Собеседник Executive.ru директор по фандрайзингу и коммуникациям международной благотворительной организации «Детские деревни SOS Россия» Дмитрий Даушев.
Executive.ru: От чего зависит демография сиротства в России?
Дмитрий Даушев: Факторов много. Современные дети-сироты – это в основном (более 80%) так называемые социальные сироты – сироты при живых родителях, т.е. у них есть мамы и папы, но они по каким-то причинам не могут или не хотят заботиться о своих детях. На ситуацию влияет не только снижение жизненного уровня значительной части российских семей, но и утрата понятия семьи как основной единицы общества и осознания ее как основы нравственной ценности, рост внебрачной рождаемости, отказ от новорожденных детей, а также межнациональные конфликты и т.д.
Executive.ru: Как сиротство распределено по планете? Где более всего сирот?
Д.Д.: По данным UNICEF первенство держит Азия (включая Россию).
Executive.ru: Насколько я знаю, в странах Средней Азии дети, оставшиеся без родителей, растут не в детском доме, а у родственников. Эта практика характерна только для этого региона?
Д.Д.: Действительно, в регионах с доминированием исламской культуры небольшое число детей без попечения родителей, находящихся в детских домах, объясняется во многом тем, что в соответствии с установлением Аль-Каффала ребенок-сирота должен быть взят родственниками в семью. Следует отметить, что такая практика соответствует Статье 20 Конвенции о правах ребенка, которая гарантирует, что «государства – участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком (оставшимся без родительского попечения)». Например, на попечении государства в детских учреждениях Северного Кавказа находится всего лишь 1-2% от всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при среднестатистической цифре по России в 20% (данные аналитического отчета по результатам исследования на тему «Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, рискующих потерять родительское попечение, в Российской Федерации», 2012 год).
Executive.ru: Какова судьба ребенка, оставшегося без родителей, в России?
Д.Д.: В последние годы часто на глаза попадаются данные, что только 10% выпускников детских домов можно считать успешными, они не живут на улицах, не попадают в тюрьмы. Даже если допустить, что эта цифра сильно занижена, все равно это трагедия. Получается, что лишь небольшая часть выпускников «сиротских учреждений» смогла социализироваться, приспособиться к жизни. Сейчас во многих детских домах есть и хорошая мебель, и игрушки, и хорошее питание. Но по-прежнему дети не умеют заботиться о себе, не знают, как обращаться с деньгами, не умеют элементарных вещей: просто пойти в магазин, купить простой набор продуктов и приготовить себе ужин - они же выросли на всем готовом. Обеды готовят повара, белье и одежду стирают в прачечных. Использование детского труда запрещено. Вследствие этого у детей-сирот развивается психология потребителя «мне все должны». Они привыкли считать себя особенными – теми, о ком обязаны заботиться... Выпускники детских домов совершенно не знают, что делать со своей жизнью, не умеют ставить цели, не стремятся зарабатывать, не умеют принимать решения, являясь легкой добычей для криминальных структур…
Executive.ru: Чем модель Детской деревни-SOS отличается от детского дома?
Д.Д.: В-первую очередь, тем, что эта модель максимально приближена к семейной: в Детских деревнях-SOS нет коридорной системы, штата сменных воспитателей, поварих и уборщиц – здесь дети живут, как в обычной семье, помогая маме по хозяйству, приобретая навыки самостоятельной жизни.
Во-вторых, мы никогда не разлучаем родных братьев и сестер. Наоборот, мы собираем их в одну семью. В государственных учреждениях детей нередко распределяют по возрасту в разные детские дома.
В-третьих, в Детской деревне-SOS дети не изолированы от мира, как в детских домах: они ходят в обычные школы, детские сады, поликлиники.У них есть друзья за пределами деревни, и они с детства налаживают связи с окружением.
В-четвертых, наши выпускники получают полноценную социальную, психологическую и юридическую поддержку, которая необходима им сперва для того, чтобы оправиться от горя потери родителей и научиться снова доверять людям, а затем – для того, чтобы найти свое место в жизни и встать на ноги.
Модель была придумана австрийским учителем Германом Гмайнером в послевоенные годы, когда было много сирот и одиноких женщин. Первая Детская деревня-SOS была построена в 1949 году в Австрии. Сейчас по всему миру около 500 детских деревень в 133 странах. В России Детские деревни-SOS появились благодаря корреспонденту «Комсомольской правды» Елене Брусковой, которая, под впечатлением от посещения австрийской Деревни-SOS, написала книгу «Семья без родителей». Усилиями Брусковой о модели узнали на правительственном уровне, и в начале 1990-х годов в Подмосковье был выделен участок для строительства первой российской Детской деревни-SOS. Сейчас у нас уже 6 детских деревень-SOS в разных регионах России: Подмосковье, Питер, Вологда, Орел, Псков, Кандалакша.
Executive.ru: Сколько детей выросло в деревнях SOS с момента открытия проекта до 2013 года?
Д.Д.: Сейчас в Деревнях более 500 детей. У нас уже более 200 выпускников. Количество выпускников будет расти очень быстро, ведь некоторые деревни начали работать совсем недавно, и в основном в них сейчас малыши. Через несколько лет и они повзрослеют.
Executive.ru: Социальные результаты SOS отличаются от аналогичных показателей стандартного детского дома?
Д.Д.: Если сравнивать две модели воспитания детей-сирот – традиционную государственную и негосударственную, какой является Детские деревни SOS, то разница огромная. Как мы уже обсуждали, большинство выпускников традиционных детских домов так и не могут найти себе места в жизни. Наши же почти все нашли работу, многие уже завели семью и детей. Они сохранили привязанность к нашим SOS-мамам. Ни один из наших выпускников не оставил своего ребенка в детском доме (а это обычное явление среди выпускников детских домов, т.н. «вторичное сиротство»). 24 ноября, в День матери многие из выпускников приедут в гости к своим SOS-мамам. Я в этот день обязательно загляну к нашей маме Вере, которая за 17 лет воспитала как родных уже 26 детей. Многие из них приедут к ней в этот день – вместе со своими детьми (нашими внуками).
Executive.ru: Кто финансирует SOS?
Д.Д.: Организация существует в первую очередь благодаря пожертвованиям. Пока основная их часть собирается нашими коллегами в других странах. Мы – международная организация. Наиболее отзывчивыми к проблемам российских сирот оказались граждане Германии, Норвегии, Швейцарии… Небольшая часть поступает из государственного бюджета. Доля российских денег тоже постепенно растет: нам помогают и крупные компании, и частный бизнес, и конечно простые люди, которые жертвуют небольшие суммы. И мы не устаем повторять, что даже скромное пожертвование играет огромную роль.
Executive.ru: Как российские граждане могут помогать детским домам?
Д.Д.: Приближаются новогодние праздники, и благотворители побегут помогать «несчастным сироткам». Боюсь вызвать недоумение или даже недовольство многих, но я прошу: остановитесь, не делайте того, что кажется наиболее очевидным – не собирайте подарки детям в детские дома и не играйте с ними в Дедов Морозов. По статистике, средний ребенок из Детского дома в ближайшее время посетит 17 елок и получит 19 подарков. К нему будут приезжать многие добрые люди, чтобы «полюбить его на два часа» и уехать навсегда. Есть серьезные публикации, описывающие, почему такая «помощь» приносит больше вреда, чем пользы.
И вместе с тем помогать можно и нужно. Если не брать собственно усыновление или опеку, то основных путей два. Первый – помочь детям из детских домов социализироваться – например взять долгосрочное шефство над некоторыми и помогать познавать реальный мир: ходить с ними в магазины, обучать пользоваться транспортом, просто дружить. Есть фонды, обучающие таких волонтеров. Второй путь – поддержать (в первую очередь финансово) эффективные альтернативы традиционной системе – например, Детские деревни-SOS. К слову, еще один «убойный» факт: при несравнимой эффективности нашей модели она существенно дешевле традиционной – это и понятно, ведь нас нет расходов на поваров, врачей, истопников…
Executive.ru: Чем портал E-xecutive.ru может быть полезен проекту SOS?
Д.Д.: Само появление этого интервью – уже помощь. Чем больше людей узнают о нас, о том, что решение существует – тем лучше. Аудитория E-xecutive.ru – это в значительной степени тот самый средний класс, которого так не хватает нашей стране. Именно средний класс во всем мире является не только оплотом гражданского общества, но и главной опорой всех благотворительных организаций – ведь пожертвования тысяч людей дают фондам стабильность. К тому же, в сообществе много представителей и даже владельцев бизнеса, для которых готовность помогать стала уже частью корпоративной культуры. Способов помогать множество, и я с удовольствием обсужу их со всеми, кто откликнется. Озвучу сейчас лишь три самые «горячие» идеи, т.к. они позволяют не только помочь нам, но и будут приятны людям и бизнесу.
1. Можно сделать пожертвование прямо сейчас – на специальной страничке для членов сообщества Executive.ru.
2. Сделать благотворительные новогодние поздравления. В ноябре многие компании решают, как они будут поздравлять своих коллег и партнеров. У нас есть для вас предложение – наши благотворительные открытки. Вы можете поздравить родных, друзей и коллег, а также помочь детям-сиротам. Перечислите средства, предназначенные для новогодних сувениров, Детских деревням-SOS, и в благодарность мы подарим вам симпатичные яркие открытки с детскими рисунками. Минимальное пожертвование за любую открытку с конвертом - 50 рублей. Открыток осталось не так много, но при большом тираже можно успеть допечатать. Подробнее здесь.
3. Это предложение должно заинтересовать HR-службы и руководителей. Можно объединить сотрудников, друзей и партнеров вокруг хорошего дела – и всем вместе провести акции помощи детям сиротам – от благотворительных ярмарок внутри компании до онлайн-акций со своей собственной благотворительной страничкой. Именно такая ярмарка, например, проходит на этой неделе в агентстве Огилви. Как ее провести – расскажем, звоните. А если заинтересовала страничка – пишите, мы сделаем ее для вас буквально за полчаса. Примерно так, как недавно сделали наши друзья из Itella-Connexions. Такие странички мы можем сделать и для отдельных энтузиастов. А есть и такие примеры. Если у участников Сообщества E-xecutive.ru есть встречные предложения, я готов их обсудить.
И конечно, есть еще очень важный способ помощи – помочь нам стать известными. Мы тратим 100% собираемых средств на помощь детям, и ни копейки не платим за рекламу. Стать заметными можно только благодаря благотворительной информационной поддержке наших партнеров. Отличный самый свежий пример: сегодня, 22 ноября 2013 гогда в эфире радио «Финам ФМ» в 20.05 выйдет программа «Жажда жизни», в которой примет участие наша самая первая и опытная SOS-мама, воспитавшая уже более 20 детей. Кстати, многие известные бизнесмены с удовольствием поделились собственными личными историями о том, какую роль сыграли мамы в их жизни. Среди этих людей член Правления QIWI, директор группы «Онэксим», глава Skoda в России и многие другие. Эти истории всю неделю звучат в эфире «Финам ФМ».
Какая нужная тема!
Картина, которую нарисовал Дмитрий – когда благотворители «бегут помогать» детским домам – действительно удручающая. Предновогодний забег особенно: помимо официальной благотворительности (когда организация исполняет свой спонсорский бюджет), есть еще, например, «письма Деду Морозу». Эти трогательные послания от Саши или Кати (с точным адресом детского дома и фамилией ребенка) с просьбой о подарке буквально «завирусовывают» корпоративные сети, передаваясь, по закону сетевого жанра, из одной компании в другую. Изначально тут нет дурного умысла – какая-то организация договаривается с каким-то детским домом о подобной акции; но потом сотрудники этой организации начинают пересылать детские письма своим друзьям и знакомым, и пошло-поехало. На каждое письмо отзываются люди в десятках компаний (а как не отозваться – ребенок просит!), и в результате получается то, о чем говорит Дмитрий – саши и кати получают десятки наборов фломастеров, кукол и сладких подарков (или «меховых ушек розового цвета»).
Вот уж воистину – не навреди! Это относится и к дарителям, и к получателям. Есть и замечательные детские дома, в которых так же серьезно, как об этом говорит Дмитрий, относятся к социализации своих воспитанников, и где воспитателям нужны спонсоры-партнеры в этой работе. А есть такие, где «на халяву» привыкают жить и взрослые, и дети.
У меня есть много историй из опыта Клуба волонтеров организации, в которой я работала. Один из принципов Клуба был про рыбу и удочку – мы дарили ребятам «удочку» и учили «ловить рыбу». Например, если детскому дому был нужен новый забор или игровая площадка, сотрудники на свои деньги закупали материалы и приезжали в детский дом, чтобы вместе с детьми заниматься строительством. Получался добрый детский праздник – сначала взрослые учили ребят, как пользоваться красками, кистями или баллончиками с автоэмалью, потом все вместе дружно работали, а в финале так же дружно отмечали хорошую работу – пили чай с печеньками. А еще можно было вместе жарить шашлыки – для детдомовских ребят это нехитрое удовольствие тоже было новым опытом из «другой жизни». Мы всегда все продумывали вместе с педагогами-воспитателями, и потом они делились с нами своими наблюдениями за детьми – кому и в чем пошли на пользу совместные трудовые субботники.
Однако, в некоторых случаях наша готовность совместно потрудиться с детьми / научить их пользоваться спортинвентарем / «болеть» на футбольных соревнованиях и пр. категорически не вызывала интереса у администрации детских домов. Прямо так и спрашивали: «А почему вы не хотите просто дать нам деньги?». Вы думаете, воспитатели опасались в данном случае за детей – что мы «приручим» и бросим? Увы, нет, они за детей не беспокоились. Просто у них было много других дарителей, которые «просто» давали деньги и вручали «под камеру» подарки. Быстро и без всей канители с подготовкой и проведением «строительных работ».
Человеческое участие нужно всем - детским домам, SOS-деревням и хорошим людям, которые берут детей в семьи. Каждый, кто хочет помочь, вправе делать свой выбор. Благотворительность вписана в программы социальной ответственности большинства организаций, и то, о чем говорит Дмитрий, в первую очередь относится к ним. Я думаю, это тот случай, когда надо НЕ спешить делать «добро», а подумать сначала, детям ли мы его делаем.
И обязательно надо слышать таких людей, как Дмитрий. Позвольте выразить Вам мое уважение. А редакции e-xecutive спасибо, что подняли эту тему.
Публикация реанонсирована.