Цели и процессы, успех или счастье

Саймон Вайн «Успех или счастье? Воспитание то ли ребенка, то ли начинающего менеджера», – М.: «Альпина Бизнес Букс», «Альпина Паблишерз», 2008

Купить книгу в интернет-магазине

К чему нужно стремиться — к успеху или счастью? К сожалению, эти цели часто противоречат друг другу. Время от времени каждый из нас задумывается о жизни, о том, туда ли он идет, но особенно остро эти вопросы встают, когда в судьбе человека происходят важные события, например перелом в карьере или рождение ребенка.

В своей новой книге ее автор, известный финансист и топ-менеджер, размышляет о многих вещах, которые помогут нам не только лучше познать самих себя и окружающих, но и выработать более осознанный и мудрый подход к воспитанию детей. Автор поднимает большой пласт литературы по темам счастья, успеха, выбора, выживания и приводит примеры из своей богатой деловой практики.

Книга будет интересна широкому кругу читателей.

Как идентифицировать потребность в новых процессах или изменениях в старых и начать ее реализацию

Когда-то в профессиональный бокс ввели новое правило: биться в перчатках. За короткое время это кажущееся незначительным изменение полностью трансформировало приемы борьбы, используемые спортсменами; фактически это был уже другой вид спорта. Очень часто такие же незначительные изменения ставят перед действующими лицами новые задачи, с которыми поначалу сложно справляться. Люди испытывают напряжение и нервозность, что-то явно не ладится, но непонятно, что нужно изменить в устоявшихся процессах (эвристика якоря производит ожидаемый эффект, протестуя против любых изменений). Даже когда всем понятно, что в целом нужно меняться, под воздействием эвристики якоря люди оттягивают момент принятия решения. Но даже если проблема ясна, по-прежнему непонятно, когда именно нужно начинать эти изменения.

После каждого причиненного чем-то неудобства менять устоявшиеся порядки не получается, да это и вредно. Ориентируйтесь на правило 80:20. Если процесс разрешает 80 ситуаций из 100, простите ему 20 неэффективных. Старый американский закон «не чинить, пока не сломано» напоминает о том, что лучше не начинать в доме ремонт из-за мелочей, так как всегда окажется, что этот процесс займет гораздо больше времени и обойдется намного дороже, чем предполагалось. Словом, не всегда сложная ситуация требует новых решений— иногда достаточно «подрегулировать» старую.

Ответить на вопрос о том, когда же менять устоявшиеся процессы, помогает «правило трех раз». Когда у меня на работе больше трех раз происходят серьезные срывы в процессе выполнения подчиненными старых процедур, я знаю, что есть проблема, которая им мешает. Прежде чем я понял эту истину, меня, как и многих, очень раздражали ошибки других, особенно если они не раз повторялись. Теперь они стали просто сигналом к необходимости изменений процессов.

Примерно таким же образом я пытаюсь вести себя с ребенком. Однажды я заметил, что он каждый раз плачет и сопротивляется, когда мы вытираем молоко с его губ салфеткой. Чтобы снизить недовольство сына, я начал экспериментировать. Оказалось, что, если вытирать не вдоль его рта, а поднести салфетку к подбородку, а потом промокнуть ею молоко снизу вверх, малыш не возражает. И таким же образом приходится искать новое решение во всех повторяющихся проблемных ситуациях.

Прежде чем начать какой-то новый процесс, нужно запастись терпением и тактом: нововведения никто не любит и никто не хочет брать на себя ответственность за их провал. На работе, например, если вы хотите начать изменения в каком-то устоявшемся процессе, можно предложить коллегам сформулировать, чего они ждут от этого новшества, и договориться, что каждый раз, когда их что-то особенно «достанет», они будут вносить предложения, как это исправить, а не поднимать скандалы или в бессилии выкрикивать: «Лелик, все пропало!» В результате многие конфликты удастся разрешить, а производительность труда улучшится.

Вообще же искусство доводить свои мысли до их логического завершения в большинстве случаев состоит в том, чтобы их правильно «продать» (образ «палитры»). Мэр Москвы Ю. Лужков вспоминает о случае внедрения компьютерного контроля в химическом производстве. Процессы там были опасные, и инженеры предложили их автоматизировать. Однако Лужков понял, что компьютеры не в полной мере надежны, и решил пока их попридержать, о чем и сообщил на совещании. Это вызвало всеобщее недовольство.

После встречи один из старожилов отозвал его в сторону и дал ценный совет: «Вы, безусловно, правы, но выразились неверно. Надо было говорить наоборот: да, товарищи, это прекрасно. Компьютеры открывают гигантские перспективы. С их помощью скоро можно будет осуществлять не только контроль, но и оптимизацию, снабжение информацией, управление. Давайте же прямо сейчас примем решение по реализации этой гигантской программы... Вот если бы вы так укрупнили проблему, все были бы «за» и конфликт разрешился бы сам собой, потому что задачу такого масштаба вряд ли бы тогда даже начали осуществлять».

Когда вы идентифицируете причины проблемы, то можете поставить задачу, решение которой позволит вам от нее избавиться. Удивительно, какое удовольствие доставляет оптимизация жизни, идущая от тебя самого! Чем больше таких идентифицированных и ликвидированных проблем, тем меньше желания не обращать на них внимания или даже не признавать их. Легче смотреть жизни в лицо, когда ты знаешь, что справишься со всеми изменениями. Окружающие тоже становятся более дружелюбными, поскольку знают, что их ошибки повлекут не наказание, а поиск способа от них избавиться.

При этом нужно всегда оставлять время на отладку новых процессов. Здесь помогает саркастический принцип Мэрфи: если что-то может не сработать — не сработает. Поэтому не ждите, что вы с первого раза что-то поправите, и не раздражайтесь. Скорее всего, только со второй или с третьей попытки удастся отладить хорошо работающий новый процесс.

Таким образом, простой алгоритм позволяет снизить и количество повторяющихся ошибок, и нервотрепку не только на работе, но и в личной жизни. Кроме того, этот подход помогает строить доверие между людьми. Идентификация проблемы приводит вас к тому, что вы опрашиваете окружающих, почему у них что-то не получается или что их беспокоит. Во время таких бесед люди понимают, что вы дорожите их мнением, поэтому они готовы дольше терпеть, пока ситуация не изменится. Они проникаются к вам доверием, понимая, что вы хотите им помочь. Оба этих фактора становятся хорошим фундаментом для дальнейшей совместной работы.

Цели

Мы постоянно преследуем какие-то цели, в том числе и в воспитании. Многие наши нравоучения на самом деле являются постановкой сиюминутных или жизненных целей. «Миша, ты можешь смотреть телевизор полчаса. Потом ты должен лечь спать». На самом деле два этих простых предложения — поставленная цель. Подумайте, о чем вы говорили сегодня своему ребенку, и окажется, что вы, как заправский менеджер, постоянно ставите перед ним цели.

Несмотря на это, слово «цель» — не менее избитое и неинтересное, чем слово «процесс», поэтому любопытно заглянуть и под этот лежачий камень. Почему? Потому что люди постоянно путают эти два понятия. Конечно, все понимают, что процесс строится с определенной целью. Но во-первых, само его построение — уже отдельная цель. Во-вторых, попутно возникает много нерешенных вопросов, на которые нужно найти ответ, прежде чем процесс заработает. В результате целью становится не цель самого процесса, а запуск и поддержание его работы.

Симптомом того, что при употреблении этих понятий возникает путаница, служит постоянный спор под лозунгом «Кто виноват?». И на работе, и в личной жизни люди постоянно оглядываются на прошлое и медлят с улучшениями, поскольку пытаются доказать друг другу, что в той или иной ошибке была виновата противоположная сторона. В результате они забывают о цели и погрязают в конфликтах, которые не могут изменить прошлое. Конфликты на пути к цели — это часть любого процесса. Получается, что люди захлебываются в процессах, пренебрегая целью.

Ставить новые цели очень сложно. Одна из причин уже обсуждалась: во-первых, непонятно, какое количество ошибок повлечет за собой изменение существующего процесса. Во-вторых, сложно ответить на вопрос: когда именно нужно ставить цель?

«Метеоритный дождь» неожиданных событий не позволяет не только планировать, но и ставить реальные цели.

А чем больше времени отводится для достижения поставленной цели, тем меньше вероятность, что она окажется правильной. Как мы увидим в следующих главах, фактор времени всегда «деформирует» ясность принятых решений, поскольку с момента их принятия до момента их исполнения очень многое меняется.

Итак, когда наступает время поставить цель? В момент, когда раздражитель появляется три раза. Это тот же принцип, как и в случае изменения процесса: трижды возникающее неудобство должно вести или к созданию нового процесса или к постановке новой цели.

Как ставить цели

Выбор жизненных целей очень велик. Например, достижение высокого положения в обществе, материального достатка и т. д. В этом тоже есть железная логика, поскольку такие цели вполне конкретны, и родитель, ставящий их при воспитании своего ребенка, может ожидать, что, если у него в будущем будет нормальное социальное и материальное положение, он сможет сам определить, как сделать свою жизнь счастливой.

Мы хотим привлечь ваше внимание к основному достоинству первого предлагаемого принципа построения цели, гласящего, что жизненная (а не деловая) цель должна формулироваться двумя, от силы тремя словами. Если их больше, возникает конфликт внутри цели, т. е. она превращается из руководства к действию в философское изречение. Например, если в формулировке цели есть прилагательные, временные рамки или другие ограничения, то возникает вопрос их измерения. Допустим, если выпускник учебного заведения ставит перед собой цель «найти работу», он, конечно, предполагает «найти хорошую работу» или «найти работу к моменту окончания колледжа». В процессе ее поиска само собой найдется нужное прилагательное, и слово «хорошая» может быть заменено другими определениями: «почетная», «высокооплачиваемая» или «перспективная». Иными словами, сразу прилагательное определить сложно.

Зачем же сужать поиск путем изначального жесткого определения, ведь жизнь так непредсказуема? Нам нужно, чтобы цель сузила жизненный поиск, а не свела его к конкретной точке. Это и есть главная задача цели, которая вас стимулирует, но не иссушает. С этой точки зрения задача получить хорошее образование, которую вы раньше определяли как самостоятельную, становится лишь одним из средств получения работы, а не альтернативной основной целью. И все остальные возможные мечты и задачи тоже становятся вспомогательными. Если они помогают осуществлению основной цели — отлично. Но теперь вы с лучшим настроем пойдете на экзамен, рискуя получить более низкую оценку, так как образование для вас вторично. А в другой ситуации, может быть, в отпуск поедете на неделю позже, чтобы поискать работу...

Два слова, четко формулирующие основную цель, — словно магнит, вокруг которого, как металлическая стружка, собираются в определенном порядке все другие возможные цели.

Эти два слова — как сито, через которое просеиваются все другие желания; как эталон веса, который помогает сбрасывать лишние килограммы.

При этом сохраняются гибкость и возможность подстроиться под жизненные обстоятельства. Вы не будете бояться делать ошибки и иссушать себя постоянным стремлением улучшить будущую, а не настоящую жизнь.

Жизненную цель, действительно созвучную собственным возможностям и среде, удается поставить перед собой очень редко, может быть, раз в несколько лет, У детей в начале жизни проблема установления целей не стоит. Им нужно пройти несколько стандартных стадий. Чем они старше, чем яснее проявляются их характер и интересы, тем более насущным становится вопрос установления целей.

Итак, нужно фокусировать жизнь, но нельзя делать ее негибкой, иначе она станет излишне строго регулируемой. Можно соблюдать только один из принципов построения цели: «два-три слова», и жизнь, точнее, будущее станет менее запутанным, но не менее интересным.

Концентрироваться на результатах, а не на процессах

Как правило, люди делятся на две группы: большинство концентрируется на процессах, меньшинство — на результатах. Одно без другого невозможно. Но тем не менее! Заметили ли вы, что, когда человек проваливает какое-то дело, он потом долго рассказывает, как правильно построил процессы: анализировал, звонил, ждал. Иными словами, приводит кучу факторов, порой самых невероятных, но в основном относящихся к процессу. Этот пример демонстрирует, во-первых, что те, кто фокусируется на процессе, часто забывают, что это лишь средство; а во-вторых, что увлечение процессом создает огромное поле для самооправдания. А как только появляется такая возможность, человек перестает быть существом, рвущимся во что бы то ни стало победить.

Вы чувствуете, что внутренне по-разному реагируете на фразы «Я должен достичь цель» и «Я должен предусмотреть все заранее, сделать все правильно, потратить минимум средств, чтобы достичь цель»? От первого предложения веет холодом решимости, а во втором вы уже закладываете несколько возможных причин поражения.

Желание заранее все знать основано на том, что мы хотим застраховаться от непредвиденных ситуаций. Это желание всегда будет затягивать вас в длительный процесс перепроверки и в пучину долгосрочных планов. Это будет происходить, несмотря на ваше понимание, что среднесрочные планы — более реалистичные.

Врожденное желание избежать ошибки (отклонение из-за сожаления об ошибках мы рассмотрим позже) заставит вас концентрироваться на мелочах, которые вы будете бояться упустить, чтобы потом не сожалеть о мелких оплошностях.

Рассмотрите в совокупности эти три фактора, относящиеся к процессу (желание оправдаться, заранее все знать и избежать ошибки). Вы согласны, что за ними очень просто потерять из виду цель? А как только это происходит, и в семьях, и в организациях начинаются склоки, потому что нет цели, которая сплачивает; потому что нет цели, которая контролирует жизнь; потому что нет цели, которая стимулирует самосознание каждого.

Инструменты

Для того чтобы процесс не вышел из-под контроля, нужна самодисциплина. Одним из основных компонентов для ее построения служит постоянное напоминание о цели. Многое относящееся к самодисциплине звучит как скучная нотация, но рекомендация «всегда помнить о цели» очень проста.

Чтобы усилить ее эффект, не забывайте принцип: всегда доводить любое дело до конца. Помните, что если вы сорветесь и не достигнете цели, то тем самым уменьшите свой «эмоциональный капитал». Точнее, уйдут «деньги» с «банковского счета» вашей уверенности в себе, поскольку каждая неисполненная цель оставляет чувство страха, вызванного мыслями о неспособности контролировать собственную судьбу. Таким образом, страх навредить своей уверенности — еще один инструмент в борьбе за успешные жизненные процессы.

Методики, созданные профессионалами и описанные в книгах, — тоже серьезное подспорье. Но не воспринимайте каждую новую теорию как панацею. Помните, что вам нужно подстраивать ее под себя. Позже мы будем говорить о генералах, которые проигрывали сражения, потому что излишне полагались на неизученную, хотя и перспективную технику, иначе говоря, не подстраивали новшество под себя.

Помните, что самый быстрый способ добиться успеха — не делать ошибок. «Тише едешь, дальше будешь» — эта пословица не раз избавит вас от нелегкой работы «по вытягиванию бегемотов из болота».

Последовательность действий очень важна. Но один из самых ценных инструментов для того, чтобы процессы работали, — это гибкость. Гибкость в осуществлении планов не означает, что они непоследовательные. Известный специалист по проблемам руководства, семьи и межличностных отношений С. Кови в одной из своих книг рассказывает, как он приучал сына убирать дворик. По сравнению с начальным моментом, когда ребенок вообще не хотел этого делать, было бы прогрессом, если бы сын начал убирать, выполняя указания отца. Вместо этого Кови пошел дальше: он согласился слушать команды сына, который и принимал решения, и учился чувствовать ответственность за свой участок работы. Кови был последователен в осуществлении цели «ребенок убирает сад», хотя изначально не ожидал, что ему придется выполнять указания ребенка!

Вернемся к уборке двора. Отец мог приучить сына делать эту работу под своим руководством, а мог полностью делегировать ему задачу. Если бы не получилось второе, удалось бы первое. Прогресс во внедрении нового процесса был бы достигнут, а отец и сын удовлетворены в обоих случаях. Но важно и другое: наличие альтернативного варианта осуществления цели дало отцу возможность выбрать один из путей ее достижения с учетом не только реакции ребенка, но и собственной. Ведь он мог начать раздражаться и сделать все сам или давать ребенку указания. Вместо этого Кови смог удержаться на первой цели. Достичь этого было непросто, если вспомнить, что при этом ребенок не чувствовал не только насилия со стороны родителя, но и своего неумения. Эта победа укрепила его веру в себя и в свои возможности в будущем решать более сложные задачи. Но в основе этой победы была гибкость, проявленная его отцом.

Говоря об инструментах, следует предостеречь от максимализма и в этом вопросе. Плохие инструменты — это очевидная проблема, но лучше воспользоваться хоть какими-то приспособлениями, чем вбивать гвозди руками. Иными словами, лучше делать что-то и быть готовым исправлять свои ошибки, чем не пробовать решать проблему, потому что отсутствует идеальное решение или инструмент.

Система мотивации

Конечно, для достижения любой цели одним из основных инструментов служит правильная система мотивации. В началь ной школе я не очень любил читать, зато с удовольствием коллекционировал марки. Помню, когда мне было лет десять, мы уехали на лето в Прибалтику. Я взял с собой огромный список рекомендованной литературы, который нам обычно давали в школе. Мама долго пробовала уговорить меня взять в библиотеке книжку и хоть что-то почитать, но у нее это плохо получалось. Однажды она заметила, как я разглядывал марки в киоске «Союзпечати» (еще помните такие?}, и предложила мне «прейскурант»: столько-то марок таких-то стран за такое-то количество прочитанных страниц. К концу лета я скупил все, что было в киоске, и постепенно полюбил чтение.

При решении вопроса о материальных стимулах для детей, как, впрочем, и подчиненных, всегда сталкиваешься с дилеммой, потому что такие стимулы вызывают опасение. К сожалению, эффективных методов мотивации не так уж много. Главный принцип: не переборщить. Воспитание в конечном счете — это постоянная «продажа» ваших идей ребенку. Вот вы и используете «скидки», «распродажи», «дополнительные порции» и т.д.

С этой точки зрения интересен подход, рекомендуемый Кови. Он называет его «выиграл/выиграл». Это договор, где каждая сторона выигрывает, и это ясно каждой стороне. Моя мама, предложив мне «сделку», уже не должна была тратить время на уговоры, а я научился читать. Кови проявил терпение в эпизоде с уборкой двора, а в результате сын стал самостоятельно делать нечто, что в другом случае требовало бы постоянного вмешательства отца.

Мой товарищ «сурово» наказывал сына, заставляя его заниматься тем, к чему он и так уже был склонен, но на более высоком уровне. Например, сын любил бегать, и товарищ наказал его, заставив пробежать дистанцию в два раза длиннее обычной. Причем отправился бежать вместе с сыном. В другой раз он заставил его прыгать несколько минут по лестнице. Можно было опасаться, что и такой метод приведет к негативным результатам, но в этом случае спустя два года сын вспоминал о наказаниях с большой гордостью: отец помог ему достичь новых высот. Это еще один пример на тему «выиграл/выиграл», где каждая сторона выигрывает, и это ясно каждой стороне.

Если убедительных аргументов не хватает, на помощь приходит форма (образ «палитры»). Слова, выражающие несогласие, но произнесенные в мягкой форме, часто более убедительны, чем сами аргументы. Один из моих начальников, палестинец по происхождению, умудрялся, «вызывая на ковер», делать все выговоры в восточной манере, не переставая улыбаться. Такой мягкий стиль общения помогал: люди быстрее признавали свои ошибки, не теряя при этом чувства собственного достоинства.

Конечно, можно прибегать и к жестким мерам, но оглянитесь вокруг; как говорится, «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». В общем и целом, строгость и негибкость порождают компенсационные механизмы. Например, склонность населения СССР жить по принципу «авось» компартия пыталась скорректировать введением планирования. Нищету, порожденную бездарным управлением, начали корректировать растаскиванием. Помните лозунги «несунов»: «Тащи с работы каждый гвоздь. Ты здесь хозяин, а не гость», «Все вокруг колхозное, все вокруг мое»?

То же самое верно и в отношении детей: неправильно сбалансированный процесс будет выправляться не за счет ваших сознательных действий, а за счет детских компенсационных механизмов.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.