Мастер-класс «Как написать бизнес-книгу?» Урок третий

Не бейтесь головой о кирпичную стену (и не отрезайте себе ушей),
если ваш талант не признают немедленно. На самом деле, следует знать,
что этого не произойдет. Сущность вашей проблемы заключается во внешнем
признании. Пишете ли вы, рисуете, играете на сцене, поете, танцуете,
фотографируете или делаете что-то другое, вам необходимо тратить
немалую часть вашего времени на поиски внешних экспертов,
которые сертифицируют вашу причастность к искусству.
Джек Траут «Чувство лошади»

Вы нашли продуктивную и интересную идею для вашей книги. Теперь предстоит развернуть эту идею в структуру. Как и какую структуру выбрать? Или, вернее, какая структура книги может «сработать» (вспомните метод АИДА) и дать хороший результат? Вы можете сказать, что идея должна плавно, сама по себе, «перетекать» в структуру. Это, с одной стороны верно, с другой – нет. Неправильная структура (по-вашему, гениально составленная) может не подойти определенному издательству. Так, в самом открытом для новых авторов издательстве «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ)следующие критерии отбора книг (но это не «железобетонно»):

«Книга закрывает тему (как «Тайм-драйв» Глеба Архангельского или «Блоги. Новая сфера влияния» Антона Попова).
Книга с невероятно высоким КПД (как «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла).
Книжка-малышка-скорочтелка (100-150 страниц, которые читаются на одном дыхании – как «Издержки – вниз...»).
Автобиография (как, например, шикарнейшая «Как я стал боссом»).
Пошаговое руководство (хороший пример – «К выступлению готов!»).

Мы ищем книги, которые, кроме того, что они нам нравятся, должны:
Продаваться тиражом не меньше 3000 экз. в год («Тайм-драйв», «Камасутра для оратора»)
Продаваться дорого. В книге должна быть ценность, за которую читатели готовы заплатить много («Без бюджета», «Что мы покупаем», «От хорошего к великому»).
Иметь потенциал корпоративных продаж и спецтиражей («Связи решают все»).
Иметь партнера, который готов поддержать выход книги («СПИН-продажи»).
Лучше, когда сходятся все эти факторы».

То есть если ваша книга закроет новую тему, станет пошаговым руководством или книгой с невероятным КПД, то шансов ее издать в этом издательстве станет больше. Я не говорю, что это единственный путь. Пусть вы сделаете отличную структуру и содержание, которое «поднимет даже мертвого». Но оно не вяжется с сегодняшней политикой издательства, в которое вы обратились. Тогда обратитесь к другим.

Под структурой я понимаю не только содержание, но и отзывы, аннотацию, предисловие (введение), содержание (оглавление) и заключение.

Что еще, кроме хорошей структуры книги, нужно для того, чтобы издали вашу новую книгу? Я предлагаю вам почитать ответ издательства «Прайм – Еврознак» на мой вопрос о том, почему они издали книгу «Матрица эффективных продаж и маркетинга. Антикризисная перезагрузка».

«Вы предложили проект.
Мы запросили от вас: профессиональные данные о вас (имеет значение имя автора, его раскрученность; в 18 лет кто-то вряд ли напишет о бизнесе или на другую серьезную тему самостоятельно), рабочее название книги, аннотацию на книгу, план книги; на первых порах введение и первые две главы книги (чтобы понять стиль и соответствие темы и текста), а потом и весь текст. Далее привлекли к оценке экспертов по теме, по стилю и на основе этого составили содержательное представление книги в отдел маркетинга и сбыта, а также заключение о том, какой мы видим книгу по объему, формату, оформлению, в какие сроки и за какие деньги это возможно сделать.
Рассматривают проект опытные люди: они продают охотно то, что продается, не рискуют. Пользуются нашим материалом, но и сверяются со статистикой продаж книг на сходную тематику за определенный период времени по настоящий момент, ищут опорные точки («фишки») книги. В вашем случае это был кризис, наличие раскрученной до вас серии, практичность содержания, которая удовлетворяла и текущий момент, но была отчасти и универсальной: для кризиса, после кризиса и в нормальное время.
Очень мало субъективного в оценке проекта».

Структура книги. Что это такое?
Разработка структуры. Беспроигрышные методы разработки.

Возьмите книгу по бизнесу, и вы увидите, что структура этой книги состоит из следующих частей: название книги, отзывы, аннотация, введение (предисловие), содержание (оглавление) и заключение. Плюс одно или несколько приложений (на усмотрение автора). Плюс графики, таблицы, слайды... Это основа, но могут быть разные варианты. Хочу подчеркнуть, что структура книги – это не «гранит», и по ходу написания книги она может меняться частично или полностью, причем неоднократно. И для издательства лучше сделать два-три варианта структуры. Теперь перейдем к «деталям».

Отзывы

В идеале, нужно собрать отзывы на книгу от хороших людей. От авторов книг, экспертов, редакций бизнес-журналов, участников Сообщества E-xecutive и др. Это усилит доверие к вашей книге у потенциального покупателя. На новую книгу собрать отзывы трудно. Но возможно!

Например, Харви Маккею было 54 года, когда он написал первую книгу Swim With the Sharks Without Being Eaten Alive («Плавать с акулами и не быть съеденным»). Он много времени потратил на получение положительных отзывов на свою книгу. Обращался к директорам таких компаний, как Porsche, United Airlines, 7-Eleven Stores. Кроме того, он собрал отзывы президентов университетов Стрэнфорда, Брауна и Канзаса, General Motors и G.D Searle.

«Фишки»

Найдите опорные точки – «фишки» (которые признает издательство).

Для моей книги они такие: наличие уже раскрученной до меня серии, практичность содержания, которая удовлетворяла бы читателя в текущий момент и при этом была бы универсальной: для кризиса, после кризиса и в нормальное время.

В издательстве МИФ раскрывают «фишки» изданных книг. Можете посмотреть их коллекцию на сайте и делать по образцам.

Например, «фишка» книги «Жизнь на полной мощности! Управление энергией – ключ к высокой эффективности, здоровью, и счастью» Джима Лоэра и Тони Шварца – в том, что авторы много лет занимались психологической подготовкой звезд мирового спорта, среди которых теннисисты Пит Сампрас, Джим Курье, Аранта Санчес, Серджи Бругейра, Габриэла Сабатини и Моника Селеш.

«Фишка» книжки «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» Глеба Архангельского– в том, что это первая российская книга в формате easy reading по вопросам управления временем, первая книга в России, рекомендованная Сообществом E-xecutive.

Аннотация

Все найденные «фишки» можно включить в аннотацию книги. Аннотацию читают все и сразу. Поэтому она должна сразу зацепить того, кто открыл вашу книгу.
Сочетаниt «фишки» + аннотация» усилит всю структуру – это как «двуядерный процессор».

Предисловие. Введение. Вступление

Опять же, оно должно цеплять. Опять же, метод АИДА (его часть).

Например, как я привлекал внимание. В книге «Мастер класс эффективных продаж..» во вступлении первый заголовок – «Кто не хочет зарабатывать от 100 тыс. евро? Покажите мне этого чудака!». Или в новой книге о начале бизнеса – «Если вы читаете эту книгу, значит, вам не удалось попасть в категорию людей, которых Дональд Трамп именует представителями клуба удачливых сперматозоидов». И так далее.

Содержание

Как сразу зацепить читателя содержанием книги?
Давайте рассмотрим наиболее действенные методы составления содержаний книг.

Прежде всего, все (если удастся) заголовки частей, глав и главок книги должны «захватить» внимание читающего.
Что для этого используют авторы в первую очередь?

1. Вопросы. Интригующий открытый вопрос, чтобы читатель сразу же захотел узнать ответ. Не нужно использовать закрытые вопросы.

2. Переиначенные или переделанные пословицы и поговорки.

3. Микс: вопросы + пословицы.

4. Предложение новизны. Использовать слова «новинка», «внимание», «новый подход». Говорите о новой возможности.
Например, в книге «Кризис. Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста» Игоря Качалова в содержании такие главы: новый план продаж и ассортимент, новое позиционирование, новые клиенты, новый способ решений, хорошая новость.
В книге Тома Питерса «Представьте себе!» восемь частей и 25 глав. В названии каждой части есть пара слов «новый», «новая».

5. Использование завлекающих слов и предложений. Например, «представьте себе!», «как сделать, понять, чтобы…», «почему?» и так далее.

6. Аналогии и сравнения. Например, сравнить методы сбора информации продавцом с кругами ада.

7. Добавьте сами еще что-то.

Ниже приведены примеры того, как используют эти методы различные авторы, как российские, так и зарубежные.

Примеры

«Маленькая красная книга ответов для продавцов. 99,5 способов убедить, продать и получить деньги» Гитомера Джеффри:

Что бы вы хотели спросить?
Часть первая
Личное совершенствование как путь к профессиональному росту
В чем смысл продаж?
Как мне добиться успеха, о котором я мечтаю и которого я заслуживаю?
Как выработать у себя позитивную установку и поддерживать ее?
………
Часть пятая
Как завести дружбу. Как строить взаимоотношения
Как заслужить рекомендацию. Как получить отзыв
Как получить повторный заказ

«Крупнейшие потребительские рынки России: объем динамика, перспективы. Авторизованный справочник» Игоря Березина.

2. География потребительского общества в России
3. Чада и домочадцы
4. Дома, в которых мы живем
5. Мифы и реальность российского рынка жилья
6. В трудах и заботах
7. От трудов праведных
8. Доходы, их источники и распределение
9. Что имеем – не храним, потерявши – плачем
10. Не только средство передвижения
11. Не хлебом единым
12. Лучшая рыба – это колбаса
13. Радость в вафельном стаканчике
14. «Веселие Руси есть пити»
15. «Дым табака»
16. Обойдемся без спиртного
17. Формула комфорта: телевизор, холодильник плюс ПК

«Бизнес в шоколаде. Как делать долги, тратить деньги, ни за что не отвечать, отлично жить и иметь успешный бизнес» Алексея Федосеева, Бориса Карабанова, Евгения Добровольского, Павла Боровкова.

Факир был пьян?
Марксизм на службе капитализма
Восход солнца вручную
Осторожно при обращении с огнем!
Дао финдира
Капитализировать нельзя потратить
Колеблемся, но только вместе с линией партии!
Разделяй и властвуй
Смотрим в книгу, видим?
Потому, потому что мы пилоты!
От забора и до обеда?

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Москва

Тема 'Как написать бизнес-книгу' бкдет актуальна и интересна для многих. Книг пищется немало. Но вот кто читатели? И связанный с этим вопрос - почему, например, в США книги non-fiction выходят тиражами в несколько сотен тысяч экземпляров. Некоторые даже становятся бесселлерами, тираж которых превышает миллионы. В России же тиражи подобных книг обычно 3-5 тысяч экземпляров. Почему такая разница? Мы все знаем м все умеем? Или не хотим учиться? Или просто не дошли еще до того уровня, когда нужны новые знания и программы самосовершенствования? Интересно мнение участников Сообщества.

Управляющий директор

Не все так плохо. У нас процесс идет таким образом - после выхода хорошей книги (интересной для читателя) начинаются доп. тиражи. Есть книги с общим тиражом от 20 - 40 тыс. Это по бизнесу. Начальные тиражи книг Non - fiction могут быть и от 30 - 50 тысяч. Думаю, читатель появился. Что до воспитания, то в школах США сразу создана конкурентная среда, где ты должен быть лучшим. Дальше - больше. На работе жесткая конкуренция - 'кто не работает, не ест'. Приходится учиться.

Директор по маркетингу, Москва

Книги в США пишут на английском, у нас на русском. Разные читательские аудитории по размеру ;-)

Менеджер, Москва
Смотрит, кто автор, смотрит на название книги, смотрит оглавление, читает аннотацию, четвертую обложку и, если находит там интересное для себя, покупает книгу или ставит обратно на полку.
Сейчас цензуры стало меньше, поэтому отказались от отзывов известных специалистов в предисловии книг.А жаль, я всегда читаю отзывы кроме оглавления, и просматриваю книгу 'по диагонали', - просто так денег на бумажную книгу тратить не хочется, - можно на 200 рублей диск купить, - там их сотни тысяч разных книг.Читать с экрана не очень удобно, но объём прочитанного в целом получается больше, и экономия...
Михаил Казаков пишет:Книги в США пишут на английском, у нас на русском. Разные читательские аудитории по размеру
Почему в США пишут понятно, не только в США - скандинавы деловые книги пишут на английском.Менеджер - рядовой....по квалификационным требованиям должен знать 8000 слов.Директор 10 000, - для деловой книги, - вполне достаточно. :)
Управляющий директор

Вы правы, Виктория.Отзывы необходимы. Насколько я знаю, продажи книг с отзывами, процентов на 40% больше.

Менеджер, Москва

Да, безусловно, вы правы про жесткую конкурентную среду в штатах. Думаю, у нас в стране основная масса начнёт читать только, когда бизнес среда станет высококонкурентной.Вот тогда люди бегом побегут читать, учиться и впитывать новые идеи.Самые же большие умницы - это те, кто учиться и идет на несколько шагов впереди основной массы.Они и сейчас и раньше читали и будут читать бизнес-книги.

Генеральный директор, Калининград

Аркадий, считайте, села за парту в Вашем Мастер-классе. С нетерпением жду следующей части.

Менеджер, Москва

Вообще, написать интересную и полезную бизнес-книгу, которая сможет оказать сильное влияние на умы читателей, задача не из легких. Книг выпускается немало, но право на существование некоторых стоит под вопросом. Вот скажите много вы знаете книг, которые могут сравниться с 'Атлант расправил плечи' Айн Рэнд или 'Семью навыками' Стивена Кови?

Консультант, Москва
Виктория Белова пишет:ЦитатаСмотрит, кто автор, смотрит на название книги, смотрит оглавление, читает аннотацию, четвертую обложку и, если находит там интересное для себя, покупает книгу или ставит обратно на полку.Сейчас цензуры стало меньше, поэтому отказались от отзывов известных специалистов в предисловии книг. А жаль, я всегда читаю отзывы кроме оглавления
Я бы не сказала, что от отзывов известных специалистов отказались. Отзыв известного человека - например, Глеба Архангельского или Радислава Гандапаса, - помогает продать книгу, поэтому сейчас многие деловые издания выходят с такими отзывами. Я своим клиентам, которых консультирую по написанию книг, советую такими отзывами обзаводиться :)
Консультант, Москва
Екатерина Лобанова пишет:Да, безусловно, вы правы про жесткую конкурентную среду в штатах. Думаю, у нас в стране основная масса начнёт читать только, когда бизнес среда станет высококонкурентной. Вот тогда люди бегом побегут читать, учиться и впитывать новые идеи. Самые же большие умницы - это те, кто учиться и идет на несколько шагов впереди основной массы. Они и сейчас и раньше читали и будут читать бизнес-книги.
А думаете это обязательно хорошо - читать много бизнес-литературы? И у нас, и на западе большая часть этой литературы все-таки ерунда ;) Говорю ответственно, как автор ;) Такое соотношение справедливо в принципе для всего - еды, музыки, картин... Большая часть - всегда ерунда. Хорошего всегда мало. Если читаешь много - поневоле загребаешь ерунду...Я например читаю Non-Fiction очень избирательно. Только когда есть конкретный вопрос, на который нужен ответ. А то можно превратиться в такого вечного читателя, который только и делает, что учится, и не успевает использовать то, чему научился.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.