозначаются одним и тем же иероглифом. Все зависит от того, что у вас в голове».
Часто можно почувствовать себя в тупике, не находя ответов. Если вам сложно решить поставленную задачу, главное, не ставьте перед собой вопрос «Почему?» - ответа на него не существует, говорит профессор. Любой ребенок выиграет сражение даже у нобелевского лауреата, задав ему три-четыре раза этот вопрос. Поэтому лучше замените «Почему» на «Зачем» и поймите, какой урок извлечете из этого опыта.
Стив Джобс говорил: «Моя цель – служить людям». Обратите внимание, что, когда вы занимаетесь любимым делом, то не устаете, а только приобретаете все больше энергии, у вас отсутствует чувство времени. «Я люблю читать лекции, и зачахну, если мне дать бухгалтерскую работу, - говорит Адизес. - Поэтому служите, получайте от этого удовольствие, чтобы не говорить в старости: «Моя жизнь прошла напрасно». Любите свою работу, поставщиков, коллег, клиентов. Прибыль – это не самоцель, а лишь результат принятых решений, победа в игре. Невозможно вести жизнь, постоянно оглядываясь на доску результатов.
«Спасибо» клиента
Какие продажи являются самыми эффективными? – Повторяющиеся. Недостаточно, чтобы люди просто покупали. Гораздо важнее, чтобы они возвращались. «Большинство организаций в России сконцентрировано вокруг технологий производства. Они ущемляют потребителей, снижая издержки за их счет, - говорит профессор. – Откажитесь подобной схемы и развернитесь лицом к рынку. Ведь дважды человек пойдет что-то покупать только туда, где его потребности максимально удовлетворяются».
Это увеличит количество издержек, но вырастет и выручка. Правда, только в краткосрочном плане, так как мы находимся в конкурентной среде. Чтобы план стал долгосрочным, нужно обеспечить удовлетворенность не только настоящих, но и будущих потребностей клиентов, призывает Адизес. А для этого нужно меняться и нам самим – планировать ДЛЯ будущего. Чтобы уметь, хотеть и не бояться принимать решения в состоянии риска и неопределенности, нужно стать упреждающим и готовящимся.
Вся сила – в командной работе
В России много высококлассных умов, не умеющих, по мнению профессора, использовать свой потенциал. «Вы должны сами создать среду, в которой можно и которая будет располагать к активному использованию умов и талантов и принятию нестандартных креативных решения».
Философия менеджмента проста – принимайте хорошее решение и его же реализуйте… Легко сказать, но не так-то просто исполнить, считает профессор. Как российской компании организовать слаженную работу? Не ищите гениев, идеальных руководителей слишком мало и на всех не хватит. Для оптимизации работы организаций надо опираться на работу с реальными людьми и их сотрудничество. Будьте осторожны при копировании американской управленческой практики, - у них все основано на индивидуализме. Вся сила – в командной работе. Создавайте команду профессионалов, взаимозависимость, систему коллективной мотивации, - будьте одним живым организмом.
Вопросы слушателей
В конце выступления Ицхака Адизеса слушатели задавали вопросы. Один из них был посвящен словам профессора о том, что нужно работать ради более высоких целей, чем просто прибыль.
– Мне очень близка ваша философия. Вы говорите, что русские предприниматели должны больше думать о клиентах, дарить им заботу, внимание, сервис...Но когда лично я и мое окружение приходит на переговоры к клиентам, то видит, что у них в глазах только доллары и евро. Когда я прихожу к чиновнику решать какой-то вопрос, я тоже вижу только деньги. Вы предлагаете свою философию, исходя из опыта вашей жизни, страны и Запада в целом. Мне кажется, мышление русского человека, его менталитет находится еще пока на другом уровне. Видимо, в России пока нужны только деньги, и они хотят только насытиться, и потом переходить к вещам, которые вы рекомендуете. Как быть, если я пришел к клиенту, а ему нужны только деньги?
– Согласен, вы живете в трудной ситуации, - отвечает профессор Ицхак Адизес. - Вопрос относится не только к России. Коррупция, которая существует вас в стране, была и в Америке, когда гангстеры покупали политиков. Это переходный период, все страны проходят через него. И я молюсь, чтобы в России этот период прошел побыстрее и, наконец, закончился. Но что же делать сейчас? Когда вы отличаетесь от других, это дает вам большое преимущество. Да, все стремятся получить только деньги. А вы ищете что-то большее. И это означает, что вы будете привлекать лучшие бренды в свою отрасль. Кроме того, клиент, который ищет только деньги, будет доволен, если кроме них вы дадите ему еще и нечто большее. Вы удивитесь его реакции. Вам это даст отличные результаты.
Фото: adizes.lv
Какой же все-таки мудрый человек. Согласна со всеми тезисами полностью.
Мадам - мудрые не читают лекции, у них для этого достаточно - мудрости!! :)
Ну что Вы, Александр, кто-то же должен Учить!
С удовольствием послушал выступление Ицхак Адизеса. Всем рекомендую! Не пожалеете...
Мне понравилось, про помощь и служение людям и про сравнение с раковой опухоль тех, кто никому не помогает.
Вот он этим помогает, распространяя эту идею, как минимум. Спасибо ему за это!