Еще несколько лет назад большинство российских компаний рассматривало корпоративное обучение как занятие необязательное и организовываемое только в случае крайней необходимости и при наличии «свободных» средств. Теперь же процесс «интеллектуальной модернизации» сотрудников для крупнейших отечественных компаний в связи с постоянным техническим и информационным ростом бизнеса стал явлением привычным и даже необходимым.
По словам главы отдела корпоративного обучения PricewaterhouseCoopers Россия Энди Тайлера, Россия догнала Европу и США по интенсивности и качеству корпоративного обучения. Отставание было компенсировано всего за несколько лет, и теперь теоретические и практические знания, в том числе по ведению финансовой отчетности, разработке стратегии компании, управлению персоналом, доступны и активно востребованы организациями всех уровней.
На российском рынке корпоративного обучения PricewaterhouseCoopers работает уже девятый год, предоставляя комплекс услуг по обучению персонала и руководителей и повышению их профессиональных качеств в областях составления и подготовки финансовой отчетности, профессиональной сертификации, корпоративных финансов, управления проектами, логистики и многих других.
О том, как изменились рынок и люди за это время, о секрете интеллектуального превосходства над конкурентами и выборе оптимальной формы обучения Энди Тайлер рассказал в интервью Executive.
Executive: Отдел корпоративного обучения PricewaterhouseCoopers работает на российском рынке корпоративного обучения уже девятый год. Что представлял собой рынок корпоративного обучения, когда фирма только начинала работу в России?
Энди Тайлер: Мы начинали свою деятельность в 1998 году, сразу после кризиса. Тогда наши клиенты стремились получить больше теоретических знаний. В то время компании только думали о переходе на МСФО, собирали информацию, взвешивали все «за» и «против». За девять лет рынок, что называется, «созрел». Сегодняшние студенты, в том числе и профессиональные бухгалтеры, стремятся к получению практических навыков использования МСФО. Причем качественным знаниям в этой области могут научить только практикующие специалисты. И это одно из главных отличий обучения в PricewaterhouseCooopers – все наши преподаватели, прежде всего, практики.
Executive: Повышение интереса к практическим знаниям – это одна из тенденций. Какие еще тренды появились в этой области?
Э.Т.: В последние четыре-пять лет люди стали лучше понимать, что обучение – это процесс, а не разовое событие. Компании осознают, что для внедрения инноваций - систем составления отчетности или усовершенствованных систем контроля – необходимо пройти через процесс обучения.
Executive: В PricewaterhouseCoopers отдают предпочтение преподавателям-практикам перед теоретиками из академических вузов. Чем объясняется такой выбор? Не собирается ли фирма менять эту практику?
Э.Т.: Необходимость в практических знаниях диктует само время. Ознакомиться со стандартами и прочитать лекции может каждый. А вот для того чтобы передать практический опыт, который может быть внедрен аудиторией, нужен преподаватель-практик.
Executive: Есть ли принципиальные различия между методиками корпоративного обучения подходами в России, Европе и США?
Э.Т.: Еще десять-пятнадцать лет назад разница была весьма ощутима. А сегодня кардинальных отличий уже нет. Руководители российских компаний правильно понимают потребности бизнеса и осознают, что обучение – это процесс, позволяющий в итоге достичь стратегических целей. В зависимости от поставленных целей, они могут выбрать ту или иную форму обучения. Кроме того, необходимо грамотно оценить эффект обучающего процесса. В этом плане я не вижу принципиальных отличий между Россией, Европой и США. Возможна лишь некоторая разница в стоимости.
Executive: Расскажите, пожалуйста, о формах и тематических направлениях корпоративного обучения вашей фирмы. Каким образом компания может выбрать наиболее подходящую методику обучения?
Э.Т.: Это очень сложный и обширный вопрос. Существует возможность организации обучения как за пределами компании, так и внутри ее. Это может быть получение знаний и навыков в рамках профессиональной ассоциации, а также коучинг на местах с опытными руководителями на основе индивидуального учебного плана. Все зависит от задачи, которая стоит перед компанией.
Executive: Можно ли сказать, что форма внутрикорпоративного обучения, когда учитывается специфика работы компании, место на рынке, опыт и цели, - самая эффективная?
Э.Т.: Разумеется. Преподаватель и работодатель должны разработать программу обучения, основанную на реалиях компании. В этом случае мы тщательно изучаем потребности клиента и учитываем его пожелания. Конечно, это стоит дороже, но эффективность такого вида сотрудничества намного больше - сотрудники лучше воспринимают информацию и качественнее внедряют полученные знания.
Executive: По каким критериям можно оценить эффективность обучения?
Э.Т.: Для этих целей мы используем известную модель четырех уровней оценки эффективности обучения Джима Киркпатика. Первый уровень оценки ставит своей целью определить, понравился ли курс обучения аудитории. Второе уровень оценивает полученные навыки. Третий и четвертый уровень – рентабельность обучения с точки зрения эффективности работы сотрудника. Конечно, такую оценку невозможно дать сразу после окончания обучения. Должно пройти как минимум полгода.
Однако самое главное для компании – с самого начала определиться, что будет служить критерием оценки эффективности, поставить перед собой четкую цель.
Executive: Определяющим при появлении нового образовательного продукта у отдела корпоративного обучения становится активный спрос на этот продукт у компаний, или же это может быть инновационной инициативой, которая впоследствии становится востребованной у аудитории?
Э.Т.: Мы используем оба способа. Как известно, любая компания перед внедрением нового продукта сначала изучает рынок сбыта и потенциальный спрос. Параллельно с этим развиваются и запускаются новые программы.
Когда мы только запускали программы обучения МСФО, многие компании думали, что это просто курс лекций, и предлагали обеспечить сотрудников пособиями, с которыми они могли заниматься и дома. Так мы поняли, что спрос на такие пособия есть, и разработали специальную серию электронных учебников.
Executive: До того как начать карьеру в сфере корпоративного обучения, вы были тренером по виндсерфингу. Что заставило кардинально сменить сферу деятельности?
Э.Т.: Я до сих пор занимаюсь виндсерфингом, однако в определенный момент появилось желание поделиться своими знаниями в области МСФО с другими. Как это ни странно, смена не была кардинальной: обучение виндсерфингу и моя настоящая профессия во многом схожи – я помогаю приобретать новые интересные и полезные навыки. Можно сказать, то, чем я сейчас занимаюсь, - это тоже виндсерфинг, но уже в другой области.
Фото: pixabay.com