«Лучшее – враг хорошего», – говорят те, кто отказывается стремиться к совершенству. Но мы – не из таких. Решительно отказавшись от плохих привычек, и выработав хорошие, мы подготовимся к лучшим технологиям корпоративного управления. Итак…
Лучшая привычка № 1: проводить обучение «без отрыва от производства»
Вы можете покупать тренинги у внешнего провайдера. Это будет эффективно, если вы потратите время и проведете вместе с тренером «кастомизацию», то есть насытите одинаковый для всех тренинг вашими уникальными отраслевыми и корпоративными примерами.
Но дополнительно к этому вы можете ввести в привычку небольшие обучающие форматы, постоянные, как точащая камень капля.
Каждый руководитель знает – его сотрудникам есть чему поучиться: как организовывать рабочий день, как проводить переговоры, как презентовать продукт, как соблюдать высокие сервисные стандарты… Так почему бы не организовать обмен эффективными техниками «у станка»?
Супервайзер проводит собрание с продавцами? Обучающий интерактивный модуль на 20-30 минут будет как нельзя кстати. Топ-менеджер планирует конференцию? Пусть будет не только купленный красивый тренинг, но и собственный «кружок качества» или «мастерская» по сложным случаям. Так рождается «самообучающаяся организация», так программируются навыки у линейного персонала во время обучения, и повышается уровень рефлексии у менеджмента во время его подготовки.
Однако качество такого обучения должно быть на высоте, и его структуру следует продумывать заранее. В некоторых знакомых мне компаниях разработаны обучающие форматы по продуктам на 15 и 30 минут, модули по бизнес-технологиям на полтора и три часа, и супервайзеры/руководители подразделений успешно проводят занятия, когда с помощью внутреннего тренера, а когда и без него.
Резюме: много, часто, по делу и маленькими порциями – такое обучение более эффективно, чем двухдневный «глобальный» тренинг в подмосковном пансионате. В обучении вместе с руководителем есть еще один важный бонус: ошибки становятся «кейсами», а, значит, появляется…
Лучшая привычка № 2: строить культуру конструктивного отношения к ошибкам и бережливого отношения к опыту
Конструктивное отношение к ошибкам – это исправить, проанализировать и в будущем предотвратить. Деструктивное отношение к ошибкам – это испугаться, спрятать и надеяться, что не поймают.
Если один из ваших двадцати семи сотрудников скрыл свою ошибку, значит, сохраняется риск, что в разное время с разной степенью тяжести эту же ошибку совершат все 27. Если он доверяет вам в достаточной степени, чтобы говорить об ошибках открыто, вы сможете минимизировать потери.
Если вы обсудили случившуюся ошибку на собрании и сказали: «Делайте так и не делайте эдак!», эффект сохранится до тех пор, пока его не вытеснят новые, более яркие впечатления, или до тех пор, пока из ваших 27 сотрудников не сменится процентов сорок.
Потом кто-нибудь обязательно совершит ту же самую ошибку вновь, и, говоря на собрании: «Делайте так и не делайте эдак!», вы, возможно, подумаете, что здесь что-то не так. Вы правы: еще в первый раз вам нужно было найти способ сохранить и зафиксировать опыт, – в конце концов, он не был бесплатным, верно? Что-то должно было родиться из разговора об ошибке – технология, процессная схема, регламент, методическое письмо, распоряжение, памятка – что-нибудь!
Резюме: случилась ошибка – переделывайте процесс. Фиксируйте изменения в операционных документах. Отделяйте ошибки, допущенные по идиотизму и халатности, от тех, в которых вы, как менеджер, повинны сами: недосказанность, непроработанность, несогласованность. Карая за ошибки второго типа, вы их не исправите, зато привьете подчиненным привычку возводить к вашему приходу ряд-другой потемкинских деревенек. Лучше инвестируйте в культуру открытости и спортивного азарта в поиске возможностей работать лучше.
Лучшая привычка № 3: готовить изменения
Даже самые лучшие нововведения провалятся, если проводить их «с кондачка», – но зачем так делать? Весь мир менеджмента признал «управление изменениями» одной из самых важных областей, разработано множество схем и организационных технологий, позволяющих минимизировать риски и дискомфорт.
Почему не воспользоваться, к примеру, восьмишаговым алгоритмом Джона Коттера – интерпретация моя:
1) Объяснить сотрудникам, – с цифрами и примерами, – что меняться нужно, и что будет, если этого не сделать.
2) Создать «центр управления полетами» с участием формальных и неформальных лидеров, продолжающих трансляцию идеи, что все изменения – к лучшему.
3) Договориться о том, каким оно будет, «светлое будущее», – в виде концепции, презентации, проекта.
4) Всячески это будущее пропагандировать – на собраниях и тренингах, в корпоративных изданиях и рассказах о конкретных ситуациях, в которых новое будущее уже проявилось, и это хорошо.
5) Менять процессы и структуры так, чтобы будущее становилось повседневной реальностью.
6) Немножечко схитрить, запланировав первым делом то, что гарантированно получится легко и красиво. Дело в том, что первые успехи воодушевляют и тонизируют, дают необходимый эмоциональный заряд, чтобы справиться с трудностями.
7) Распространять новый опыт, поддерживать атмосферу доверия, привлекать новых сотрудников и перераспределять обязанности между старыми.
8) Фиксировать изменения, формализовать изменившееся поведение, добиваться укоренения новых подходов, переводить их из разряда волнующе-нового в комфортно-привычное.
Резюме: неподготовленные изменения – это явный или скрытый саботаж, это бессистемные движения во все стороны одновременно и большая вероятность, что все вернется на круги своя, после того как «осядет пена». Только авторитет руководства будет немножечко подорван. Поэтому планируйте изменения, вовлекайте сотрудников, способствуйте мотивации, проектируйте PR-сопровождение проекта.
Лучшая привычка № 4: улучшать качество управления проектами
Даже если вы не считаете свою организацию проектной, проекты у вас есть. Согласовать любой документ, запустить сотрудничество с новым клиентом, подготовить собрание – это проект. И он подчиняется тем же принципам, что и масштабные космические затеи. Поэтому руководители должны проповедовать «проектный подход к решению задач» и обучать персонал видеть фазы проекта, планировать время, промежуточные точки и ресурсы, а также собирать команду, визуализировать цель, писать проектные документы.
В рамках обучения управлению проектами, научите своих сотрудников мыслить базовыми проектными категориями:
- «Менеджер проекта»: человек, который понимает, что правильный ответ на вопрос: «Что там с договором?» не: «Я не знаю, я юристам отправил!», а «Юристы смотрят, к вечеру будут правки, отправим клиенту, но у нас еще три дня на согласование, должны все успеть!».
- «Устав/концепция проекта»: документ, в котором четко описано, какие результаты и когда нужно получить, сколько ресурсов и каким образом на это затратив.
- «План проекта/план по фазам проекта»: документ, в котором проект разбит на фазы/крупные этапы и зафиксирован целевой результат каждого этапа.
- «План коммуникаций/ответственности»: документ, в котором написано, кто что делает и кто когда кому о чем сообщает.
- «План по вехам проекта»: документ, описывающий «узловые точки», в которых нужно проверить, все ли движется так хорошо/быстро, как должно.
- PMR: Post Mortal Report или «отчет о вскрытии» – документ, анализирующий все допущенные ошибки, чтобы не допускать их впредь (привет «Привычке № 2»!).
Резюме: вы станете на голову выше 80 % российских компаний, если просто научите своих сотрудников четко прописывать целевые результаты, задачи, сроки и ответственных по своим проектам и использовать прописанное для корректной коммуникации.
Отправьте ключевых сотрудников на солидный тренинг по «Управлению проектами», а позже поставьте им задачу сделать аналогичное обучение для других сотрудников, но с конкретными кейсами на внутрикорпоративном материале – здесь вам и обучение, и мотивация, и шлейфовый эффект для всей компании.
Лучшая привычка № 5: отдавать должное ораторскому искусству
Вам ведь все равно понадобятся «корпоративные ценности» и «командообразующие мероприятия», верно? Постройте их вокруг моды говорить понятно и красиво, пусть яркая, убедительная речь станет корпоративным видом щегольства.
Проведите обучение эффективной аргументации и устройте дебаты на животрепещущие для вашей отрасли темы – прекрасное «прокачивание экспертности» для всех присутствующих! Может, удовольствия будет столько, что хватит на постоянный «Дискуссионный клуб»?
Учите людей говорить аргументированно, ярко, избавляться от слов-паразитов, четко показывать причинно-следственные связи. Пусть «хорошо говорить» станет признаком принадлежности к корпоративной элите. Поручайте людям задания, которые помогут выработать навык – подготовить выступление, провести презентацию. Но не учите сотрудников «плавать» по старинному принципу «столкнуть в воду» – должен быть сотрудник T&D отдела, который сможет курировать подготовку к публичным выступлениям.
Есть и еще одно обстоятельство. «Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить», – утверждал Чонси М. Депью – адвокат, позже сенатор.
Поэтому обучение ораторскому искусству – отличный способ нематериальной мотивации. Люди занимаются с удовольствием, понимая, что инвестируют в свое будущее.
Резюме: хорошее выступление – это приятно и эффективно. Только представьте, насколько проще станет корпоративная жизнь, если все публичные выступления будут хорошими
Фото: pixabay.com
Отличная статья! Респект!)
Я только 4 привычки применяла. Сложнее всего - приучить не прятать ошибки.
О 5-й даже не задумывалась - для меня это как-то само собой... Надо будет приглядеться повнимательнее. :)
Спасибо, Наталья.)))
(грустно) И всё-таки первый вариант, где было ''10 хороших привычек'' - парная статья к предыдущей про ''10 плохих привычек'' смотрелся лучше, - но пришлось из-за новых требований к объему материалов разбить на 2 части.
На ''5 хороших'' и ''5 лучших''.
И появилась фрагментарность, которой не было, когда они были все вместе.
Всё равно. Смазывается эффект.
Отличная статья, согласен со всем сказанным.
Вопросы автору:
1 По первой привычке: ...''много, часто, по делу и маленькими порциями''= кто всё это будет организовывать? Зачем этим заниматься суперу? Как это можно проконтролировать? Как решить когда нужно, а когда нет? Как понять, а правильному ли подходу обучает в данном конкретном случае супер своих торговых или нет, а верно ли отвечает на их вопросы или нет? Моё мнение - работать не будет в реальности. Много раз пробовали - ни разу не сработало.
2/ По второй привычке: Почему вы считаете , что есть ошибки за которые менеджер (менеджер в смысле руководитель) ответственности не несет? На мой взгляд все ошибки которые случаются - это исключительно его недоработка.
3. По третьей привычке. Общеизвестно, что отличия ''сегодня от пары лет назад'' именно в непредсказуемости изменений внешней среды. Посему невозможно отстроить систему не зная с чем она будет бороться. Поэтому планирование и подготовка изменений - худший способ из возможных. Все кто в прибыли уже давно перестроились в режим ''что-то сделай более или менее правильное''- ''оцени результат''- ''Подкорректируй прицел''- ''Опять Огонь!''. То есть цикл начинается не с планирования, а с действия, а уже потом оценка и корректировка. Все кто сначала долго готовятся - на свалке. Это мой личный опыт.
4.По четвертой привычке: Проектный метод ведения бизнеса - не лекарство от всех болезней. Поэтому ваша рекомендация не зная бизнеса клиента рекомендовать Абсолютно ВСЕМ проектный метод ошибочна. И уж точно она не приведет к ''вы станете на голову выше 80 % российских компаний''
5.По пятой привычке: ''... утверждал Чонси М. Депью – адвокат, позже сенатор.''
Уверен, что его карьере больше способствовало, то что он окончил Военное училище (учился не в обычной школе, а аналоге нашего суворовского)+Йельский университет . Ну и лично мне нравится больше его вот такое высказывание: ''Пессимист утверждает, что все женщины шлюхи, а оптимист на это надеется''