Джим Киркпатрик: «Пришло время в корне менять ситуацию»

В период экономической нестабильности руководители компаний особенно требовательны. Оправданным должен быть каждый шаг и каждый потраченный рубль – это ощутили департаменты практически всех организаций, в том числе и российских. В битве за финансирование любой корпоративной структуре приходится обосновывать доказывать свою целесообразность и полезность. Для HR-менеджеров это означает, что теперь к процессу обучения сотрудников нужно подходить более продуманно и максимально объективно оценить полученный результат.

Есть ли способы оценки эффективности обучения персонала, существует ли проверенная методика? Есть, и грамотные специалисты пользуются ею уже полвека. Речь идет о методе оценке эффективности обучения, автором которой является легенда мирового HR – Дональд Киркпатрик. Его система успешно используется по всему миру и уже давно стала классической. Методика Киркпатрика позволяет с помощью анализа четырех факторов (Реакции, Усвоения, Поведения и Результата) оценить результативность тренинга и помочь руководству сделать ряд важных выводов, в том числе и относительно инвестиций в новые тренинговые проекты.

Метод Киркпатрика – далеко не застывшая теория. Он активно развивается и модернизируется, в чем призывает убедиться сын Дональда Киркпатрика и активный продолжатель его дела – Джим Киркпатрик, вице-президент компании SMR (США), магистр образования Университета Висконсина, доктор консультативной психологии Государственного университета Индианы.

Джим Киркпатрик проведет в Москве тематический тренинг «Четыре уровня оценки эффективности обучения по Киркпатрику. Оценка и коучинг». Организатор встречи – Международная Академия Коучинга (представительство ICF в России). В ходе мероприятия, которое состоится в отеле Holyday Inn Simonovsky, будут рассмотрены принципы работы четырехуровневой системы Киркпатрика, специфика Модели бизнес-партнерства, особенности реализации результатов обучения в поведенческих моделях и демонстрация ценности обучения руководству компаний.

В преддверии встречи с российскими поклонниками легендарной системы в интервью Executive.ru Джим Киркпатрик вспомнил, как все начиналось, и поделился планами ее развития на следующие полвека.

Executive.ru: В 2009 году система оценки эффективности обучения Киркпатриков отмечает пятидесятилетие. В чем секрет ее эффективности и долголетия?

Джим Киркпатрик: Четыре уровня оценки эффективности обучения, автором которой является мой отец Дональд Киркпатрик, успешно используются на протяжении уже более полувека. Секрет популярности системы в том, что она проста и стала первой попыткой ясно, с позиции практики охарактеризовать процесс оценки. Другие эксперты, например, Джек Филлипс, в 1980-е годы поддержали нашу систему за счет небольшой ее модификации – создания пятого уровня оценки (Возврат инвестиций). Наша система помогает тренерам реализовывать эффективные программы. Но показатель тренинговой эффективности мог бы быть и лучше. Почему? Дело в неправильном ее применении. Люди сами вводят себя в заблуждение, думая, что они начинают работать с Уровня 1 и постепенно двигаются к Уровню 4. На самом деле они начинали с Уровня 4 и двигаются в обратном направлении - к уровню 1. Моя супруга Венди, наши коллеги и представители по всему миру работают над тем, чтобы система успешно просуществовала следующие 50 лет. Для этого необходимо разрушить старые вредные стереотипы.

Executive.ru: Дональд Киркпатрик создал систему, которая стала классической. Мог ли он в свое время предсказать такой успех?

Д.К.: В своей диссертации, опубликованной в 1954 году, Дональд высказал надежду на то, что его работа принесет пользу. Конечно, тогда у него не было и мысли о том, что система станет настолько успешной и популярной. И поэтому он очень рад, что ему удалось внести существенный вклад в развитие тренинговой индустрии.

Executive.ru: Как эффективность обучения оценивалась до того, как ваш отец создал систему?

Д.К.: Он говорил, что до того, как его система была создана, какой-либо четкой и единой методики не существовало.

Executive.ru: И это натолкнуло его на мысль?

Д.К.: Он сформулировал четыре уровня оценки в 1954 году, а опубликовал – в 1959. При этом он понимал, что главное требование его системы – простота. Именно поэтому каждый ее уровень обозначается одним словом.

Executive.ru: Вы упомянули о Джеке Филлипсе, который добавил системе 5 Уровень. Вы считаете, существуют и другие области, в которых систему можно улучшить?

Д.К.: У нас уже есть новая модель системы оценки эффективности обучения. Она стала шире и глубже. Сотни наших коллег работают над ее улучшением, они постоянно делятся достигнутыми результатами ее применения. Однако на то, чтобы отучить людей от старых привычек и научить их пользоваться новой системой, нужны годы. Предстоит сделать еще очень много, и мы хотим поделиться некоторыми идеями в ходе визита в Москву в ноябре. Эта встреча будет особенно полезна для бизнесменов, потому что позволит им сделать корпоративные тренинги более эффективными.

Executive.ru: Вы считаете, возможно создать теорию, которая вообще не будет нуждаться в дополнении?

Д.К.: Я думаю, что сами по себе четыре уровня оценки эффективности обучения совершенны. К сожалению, это не относится к тому, как они применяются на практике. Учитывая реально сложившиеся ситуации в компаниях, ожидать абсолютно точного и правильного применения системы не приходится. Поэтому мы будем продолжать работу по оптимизации системы.

Executive.ru: Возможно, дело в преподавателях? Вы согласны с тем, что строгие учителя эффективнее учителей-«демократов»?

Д.К.: В целом, да, я согласен. Однако при условии, что требовательные учителя прислушиваются к мнению своих учеников и заботятся о них. Я думаю, нужно с особенной строгостью настаивать на том, чтобы ученики применяли в жизни полученные знания. Если этого не происходит, то результаты тренингов оставляют желать лучшего.

Executive.ru: Какова самая лучшая мотивация для современных сотрудников?

Д.К.: В прошлом мы опирались на мотивацию, которая шла, прежде всего, от наших руководителей. В настоящее время более актуальна мотивация между равноправными участниками трудового процесса, особенное значение приобретает самомотивация. Иногда мне кажется, что достижение определенных целей возможно в случае опоры на внешнюю мотивацию. Но и внутренняя мотивация может подвигнуть работников на гораздо более ощутимые свершения.

Executive.ru: В чем отличия между оценкой эффективности обучения топ-менеджмента и основной массы персонала?

Д.К.: Если честно, приходится сложно в обоих случаях. Однако с топ-менеджментом труднее. Часто такие люди думают, что умеют и знают все и поэтому не нуждаются в обучении. Их необходимо сначала убедить, что тренинг поможет им реализовать намеченные стратегии и будет способствовать достижению эффективных результатов.

Executive.ru: С оценкой результатов дистанционного обучения тоже возникают трудности?

Д.К.: Такой вид обучения приобретает все большее значение. Недавно я посвятил этой теме статью и надеюсь, она будет опубликована и в России. Хочу отметить, что в данном случае четыре уровня работают прекрасно при условии, если вы начинаете с четвертого уровня и движетесь в обратном направлении – к первому. Изучите нашу обновленную модель системы, чтобы понять, как это делается.

Executive.ru: Вернемся к вашему визиту в Москву в ноябре 2009 года с новым мастер-классом. Расскажите об основных темах этого мероприятия. Экономический кризис повлиял на его содержание?

Д.К.: Я жду этого мероприятия с нетерпением. Экономический кризис добавил ситуации напряженности – это значит, что тренинги сейчас должны оперативно выполнять требования бизнеса, в противном случае последний рискует быть уничтоженным. Сейчас тренинги содержат очень большой потенциал и возможность дать топ-менеджерам ответы на многие насущные вопросы.

Ноябрьский мастер-класс будет включать вопросы о специфике новой модели системы оценки эффективности обучения персонала, особенностях принятия срочных решений, мы рассмотрим пять принципов новой модели Киркпатрика. Также будем говорить об основах создания эффективных бизнес-кейсов для заинтересованных сторон, способах усиления тренинга, особенностях Модели бизнес-партнерства по Киркпатрику. Также обсудим умение показать ключевым лицам компании эффективность и необходимость проведения корпоративных тренингов.

Executive.ru: В период кризиса многие компании вынуждены сокращать расходы. Зачастую «под нож» идут расходы на корпоративное обучение. Вы думаете, в критический момент такие жертвы приемлемы?

Д.К.: Нет, я так не считаю. Участники моего мастер-класса будут иметь возможность узнать, как убедить ключевых лиц компании в том, что подобного рода экономия не является необходимостью, и как профессиональные тренеры могут сократить бюджет тренинга, увеличив при этом его эффективность.

Executive.ru: Расскажите о специфике внедрения вашей системы в России.

Д.К.: Я получаю письма и электронные послания от людей, которые пытаются внедрить систему в России. Они энтузиасты своего дела, однако сталкиваются со множеством сложностей, в том числе с непониманием руководства целесообразности и эффективности ее внедрения. Это не позволяет пользоваться всеми возможностями этой методики. Я надеюсь, что в ходе этого визита вместе с нашим постоянным партнером - Международной Академией Коучинга - нам удастся создать объединение представителей оценки эффективности обучения по Киркпартрику. Надеюсь, вместе с российскими коллегами мы сможем опубликовать ряд работ как в России, так и в США. Корпоративные университеты в российских компаниях активно развиваются, я надеюсь, мы придадим их росту дополнительную силу.

Executive.ru: Что вы можете посоветовать руководителям компаний, которые планируют проведение тренингов в этот сложный кризисный период?

Д.К.: Я приглашаю наших российских коллег на мой мастер-класс и предлагаю ознакомиться с новейшей литературой о четырех уровнях оценки обучения по Киркпатрику. Они узнают о новых способах повышения эффективности корпоративных тренингов, что сейчас актуально.

Executive.ru: В последнее время в адрес бизнес-школ нередко выдвигаются обвинения в некачественном обучении бизнесменов. Якобы, недальновидность и финансовая ориентированность этих организаций стали одними из причин наступившего кризиса. Вы согласны?

Д.К.: Абсолютно. Пришло время в корне изменить ситуацию.

Фото: kirkpatrickpartners.com

Также смотрите:

Волшебная палочка тренера

«Цели компании превыше всего»: на вопросы участников Сообщества отвечают Дональд и Джим Киркпатрики

Светлана Чумакова: «Есть люди, которым коучинг не поможет»

Константин Смоленцев: «Российскому бизнесу консалтинг не интересен»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Виктория Белова
Менеджер, Москва
Я думаю, нужно с особенной строгостью настаивать на том, чтобы ученики применяли в жизни полученные знания. Если этого не происходит, то результаты тренингов оставляют желать лучшего.
Да...... Функция тренера в компании, - это функция семейного доктора. Если доктор, даст рецепт, и не проконтролирует, - человек лечиться не будет. С тренингами в точности то же самое.:)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.