Быстро (Fast). Бесплатно (Free). Понятно (Fine). Объединяет (Fusion). Расширяет (Facility). Идеальный набор для успешного стартап-продукта?
Как оценить идею? Как принять решение, можно ли инвестировать силы, время, деньги и поддерживать стартап-проект, который состоит из нескольких исписанных страниц, не привязанных ни к какой статистике цифр? И единственное, что более-менее во всей истории звучит и выглядит правдиво, ― это эмоции. Стартап ― это путь избранных или легкомысленная авантюра?
Постановка проблемы
Сегодняшние примеры успешных стартапов ― это, конечно же, проекты, которые связаны с интерактивной коммуникацией и «другой» реальностью: Skype, Facebook, Twitter, Instagram, Snapshot и их более-менее похожие «братья» и «клоны».
Наравне с возгласами энтузиастов, говорящих о новых возможностях и общем информационном пространстве третьего тысячелетия, находятся и некоторые «зануды», вспоминающие о мыльном пузыре «доткомов». И, как следствие, не спешащие реинвестировать свои капиталы в детища «промышленников нового времени», многие из которых не достигли тридцатилетнего возраста.
Размышления о том, «выстрелит» или «не выстрелит» очередной стартап проект, оставим специалистам венчурных фондов. А для склонных, так сказать, больше к созиданию важен другой вопрос: При каких условиях выстрелит? Какими составляющими стартап продукт, проект или «новая реальность» должны обладать, чтобы они выстрелили?
Для оценки жизнеспособности «стартап» существуют подборки из рейтинговых таблиц и списков, в которых в основном в формате от тридцати до пятидесяти пунктов предлагается оценить «релевантность» бизнес идеи. Среди основных таких пунктов встречается оценка «по уникальности» и «по насущной потребности», «дифференциация от существующих предложений», наличие «высокой миссии» и так далее… Gопробовав, к примеру, оценить проект Генри Форда ― запуск производства массового недорогого автомобиля, ― можно придти к выводу, что проект провалился бы полностью. Особенно по параметрам «уникальности» и «насущной потребности».
Был ли автомобиль Форда уникален? Нет! Еще к моменту его проектирования многие уже именитые тогда автопроизводители предлагали на рынке гораздо более высокотехнологичные автомобили. А что же с «насущной потребностью»? И снова нет! Большинству людей тогда нужны были лошади «побыстрее», а не доступные «самодвижущиеся экипажи».
А был так уж уникален Facebook? Пожалуй, что нет. Уже существовали многочисленные «интранет-сообщества» внутри крупных американских университетов. Что касается насущной потребности в Facebook, то это тоже спорный вопрос, во время его выхода уже было достаточно других способов удаленной коммуникации и обмена данными.
Но почему составление оценочных листов не работает? Или работает крайне ограниченно? Может быть потому, что оценочный лист ― это как «остаточный» продукт, полученный уже после того, как стартап продукт прорвался и начал жить!? А изначально стартап проект ― это скорее эмоциональный, интеллектуальный, и наконец, волевой всплеск одного человека или небольшой группы людей, а не точный анализ «вводных»? Так благодаря каким качествам некоторые проекты и продукты уверенно заработали деньги и почет, а многие другие ― так и канули «в лету»!?
Попробуем разобраться, не составляя подробных оценочных листов, а вооружившись мыслью, что «все сложное ― неправда», ― свести идею к небольшому набору простых качеств, рассмотрев примеры.
Пример первый: Instagram
Приложение разрасталось подобно пандемии из голливудских фильмов-катастроф. 100 млн пользователей за несколько лет! Без рекламы, без особого промоушена ― приложение, как истинно гениальный продукт, пробивалось легко и стремительно, через нагромождение «сорняков», многие из которых, между прочим, имели шести-семизначные суммы бюджета на продвижение.
И это неудивительно! Сложно сказать, какие мотивы складывались у автора ― Кевина Систрома, но, учитывая его увлечение фотографией и профессиональное владение предметами IT и менеджментом, то рискну предположить следующую цепочку:
Теперь можно фотографировать и показывать сразу всему миру или, по крайней мере, той его части, которая захочет посмотреть. Быстро: сфотографировал ― показал ― прокомментировал, где бы ты не находился, был бы интернет рядом. Или в обратном порядке: увидел ― прокомментировал. И все!
Хотя, не совсем все. Есть еще что-то, что отличает этот сервис от функции мобильных MMS! И, может быть, даже главное: с Instagram пользователь делает это бесплатно, расширяя свое восприятие в обе стороны: можно познавать мир и мир может познавать автора! И, конечно же, сладкая «вишенка» ― поверх «торта». Своя фишка Instagram, которая дает новые возможности, даже начинающему фотографу ― это набор фильтров для фотографий. Говорят, использование камеры Holga во время обучения фотографии в Италии натолкнули Кевина на идею создания фильтров. Теперь, благодаря этим фильтрам, можно получить «мягкую» и «винтажную» фотографию, практически из каждого снимка. Итог: быстро, бесплатно, просто, дает новые возможности, объединяет пользователей.
Второй пример: капсульная кофе-машина
Идея настолько интеллектуально изящная, что, да простят меня люди интерактивного мира, я поставил этот пример в ряд с гигантами новой реальности. Хотя изобретение из 1980-х годов.
Изобретатель Эрик Фавр работал исследователем в Nestle. Опять же, сложно сказать, какая цепочка рассуждений получилась у тогда еще молодого специалиста, но давайте попробуем ее представить:
И появляется идея пропускать пар через капсулу с кофе! Такая установка стоит копейки по сравнению с машинами полного цикла, занимает значительно меньше места, ее не надо чистить. А еще ― это быстро, это экономит время!
И, конечно, новые возможности: вы можете выбрать сорт кофе, крепость, ― и все это внутри капсулы. Замена капсулы ― и уже новый тип кофе. Получается ― как будто все плюсы растворимого кофе, но «на выходе» ― вы получаете в полной мере гурманский напиток. Право слово, это все равно, что владеть автомобилем, а платить как за велосипед!
Было такое время, когда нам нравилось в чем-то разбираться. «Как устроена эта штука?», ― задавались мы вопросом. Как интересно! Можно потянуть за этот рычаг и нажать вот эту кнопку. Люди плотно закрывали дверь в одной из комнат своей квартиры, вешали табличку «не входи», выключали свет, оставаясь надолго внутри. Чем же они там занимались? Конечно, проявляли фотографии! Были целые наборы оборудования и химических «снадобьев», которые для этого использовались. Все это с необычайной аккуратностью применялось. Люди экспериментировали. Каждый в своем роде хотел быть экспериментатором и изобретателем. Мужчины с фотокамерами, двигателями внутреннего сгорания, радиоустройствами. Женщины ― с выкройками, прическами, кулинарией. Теперь это в прошлом. Готовый к употреблению, удобный и интуитивно понятный продукт ― вот что в первую очередь нужно! Больше нет времени разбираться, нет времени экспериментировать. Мы должны сразу получить готовое решение и результат. Иначе по дороге к результату мы забудем, зачем мы шли и нужно ли нам это вообще. Только здесь, только сейчас!
И совсем ни к чему морализировать, хорошо это или плохо. Это просто так. Ресурс нашего мозга просто не может выдержать современного давления информации, а в сутках всего 24 часа. Настало время быстродействия! А интернет-технологии сделали это быстродействие еще и бесплатным. Поэтому новый продукт, в какой бы сфере он ни создавался, в первую очередь ― быстрый! И интуитивно понятный! Чтобы не разбираться, чтобы сразу «играть!
А еще на смену расширения индивидуально опыта пришло время расширения опыта коллективного. С какой бы двусмысленной ностальгией это словосочетание ни звучало! Если ты сделал фотографию ― поделись ею со всем миром. Так просто, пять секунд. И это дает нечто большее, чем просто возможность для творчества. Каждому человеку, как бы это банально ни звучало, почувствовать себя частью чего-то по-настоящему глобального. Каждому! И теперь эти люди могут точно так же одиноко смотреть в окно у себя дома, ехать в автобусе на работу или сидеть на собрании в офисе, зная, что на этом их жизнь не ограничивается. И это по-своему прекрасно!
Да, конечно, нас притягивает то, что наши возможности расширяет! Нам нужны 3D-фильмы дома? Конечно! А принтер, который распечатывает объемную модель? Еще бы! Или смартфон, который управляется силой мысли? Без сомнения. Или интерактив, который, быть может, уже завтра подскажет будущее? Да! Кто от такого откажется?! Новый продукт должен расширять мировоззрение! И объединять!
А еще раньше было желание чем-то владеть. Владеть по-настоящему, долго, основательно. Передавать это «что-то» из поколения в поколение, даже если это не спортивный автомобиль именитой марки или картина великого художника. Это касалось даже простых вещей. Дело даже не в том, что в странах соцлагеря был дефицит, это была общая тенденция. Достаточно посмотреть рекламу из 1970-80-х годов. Упор делался на то, что рекламируемая вещь прослужит поколениям. Как и удачный снимок десятилетиями пылился бы на прикроватной тумбочке. А теперь один день, и он уже пропал в «ленте» других фотографий.
Владение больше никого не интересует ― интересует использование! Ибо практически любая вещь морально и технически устаревает уже к моменту ее покупки. Само собой, никто за «такое» не готов платить. Поэтому продукт должен становиться все более бесплатным или «условно» бесплатным. Этого требует ни много ни мало измерение нового сознания.
В числе интерактивных стартапов есть контрпример, который связан с проектом наших российских студентов. Это онлайн-ресурс для обработки и улучшения фотографий. Отлично оформлен, с удобным функционалом и действительно эффективным инструментом для улучшения цветовой температуры, контраста, удаления эффекта красных глаз и многими другими стоящими функциями. Сервис работает почти бесплатно. Понятно, как им пользоваться с первых шагов. Есть множество примеров. Но не объединяет. Ну, улучшил пользователь свои фотографии. И что дальше?! Пользователь ― остается с ними наедине, а это не современно, это возвращает его к концепции пылящейся фотографии на прикроватной тумбочке. Нет объединения, нет эффекта глобально отклика! Всего полушага не хватило сервису до гениального комплекта Instagram.
Выводы
Какие же выводы можно сделать из всех этих наблюдений?
- Продукт должен быть бесплатным! Или условно бесплатным. Монетизация? Все сложнее будет достичь ее с помощью пользователей. Пробуйте найти такой путь, чтобы зарабатывать от кооперации с партнерами, которым ваш продукт может быть полезен для продвижения их продукта!
- Продукт должен быть понятным! Интуитивно! Если пользователю надо объяснять, как им пользоваться ― это провал! Продукт должен быть быстрым сам по себе! Или увеличивать быстродействие других процессов. Если вы изобрели что-то само по себе медленное, или это замедляет «окружающие» процессы, забудьте, переходите к следующей идее!
- Продукт должен объединять! Будь то обмен опытом, коммуникация, клуб по интересам. Объединение должно быть! Не надо изобретать «вещь в себе», пользователю «нового времени» она будет не интересна. Поскольку даже законченные интроверты хотят мировой известности!
- Продукт должен расширять возможности пользователя! Так как современная тенденция ― это самосовершенствование в режиме «non-stop», даже если оно происходит в процессе саморазрушения! Расширение вкуса, идей, знаний, впечатлений и любого другого опыта!
Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2014» ― литературного состязания авторов, работающих в жанре Non fiction. Номинация «Менеджмент».
Фото: pixabay.com
Здравые мысли. Правда применимые в достаточной мере только в онлайн.
Дельно, спасибо Константин. При этом не следует забывать, что цель бизнеса - извлечение прибыли, поэтому мне было бы интересно узнать больше о том, как автор видит возможности монетизации подобных стартап-проектов, кроме указанной в выводах кооперации с партнёрами.
Замечательный текст. Прямо захотелось ''прогнать'' по этой методике пару идей.
Любопытно, это чисто авторская методика, или есть какой-то первоисточник? Переводной:)
Интересная модель, хорошо сформулирована. Возьму на заметку!
Интересно написано и примеры хорошие.
К выводам я бы подходил с осторожностью. Обобщение сделаны слишком категоричные.
Не обязательно стартап должен отвечать всем приведенным критериям. Есть разные бизнес модели.
Например, Остервальдер приводит 5 типов (стилей). Константин упомянул (в иной терминологии) модель Free и многостороннюю платформу. Но есть и другие виды бизнес моделей. Сливоцки выделяет 22 модели. Понятно, что их можно выделить десятки. Соответственно, критерии для них отличаются.
Кроме того, на мой взгляд, неплохо было бы поинтересоваться конкурентами (если они есть: как прямые, так и в заменителях), а также объемом и выгодностью сегмента.
Константин пишет:
''Как оценить идею: теория 5F.
Быстро (Fast). Бесплатно (Free). Понятно (Fine). Объединяет (Fusion). Расширяет (Facility). Идеальный набор для успешного стартап-продукта?''
То есть, речь идет о бизнес идеях.
Но в самой статье упомянуты также:
- технические (технологические) решения (идеи)
- бизнес модели.
Чтобы не путать, о чем идет речь, желательно разницу между этими тремя ''идеями'' помнить.