Пять вопросов, меняющих жизнь к лучшему

Питер Ф. Друкер, Джим Коллинз, Филип Котлер, Джеймс Кузес, Джудит Родин, В. Кастури Ранган, Франсес Хессельбейн «Пять важнейших вопросов о вашей организации», – М.: Юрайт, 2009

Самый важный аспект инструмента самооценки –
это вопросы, которые он ставит перед нами.
Ответы важны, они необходимы,
потому что вам нужно действовать.
Но гораздо важнее задать эти вопросы.

Питер Ф. Друкер

Вопрос 1: в чем наша миссия?

Размышляя над комплексным вопросом «В чем наша миссия?», примите во внимание дополнительные вопросы, которые могут помочь вам найти искомые ответы.

Чего мы хотим достичь?

  • Как в настоящее время организация понимает свою миссию?
  • В чем смысл существования организации?
  • Почему вы занимаетесь именно этим делом?
  • Чем, в конечном итоге, вы хотите запомниться?

Какие насущные вопросы и проблемы стоят перед организацией, какие открываются возможности?

  • Какие сложности возникают перед организацией? Может быть, это вопросы, связанные с демографической ситуацией, новыми законами и постановлениями, развитием технологий, конкуренцией?
  • Какие особенные возможности открываются перед организацией? Предложения партнерства и сотрудничества, появление передовых методов работы или новых подходов, возникновение новых социальных или культурных тенденций?
  • Какие важные проблемы приходится решать организации? Может быть, это кадровые проблемы, проблемы, касающиеся взаимоотношений с местным населением или доли компании на рынке, роста стоимости услуг или изменений каналов дистрибуции?

Нужно ли пересмотреть нашу миссию?

  • Есть ли необходимость менять формулировку миссии? Да или нет, и почему?
  • Какие положения миссии, если бы возникла такая необходимость, вы бы переписали или коренным образом изменили?
  • В чем заключались бы основные преимущества новой миссии? Почему вы так считаете?
  • С какими проблемами вы, вероятно, столкнулись бы в случае утверждения новой миссии? Наряду с кем? Почему? Какие шаги следовало бы предпринять, чтобы осуществить эти изменения?

Вопрос 2: кто наш потребитель?

Отвечая на вопрос: «Кто наш потребитель?», рассмотрите ряд дополнительных вопросов, которые могут помочь вам найти ответы, которые вы ищете.

Кто наш потребитель?

  • Составьте список тех, кто пользуется услугами или продукцией организации, В случае некоммерческого учреждения выделите в этом списке первичного потребителя — людей, чья жизнь изменилась благодаря деятельности организации. Если компания коммерческая, выделите в списке тех, кто является первичным потребителем сейчас, и определите, может и будет ли этот потребитель удовлетворять организацию в будущем, с учетом демографической ситуации и других факторов. Что касается государственных организаций, то в этом случае первичный потребитель, как правило, определяется законодательством или решением правительства.
  • Составьте список вторичных потребителей, желания которых должны быть удовлетворены: добровольцы, участники, партнеры, спонсоры, учредители, сотрудники и т.д., как внутри, так и за пределами организации.
  • Что ценного мы предоставляем каждому из этих потребителей?
  • Наш потенциал, наши знания и ресурсы сопоставимы с запросами этих потребителей? Если да, то в какой мере? Если нет, то почему?

Изменились ли наши потребители?

Если потребители изменились, то в чем именно?
Подумайте об этом со следующих точек зрения:

  • демографические характеристики (возраст, пол, раса, этническая принадлежность);
  • базовые потребности (воспитание, кров, повседневная забота и т.д.);
  • количество (увеличение, уменьшение);
  • физическое и психологическое состояние (например, наркотическая зависимость, проблемная семья);
  • другие аспекты (например, место проживания, место работы).
  • Каковы последствия этих изменений для вашей организации?

Следует ли нам изменить состав потребителей?

  • Должна ли наша организация обслуживать другие группы потребителей, и если да, то какие? Почему?
  • Чем может быть им полезна наша организация?
  • Следует ли нам отказаться от обслуживания каких-либо существующих групп потребителей, и если да, то каких?
  • Почему? Может быть, изменились их потребности? Наши ресурсы слишком ограничены? Другие организации более эффективны? Их потребности не соответствуют миссии нашей организации или уровню ее компетенции?

Вопрос 3: что ценит потребитель?

Работая над комплексным вопросом: «Что ценит потребитель?», примите во внимание ряд дополнительных вопросов, которые могут помочь вам найти искомые ответы.

Что ценит наш потребитель?

  • Размышляя о ценности, подумайте, что делает организация для удовлетворения той или иной конкретной потребности первичных потребителей или какие уникальные, недоступные в других местах преимущества она им предлагает. Опишите вкратце, какие ценности создает организация для каждой группы первичных потребителей.
  • Размышляя о ценности, определите, что делает организация для удовлетворения характерных потребностей вторичных потребителей или какие уникальные, недоступные больше нигде преимущества она им предлагает. Опишите вкратце, какие ценности создает организация для каждой группы вторичных потребителей.
  • Каковы долгосрочные цели наших потребителей, и благодаря каким способностям и навыкам организация может помочь им достичь желаемого?
  • В какой мере нашей организации удается обеспечивать потребителей тем, что каждый из них считает ценностью?
  • Как знания о предпочтениях и ценностях потребителей влияют на принятие решений в тех сферах, которые перечислены ниже?

Товары или услуги.
Набор персонала.
Обучение.
Инновации.
Фонд развития.
Маркетинг.
Другое.

  • Какими средствами, как внутренними, так и внешними, вы можете воспользоваться, чтобы определить уровень удовлетворенности ваших потребителей? В частности, должны ли вы провести исследование лишь среди нынешних потребителей или также среди тех, кто больше не пользуется вашими услугами?
  • Что является ценностью для наших вторичных потребителей?
  • Если это дарители, то представляет ли для них ценность признание или ощущение того, что их вклад помогает решить проблемы общества?
  • Если это добровольцы, то жертвуют ли они своим временем потому, что хотят получить новые навыки, найти новых друзей или почувствовать, что помогают изменить к лучшему жизнь людей?
  • Если это родственники человека, относящегося к первичным потребителям, то знаем ли мы, каковы их ожидания в отношении этого члена семьи?
  • Если это дистрибьюторы или кто-то из наших поставщиков, то как их потребности и ограничения связаны с их миссией, прибыльностью и целями?

Вопрос 4: каковы наши результаты?

Размышляя над вопросом «Каковы наши результаты?», обдумайте ряд дополнительных вопросов, которые могут помочь вам найти нужные ответы.

Каково наше представление о результатах?

  • Ответив на первые три вопроса Друкера, касающиеся миссии, потребителей и ценности, считаете ли вы необходимым пересмотреть свое представление о результатах? Да или нет, и почему?
  • Что вы будете понимать под «результатами» в будущем?

В какой степени мы достигли этих результатов?

  • Учитывая ответы на вопросы предыдущего раздела, в какой степени наша организация достигла этих результатов?
  • Какие практические шаги или программы в основном способствовали (или мешали) достижению этих результатов?
  • Как вы будете оценивать результаты в будущем, количественно и качественно?

Насколько хорошо мы используем свои ресурсы?

  • Насколько эффективно наша организация использует человеческие ресурсы: добровольцев (волонтеров), совет, персонал и так далее? Что указывает на это? Как организация должна поступать?
  • Насколько эффективно наша организация использует финансовые ресурсы — деньги, недвижимость, инвестиции, пожертвования? Что указывает на это? Что следует делать организации? (41)
  • Насколько тщательно мы следим за ценностью и позиционированием своего бренда и обещанием бренда?
  • Каковы результаты усилий организации по привлечению спонсоров и сохранению отношений с ними? Почему?
  • Как организация определяет и разделяет результаты своей деятельности со спонсорами? Следует ли ей изменить свои методы? Да или нет, и почему?
  • Другие подобные организации более эффективны в использовании своих человеческих и финансовых ресурсов? Удается ли им привлечь больше спонсоров и лучше удовлетворять их потребности? Эффективнее ли их руководство? Если да, то почему? Чему мы можем у них научиться?

Вопрос 5: каков наш план?

Отвечая на комплексный вопрос: «Каков наш план?», подумайте над следующими дополнительными вопросами, которые могут помочь вам найти нужные ответы.

Чему мы научились и что можем предложить?

  • Перечислите важнейшие уроки и резюмируйте, к каким шагам они нас подводят.
  • Подумайте, какая информация может быть полезна не только для деятельности, находящейся в сфере вашей ответственности, но также для планирования дальнейшего направления и деятельности организации в целом.

На чем нам следует сосредоточить свои усилия?

  • Перечислите сферы, которые, по вашему мнению, должны стать центром внимания вашей группы или зоной вашей ответственности. Кратко сформулируйте свои мотивы и определите, насколько каждый из них соответствует миссии.
  • На основании полученных знаний перечислите те сферы, на которых, по-вашему, должна сосредоточиться организация. Приведите свои обоснования и отметьте, как они соответствует миссии.

Должны ли мы что-либо делать иначе?

  • Существуют ли программы, виды деятельности или запросы потребителей, которые организация должна включить в спектр внимания?
  • А от чего ей следует отказаться?
  • Стоит или нет обращаться к другим организациям за помощью в выполнении задач, которые мы не можем эффективно и успешно выполнить самостоятельно?
  • Почему мы не можем выполнить работу самостоятельно?

Каков наш план достижения организационных результатов?

  • Следуя каким целям, мы сможем достичь желаемых результатов?
  • Если говорить о некоммерческих организациях, какие цели (основные задачи) могут изменить к лучшему жизнь людей и помогут нам выполнять миссию?
  • Какие практические шаги, поддающиеся измерению, будут способствовать выполнению нашей задачи?
  • Какие потребуются ресурсы для достижения этих целей, выполнения задач и реализации практических шагов?
  • Каковы сроки выполнения работы?
  • Кто будет нести ответственность и отчитываться за достижение той или иной цели, выполнение той или иной задачи и реализацию того или иного действия?
  • Какие кадры необходимы для выполнения этого плана?
  • Как мы оценим и измерим результаты?

Каков мой план достижения результатов в русле деятельности моей группы или деятельности в сфере моей ответственности?

  • Составьте список действий, которые вы уполномочены предпринимать, а также список предложений, которые требуют одобрения членов совета и персонала.
  • Установите сроки одобрения и внедрения.
  • Определите, чья поддержка из числа персонала вам необходима.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты Высшей школы бизнеса ВШЭ презентовали проекты крупному бизнесу

Идеи, направленные на совершенствование уже существующих сервисов ведущих российских компаний, были высоко оценены топ-менеджерами и представителями бизнеса.

 

Лидеры «Севергрупп» завершили обучение в Высшей школе бизнеса ВШЭ

В течение шести месяцев 38 слушателей программы осваивали ключевые лидерские компетенции.

ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Количество вакансий с ДМС выросло почти в 3 раза за год

В условиях высокой конкуренции за кадры льготы и ДМС становятся стратегически важными для бизнеса.

Каждый третий россиянин хочет сменить место работы в 2025 году

Основные причины такого решения – желание зарабатывать больше и отсутствие перспектив в текущей сфере.

Росстат оценил разницу в зарплатах мужчин и женщин в России

В среднем среднемесячный разрыв в зарплате составил более 26 тыс. руб.

Названы отрасли, лидирующие по приросту зарплатных предложений

Самый большой прирост был зафиксирован в сфере сельского хозяйства.