Ирина Воронина (Яковлева), генеральный директор бизнес-школы AMI
Инновации
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь.
Помни: Ковчег был создан любителем.
Профессионалы построили «Титаник».
Дэйв Берри
- А кем хочет стать наше сокровище? – этот или похожий вопрос постоянно слышат дети всего мира. С точки зрения ребенка, он естественно хочет быть выдающимся человеком, героем, и родители это всячески поддерживают. Ребенок растет, и его мечты либо сбываются, либо рушатся.… Но всегда остается еще что-то… Совершенно не обязательно, кстати, это что-то будет завязано на его образовании: Томас Эдисон провел в школе не больше трех месяцев, а Генри Форд закончил не больше шести классов. Они просто смогли воплотить свои потаенные детские мечты в реальность.
Даже через много лет, если ребенок в душе чуть-чуть дальше сможет высунуть свой любопытный нос, во взрослом человеке может открыться то, о чем он не подозревал.
Ребенок отличается от взрослого скоростью фантазии, внимательностью к деталям и отсутствием тормозов, кричащих с высоты надерганных за жизнь знаний: «это невозможно».
Когда это происходит, сын мельника, Гирам Максим, кладет начало всему скорострельному оружию, сын мельника Гау дает миру швейную машину, телеграфист Яблочков изобретает первый дуговой фонарь, проще которого так ничего и не смогли придумать. А если вспомнить провинциального школьного учителя Циолковского? А Альберт Эйнштейн, который придумывая теорию относительности, был простым сотрудником патентного бюро.
Да, конечно, иногда, окружение само подталкивает человека к определенным действиям и поступкам. Кто знает, если бы химик Чарльз Макинтош случайно не пролил жидкий каучук на ткань, могла ли прийти в его голову идея о создании непромокаемого плаща? Если бы американский чаеторговец Томас Салливан не решил отправить своим клиентам чай в шелковых пакетиках вместо жестяных банок, а те не решили так его и заварить, сколько еще времени потребовалось бы миру для изобретения чая в чайных пакетиках.
Естественно, определенное желание удобства также провоцирует людей на изменения в своей жизни и окружающих предметах. Мистер Данлоп был простым любителем езды на велосипеде, когда изобрел накачиваемые шины. В первых своих опытах он использовал заполненный водой обычный резиновый садовый шланг. Царя Петра I в бытность его в Голландии, очень впечатлили коньки, но привязывание их ремнями показалось ненадежным. Мастер на все руки, Петр намертво прикрепил полозья к подошвам ботинок.
Если бы не необходимость копирования клерикальной литературы, были бы сделаны изобретения Гутенберга и Ивана Федорова? Если бы не объявленная «Голубая Лента Атлантики», изобрел бы сын астронома, математик Чарльз Парсонс свою паровую турбину, а австриец Рессель – судовой винт?
Многие годы ученые пытаются понять, как происходят изобретения, как они появляются на свет, вылупляются из-под шелухи обыденности в наших головах. Многие стопки бумаги исписаны сложными формулами и зависимостями, но даже точное повторение зафиксированных условий появления изобретения или идеи, не дает гарантий рождения чего-либо подобного.
Основная проблема появления изобретения на свет – это наши знания и наш опыт. Зачастую мы говорим себе: Нет, нельзя. Это невозможно – еще до того, как поняли, что нам пришло в голову. Для рождающейся идеи, это как удар по голове дубинкой питекантропа. Не успев появиться на свет, она так и умирает. Наши головы – это кладбища наших идей. Наш опыт самый крепкий гроб, а наши знания – лучшие могильщики.
Мы ни в коем случае не говорим при этом, что знания не нужны. Отнюдь. Знания жизненно необходимы. Причем чем более разносторонними они будут, тем большее количество разнообразных картинок, слившись воедино, смогут преподнести вам радость открытия.
Почему, по-вашему, так продуктивна оказалась эпоха Ренессанса? Как смогли появиться творения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера, Босха, Брейгеля, Веласкеса? Смогли бы их оценить соотечественники, если бы среди них не было семей Медичи или герцогов Мантуи, пап Юлия II или Льва X?
Но знания – это далеко не все. Нужна внимательность. Именно эта внимательность помогла выделиться Парацельсу и Андреасу Везалию. Она же, а также развитая способность к анализу, дала миру Макиавелли, Лютера, Монтеня, Кампанеллу, Томаса Мора. Это только отдельные лица Ренессанса. Было их гораздо больше.
Сможем ли мы быть такими? А почему нет!? В нашей жизни нет ничего невозможного, есть только труднодостижимое, – как говорил Квинт Гораций Флакк. В наших силах дать волю своему воображению совмещать несовместимое. Изобретать новые решения и пути в известных и навязших в зубах ситуациях. Многие и многие важнейшие изобретения были подсмотрены в природе: когти животных и клюв дятла (самозатачивающийся инструмент), жужжальца мухи (самолетный гиротрон), тюленье ухо (устройство обтекателей гидрофонов), защитный механизм жука-бомбардира (бинарное химическое оружие).
Не меньшее количество идей произошло просто от соединения несоединимых стихий. Казалось бы, что может быть антагонистичнее морской и воздушной стихий? Но это не помешало появлению устройств-гибридов: летающие подводные лодки, суда на воздушных крыльях, воздушной подушке, экранопланы – список можно продолжать до бесконечности.
Все это смогло появиться на свет только тогда, когда человек на истошный крик своего мозга: «Этого не может быть, такое не будет работать!» – сказал: «Давай попробуем, для начала…».
Парашют – средство спуска и спасения? А почему не соединить его с двигателем (паралет)? Локатор – это средство обнаружения неприятеля? А почему не попробовать подогреть им еду (микроволновая печь)? Клей не впитывается в материал, оставаясь клейким – бесполезная вещь? Почему не сделать Post-it Notes?
Главное не бояться выйти за грань привычных рамок. Пускай ваша идея будет смешна, и не приниматься поначалу серьезно. Главное, чтобы вы в нее поверили. Альвин Строугер, владелец похоронного бюро, изобрел первую АТС. Тогда над ним смеялись. А как потешались над первыми создателями автомобилей, покупавшими топливо в аптеках, а жиклеры, прочищавшие дамскими шпильками?
Остается один вопрос: как все перечисленное связано с бизнес-процессами, кроме как удачным применением своего или чужого изобретения. Все очень просто. В условиях современной конкурентной борьбы, далеко не всегда можно успешно существовать в окружении коллег-соперников. У кого-то окажется больше ресурсов, у кого-то связей, у кого-то банальной наглости. Что же сделать, чтобы вас не съели раньше времени? А ответ прост: вывалиться из мирка своего аквариума, из своей нагретой ниши в Голубой Океан возможностей, и найти там свой и только свой атолл с голубой лагуной.
Существует много способов выхода в «Голубой океан» и все они связаны с инновациями в той или иной области. Для выхода из «Красного океана» конкуренции, как правило, используются не прямые инновации, когда мы что-то улучшаем, например, в качестве или функционале, а перекрестные – когда мы создаем нечто, до сих пор не существующее, или предлагаем, использовать привычные решения нестандартным образом.
Во-первых, это поиск в смежных индустриях и попытка создать нечто новое на стыке существующих идей и продуктов. Так появились электронные книги, на стыке IT и книгоиздания, шопинг-моллы с этажами развлечений – на стыке кинопроката и торговли, места, где семья может провести целый день и каждый найдет себе развлечение по душе, Cirque du Soleil – на стыке театрального представления и традиционного цирка.
Во-вторых, это пересмотр целевого потребителя, включая попытку быть ближе к конечному заказчику для максимально точного удовлетворения его потребностей. Так появились инсулиновые шприцы, которые можно продавать непосредственно пациенту в обход необходимости убеждать врачей рекомендовать именно данное лекарство, дающие потребителю возможность самостоятельно сделать себе инъекцию без похода в поликлинику в тот момент, когда это будет удобно и необходимо.
В-третьих, это новое сочетание преимуществ в угоду потребителю, отличных от привычных низких цен и высокого качества и в добавление к ним. Компании ищут возможность изменить привычные для потребителя услуги, при этом стараясь не упасть в цене и сохранить качество сервиса и продуктов, но добавив что-то новое, востребованное на рынке.
Это могут быть фитнес-центры только для женщин, клубы только для мужчин, тематические сауны или досуговые центры. Все участники сферы услуг способны использовать данные способы выхода в «Голубой океан».
В-четвертых, это – поиск товара-дополнителя, вместо попытки избежать влияния товара-заменителя, как это происходит на конкурентных рынках. В России таким ярким примером является появление скоростных поездов Аэроэкспресс, доставляющих пассажиров из аэропорта в центр города. Лидером и удачным примером стал московский аэропорт Домодедово. Несколько лет он был лидером при трех существующих аэропортах в Москве именно благодаря облегчению и ускорению для пассажиров трансфера между городом и аэровокзалом.
В-пятых, это – привнесение эмоции в продукт и услугу, которые компания продвигает. Лидером данного подхода является компания Apple, первая применившая, и с тех пор активно развивающая мультимедийные способности своих персональных компьютеров, телефонов, плееров. Гаджетов, которые мы покупаем в первую очередь из-за ощущения причастности к чему-то, что отражает наши ценности: будь-то любовь и страсть к скорости или потребность в безопасности.
Дольше всего живут и сложно копируются проекты и компании, реализовавшие новые, витающие в воздухе тренды, компании, способные уловить тенденции времени. Так, благодаря CNN, появилось круглосуточное телевидение. В России ярким примером является радио «Бизнес FM» – первое радио, отказавшееся от музыки и развлекательных программ, оставив только рубрики и рекламу, имеющую отношение к бизнесу, акциям, росту рынка и аналитическим сводкам.
По прошествии времени, можно утверждать, что существует устойчивая корреляция между приверженностью к инновациям и успешными финансовыми результатами компаний. Так, по статистике, стоимость акций инновационных компаний превышает показатели конкурентов за последние три года на 430 пункта, а за последние 10 лет на 260 пунктов.
В тот момент, когда компания Apple создала в гараже свой компьютер, микрокомпьютеры уже производились, но считались просто инженерными калькуляторами – переростками.
Совместив миниатюрные размеры, надежность, качественный звук и интуитивный интерфейс, они первые предложили миру именно персональный компьютер, с которым мог справиться даже ребенок.
Когда в 1983 году компания Motorola вывела на рынок первый сотовый телефон, это было гениальным прорывом. Долгие годы сотовая связь, бизнес и Motorola, были словами-звеньями одной цепи.
А если вспомнить изобретение в 1901 году Сатори Като растворимого кофе, а история известной нам всем по магазинным прилавкам компания Tetra Pak?
Да, у удачной идеи всегда появляются последователи и клоны. Кто-то будет хуже, кто-то – напротив, более креативен и успешен, кто-то перестанет успевать за рынком (например: телефоны Motorola уже давно не лидеры рынка, а идея апертурной решетки Trinitron от Sony, побитая по качеству картинки Diamondtron’ом фирмы Mitsubishi, ушла с рынка вместе с электронно-лучевыми мониторами), но это не значит, что не надо пробовать.
Давайте попробуем прыгнуть. Прыгнуть вместе и поплыть, куда глядят широко открытые глаза в том океане возможностей, который плещется вокруг нас. Давайте соединять лапки жуков и крепления оборудования, игру на бирже и садовые скамейки, обои и книги.…
Нужно отметить, что выдерживать инновационную стратегию на рынке и постоянно находиться впереди – не так просто. Разные инновационные компании по-разному ее реализуют. Это могут быть продукты (Apple, Nintendo), процессы (Toyota, Microsoft, Hewlett-Packard, Wal-Mart Stores), уникальный потребительский опыт (Google), нестандартные маркетинговые ходы (Daria) и т.д. Основным условием для создания инноваций в компании должно стать сочетание жестких и гибких взаимодействий в организационной структуре: коммуникации, позволяющие наладить взаимодействие снизу вверх и сверху вниз в управленческой иерархии и создать операционные подтверждения, закрепляющие инновации в процедурах компании.
Важно не забыть одно: всегда должна быть понятная и разделяемая всеми сотрудниками компании цель. «Самой большой опасностью для многих из нас является не то, что наша цель слишком высока, и мы не можем достичь ее... а то, что она слишком низка и мы ее достигаем...». Микеланджело.
Фото: pixabay.com