Дон Тапскотт, Энтони Д. Уильямс «Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все», – СПб.: BestBusinessBooks, 2009
Это знаменитый бестселлер, который научит вас использовать власть массового сотрудничества и покажет, как применять викиномику в вашем бизнесе.
Переведенная более чем на двадцать языков и неоднократно номинированная на звание лучшей бизнес-книги, «Викиномика» стала обязательным чтением для деловых людей во всем мире. Она разъясняет, как массовое сотрудничество происходит не только на сайтах Wikipedia и YouTube, но и в традиционных компаниях, использующих технологии для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в свои предприятия.
Дон Тапскотт и Энтони Уильямс раскрывают принципы викиномики и рассказывают потрясающие истории о том, как массы людей (как за деньги, так и добровольно) создают новости, изучают геном человека, создают ремиксы любимой музыки, находят лекарства от болезней, редактируют школьные учебники, изобретают новую косметику, пишут программное обеспечение и даже строят мотоциклы.
Знания, ресурсы и вычислительные способности миллиардов людей самоорганизуются и превращаются в новую значительную коллективную силу, действующую согласованно и управляемую с помощью блогов, вики, чатов, сетей равноправных партнеров и личные трансляции. Сеть создается заново с тем, чтобы впервые предоставить миру глобальную платформу для сотрудничества.
Использование просьюмерских сообществ
Просьюмеризм становится одной из наиболее мощных сил для изменений и инноваций, какую только видел деловой мир. Совместное с клиентами творчество похоже на использование самого уникального интеллектуального пула, какой только можно было собрать, хранилища талантов, которые так же нацелены на создание великолепного продукта или услуги, как и вы. Однако оно связано с новыми обязательствами и сложными проблемами для существующих бизнес-моделей. Любой, кто будет вас в этом разубеждать, не полностью оценил последствия нависшей над нами просьюмерской революции.
Больше, чем настройка продукта под пользователя
Так же, как просьюмеризм является большим, чем то, что маркетинг считал защитой потребителей, он заходит намного дальше настройки продукта под пользователя. Последняя происходит, когда клиент получает готовый продукт, подогнанный под его спецификацию. С этим явлением в массовом масштабе нет проблем: потребитель получает настроенный под него товар для специального использования, а компании поддерживают массовое производство.
Проблема в том, что массовая настройка продукта под пользователя обычно предполагает комбинирование и совмещение предварительно заданных компонентов, что значительно ограничивает пользователям гибкость и инновационность. Например, если вы заказываете компьютер Dell, вы можете вставить в слот любой DVD-привод, но он все равно останется DVD-приводом. Настоящий просьюмеризм предполагает более глубокое и раннее включение пользователей в процессы разработки (например, новое поколение Lego Mindstorms) и продукты, которые потребители могут взломать и изменить.
Потеря контроля
Потребители будут все чаще относиться к вашему продукту как к платформе для собственных инноваций, даете вы на это разрешение или нет. Как показывают примеры iPod и PSP, они изобретают новые способы для создания дополнительной ценности с помощью сотрудничества и обмена информацией. Со временем ценность смещается с вашего продукта или услуги на то, что потребители делают с информацией. Если не поддерживать тесную связь с клиентами, они изобретут нечто помимо вас, создав возможности для конкурентов. Неизбежно вы поймете, что для вас предпочтительнее пожертвовать какой-то частью контроля, чтобы не проиграть полностью более опытному сопернику, настроенному на работу с просьюмерами.
Инструментарий для клиентов и управление контентом
Забудьте о статичных неподвижных продуктах. Если ваши клиенты в любом случае используют продукты как платформы, лучше своевременно на это отреагировать. Сделайте свои товары модульными, реконфигурируемыми и изменяемыми. Создайте условия для инновации и сотрудничества с потребителями. Предоставьте пространство. Предложите удобный для пользователя инструментарий. Дайте сырые материалы, чтобы клиенты могли создавать дополнительную ценность для ваших продуктов. Облегчите процесс изменений и обмена информацией. Мы называем это разработкой ради просьюмеризма.
Как начать работать на равных
Приобретя определенный опыт в этом новом мире просьюмеров, вы осознаете, что ваш настоящий бизнес состоит в создании не готовых продуктов, а инновационных экосистем. Компании будут участвовать в этих экосистемах так же, как IBM участвует в разработке открытых программных средств - она использует ценность Linux, однако не владеет экосистемой Linux и не контролирует ее. Таким же образом Second Life предоставляет пространство, в котором потребители создают 99% ценности. По мере созревания просьюмеризма к потребителям все больше стоит относиться как к равным, а не как к подчиненным.
Как разделить апельсин по дольке на каждого?
Потребители будут ожидать своей доли собственности и плодов своего труда. Если вы создадите выгодные для них условия, вы всегда сможете рассчитывать на динамичную плодотворную экосистему, дающую рост и инновации.
Не считайте это коммунизмом. Считайте это микроэкономикой eBay. Сотни тысяч пользователей eBay зарабатывают там себе на жизнь, а ресурс получает долю от их трансакций. На самом деле, взглянув на участников Second Life, создающих такую значимую часть игрового контента, понимаешь, что по справедливости им должны принадлежать все права интеллектуальной собственности на результат их деятельности и они должны зарабатывать настоящие деньги, продавая игровую собственность. Права интеллектуальной собственности подстегивают творческую плодотворность участников и делают процветающую экономику Second Life источником настоящих доходов для пользователей. Почему бы вашим продуктам и услугам не поддержать аналогичное добавление ценности?
Будущее просьюмеризма
Старая идея совместного творчества с клиентами была проста: сотрудничайте с потребителями в разработке и подгонке товаров, услуг и опыта, создавая встроенный рынок для своих продуктов. Слушайте клиентов и организуйте конкурсы разработчиков или другие схемы продвижения – иными словами, делайте что угодно, что заставит ваших наиболее лояльных и увлеченных потребителей бесплатно обмениваться интеллектуальным капиталом. В ответ клиенты с лучшими идеями видят свои идеи воплощенными в реальном продукте. Может быть, если им повезет, они получат немного денег или какой-то бонус в натуральной форме.
Это – взгляд на совместное творчество, в центре которого находится компания. Мы установим параметры, указав вам, когда и какой продукт нужно обновить. А вы дадите нам бесплатно свои идеи. Мы выберем лучшие из них и сохраним все награды и права на интеллектуальную собственность. Хорошая сделка?
Стоит сказать, что большинство потребителей, особенно тех, кто относится к сетевому поколению, так не считают. В новой парадигме, в центре которой стоят просьюмеры, потребители хотят играть реальную роль в разработке продуктов будущего. Просто они будут делать это на своих условиях, в собственных сетях и ради собственных целей. На самом деле, они все чаще будут это делать без вашего ведома. Продукты, которые не позволяют клиентам участвовать в своей разработке и не поощряют это участие, будут подвергнуты анафеме – они превратятся в неподвижные старые останки эпохи низкой ориентации на клиента.
Если вы хотите остаться на плаву в следующем десятилетии, ваша организация должна найти способы присоединиться к просьюмерским сообществам и возглавить их. Только помните: потребителей не волнует, приносит ли их деятельность вам деньги (это ваша работа). Они просто хотят получить лучший продукт и опыт и, возможно, даже долю прибыли. Однако если IBM и другие технические фирмы получают миллиардные прибыли, сотрудничая с создателями открытых программных средств, то и компании, выпускающие просьюмерские товары, могут найти способы превратить клиентские экосистемы в деньги.
Только подумайте о возможностях, которые существуют для вас как для личности! Вы больше не являетесь пассивным получателем продуктов и услуг. Вы можете участвовать в экономике на равных, создавая ценность вместе со своими коллегами и любимыми компаниями для того, чтобы решать свои личные задачи, наполнять сообщества и изменять мир или просто развлекаться! Круг просьюмеризма замкнулся.
Фото: pixabay.com
''Имеют'' те же что и при старой. Забавно однако наблюдать как те кого имеют, дружно обсуждают, как поудобней нагнуть друг друга и чем смазать, что бы тем ''Кто'' было удобней. Еще надо придумать массу модных слов и технологий, чтобы себя убедить, что вопрос ''Кто'', вообще стоит. Особенно это ''забавно'' выглядит здесь, где с одной стороны ''Кто'' ведет себя с чернью не стесняясь, а оная вовсю ищет этому красивое объяснение, и обязательно на англицком так как на русском это можно назвать только матом.
Очень жаль, что подобные материалы становятся бестселлером в бизнес-среде. Владислав Делов изложил суть.
К сожалению, как и почти тысячу лет назад, идеи (новые знания) для их обладателей, по словам, О. Хайама, в цене чеснока.
Инновационная среда заработает у нас только тогда, когда человек ''идейный'' будет получать выгоду от своих идей и их защищённость, хотя бы на уровне как в экономически развитых странах мира.
Прочитав аннотацию, увидел лишь перефразированную мысль Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале в книге ''Бизнес в стиле фанк'', написанную ещё в 2000 году. Ничего нового, все уже 100 обговорено, более того, мировой опыт показывает, что предоставленные мысли и жестокая реальность не имеют ничего общего, особенно в условиях малого и среднего бизнеса.
В общем, я бы не сал себе морочить голову очередной раз читая ''о том, как успешна идея построения гостиницы на орбите Земли, да ещё и с дизайном, который разработали читатели LJ(ЖЖ)''.
Поддерживаю мысль Бориса Борисенко, о том, что очень печален тот факт, что такие книги все ещё являются бест-селерами. А главная драма в том, что это лишний раз показывает, что людям проще поговорить о том, как замечательно выращивать будет хлеб на далекой Альфа-Центавре, чем просто пойти и вырастить этот же самый хлеб где-нибудь за Уралом...
''Инновационная среда заработает у нас только тогда, когда человек ''идейный'' будет получать выгоду от своих идей и их защищённость, хотя бы на уровне как в экономически развитых странах мира.'' Борис Борисенко обозначил Задачу - задач!
Пожалуй это основной если не единственный на сегодня вопрос в сфере производства интеллектуальной собственности. Но для того чтобы его поднять, надо перестать бить в бубен подобных материалов и выйти из состояния транса. Откопать себя и друг друга из под завала псевдо-шедевров, западных и местных ''гуру'' и начать конструировать собственную реальность, отдавая себе отчет в том из чего она состоит....
''Производство - массовое. Потребление - индивидуальное''
Этот стиль производства виден, например, по автомобилям. Есть базовая модель. А дополнительные опции покупатель дозаказывает под себя.
В более ''продвинутых'' случаях, покупателю могут предложить полуфабрикаты. Для сборки, соответственно индивидуальным пожеланиям.
Шахматная доска: 64 клетки; 32 фигуры. А сколько вариантов!
Что плохого в таком производстве-предложении?
Интересно узнать, какая психо-механика стоит за ''индивидуальными пожеланиями'', со стороны покупателя, загнанного в лабиринты социально-биологических установок, и есть ли у него выход?