Марина Долина
Алла Духова – профессиональный хореограф, основатель и лицо международного балета «Тодес», который в марте 2011 года отметил свое 25-летие. Сегодня успешный бизнес-проект «Тодес» включает в себя салон красоты и специальную линию одежды.
Executive.ru: Алла, сколько времени прошло после появления «Тодеса», когда вы поняли, что все удалось?
Алла Духова: Путь к совершенству бесконечен, поэтому я до сих пор так не считаю. Тем более, в нашем деле хочется совершенствовать своемастерство как в плане техники исполнения, так и в вопросах организационных моментов работы наших школ танца, поэтому мы каждый день штурмуем новую высоту.
Executive.ru: Какие наиболее актуальные планы в развитии «Тодеса» вы ставите перед собой сейчас?
А.Д.: Очень хотелось бы создать в Москве свой театр танца, ведь у нас более 70 школ в России и странах СНГ, и многие наши ребята могли бы приезжать к нам на гастроли и показывать разнообразные программы. Это очень красивое и праздничное шоу как для зрителей, так и для артистов. Очень жаль, что пока у нас нет помещения, чтобы давать представления нон-стоп.
Executive.ru: А как выглядят ваши мечты, с точки зрения развития «Тодеса»?
А.Д.: Они постоянно увеличиваются в масштабах. 25 лет назад, когда мы только начинали свою карьеру, у нас была одна единственная мечта – выступать на сцене, неважно где. Мы были готовы танцевать дни и ночи напролет, потом мы стали мечтать о больших сценах, куда сами ходили в детстве на различные представления, затем мы фантазировали, как было бы волшебно, если бы нас пригласили на гастроли в Москву и другие российские, а потом и зарубежные города. Сейчас хотелось бы, чтобы о нас узнали не миллионы, а миллиарды людей по всему миру.
Executive.ru: Когда вы почувствовали, что правильно выбрали направление жизненного пути, ведь в любом начинании всегда есть переломный момент, когда ты чувствуешь «Да. Я на своем месте»?
А.Д.: В нашей профессии понимание, что ты на правильном пути, приходит очень быстро и очень естественно: ты танцуешь, и зал громко тебе аплодирует.
Executive.ru: Когда появились первые ласточки финансового успеха, и вы поняли, что можете себе позволить потратить что-то на себя, а не на развитие бизнеса, например, купить в любой момент шикарную шубу?
А.Д.: Я понимаю, что мой ответ многие воспримут как кокетство, но правда в том, что до сих пор покупка новой шубы для меня серьезный шаг, который я долго обдумываю. Конечно, если я очень захочу, я могу себе купить шубу, но, как правило, мои приоритеты распределяются иначе: даже такая необходимая вещь в Москве, как машина, появилась у меня едва ли лет семь назад. Но для меня всегда гораздо важнее было выпустить новое шоу, открыть очередную школу. А мои собственные потребности в быту достаточно скромны, поэтому мечты о шубах появляются крайне редко.
Executive.ru: Пришлось ли вам развивать в себе какие-то качества характера, чтобы руководить таким большим коллективом?
А.Д.: В юности (а «Тодес» появился, когда мне было 19 лет), я была очень резкой и категоричной. Сейчас я, как и прежде, очень требовательна к себе, к своим артистам и административным сотрудникам, но свои претензии я обрекаю в значительно более мягкую форму, чем 25 лет назад. Наверное, мне не пришлось этому специально учиться: характер изменился с появлением детей. Ведь дети учат нас быть мудрее, терпеливее и спокойней.
Executive.ru: Какой самый трудный момент вы можете вспомнить из истории «Тодеса»?
А.Д.: Это было очень много лет назад, когда у нас не было выступлений, и мы не знали, сможем ли продолжать работать вместе или каждому придется пойти своей дорогой. Конечно, хотелось верить в лучшее, и мы боролись, как могли: жили в одной комнате в люберецком общежитии три недели на 14 рублей. Тогда наш коллектив состоял из 14 человек. Но ничего, выкрутились даже из такого безвыходного положения: друзья помогли нам не голодать, сила воли позволила продолжить репетиции и в таких тяжелых условиях, и вскоре работа появилась, а потом наши дела постепенно пошли в гору. Сейчас в нашем балете уже 150 человек.
Executive.ru: «Тодес» для вас в первую очередь бизнес или творческий проект?
А.Д.: Творчество для меня всегда было на первом месте. Все-таки если бы я рассматривала «Тодес» как бизнес-проект, наверное, старалась бы минимизировать затраты на коллектив и оставить себе максимальную прибыль, а я распределяю доходы как раз противоположным образом. Как ни странно, люди подозревают, что я гребу деньги лопатой только потому, что считают только мои доходы от работы школ танца «Тодес», но на самом деле большую часть денег, которые мы зарабатываем преподаванием, мы тратим на постановку новых шоу. Мой приоритет – развитие «Тодеса» и вглубь, и вширь. Наши шоу с каждым годом все ярче и насыщеннее, в программе каждого из них 28 номеров. Как вы понимаете, для каждого номера мы шьем всем артистам костюмы, плюс качественный свет, звук, декорации, реклама шоу. Сеть наших школ постоянно расширяется, и это тоже требует немалых вложений. Ведь профессионально заниматься танцами необходимо в специально оборудованных залах, где есть хорошая вентиляция, зеркала по периметру, правильное покрытие пола, а также душевые и туалетные кабинки рядом с раздевалками. В готовом виде такие залы никогда не сдаются в аренду – нам приходится в 100% случаев делать в помещении ремонт, который занимает от трех месяцев до полугода. На это требуется очень внушительная сумма каждый раз, но я легко расстаюсь с деньгами, ведь понимаю, что когда увижу глаза детей и родителей на первом же отчетном концерте новой школы, эти финансовые затраты будут полностью компенсированы.
Executive.ru: Какая сумма необходима для открытия новой школы танца?
А.Д.: Думаю, на аренду зала (и его доводку до оптимального состояния), оплату педагогов и администраторов уйдет на старте в среднем около 6 млн руб.
Executive.ru: Есть ли конкуренты у вашей сети школ танца, и, если да, в чем отличие вашей методики от их особенностей преподавания?
А.Д.: Чтобы судить о наших конкурентах, надо подумать, есть ли в России еще один танцевальный коллектив, который имеет такое же количество гастролей, как мы, и шоу-программы такого же масштаба как у «Тодеса». По правде говоря, таких коллективов я припомнить не могу. Значит, конкурентов у нас нет. Конечно, есть гениальный ансамбль танца Игоря Моисеева, и классический балет в нашей стране уникален в своем роде, а в нашем жанре наших результатов пока не достиг никто.
Executive.ru: Планируете ли вы открытие школ танца «Тодес» в дальнем зарубежье?
А.Д.: У нас работают 70 школ, которые расположены преимущественно в России, на Украине и в Латвии, откуда я родом. Были предложения создать наши школы в других странах, но пока я считаю, что мы не готовы к этому шагу.
Executive.ru: Почему?
А.Д.: В школах, которые мы открываем, работают наши танцовщики. У них нет гражданства зарубежных стран. Они не обладают юридическими и другими необходимыми знаниями, которые позволили им работать в чужой стране.
Executive.ru: Однако в России и странах СНГ в школы «Тодес» нет строгого отбора детей, как в хореографическое училище…
А.Д.: Это так. Мы принимаем детей и взрослых любого уровня подготовки, и далеко не все наши ученики готовы и способны стать профессиональными танцовщиками, поэтому мы разбиваем новичков на группы, которые соответствуют физическим и эмоциональным возможностям конкретных людей. У нас есть группы, которые не предназначены для пополнения рядов основного состава «Тодеса». Но мне приятно, что в рабочих группах, которые мы готовим по интенсивной программе, занимается очень много талантливых ребят, они постоянно вливаются в наш основной коллектив.
Executive.ru: В каком возрасте нужно начать занятия танцами, чтобы впоследствии профессионально работать на сцене?
А.Д.: Идеальный возраст – семь-девять лет, но немало ребят приходят к нам гораздо позже лет в 14-16, и за короткий срок (от трех до пяти лет) им удается освоить базовые навыки. Как вы понимаете, взрослых мотивированных людей обучать значительно проще, и процесс обучения занимает меньше времени, чем при работе с первоклашками. Но бывают и исключения: однажды к нам пришла 29-летняя девушка, которая мечтала выступать на сцене, хотя прежде никогда хореографией не занималась. Правда, у нее были блистательные природные данные и невероятное трудолюбие. В результате эта девушка вышла на сцену в основном составе «Тодеса» уже через шесть месяцев после начала занятий, а со временем она стала солисткой.
Executive.ru: Сколько времени должно пройти после начала репетиций, чтобы ваши ученики увидели первые результаты своих занятий в школе «Тодес»?
А.Д.: Этот вопрос я всегда слышу от родителей, когда они приводят своих детей. Отвечу сразу: каждые полгода мы проводим открытые уроки, на которых родители могут собственными глазами увидеть достижения своих чад. Буду нескромна – разочарованными оттуда пока никто как из зрителей, так и из начинающих артистов не уходил.
Executive.ru: Кто преподает в ваших школах?
А.Д.: Подавляющее большинство педагогов – наши ученики, которые уже закончили сценическую карьеру, однако они настоящие профессионалы и фанаты своего дела. Менять сферу деятельности в зрелом возрасте многие люди не хотят, и мы даем возможность нашим артистам продолжить работу в области хореографии в школах танца «Тодес».
Executive.ru: Сколько времени люди обычно работают в вашем коллективе в качестве танцовщиков?
А.Д.: В среднем около 15 лет. Хотя это зависит от многих факторов. У нас есть танцовщик-солист, которому 42 года, а выглядит он, как юноша, и выдерживает такие нагрузки, которые сложны людям в два раза моложе его. Но, конечно, таких артистов можно пересчитать по пальцам одной руки, ведь наша работа требует постоянно напряжения всех физических и психологических резервов организма: гастроли, перелеты и переезды из города в город каждый день, разница часовых поясов. Годами выкладываться на 200% способны только настоящие энтузиасты. А после завершения их танцевальной карьеры на сцене, в зависимости от склада характера человека и его способностей, мы подбираем ему работу хореографом, педагогом, менеджером, директором или художником по костюму. 90% наших артистов с удовольствием остаются с нами.
Executive.ru: Сколько детей оптимально должны заниматься в танцевальной группе, чтобы педагог мог уделить им внимание?
А.Д.: У нас группы большие (около 30 человек), и это часто настораживает родителей, но я как профессионал заявляю со всей ответственностью: чем больше детей в группе танцев, тем быстрее они прогрессируют каждый в отдельности. Ребята выполняют движения под музыку синхронно, и за счет общей энергетики даже самые отстающие постепенно встраиваются в общий ритм и улавливают сложные фигуры. Конечно, ребята прогрессируют каждый в своем темпе, но так как наплыв учеников большой, мы формируем группы по уровням сложности, чтобы уроки соответствовали интересам и возможностям всех детей.
Executive.ru: Что для вас в первую очередь важно при подборе кадров на административную работу в ваш главный офис?
А.Д.: Человек должен гореть любовью к нашему общему делу. А если вдруг я вижу, что сотрудник просто отбывает повинность в нашем офисе, стараюсь как можно скорее с ним распрощаться.
Executive.ru: Какова текучка в вашем офисном коллективе?
А.Д.: Очень маленькая, и это меня несказанно радует. Есть люди, которые работают со мной все 25 лет.
Executive.ru: Где живут ваши сыновья и чем они занимаются?
А.Д.: Старшему – 17 лет, и он увлечен музыкой, возможно, именно она станет его профессией. Младшему – восемь лет. Кем он станет, пока судить трудно.
Executive.ru: Как вы совмещаете роли мамы и руководителя империи «Тодес». Есть ли у вас некие семейные ритуалы, ради которых вы откладываете репетиции?
А.Д.: По возможности, я стараюсь вернуться домой не очень поздно, чтобы уложить младшего сына спать и обсудить с ним, как прошел день. А со старшим сыном мы обычно общаемся «за жизнь» по утрам за завтраком, когда я собираюсь на работу.Все выходные проводим вместе!
Executive.ru: Будут ли ваши дети работать в «Тодесе» или же вы не считаете это необходимым?
А.Д.: Настаивать на том, чтобы дети продолжили дело моей жизни я не буду. Буду рада, если они найдут в жизни собственный путь. За 25 лет я воспитала огромное количество профессиональных танцовщиков и хореографов, поэтому вне зависимости от выбора профессии моих детей, думаю, «Тодесу» обеспечена долгая и, надеюсь, счастливая жизнь и в далеком будущем.
Фото: todes.ru
Также смотрите:
Дмитрий Быков: «Мешают все, не помогает никто»
Спасибо Алла, одно время я ходил в Вашу группу во Владивостоке (потом не выдержал темп, все же 90 кг живого веса порхают несколько по другому, чем 40). Вы одна из немногих, кто сегодня продолжает в России поддерживать исскуство танца. А что касается миллиардов, которые могут увидеть красоту музыки человеческого тела. то времена Махмуда Эсамбаева прошли. Тут без Интернета уже никак. Попробуйте посмотреть на свой сайт не как на витрину по продаже билетов, а как на виртуальное продолжение Вашего шоу, и о Вас действительно узнают миллиарды :-)
То, что я видел у Тодеса - плохо скоординированное/синхронизированное действо, на порядок уступающее даже молодежному составу ансамблю Игоря Моисеева. ИМХО
Немного понимаю в танцах. И современных особенно.
Я могу назвать не менее 3-х очень сильных конкурентов Тодеса в современной хореографии (Street Jazz, Мираж и Скотч), которые не только что не имеют желания гастролировать, но просто ''завалены'' работой. И мы говорим только об эстраде. Приравнивать Тодес к ансамблю Моисеева - сомнительное умозаключение.
Опять же, несколько понимая технику танца и танцевальные стили, невооруженным взглядом видно, что стиль Тодес устарел и существенно. Кроме этого, основные элементы и связки Тодеса можно усвоить за год при надлежащей физической подготовке.
Такое обильное гастролирование Тодеса связано напрямую с бизнесом - нужна активная поддержка школ-студий. Это обычное промо.
Мой ребенок ходил в Тодес 2,5 года. Хочу сказать спасибо такому старту, но расти и прогрессировать там можно только не выделяясь из общей массы. Ребенку с харизмой и хорошо слышашему музыку (музыкальному) там делать нечего. Максимум год и все. Уже 4-й отчетный концерт мне казался полным двойником предыдущих - по связкам, по атмосфере, организационно. Развития просто нет.
Собственно, Алле - 5+ за отличную бизнес-модель и 3+ за хореографию.
P.S. И здесь нет никакой обиды. Мой ребенок в студии был ''в первой линии'', пару раз солировал. Сейчас продолжает заниматься танцами, но не с Тодесом. Вокруг меньше пустого эмоционального пафоса и больше профессиональных людей, увлеченных танцем. И уже даже первые заработанные деньги танцем в 9 лет.
Хореографии в Тодес нет, это я согласен. Но может у них какой другой свой путь? И то что устарели - с этим сложно спорить, но Алла же говорит, что она хочет развиваться. Или она как Путин, говорю одно, делаю другое?