Ольга Лукина, «Бизнес и/или свобода. Десять тысяч заповедей лидера» - М.; «Магистр», 2012
На страницах этой книги автор рассказывает о своей работе с людьми, которых принято называть лидерами. Под словом «лидер» она подразумевает не просто людей, добившихся успеха, обладающих властью или состоянием, а личностей, которых природа наделила мощной жизненной силой, используя которую, они способны влиять на других людей и ход событий. Все лидеры подразделяются на пять типов: созидающий, бунтующий, деструктивный, предавший себя и невольник. В этой публикации речь пойдет о последнем типе лидера – лидера поневоле.Лидер поневоле
Пятый тип — это люди, которые заставили себя быть лидерами, не имея к этому склонности от природы. Речь пойдет о людях, имевших другие одаренности, но не имевших разрешения принять себя такими, какие есть. Несмотря на отсутствие лидерского дара, эти люди тоже герои нашей книги. Они взяли на себя функции лидера под давлением обстоятельств.
Некоторые из них начали заниматься предпринимательством в 90‑е, потому что посчитали это единственной возможностью выжить и заработать денег. Но, не справившись с этой задачей, они пережили нерезультативность в бизнесе как фиаско всей жизни и так и не поняли, что выстраивать и развивать нечто новое, вести за собой людей, нести ответственность за свою предприимчивость — это способности, которыми наделены не все.
Эти «невольники» не поняли, что не справились с ролью лидера не потому, что являлись плохими, а потому, что являлись другими. И их успех был не здесь.
Другая часть этих людей, начав заниматься предпринимательством, бизнесом, выполнили свою задачу, которая состояла в том, чтобы пережить тяжелый период 90‑х годов. Они заработали деньги, пережили этот кризисный период. Когда все мы были незащищены и растеряны. А что дальше? Они увлеклись, продолжая делать то, что было актуально для периода выживания, но что стоило неоправданно дорого для них теперь.
Они незаметно теряли себя.
На кого-то из них с детства давили, хотели его видеть только лидером. Как правило, это относилось к успешным и реализованным родителям, которые не могли мириться с тем, что природа одарила их ребенка чем-то иным.
Таким людям с детства выдвигалось непреложное условие: мы тебя примем, ты будешь для нас хорошим, мы будем тебя любить, если ты будешь яркий, ты будешь первый; такой, как я.
Тогда и начиналась драма длиною в жизнь.
Если люди, которые подавили свое лидерство, все равно чувствуют в себе эту мощную энергию, и пусть не в том, в чем хотели, и не так, как хотели, но состоялись. Благодаря этой силе. Состоялись хотя бы в том, что им было «позволено».
Тяжелее приходится людям, у которых нет такой мощной жизненной силы. Они от этого не хуже и не лучше. Они просто другие.
И, возможно, природа одарила их совсем другой миссией. Например, проводить какие-то кропотливые глубокие научные исследования. Кто-то получает глубинное удовольствие, переводя Шекспира. Кто-то хочет быть хирургом. А кто-то просто видит свою миссию в том, чтобы любить и поддерживать, создавать тыл членам своей семьи.
Разве это плохо? Но парадокс заключается в том, что с точки зрения того окружения, в котором формировались эти люди, это настоящее «преступление».
Наказание за это преступление — разочарование окружающих.
А иногда даже эмоциональное отвержение.
Вспоминаются лица моих клиентов, тот блеск в глазах, который появлялся, когда нам удавалось раскопать их потаенную мечту, которая позволила бы им реализоваться в жизни.
С каким же напряжением они несли свое лидерство! Один из клиентов дал потрясающий образ: «Я чувствую себя закованным в шкуру бронтозавра и смотрю на мир через маленькие щелочки в его глазах. Я иду по земле, и за мной идет много-много людей. Мы просто куда-то идем вместе. Я им нужен. Мне ужасно неудобно, тяжело двигаться в этой шкуре. Но я ничего не могу поменять. Я не могу их бросить».
В этой метафоре человек отразил всю гамму своих переживаний. Он передал мне глубину своей несвободы. Передал мне ощущения враждебности и угрозы, которые несет ему мир, от которых надо защищаться броней.
Свое пионерство он воспринимает как тяжкий и бессмысленный крест. Он также передал мне свою безнадежность что-либо поменять.
Единственное, на чем он сконцентрирован в этой ситуации, — это на том, чтобы выжить в этой броне. И идея, которая его утешает, — это идея о том, что он нужен своим последователям. Если он уйдет, с ними может что-то случиться.
Такое самоотречение и связанная с этим боль просто не могут не вызывать сочувствия. А ведь первоначально речь шла о талантливом физике, ученом, который подавал надежды, но под давлением родителя перенял эстафету, встал у руля огромного и совершенно чуждого ему бизнеса.
Он не чувствовал никакого азарта, никакого желания что-то привнести в жизнь посредством своей деятельности. Никакого желания осваивать новые направления. То, что обычно чувствуют природные лидеры.
И таких образов в моей профессиональной памяти немало.
Переживания таких людей похожи на двухслойный пирог. Верхний слой — это бесконечная усталость и тяжесть. Более глубокий слой — это вина перед собой, гнев и боль.
Эти люди с детства получили запреты, прежде всего на то, чтобы быть собой. На свои чувства, радость. И, как это ни странно, запрет на успех. Имея все признаки успеха снаружи, они совершенно не ощущают его своим.
Работа с подобными людьми очень сложна. Потому, что им нужно бороться не со злом, а с тем, что в нашем социуме принято считать добродетелью. Им предстоит бороться за себя и освобождаться из семейных приказаний жертвовать собой ради идеи, ради дела, ради людей.
Эти люди обычно очень трудно и медленно приходят к осознанию того, что семья и семейное дело не умрут, если они перестанут ради них жить.
Напротив, у этого бизнеса, у людей, которые в этом бизнесе работают, появится новый шанс, новые возможности, если руководителем станет тот, кто от этого будет получать удовольствие и захочет двигаться вперед. А у «лидеров поневоле» откроется возможность снять с себя тяжкий и бессмысленный груз и выбрать то, в чем смысл его собственной жизни.
Фото: pixabay.com
Статья понравилась. Досадно, что её не прочтут педагоги начальных классов многих российских школ и многие мамы- папы. Знаете, чем отличается ПЕДАГОГ от учителя в том самом древнегреческом смысле? Так специфически назывался раб, преданный семье, который отводил ученика к учителям и возвращал его без потерь в семью... Тогда как толковать значимое слово ПЕДАГОГИКА - как наука о ЧЁМ?
Не согласна с автором в том её посыле, что, ''возможно, природа одарила их совсем другой миссией''. Природа, в лице представителей многих поколений со стороны мамы и папы, при участии детоприёмников в роддомах даёт способности от первых и возможности не стать инвалидом от рождения - от вторых. Статистика - она для каждой семьи своя, с семейным счастьем или бедой с заботами, но... Мы, родители, часто забываем о том, что ДАРИМ жизнь новому человеку, чаще всего бескорыстно. И, насладившись любовью к младенцу, переносим на него желания исполнить некие миссии, придуманные не им, новым Человеком, а старшими родственниками или воспитателями.
В Эрмитаже, в бывшем Ленинграде-городе однажды моя пятилетняя дочь сказала нам, её родителям: И на меня всё это упадает!'' Уверена, что в каждой семье с четырьмя - тремя детьми есть подобные истории удивления или протеста.
Лидер от рождения - это возможно, но редко. Лидеры, воспитанные мудрыми наставниками - это великие созидатели или разрушители, правители разных эпох и народов, многие из них были фаталистами, верили в свою Судьбу, путеводную Звезду. Некоторых лидеров создали гипнозом, Адольф Шикльгрубер в их числе. Некоторые участники ГКЧП, например, подвели итоги после ряда сеансов программирования. (Нейролингвистического, что ли?)
Тема лидерства - многогранна, точек зрения по теме больше, чем читателей. если мы рассуждаем о совести, смысле жизни, справедливости и её отсутствии, добре и зле и т.д.