Ольга Соломатина, «Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения» — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014
«Не знаю, претендуете ли вы на то, чтобы войти в историю мировой литературы, возможно, нет. Однако с ясным изложением информации в виде текста может справиться каждый. В сочинении текстов существуют простые правила — такие же элементарные, как таблица умножения, без которой и высшая математика невозможна» (От автора).
Книга для всех, кто пишет тексты: большие и маленькие, для себя или для работы, посты в корпоративном блоге и аналитические статьи. Для журналистов, специалистов по SMM и PR, публицистов и прозаиков.
Социальные сети. Ваше собственное СМИ
По мнению американских политтехнологов, победой на президентских выборах 2008 года Барак Обама обязан прежде всего собственной смелости. Среди прочего, он рискнул говорить с избирателями через социальные сети. Первым из американских, а наверное, и мировых политиков такого масштаба.
Персональные страницы Обамы появились на MySpace, Facebook, LinkedIn, Black Planet, Eons, AsianAve, Flickr, Digg, Eventfull, FaithBase, GLEE, MiGente, My Batanga, DNC PartyBuilder. На YouTube выкладывали ролики.
Избирателям казалось, что кампания идет повсеместно, хотя информация распространялась только через пятнадцать самых популярных американских социальных сетей. Через них удавалось достучаться до самой разнообразной аудитории. По сути, работа предвыборного штаба строилась по принципу работы коммивояжеров в масштабах государства.
Основным каналом поступления информации о кандидате и предвыборной гонке в социальные сети стал сайт myBarackObama.com. Его тут же прозвали «Майбо». Сайт во многом напоминал интерфейс сети Facebook. Пользователи интернета, поддерживающие Обаму, могли создавать на сайте группы, общаться, проводить предвыборные мероприятия или узнавать о местах их проведения. Сами же пользователи ресурса выкладывали собственные ролики, фотографии и другие материалы в поддержку Барака.
Цель работы сайта, которой соответствовали и дизайн, и организация интернет-пространства, заключалась в том, чтобы помогать людям объединиться и упростить им возможность выразить поддержку кандидату в президенты.
Виртуальные сторонники Барака Обамы из добровольцев, распространяющих информацию о кандидате в социальных сетях, быстро переквалифицировались в организаторов реальных мероприятий.
Эксперты считают, что создатели «Майбо» учитывали стереотипы поведения людей: вовлеченность становится приверженностью, предоставленная возможность открывает путь к действию. Пользователи интернета почувствовали свою социальную значимость. Предвыборная кампания превратилась в движение, ставшее доступным каждому с помощью социальных сетей, которыми его участники и так пользовались ежедневно. Оказалось, влиться в политическую жизнь так же легко, как открыть окошко браузера и сделать учетную запись в социальной сети.
Бараку Обаме удалось добиться от своих сторонников того, что так ценил в покупателях Стив Джобс, — они стали проповедниками его идей. Волонтеры работали неутомимо и совершенно бесплатно. Как настоящие проповедники.
На чем же строился успех кампании?
Предвыборный штаб относился к кандидату в президенты как к бренду. Чтобы бренд полюбился многим, его внутреннее содержание должно быть близко большой части аудитории. Бренд — это репутация, основанная на многочисленных воспоминаниях и эмоциях.
Большинство из нас убеждают других, используя только логику. Однако чувства влияют на решения так же сильно, как здравый смысл, а может быть, и гораздо больше. Эмоции можно вызвать с помощью историй.
В марте 2007 года в команду Обамы пришел писатель и режиссер-документалист Сэм Грэм-Фелсен. Он должен был рассказывать истории и вести блог в рамках предвыборной кампании.
Прежде чем засесть за писанину, Сэм много встречался со сторонниками Барака Обамы. Режиссер слушал, о чем они мечтают и чего ждут от кандидата в президенты. В итоге многие из услышанных Сэмом рассказов были использованы им в самой разной форме — от электронных писем до видеоматериалов.
В результате команде Обамы удалось собрать через социальные сети пять миллионов сторонников. Они разослали миллиард электронных писем и текстовых сообщений (было набрано целых три миллиона постоянных подписчиков, которым высылали эсэмэски).
В день выборов через Twitter сторонники Обамы рассылали бесплатные номера телефонов и информацию о ближайших участках для голосования или работе для волонтеров. На сайтах в тех штатах, где конкуренция между кандидатами была особенно высока, пользователям рассылали адреса пяти их соседей и просьбу постучаться к ним или позвонить по телефону и пригласить на выборы.
Обычно в ходе выборов кандидаты устраивают ужин с людьми, которые внесли наибольшие суммы в поддержку предвыборной кампании. Обама же ужинал с добровольцами, которые внесли не крупные денежные взносы, а наиболее мощный вклад в агитацию. Эта встреча транслировалась в прямом эфире. Естественно, через социальные сети, а не телевизионные каналы.
Возможно, вы спросите, какое отношение предвыборная кампания далекого американского президента имеет ко мне и к моим постам в социальных сетях? Моим экспертным колонкам в СМИ? Если вы используете прессу и социальные сети для работы, то поймете — самое прямое. Чтобы стать экспертом в своей области, достигать своих целей с помощью медиа и в итоге получить деньги и власть, мало просто хорошо писать. Нужно уметь построить стратегию продвижения себя, своих услуг, товаров или бренда.
Многие компании путают социальные сети с мегафоном, в то время как их скорее можно сравнить с многоканальным телефоном. Это ваше собственное средство массовой информации.
Ваша политика в социальных сетях
Журнал или газета не могут существовать без редакционной политики и планирования. Ими вам предстоит заняться, прежде чем вы начнете сочинять и публиковать авторские материалы и посты.
Если сформулировать четыре принципа успешной кампании Барака Обамы в социальных сетях, то звучать они будут так:
- Рассказывайте истории, которые вызывают чувства.
- Сочувствуйте. Проникнитесь тем, что волнует вашу аудиторию. Какое отношение это имеет к вашей кампании?
- Будьте искренни. Ваши эмоции заразительны, и аудитория легче проникнется вашими идеями.
- Распространяйте информацию через разные медиаресурсы.
Писать для социальных сетей следует по тем же правилам, по которым пишут экспертные или авторские колонки.
- В колонке должна быть одна мысль; если их две, пусть это будут две отдельные колонки.
- Эта мысль должна быть настолько проста, чтобы ее можно было сформулировать в одном предложении.
- Эта мысль может быть по-хорошему провокационной, если окажется спорной, острой, не за мир во всем мире — лучше всего.
- Эта мысль должна иллюстрироваться какими-то жизненными примерами.
- Из этой мысли должны следовать выводы, полезные на деле.
Начало и финал
Первое предложение или заголовок авторской колонки важны, как ничто иное. От выбранных вами слов зависит, захочет ли читатель тратить время на чтение ваших текстов, сможете ли вы убедить его приблизить вас к достижению цели. В то же время недопустимо жертвовать здравым смыслом в угоду хлесткости. Заголовок «Президент погиб» недопустим, если речь в заметке идет о президенте Анголы.
Созданию эффектных финалов можно поучиться у телевизионщиков.
Задумывались ли вы о популярности сериалов? Обратите внимание, когда будете смотреть новые серии: самое интересное происходит обычно в конце. Зрителей «подвешивают на крючок» любопытства. Незавершенность истории заставляет включать телевизор снова и снова.
О чем ваш сериал? Помните ли вы при написании своего сценария, что лучшие книги — те, в которых мы читаем свои мысли? Аудитория пойдет за вами, если ваши аргументы будут ей близки. Хорошо ли вы изучили своих клиентов и заказчиков?
Рабочая тетрадь
Упражнение №1
1) Придумайте новость для вашей страницы в социальной сети.
2) В заглавии кратко сформулируйте суть новости.
3) Придумайте заголовок, который привлекает внимание читателя.
- Соответствует ли заголовок смыслу заметки?
- Провокационна ли ваша идея?
4) Придумайте несколько аргументов, подтверждающих вашу мысль. Запишите их.
5) Напишите по абзацу для каждой мысли.
6) Пост готов.
Примите во внимание, что для социальных сетей (если только речь не идет о ЖЖ — он огромен) допустим один большой пост в неделю. Остальные пишите гораздо короче.
Упражнение №2
1) Чтобы каждое утро не ломать голову над тем, что сегодня разместить на странице, удобно пользоваться ежемесячным календарем публикаций.
2) Составьте дневник публикаций для вашей страницы. Придумайте двадцать тем, на которые можете написать пост; разместив фотографию с подписью, сделайте опрос.
3) Если вы не смогли набросать сюжеты хотя бы примерно двадцати постов, подумайте, стоит ли заводить страницу?
4) Календарь публикаций составляется один раз в месяц. Это удобно делать во время совещания, в котором принимают участие представители максимального числа отделов компании.
Для чего нужно участие в совещании максимального числа коллег? Во-первых, для того, чтобы новости и идеи разных отделов (от колл-центра до продавцов) нашли путь на страницу, на которой компания общается с клиентами. Во-вторых, так достигается максимальное участие сотрудников в продвижении компании в социальных сетях. Высока вероятность, что после совместных совещаний новости о компании постят на своих страницах не только пиарщики и маркетологи, но и их коллеги из других отделов.
5) Запишите, какие отделы компании, или какие сотрудники могут быть вам полезны при составлении дневника публикаций.
В календарь публикаций входят: новости компании, информация о рынке, информация о сотрудниках компании, о проектах компании, любопытные факты на близкую тему. Информация подается в виде текстов, фото, рисунков, видео. Не злоупотребляйте инфографикой. Часто смысла в ней меньше, чем в статистических данных.
Упражнение №3
1) Подавая информацию, следует использовать журналистские приемы. Так, например, не будем представлять пост «сотрудник нашей компании ФИО высказался на такую-то тему». Будем брать самую броскую, цепляющую цитату из текста, цитировать ее и добавлять: «уверен ИФ, должность» или «считает ИФ, должность».
2) Для единообразия в подаче информации необходимо составить правила отбора новостей для аккаунтов в социальных сетях. То есть раз и навсегда решить, какую информацию мы публикуем по мере появления, а о чем не пишем никогда. Договориться, что все фотографии подписываются, а к видео, помимо подписей, прилагается еще и краткое описание.
О чем вы никогда не будете писать на странице в социальных сетях?
1) Если вы сами будете вести свои страницы, помните: модератор аккаунтов должен быть вежлив в любом случае. Подготовьтесь к тому, что ваши читатели будут часто переходить на личности и вымещать на администраторе недовольство компанией или продуктами. Так происходит из-за психологической незрелости оппонентов, а не потому, что админ действительно плох. Пусть с модератором поделятся опытом сотрудники колл-центра.
2) Если вы ведете корпоративную страницу, избегайте разговоров о политике, религии и оценочных суждений.
3) Вспомните какой-нибудь недавний пост, который вызвал у вас раздражение. О чем там шла речь?
Фото: pixabay.com