Как активировать ваши сильные стороны? Три революционных инструмента

dobeysa_maksimuma.jpgМаркус Бакингем, Дональд Клифтон, «Добейся максимума: Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса» — М.: «Альпина Паблишер», 2014

Авторы книги — одни из ведущих специалистов по лидерству и руководству, — считают, что современный корпоративный мир стоит на пороге революции, призванной разрушить традиционную модель организационного менеджмента и утвердить новый порядок — управление компанией на основе сильных сторон ее сотрудников. По данным исследования, проведенного Институтом Гэллапа, лишь 20 % сотрудников компаний занимаются на работе тем, что им лучше всего удается. Это значит, что в организациях существует огромный потенциал роста. Книга предназначена для руководителей компаний, руководителей отделов по управлению персоналом, HR-менеджеров, а также для всех, кто интересуется саморазвитием и самосовершенствованием.

Три революционных инструмента

«Без чего невозможно выстроить жизнь в соответствии с сильными сторонами?»

Совет «с выгодой использовать сильные стороны и правильно подойти к слабым сторонам» понять несложно. Но, как вам наверняка известно, гораздо труднее ему последовать. В конце концов, строить жизнь в соответствии с сильными сторонами — нелегкая задача, включающая массу всяческих переменных: самосознание, степень зрелости, ваши возможности, окружающих вас людей, людей, от которых вам вряд ли удастся избавиться. Чтобы прояснить все с самого начала, мы должны рассказать, чем данная книга может, а чем не может помочь в формировании вашего нового образа, в основе которого лежат сильные стороны.

Мы не сможем предоставить вам завершенный образ; даже если бы могли, он бы тут же утратил свою актуальность, ведь каждый человек постоянно изменяется. Мы не можем научить вас учиться. Как вам, вне всяких сомнений, хорошо известно, только на вас лежит обязанность действовать, предвидеть последствия и изыскивать возможности для обучения. За вас никто это не сделает.

Зато вот что мы можем вам предложить: три революционных инструмента, с помощью которых вы построите жизнь в соответствии с сильными сторонами.

1. Первый революционный инструмент — понимание того, как различать врожденные таланты и приобретенные навыки.

Мы определили сильную сторону как близкое к совершенному умение выполнять тот или иной вид деятельности. Отлично, но как же добиться такого исполнения? Достаточно ли одной практики или практически совершенное исполнение требует определенных врожденных талантов?

Если вы стремитесь окружить себя людьми, готовыми во что бы то ни стало прийти вам на помощь, сможете ли вы стать коммуникабельным человеком благодаря практике? Если вы не умеете смотреть в будущее, сможете ли вы научиться разрабатывать безукоризненные стратегии? Если вы не в состоянии открыто противостоять людям, сможете ли вы стать обрести дар убеждения и научиться добиваться своего с помощью дисциплины и тренировки?

Вопрос состоит не в том, сможете вы или нет научиться делать все перечисленное. Разумеется, сможете. Человеческие существа легко приспосабливаются и в случае острой необходимости в состоянии немного улучшить качество исполнения практически любого рода деятельности. Вопрос в том, сможете ли вы добиться стабильного близкого к совершенному уровня исполнения благодаря одной только практике. Ответ на этот вопрос звучит так: нет, практика не гарант совершенства. Развитие сильной стороны в той или иной сфере невозможно без определенных врожденных талантов.

Данное утверждение порождает несколько непростых вопросов. В чем состоит различие между понятиями «сильная сторона» и «талант»? Какими навыками коммуникабельности, стратегического мышления или убеждения можно овладеть, а какие из них являются врожденными? Какую роль в формировании сильной стороны играют навыки, знания, опыт и самосознание? Не имея ответа на обозначенные выше вопросы, вы можете напрасно потратить уйму времени в попытках овладеть сильными сторонами, которыми невозможно овладеть, или, наоборот, слишком рано махнете рукой на сильные стороны, которые вполне реально развить.

Ответ на эти вопросы предполагает простой способ различать то, что дано природой, и то, что можно усвоить посредством практики.

В следующей главе мы расскажем, как это сделать, и, в частности, познакомим с тремя четко сформулированными понятиями:

  • таланты — это естественным образом повторяющиеся модели мышления, поведения и чувствования. Различные ваши таланты как раз и выявляет StrengthsFinder Profile;
  • знания являют собой факты и усвоенные уроки;
  • навыки — это умения, доведенные до автоматизма в результате многократных повторений.

В совокупности эти три понятия — таланты, знания и навыки — складываются в ваши сильные стороны.

Например, установление контакта с незнакомыми людьми и получение удовольствия от процесса есть талант (представленный далее в книге как тема «Обаяние»), в то время как умение обзаводиться близкими друзьями, готовыми прийти на помощь, — это сильная сторона. Для формирования сильной стороны необходимо совершенствовать врожденный талант с помощью навыков и знаний. Аналогично умение противостоять окружающим — это талант (далее обозначенный как тема «Распорядитель»), в то время как умение хорошо продавать — сильная сторона. Чтобы убеждать других людей приобретать ваш продукт, вам понадобится объединить свой талант со знанием этого продукта и умением продавать.

Из всех трех составляющих, несмотря на их важность в формировании сильных сторон, наиболее существенную роль играют таланты. Они закладываются от природы (в следующей главе мы объясним почему), в то время как навыки и знания можно приобрести в процессе обучения и практики. Будучи торговым агентом, вы, к примеру, можете научиться описывать особенности своего товара (знания) и задавать правильные открытые вопросы с целью выявления потребностей каждого потенциального клиента (навык), но вы никогда не сможете научиться тому, каким образом в нужный момент подтолкнуть его к принятию положительного решения. Это и есть таланты (далее описываются как темы «Распорядитель» и «Индивидуализация»).

И хотя порой можно сформировать сильную сторону без приобретения соответствующих знаний и навыков — существуют ведь «прирожденные» торговые агенты, обладающие таким талантом убеждения, что в состоянии продавать, практически ничего не зная о товаре, — сформировать сильную сторону без нужного таланта совершен но невозможно.

Итак, секрет формирования истинной сильной стороны вашей личности кроется в определении доминирующих талантов и их совершенствовании с помощью знаний и навыков. Имейте в виду, многие люди вообще не знают, что такое таланты, более того, они с трудом представляют, какими талантами обладают сами. Им кажется, что на практике можно обучиться чему угодно. Они не занимаются активным совершенствованием своих талантов посредством приобретения знаний и навыков. Вместо этого они, попавшись в ловушку, стараются овладеть как можно большим объемом знаний и навыков в надежде на некое общее совершенствование, сглаживание острых углов и получение всесторонней образованности.

Остерегайтесь этой ловушки, если хотите развить в себе сильные стороны. Не соглашайтесь слепо на курсы по развитию лидерских навыков, ораторского мастерства, эмпатии, умения слушать или настойчивости или любые другие тренинги в надежде на разительные улучшения. Если у вас нет необходимых талантов, улучшения вас ожидают незначительные. Большая часть энергии будет расходоваться на исправление ошибок, и только малая толика будет направлена на реальное улучшение. Учитывая ограниченное количество времени, которое вы в состоянии уделить себе, подумайте, оправдывают ли себя затраты на исправление ошибок.

Советуем подробно ознакомиться со знаниями, талантами и навыками и научиться различать их. Определите свои доминирующие таланты, а затем целенаправленно приобретайте знания и навыки, позволяющие превратить эти таланты в сильные стороны.

2. Второй революционный инструмент — система определения ключевых талантов. Взгляните на себя со стороны.

Опробуйте какой-либо новый вид деятельности и проверьте, насколько быстро вы ему обучитесь, насколько быстро начнете осваивать те или иные этапы обучения, новые нюансы и хитрости. Захватывает ли данное занятие вас настолько, что вы забываете о времени? Если спустя несколько месяцев не наблюдается ничего из вышеперечисленного, опробуйте другой вид деятельности, затем еще один. Со временем доминирующие таланты проявятся, и вы сможете приступить к их шлифовке и превращению в сильные стороны.

Наверное, на это должна быть направлена работа школы: на целенаправленное выявление у ребенка сфер, обладающих наибольшим потенциалом. Руководство компанией также должно включать в себя сознательные попытки разобраться, что необходимо каждому из нас для достижения высочайшего уровня в своем деле. К сожалению, ни школа, ни компания обычно не ставят перед собой подобных задач. Как следствие, выявлению врожденных талантов не уделяется должного внимания. А раз так, это бремя ложится на вас. Ищите свои таланты сами.

Тест под названием StrengthsFinder Profile, описанный в главе 4, разработан специально для выявления доминирующих талантов человека. Он не даст вам полную характеристику, не поможет вам отнести себя к какой-либо категории и не подскажет, в чем вы сильны, а в чем слабы. Это упрощенческий подход, а мы слишком сложны. Задача теста StrengthsFinder более узкая: выявить пять самых ярко выраженных талантов. Эти пять талантов — пока еще не сильные стороны, это аспекты, представляющие наибольший потенциал, аспекты, которые вы с наибольшей степенью вероятности сможете поднять до уровня сильной стороны. StrengthsFinder прольет на них свет. А действовать придется вам.

3. Третий революционный инструмент — освоение универсального языка для описания талантов.

Новый язык необходим для толкования сильных сторон, выявляемых как в нас самих, так и в окружающих людях. Этот язык должен быть точным и позволять нам описывать мельчайшие отличия одних людей от других. Он должен быть позитивен и позволять интерпретировать сильные стороны, а не недостатки. И он должен быть универсален; овладев им, любой из нас, кто бы или откуда бы он ни был, точно будет знать, что стоит за словами «Маркус обладает талантом Распорядителя» или «Дону присуща склонность к Достижению».

Зачем нужен этот новый язык? Все просто: язык, которым мы пользуемся в настоящее время, не отвечает поставленным целям.

Язык описания человеческих слабостей богат и разнообразен. Такие слова, как «невроз», «психоз», «депрессия», «мания», «истерия» и «шизофрения», отличают весьма существенные нюансы. Врач, специализирующийся на психических заболеваниях, прекрасно разбирается в этих нюансах и обязательно учитывает их при постановке диагноза и выборе лечения. По сути, язык недостатков распространен настолько широко, что большинство из нас, не являясь специалистами, владеют им практически в совершенстве.

При этом язык, описывающий сильные стороны, получил куда меньшее распространение. Послушайте разговор двух специалистов по работе с персоналом, обсуждающих достоинства трех кандидатов на одну вакансию. Диалог начинается с широких обобщений вроде «Мне нравится, как она работает с людьми» или «Кажется, он обладает самомотивацией», но потом беседа сворачивает в сторону сравнения различных фактов — образования и опыта работы. И подобным грешат не только специалисты по работе с персоналом. Руководители высшего звена, обсуждающие тех же трех кандидатов, будут, вероятнее всего, оперировать аналогичными фразами. И уж совершенно точно, перечисляя собственные сильные стороны, сами кандидаты прикроются стандартными обобщениями и сразу же перескочат в знакомую плоскость: образование и опыт работы.

Печальная правда заключается в том, что на сегодняшний день язык, описывающий сильные стороны, пребывает в зачаточном состоянии. Возьмем в качестве примера термин «навыки общения». Если вы говорите, что у двух людей хорошо развиты навыки общения, каким образом их характеризует эта фраза? Она говорит о том, что эти люди, по всей видимости, хорошо ладят с другими людьми, но не более того. Из нее вы не узнаете, что один из этих двоих превосходно умеет налаживать доверительные отношения после того, как установлен первоначальный контакт, а у другого прекрасно получается завязывать знакомства. Обозначенные навыки связаны с общением, но очевидно, что это совершенно разные умения, предполагающие различное практическое применение. Вы вряд ли выберете одинаковую роль для того, кто умеет заводить знакомства, и того, кто умеет вызывать к себе доверие, вне зависимости от их образования или опыта работы. И не будете ожидать от них одинакового подхода к клиентам и коллегам. И не станете рассчитывать на то, что они получают одинаковое удовлетворение от работы. И скорее всего, к ним не подойдут одинаковые методы руководства. Поскольку из этих переменных складывается качество работы, знание того, кто от природы легко вступает в контакт, а кто быстро входит в доверие, обусловливает успех или неудачу. В подобной ситуации от термина «навыки общения» толку чуть.

К сожалению, все вышесказанное применимо к большей части языка, описывающего человеческие сильные стороны. Что конкретно означает понятие «самомотивация»? Означает ли оно, что человеком движет внутренняя потребность в совершенствовании, которая не угасает ни при каком типе руководства? Или оно подразумевает, что человек мотивирует себя на достижение целей, поставленных другими? А что имеется в виду под определением «человек со стратегическим мышлением»? Он оперирует понятиями и теориями? Или здесь имеется в виду, что он обладает аналитическим складом ума и предпочитает доказательства? А как насчет «навыков продажи»? Если человек ими обладает, означает ли это, что он заключает сделки, давя на самое слабое место потенциального покупателя, умасливая его, прибегая к логическим доводам или демонстрируя страстную веру в свой продукт? Эти различия имеют большое значение, если вы хотите свести того или иного торгового агента с подходящими потенциальными покупателями.

Возможно, вы точно знаете, что вкладываете в понятия «навыки продаж», «навыки общения», «стратегическое мышление» и «самомотивация». Но что же окружающие люди? Они вполне могут пользоваться теми же словами, но придавать им совершенно иные значения. Это худшая из всех форм недопонимания. Вы завершаете разговор в твердой уверенности в том, что находитесь на одной волне с собеседником, хотя, по сути, говорите на разных языках.

К тому же по какой-то странной причине даже однозначные термины, находящиеся в широком употреблении и обозначающие сильную сторону, зачастую имеют негативный оттенок. Помните, Пэм Д., директора службы здравоохранения и социального обеспечения, которая любит действовать без промедления? Она импульсивна и нетерпелива. Как люди могут интерпретировать эти определения?

  • Человек, стремящийся к упорядочению окружающего мира? Дотошный.
  • Человек, требующий совершенства? Эгоцентричный.
  • Человек, постоянно задающийся вопросом «Что, если?». Мнительный.

С какой стороны ни посмотри, наш язык недостаточно богат, чтобы описать многообразие человеческих талантов.

В главе 4 мы представим вашему вниманию 34 модели описания талантов. Разумеется, это не просто слова, описывающие те или иные типы поведения, это слова, отражающие типичные модели, встречающиеся в нашем исследовании мастерства. 34 модели стали нашим инструментом (языком) для описания человеческих талантов и, следовательно, для толкования сильных сторон личности. Это способ выявить все лучшее в вас самих и окружающих людях.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.