Андрей Удалов: «Лучше – значит понятнее»

Популярный в среде специалистов в области интернет-технологий термин «веб-юзабилити» определяет то, насколько комфортно чувствует себя пользователь при работе с сайтом, и чем в значительной степени определяется отношение пользователя к этому сайту. О том, как учесть требования юзабилити при разработке сайта, оценить и повысить юзабилити существующего ресурса, слушателям специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Государственного университета управления рассказал руководитель учебно-консультационного центра компании «Махаон» Андрей Удалов.

О требованиях к интерфейсам и о веб-юзабилити:

«В интернете лучше – это не когда быстрее, лучше – это когда понятнее. Заблуждение «одного кликас - что все на сайте должно быть доступно по одному клику – бред. В этом случае вам нужно все расположить на первой странице сайта. Для большинства же сайтов на первом месте понятность и простота. Веб-юзабилити – это достижение намеченных целей и решение поставленных задач посредством полного удовлетворения выявленных потребностей определенных пользователей интернет-решений доступным, понятным и комфортным способом. Это формализованное определение, самому мне больше нравится одно неформальное определение. Веб-юзабилити – это когда вы приходите в ресторан, жуя жевательную резинку, пытаетесь перед обедом прилепить ее снизу к столу, а там – жвачкоприемник. То есть специалисты по юзабилити должны как можно лучше изучить своего пользователя и все варианты его поведения».

О задачах веб-юзабилити:

«К основным задачам веб-юзабилити относятся:

  • Доступность информации
  • Функциональность
  • Учет эстетических норм

Веб-юзабилити – прикладная дисциплина, поэтому она повышает удобство не ради самого процесса повышения удобства, а направлена на решение конкретных практических задач - улучшения эффективности работы сайта и конкурентоспособности. Здесь возникает одна сложность - трудно подсчитать рентабельность от проведения акций по повышению веб-юзабилити, приходится пользоваться относительными характеристиками. Мы просто сделали сайт лучше (в моей практике есть и примеры, когда эффект был явно заметен, и после повышения юзабилити объем продаж с сайта увеличился в 5 раз). Также нужно понимать, что редизайн может ни к чему и не привести».

О критериях оценки веб-юзабилити:

«В качестве критериев оценки юзабилити можно использовать:

  • Доступность (как в «физическом» плане, так и для понимания)
  • Целостность
  • Логичность».

О принципах при разработке сайта:

  • Делать так, как принято, а не так, «как правильно»
  • Задавать правильные вопросы и искать на них правильные ответы
  • Избегать категоричности
  • Придерживаться однозначности и предсказуемости используемых решений
  • Уделять внимание мелочам

Об организации проектирования и разработки интернет-ресурсов:

«Нормы веб-юзабилити должны приниматься во внимание уже на самых ранних этапах разработки сайта. С точки зрения команды разработчиков программист решает свои задачи, а дизайнер – свои. Задачи же к сайту должен формировать бизнес, маркетинг. Если сам владелец бизнеса не знает об этом – вам, как специалистам, нужно ему это объяснить. Непосредственной постановкой конкретных задач занимаются проектировщики, которые знают, как перевести требования бизнеса в задачи для разработки. Проектировщик же и проверяет сайт на соответствие поставленным задачам. Кроме того, в его компетенции находится решение вопросов работы с данными.

Разработчики склоны чрезмерно увлекаться любой новой технологией и тратить на это кучу времени и средств. По-моему, использовать современные технологии надо спокойно и без излишнего фанатизма. Например, старая табличная верстка ведет себя намного более предсказуемой в различных типах браузеров. Конечно, это ни в коем случае не значит, что я против использования новых технологий разработки.

Мы так же убеждены, что не стоит тратить огромные ресурсы для того, чтобы сайт успешно проверялся различными валидаторами форматов – не надо забывать, что сайты делаются не для машин, а для пользователей».

О правилах проведения предварительного анализа и постановке задач при разработке сайтов:

«Анализ может проводиться в несколько этапов:

  • Определение целей и задач проекта. Они ставятся маркетологами. Например, может быть решено, что сайт нужен для выполнения представительских функций или для продвижения услуг.
  • Выявление потребностей пользователей сайта. На этом этапе задача аналитика - выявить специфические группы пользователей, возможно и не заметные для маркетолога. К примеру, возможными группами пользователей могут быть потенциальные и состоявшиеся клиенты, партнеры, сотрудники компании, представители прессы, конкуренты. После выявления пользователей мы выделяем то, что им будет интересно на сайте, а также то, что хотим от них мы. Тут важно описать именно их интересы, а не готовые способы реализации. Например, не «пользователи хотят форум», а «пользователи хотят общаться».
  • Анализ существующих на рынке решений. Все мы люди, поэтому можем что-нибудь упустить при выявлении пользователей и их интересов. Анализ конкурентов – мощнейший инструмент для того, чтобы не допустить этого.
  • Ретроспективный анализ сайтов схожей тематики. Это замечательный инструмент, позволяющий не наступить на грабли, на которые уже наступали другие.
  • Определение ресурсов и инструментов для реализации проекта.

Что важно в описанном процессе анализа? То, что мы в итоге узнаем, чего пользователи хотят от нас, и чего хотим от пользователей мы. После выявления интересов проектировщик предлагает варианты удовлетворения этих интересов для каждой группы пользователей. И уже на фазе анализа может решаться ряд вопросов, влияющих на процесс разработки. Например, бюджет может определять те механизмы, которые будут реализованы. Или может быть принято решение, нужен ли форум на сайте, исходя из ситуации в компании. Бывают случаи, когда разработчики делают сайт с форумом, а после открытия на этом форуме с течение двух лет висит только одно радостное сообщение: «Ура! Мы открылись!», потому что не может быть выделен сотрудник для ведения форума».

О выборе доменного имени:

«Дам небольшую рекомендацию по выбору доменного имени. Все гонятся за короткими именами, которых осталось очень мало. Но на самом деле требуется выбрать не короткое, а запоминающееся имя. Поэтому допустимо использовать составные имена, которые также остаются в памяти пользователей».

В рамках лекции Андрей Удалов ответил на ряд вопросов слушателей.

Нужны ли вообще форумы? Их множество по рынку, есть ли смысл их делать? Есть же блоги.

«Форум жив в формате «вопрос-ответ». Блог же, например, как авторская площадка, песочница, в которой есть лидер. Можно делать и блоги, и обсуждения – тут все зависит от контекста».

Когда аналитик работает с клиентом надо ли уделять большое внимание подробному брифу?

«Жизнь сложнее любого брифа. У нас интересная компания – мы не держим своих дизайнеров. Поэтому мне пришлось поработать с множеством самых разных дизайнеров. И каждый из них имел свою методику - одни работали на основе подробных брифов, другие считают, что главное понять «мессидж» - суть того, чего хочет клиент, третьим нужно обязательно съездить и посмотреть в глаза клиенту. Также нужно понимать, что существует множество самых разных сайтов, каждый из которых требует своего подхода - для какого-то бриф нужен, для какого-то – нет».

Как статистически оценить юзабилити сайта? По каким системам и показателям?

«Это вопрос не на час и даже не на день. На самом деле есть большая проблема оценки эффективности редизайна сайта, которой можно посвятить серьезные аналитические исследования. Особенно усложняют подобные оценки сезонные колебания различных показателей. Кроме того, я не знаю сайтов, которые хранят статистику более двух лет. А было бы, конечно, очень интересно поработать с большим объемом статистики».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Простота, понятность и пр. -- это важные, но промежуточные 'продукты'.Лучше -- значит эффективнее. Так, эффективность Интернет-магазина определяется его продажами.

Knowledge manager, Москва

Интересно сколько 'ресурсов' разработал автор?

Редактор, Москва

На сайте компании, которой он руководит, указано, что они выполнили более 250 проектов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина
Лучше -- значит эффективнее
Нам предлагали редизайн, но оказалось, что 'правильная' переначинка страниц стала приводит больше клиентов. Ведь преимущество-то огромное, когда прослеживается вся цепочка от захода на сайт до выписки и оплаты счета. Т.е. 'эффективность' можно пощупать в отличие от печатной рекламы.
Менеджер, Финляндия

Мне кажется автор немного упрощает понятие 'usability'. Я работаю в большой западной компании, руководила проектом , продукт - платформа для UI, ну что бы все разработчики компании использовали одинаковые средства для user interface. Так у наш штатный специалист по usability был. Она работала от начальной фазы планирования и дизайна до финального тестирования вместе с девелоперами, клиентами, да и со всеми остальными. У нее были технические навыки и знания, и кроме того она была художником, не смотря на то что фактический 'дизайн' (то есть как все это выглядеть должно)UI 'элементов мы заказывали у другой, известной дизайнерской фирмы. Хотя дизайн это малая часть usability.Так что usability требует сложного системного подхода, если конечно, цель оправдывает средства.

Коммерческий директор, Красноярск

Безусловно, тема очень даже актуальна, иногда ведь совершенно не понять для чего делали сайт какой либо компании? Вариантов ответов множество, ну вот наиболее напрашивающиеся:1) потешить самолюбие собственника, руководителя2) вытянуть и потратить как можно больше денег с вышеуказанного человека3) воплотить порой не нужные всплески высокохудожественного полета webдизайнера, программиста и прочих причастных кадровА нужно то ведь было наверное прежде всего, для УДОБСТВА настоящих и потенциальных клиентов, партнеров, поставщиков и остальных, НУЖНЫХ для успешной жизни компании ЛЮДЕЙ сделать.

Директор по маркетингу, Москва

Все замечательно и, казалось бы, правильно, но зачастую заказчик сам не знает, что именно ему от его же собственного ресурса нужно. И доверяется, как правило в таком случае, не более профессиональному подходу, а тому, кто убедительнее и лучше распишет грядущие выгоды от ресурса (тут можно отрываться по полной: кто потом вспомнит обещания? да и всегда можно свалить на заказчика, который что-то не так объяснил). Вопрос дизайна вообще решается на уровне 'нравится-не нравится' руководителю (кто там этих клиентов спрашивать о чем-то будет!). Я уж не говорю, что требования зачастую кардинально меняются в момент разработки (или сразу же после нее), а ожидания существенно превышают ранее указанные задачи и оплаченные деньги))). Обычно звучит это так: 'Алле, вы нам сайт вчера сделали. Где обещанное увеличение продаж в 7 раз? Что? Не сегодня? А когда? Завтра? Нет? Через 3 дня? Мошенники! Куда нам пойти? Не слышу. Надо же, связь прервалась...'

Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

Действительно. Интернет - бизнес в России еще очень слабо развит, поэтому к этому вопросу большинство руководителей и собственников относятся несерьезно. На западе более ответственный подход к этой теме, поэтому люди готовы тратить много денег на хорошие разработки. Естественно с ростом уровня проекта возрастает его стоимость, и те, кто готовы ее платить - мои самые любимые клиенты, и не только потому что они источник денег, с ними еще и очень интересно работать, а что может быть ценнее удовлетворения работой! :)

Директор по маркетингу, Москва

Простота, понятность и пр. -- это важные, но промежуточные ''продукты''.
Лучше -- значит эффективнее. Так, эффективность Интернет-магазина определяется его продажами.

Knowledge manager, Москва

Интересно сколько ''ресурсов'' разработал автор?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.