Как создать бизнес в Черногории

Kak-sozdat-biznes-v-Chernog.jpgКонстантин Скорняков: «Как создать бизнес в Черногории: Руководство для русских предпринимателей»

Для кого предназначена эта книга?

Все очень просто. Она написана для людей, которые хотят вести бизнес в Черногории. Причины для этого могут быть разными…

Причина первая

Черногория понравилась вам настолько, что вы приобрели здесь недвижимость

Не важна предыстория, которая привела вас к этому шагу. Может, вы несколько раз приезжали в отпуск, влюбились в местные красоты, решили бывать здесь почаще и купили себе «дачу». Может, таким образом вы решили разместить капитал, может, готовите себе «запасной аэродром» на случай «смутных времен» на родине.

В любом случае, вместе с домом, квартирой или поселком вы приобрели статус владельца, который неминуемо будет притягивать ваше внимание к новым возможностям, которые вы обрели. Так или иначе, всерьез или мельком, вы будете думать о том, что в этой стране у вас есть место для жизни, и, может быть, чем черт не шутит... Возможно, переезд в Черногорию это краткосрочный план, а может, стратегический, но, даже если такого плана нет, в любом случае, собственная недвижимость – это магнит, который притягивает и заставляет оглядываться по сторонам. А может ли это место стать не только местом моего отдыха, но и местом моего постоянного проживания? А каковы здесь деловые возможности? И вообще, чем живет и дышит эта страна?

Причина вторая

Вы всерьез рассматриваете Черногорию как место постоянного жительства

Может быть, вы уже знаете, что представляет собой Черногория, и принимаете осознанное решение. Возможно, вы никогда здесь ранее не были, а только слышали о ней – через друзей, знакомых, из средств массовой информации. Люди, которые попадают в эту категорию, как правило, хотят найти более комфортную страну для проживания, нежели их родина. В таком случае вы собираете информацию, чтобы принять решение, попадает Черногория под ваши критерии или нет. И одним из ключевых факторов, на котором будет основываться ваше решение, является следующий: а найду ли я себе здесь занятие по душе и/или достойный источник дохода?

Даже если вы уже собрали капитал, который позволит вам безбедно существовать некоторое время или даже всю оставшуюся жизнь, вопрос «чем я буду там заниматься» обычно все-таки встает. Людям, которые постоянно привыкли создавать и созидать, в длительном, даже очень заслуженном, отпуске становится просто скучно.

Если же ваш доход в стране постоянного проживания непосредственно зависит от того, ходите ли вы на работу или нет, то вопрос с источником дохода на новом месте жительства становится ключевым.

Причина третья

Вы – инвестор, который ищет перспективные возможности для размещения капитала

Возможно, вы сами ищете новые проекты и не можете удержаться от мыслей о делах даже на отдыхе – таково устройство вашей личности. Может, кто-то предлагает вам разместить свои средства в конкретный бизнес в Черногории. В любом случае, вам как инвестору будет очень полезно знать нюансы устройства местной деловой среды, особенности менталитета потребителей, некоторые специфические черты участия государства в бизнесе и другую информацию, которая окажет вам как инвестору существенную услугу – поможет снизить риски.

Причина четвертая

У вас уже есть бизнес в Черногории

Если вы попали в эту категорию потенциальных читателей, то, по идее, вы должны быть ее писателем, а не читателем. Тем не менее, нередки случаи, когда ситуация с развитием бизнеса оставляет желать лучшего. Книга позволит обрести взгляд со стороны, который так важен для любого предпринимателя и, возможно, позволит найти более сильные решения для бизнеса, нежели те, которые вы уже применяете. Даже если вы всем довольны, то можете использовать книгу как развлечение, источник новых идей или квалифицированной помощи — кому что нужно.

Книга не преследует цели научить вас бизнес-планированию или каким-то специальным навыкам. Она снабдит информацией для размышлений и принятия решений, обратит внимание на специфичность условий для создания различного вида бизнесов на территории Черногории, расскажет о разнице (и схожести) менталитета русского и черногорского потребителей.

Модели принятия решений, которые ведут к краху, или Прошлый опыт как главный враг предпринимателя в новой среде

Пожалуй, самое неприятное, о чем, впрочем, приходится сказать в самом начале, что, организуя бизнес в новой среде, в первую очередь вы лишаетесь бесценного кладезя полезной информации, из которого можете черпать идеи и решения. Вы лишаетесь своего прошлого опыта. Нет, опыт как таковой никуда не денется, правда, ценность его падает до нуля и стремится в минус-бесконечность, потому как принятые на основе его бизнес-решения не просто не приносят успеха – они приносят убытки.

Черногория – это другая страна. Это не просто констатация географического факта. Эта страна имеет собственное, отличное от российского, законодательство, другую экономическую систему, особую ресурсную базу, со своими собственными плюсами и минусами, и что, пожалуй, самое важное для бизнеса – иной менталитет потребителей.

Каким бы обширным и успешным ни был ваш предпринимательский и деловой опыт в своей стране – в силу этих кардинальных отличий в новых условиях он, скорее всего, поведет вас по ложному пути.

По нашему опыту, самая распространенная модельпринятия решения при открытии нового бизнеса в Черногории – это сравнение того, к чему мы привыкли в России, с теми реалиями, которые мы наблюдаем в новой стране. Если мы привыкли к наличию какого-то товара на полках наших магазинов и являемся его активными потребителями, и вдруг не обнаруживаем такого в Черногории – нам кажется, что мы нашли хорошую идею для бизнеса. Мы начинаем думать, что можно найти поставщиков и продавать этот товар в Черногории. То есть бизнес-идея формируется по принципу «если мне этого здесь не хватает, то не хватает и другим людям».

Приведем пример. Русский человек не представляет себе жаркое лето без кваса и его производных, например, окрошки. В Черногории кваса нет. Поэтому в 2009 году одна компания решила восполнить этот пробел и организовала поставку в Черногорию крупной партии кваса. В результате лишь несколько магазинов согласились взять его на реализацию, но даже там, где он был размещен – он не был распродан. И не то, чтобы черногорцам квас не нравился – нравился, когда они пили его, например, в гостях. Но с полок магазинов они предпочитали брать напитки, к которым привыкли. Для Черногории квас – это новый продукт, по отношению к которому надо было еще формировать спрос, что требует огромных вложений в маркетинг и рекламу. Авторы проекта оказались к этому не готовы, потому что думали, что затраты ограничатся лишь расходами на поставку, а квас раскупится «сам собой». В действительности, для кваса в Черногории существовала сформированная аудитория потребителей – наши соотечественники. Однако, хоть нас в Черногории и много, но все-таки не достаточно для того, чтобы претендовать на действительно весомый сектор потребителей. В случае со штучным товаром или эксклюзивной услугой этого количества могло бы быть достаточно для успешных продаж, но в случае с товаром массового потребления – к сожалению, нет. Так, с большими убытками для авторов и реализаторов провалилась идея, рожденная из модели принятия решений «если мне здесь не хватает этого продукта/услуги, то не хватает и другим». Это не единственная неудача, постигшая авторов бизнес-идей, сформированных на основе этой модели. Например, идею с «хорошим черным чаем» на нашей памяти пытались реализовать минимум раз пять.

Сделаем вывод. В родной среде — стране, городе, если вы испытываете дефицит какого-то товара или услуги, вы с большой долей вероятности можете судить о некой устойчивой и объемной группе потребителей. В Черногории же потребители своими вкусами, привычками и моделями поведения существенным, а иногда и коренным образом, отличаются от вас самих, ваших друзей и знакомых. Поведение русских (причислим сюда и выходцев из славянского сообщества стран СНГ) и черногорских потребителей разнится так же, как русский и сербский язык. Можно найти очень много отдельных похожих слов, но все же мы говорим на разных языках и без некоторого навыка, опыта и подготовки друг друга не понимаем.

Второй распространенной модельюформирования бизнес-идей является наблюдение за тем, потребителями каких продуктов и услуг были вы сами, когда посещали Черногорию или жили в ней. От первой она отличается тем, что здесь предприниматель не стремится восполнить нехватку чего-то очень классного. Наоборот, он видит сформированный спрос на определенные продукты/услуги, потому что сам стал их потребителем, хочет скопировать успешную модель и отхватить свою долу внутри этого спроса. Те, кто купил здесь квартиру или дом и взаимодействовал с агентствами недвижимости – задумываются над тем, чтобы открыть собственное дело. Те, кто брал в прокат автомобиль – думают об агентстве по прокату. Останавливались в гостинице – рассматриваете возможность покупки или строительства отеля. В данном случае действует принцип «если здесь я был потребителем продукта/услуги и наблюдал других потребителей, значит это прибыльная и перспективная ниша». Вы легко увидите, что количество созданных нашими соотечественниками агентств недвижимости и «прокатных» бюро просто не поддается исчислению.

Вообще сама по себе это очень сильная модель для принятия бизнес-решений, действительно, ниши со сформированным спросом это почти 100% вероятность попадания «в яблочко». Да, вы, конечно, не сможете рассчитывать на такую долю рынка и прибыль, какую имеют пионеры этого направления, но всегда сможете «отгрызть» ее кусочек у своих конкурентов, сделав что-то лучше и качественнее. Главное, что благодаря благоприятной рыночной ситуации — о чем свидетельствует большое количество игроков на рынке – вы не останетесь без клиентов совсем, чем, безусловно, рискуете, создавая бизнес из модели принятия решений номер один.

Есть только одна сложность, которая останавливает нас от того, чтобы рекомендовать вам эту модель формирования бизнес-идеи. В родной среде вы без труда выделите ключевые сигналы, по которым поймете, является ли бизнес, за которым вы наблюдаете (клиентом которого являетесь), успешным или нет, а главное почему.

Допустим, вы прогуливаетесь по улице и хотите купить, ну скажем, пирожок, направляетесь к павильонам с выпечкой, и видите, что только к одному из них стоит очередь, а в трех других продавцы скучают. Если вы находитесь в родной стране, где родились и выросли, то вы с очень большой долей вероятности определите, почему в этом ларьке торговля идет бойко, а в других — нет. Если же вы находитесь в малознакомой для вас социокультурной среде, то в своих выводах вы, скорее всего, ошибетесь. Вы сами «из другого теста» и просто так, на основе разума, интуиции и прошлого опыта, вам не понять, чем этот бурек лучше того, что за углом.

Еще один пример. Один сибирский предприниматель решил организовать в Черногории бизнес для своей супруги и остановился на покупке гостиницы. Выбрали подходящее здание в курортном месте на побережье. Уже на начальных этапах строительства выяснилось, что средства, которые должны быть потрачены на реконструкцию, в несколько раз превышают планируемые (к слову сказать, это достаточно распространенная в Черногории ситуация, но сейчас не об этом).

Самое главное в этой истории то, что эта гостиница никогда не сможет даже покрыть издержки на свое существование, не говоря уже о возврате инвестиций, как бы хорошо ни была проведена реконструкция здания и каким профессиональным ни был бы менеджмент.

Дело в том, что здание располагалось в месте, традиционном для так называемого бюджетного отдыха. Само по себе место не виновато — там неплохой берег, довольно развитая инфраструктура, бюджетным оно является скорее исторически, в силу организации транспортных потоков. И те традиционные группы туристов, которые туда каждый год приезжают, не только не останавливаются в гостиницах (предпочитая дешевые квартиры), а даже привозят с собой собственные продукты питания – чтобы не тратиться на продукты в период сезонного скачка цен.

А более состоятельные туристы, на которых и был рассчитан отель, исторически предпочитают совершенно другие места для отдыха. К тому времени, как владельцы бизнеса это поняли, в реконструкцию здания были уже вложены деньги, но продолжать реализацию замысла, значило было только умножать убытки. И по сей день этот объект не могут ни продать, ни найти ему применение.

В похожую ситуацию попадают и иностранцы в России. Год назад один американский предприниматель чуть было не организовал бизнес по поставке и установки дорогих охранных сигнализаций для офисов и магазинов. Он наблюдал, каким бешеным спросом они пользуются в нескольких курортных районах на берегу Черного моря. Рациональным обоснованием этого феномена, основанным на его прошлом опыте и ментальности американца, было понимание потребности владельцев бизнеса в охране помещений во время туристического сезона — то есть в период повышенной опасности. При этом он понимал, что может поставить и установить такое оборудование по гораздо более низкой цене, а значит переманить к себе большую часть клиентов. Чем не блестящая идея? В действительности же, областная администрация приняла закон о подготовке туристических объектов к сезону, включив в число обязательных требований оборудование объекта охранной сигнализацией. Естественно, необходимую сертификацию прошел только один производитель сигнализаций, и только конкретная фирма получила подряд на установку. Любой русский предприниматель почти сразу интуитивно поймет характер этого бизнеса, или ему будет достаточно задать несколько правильных вопросов, чтобы подтвердить свои ощущения — рынка в этой ситуации нет и быть не может, это дочерний бизнес государственной структуры. Возможно, здесь есть потенциал и для нашего героя — если он, допустим, предложит более выгодные условия чиновникам, но никакие владельцам туристических объектов, что он намеревался делать исходя из знаний и опыта, полученных в американском обществе.

Подведем итоги. Если по приезду в Черногорию вы пользовались каким-нибудь продуктом/услугой, или наблюдали спрос в конкретной нише, то это не означает, во-первых, что процветание бизнесу обеспечивает именно тот вид деятельности, который вы наблюдаете. На побережье полно убыточных отелей и ресторанов, которые финансируются владельцами из других источников. Во-вторых, если данная гостиница или агентство по прокату действительно процветает, то это далеко не всегда отражает рыночную ситуацию. В-третьих, даже если это свободный выбор потребителей, вы, скорее всего, не сможете понять причины этого и скопировать успех. Есть тысячи вещей, которые влияют на успешность бизнеса и которые вам не видны. Вернее не так. Скорее всего, ваши наблюдения будут точно отражать факты, но из-за отсутствия опыта существования в другой социокультурной среде, вы, скорее всего, сделаете из этих фактов неверные выводы и начнете строить свой бизнес из ложных предпосылок успешности.

Модель формирования бизнес-идеи номер три, которая завершает наш хит-парад, еще более распространена, чем две предыдущие модели, и хуже их обеих вместе взятых.

Генерируя бизнес-идею в рамках этой модели, предприниматели просто хотят открыть нечто подобное тому, чем они уже занимались на родине. Так, театральные режиссеры планируют открывать театры, веб-дизайнеры заниматься созданием сайтов, строители – строить. В таком случае мы руководствуемся принципом «проще всего заниматься в Черногории тем же, чем я занимался в России, ведь если там это пользовалось спросом, будет пользоваться и здесь».

Например, нам известно как минимум несколько попыток организации йога-клубов на территории Черногории. Ни одна из них не закончилась успешным результатом, так как сама идея не нашла никакого отклика у местных потребителей. Несмотря на то, что йога очень уважаемый вид физической активности, например, в России, некоторые черногорцы откровенно недоумевают, что мало того, что себя нужно сворачивать в «бараний рог» и выглядит это потешно и непрезентабельно, так еще и платить за это придется! Чувствуете разницу в менталитете?

Желание использовать личный опыт и знания в какой-то сфере совершенно понятно, ведь в сфере, где мы уже достигли результатов, мы чувствуем себя как «рыба в воде». Это дает более высокое чувство внутреннего комфорта на начальном этапе, но ставит вас в невыигрышную позицию как предпринимателя. То, что пользовалось успехом и было высоко оценено на родине, может оказаться совершенно незначимым и даже нелепым в другой стране.

Таким образом, наше богатство знаний и опыта, на основе которого можно генерировать блестящие решения на родине, в новой среде ведет нас по неверному пути. И, более того, закрывает от нас видение действительно перспективных направлений. Напротив, мы упрямо игнорируем их, так как на основе своего прошлого «отечественного» опыта считаем, что реализация идей в этих сферах слишком трудна, или рынок перенасыщен и слишком конкурентен. В России — да, но в Черногории — нет. На наших глазах отлично преуспела компания по разработке интернет-сайтов. В России эта сфера очень конкурентная, компании вытесняются с рынка фрилансерами, процветает демпинг. В Черногории же это относительно новый канал распространения информации, на организацию которого есть стабильный спрос и в котором оказалось достаточно места и для новых игроков.

Отличных результатов добился и бизнес по ввозу, продаже и установке солярных систем - коммуникаций, работающих на солнечных батареях. Вряд ли вы бы «выносили» эту идею, всю жизнь, прожив в промозглом Питере.

Задумай вы бизнес, в котором задействовано высокотехнологичное оборудование западного производства, то из-за сложностей таможенных процедур и сертификации в России вы несколько раз подумаете — стоит ли. В Черногории организовать это в несколько раз проще. Найти высококвалифицированный персонал в Черногории в разы сложнее, а содержать — проще. И таких «сложнее-проще» миллионы, и все они критическим образом влияют на принятие решения о том, какой бизнес открывать. И большинство из них недоступно иностранному предпринимателю, для которого Черногория — страна новая и малознакомая. Несколько поездок для отдыха, покупки квартиры и хозяйственной утвари, увы, не в счет.

Резюмируем. Как эмигрант постоянно сталкивается с тем, что ему надо «забыть» все, что он знает о людях и их поведении, так и бизнесмену в новой стране приходится признать, что его прошлый опыт – ничего не стоит. Основанные на нем идеи и решения не приживаются на новой почве и грозят предпринимателю только разочарованиями и убытками.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Дальше автору надо сказать, что и физические законы в Черногории не такие как в России.

Очевидно, автору неведомы такие понятия как маркетинг, аналитика, планирование и другие фундаментальные понятия экономики.

Похоже он просто демонстрирует экономическую невежественность своих знакомых российских ''бизнесменов''. И предлагает забыть весь ''свой'' опыт. Такой совковый опыт ведения бизнеса и правда лучше забыть. И не только в Черногории, а и в России такой опыт в настоящее время принесет больше вреда чем пользы.

Не имеет смысла вдаваться в ненужную полемику об особенностях менталитета Черногории. Так Словения, к примеру, также будет иметь свои словенские ''фишки''. Проблема, которую невольно поднимает автор в другом.

В России легкие нефтяные и газовые деньги привели к появлению таких вот ''инвесторов''. Если бы деньги, которые автор вложил в недвижимость Черногории, или намерен вообще куда-нибудь вложить были заработаны тяжелым трудом через создание собственного бизнеса, то я уверен ни одной ошибки из перечисленных такой бизнесмен бы не совершил. Построение собственного бизнеса в нормальной конкурентной среде дает такую школу жизни и профессиональные знания, которые не каждый сможет получить в нашей Высшей Школе Экономики. В России такой среды нет, экономические отношения были искорежены 70 годами варварского коммунистического ига, рынок услуг и товаров был перекошен во всех мыслимых аспектах. И в такую страну ''залили'' 2 триллиона сырьевых рублей. Чему тут удивляться?

Один содержательный аргумент - Макдональдс. Уж на что казалось бы чисто американская еда! Ан нет, умные люди создали из этой компании глобальную транснациональную корпорацию, которая продает свою, заметьте стандартную продукцию, от Исландии до Австралии. Это вообще классический пример как бизнес стандарты, маркетинг и правильный менеджмент приводят к мировому успеху.

Кстати, в Черногории Макдональдс тоже успешен.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Деньги во всем мире работают одинаково! :)

Редактор, Москва
Комментарии участников нашей группы в Facebook Liana Antanovich · CEO в Copernici Consulting Group Верно-то как... 10 ч. назад Alexander Kucheruk · КИИГА Верно по отношению к любой другой стране 6 ч. назад Олег Чуткин · МГИМО МИД РФ Согласен с предыдущим оратором :) 6 ч. назад Ирина Тлюстен · ММА им. И.М.Сеченова Бесценный источник знаний для людей, любящих Черногорию и желающих жить и работать в этой стране с максимальным удовольствием. 3 ч. назад Oleg Lebedev И не делайте, плз эти ''руссо''-рестораны с тупыми официантами, рашен сервисом и жадными порциями :)). А если по теме, то не надо забывать, что Черногория очень маленькая страна и во всех сферах деятельности процветает кумовство. Это высшая форма коррупции. около часа назад Наталья Кобелева · МГУК Алексей, спасибо за ссылку, это именно то что мне нужно в данный момент! Хвала!!! около часа назад Вадим Цехановский · Работает в CDMA Ukraine Зачем далеко ходить? Взять например Украину, особенно в начале 2000-х очень многие российский компании ориентированные на В2С которые приходили в Украину рассматривая ее как еще один регион России мягко говоря не достигали озвученных целей в борьбе за местного потребителя. 8 мин. назад
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.