Ирина Хакамада: «Меньше сексуальности в облике, больше строгости в одежде и лице»

v_predvkushenii_sebya.jpgИрина Хакамада, «В предвкушении себя: От имиджа к стилю»,– М.: «Альпина Паблишер», 2014

Имидж — это игра в индивидуальность или мощный инструмент достижения успеха? Стиль — это врожденное чувство гармонии или его можно развить? Как проявить свою индивидуальность в обществе навязанного потребления? Можно ли с помощью имиджа и стиля манипулировать внешним миром? И самое главное, как найти гармонию между своим внутренним «Я» и внешним образом? Все эти вопросы рассматривает в своей книге Ирина Хакамада. Автор не просто раскрывает свое видение стиля, она рассказывает о своей философии жизни. Ведь одежда, прическа, обувь, аксессуары — это средство самовыражения, обеспечивающее единство тела и сознания, а значит, профессиональный успех. Книга будет полезна не только женщинам, но и мужчинам, которым автор уделяет особое внимание.

Опыт в имиджевом маркетинге

Как человек, не работающий в корпорации, я могу распоряжаться своим имиджем как угодно, меняя бизнес-образы в зависимости от ситуации. Если я провожу мастер-класс, то имидж деловой, но впечатляющий, так как я не преподаватель в институте, а почти актер на сцене. Значит, надо быть ярким пятном, но не настолько, чтобы отвлекать от содержания лекции. Можно сказать, что вновь появляется необходимость формирования креативного имиджа, т. е. соединения профессионального образа и индивидуального стиля. Она возникает и при выступлениях по телевидению. Чистый стиль не сработает. Необходимо учитывать аудиторию и ей как-то нравиться. Визуальный позитивный сигнал со стороны выступающего способствует и правильному восприятию его идей. Однако без яркой индивидуальности ТВ-образ не сработает на поставленную задачу, получится «феномен Никсона». В свое время Ричард Никсон проиграл Джону Кеннеди дебаты на телевидении и выиграл на радио. Если же я выступаю по радио, то образ не имеет значения, хотя теперь чаще всего эфир транслируется по Интернету. На радио образ создается исключительно голосом, ритмом, паузами и свободной реакцией на вопросы ведущего. Как ни странно, и с помощью голоса можно играть имиджем.

Итак, мой имидж требует корректировки в следующих случаях:

  • чтение лекций;
  • участие в телевизионных программах;
  • ведение радиопередач;
  • беседы с журналистами-интервьюерами;
  • проведение персональных коучингов.

Начинаем с публичных лекций. Критерии отбора образа зависят от:

  • состава аудитории по полу, возрасту и доминирующей социальной группы;
  • национального характера региона;
  • темы лекции;
  • состояния здоровья.

Любое публичное выступление будет успешным, если заранее учитывать аудиторию. Если аудитория по преимуществу женская, то, как это ни странно, свободы проявления себя в имидже больше. Женщины быстрее начинают доверять людям, лучше мотивированы на обучение и прощают любимому герою все. Мужчины более недоверчивы к лектору, особенно женщине, и если пришли учиться, то требуют большей консервативности в ее облике. Узнала я об этом случайно, обсуждая со слушателями-мужчинами проведенный в Екатеринбурге мастер-класс «Лидерство в эпоху турбулентности». Чудесные, боевые, веселые уральские предприниматели, молодые, напористые, галантные, с цветами и ужином в прекрасном ресторане. Я спросила их, какой образ должен быть у меня на плакате, чтобы привлечь мужчин в таком количестве, чтобы они составляли больше чем 30% аудитории. Неожиданно реакция была очень быстрая: меньше сексуальности в облике, больше строгости и в одежде, и в лице. Мы начали обсуждать мою фотографию на плакате, взятую с обложки книги «Успех (success) в большом городе». На ней я сижу в позе полулотоса в джинсах и мужском пиджаке на голое тело. Глаза задорные, вид уверенный. «Ну и что вам не нравится?» — спросила я. «В том-то и дело, что нравится все, и даже слишком все. Мужской пиджак на голом теле — дико сексуально. Плюс глаза — веселые и уверенные в своей правоте. Круто! Но к таким идут не учиться…» Оживленная дискуссия привела к следующему выводу: нужен образ из детства — «строгая училка, но симпатичная». И взгляд — умный и тоже строгий, тогда пойдут мужики, заключили мои оппоненты. И тут же спохватились: «Это только для плаката, но не вживую. Как только вы начинаете общение, тут как раз юмор, сексуальность, острые насмешливые глаза помогают «переварить» сложный материал».

Далее: чем старше аудитория, тем надо выглядеть серьезнее. А поскольку у меня ползала — молодежь и еще ползала — среднее поколение, причем на 30% — мужчины, то что делать? Совмещать черты очень современных городских трендов, добавлять классики и сексуальности. Что же получается? Креативный имидж в стиле постмодерн. Главный стержень — строгий силуэт: пиджаки, узкие юбки, прямые брюки, соответственно и цвет — спокойный, приглушенный, даже если бордо или зеленый. А что дает современность? Обувь — иногда. Очки — всегда. Украшения — минималистские. Часы: недорогие, но тяжелые. Купила как-то на Ибице английские огромные мужские металлические часы стоимостью аж $300. Стрелки большие, цифры тоже. Очень удобно следить незаметно за временем на сцене. После лекции каждый третий слушатель обоего пола тихо спросил, беря автограф, где взять часы, какая фирма и сколько стоят. Потом отписались, нашли в Интернете еще дешевле. Победа над дорогущими «котлами». Ура!

Теперь проанализируем регионы. Сравним, например, Самару и Улан-Удэ. Самара, вольная, размашистая по-волжски, купеческая, привыкшая к концертам и тусовкам. Самарцы из среднего класса никогда не придут в непрестижное место, станут выяснять, будет ли перед лекцией коктейль-вечеринка. Даже после третьего звонка не спешат занять места. Долго тянутся к назначенному времени. Избалованы вниманием московских звезд эстрады и таких, как я, воспринимают аналогично.

Улан-Удэ — город сибирский, степенный. Люди восточные, и не только буряты. Дух восточной неторопливости и вдумчивости во всем. Далекие от Москвы, дорожат каждым гостем и пойдут его слушать куда угодно в жажде новой информации. Придут вовремя, терпеливо будут сидеть в зале, причем тихо-тихо. И никакого шампанского, хотят только знаний.

Уже из описания становится ясно, как я должна выглядеть там и там. На Волге — богато, слегка огламуренно и непременно сексуально. В Сибири: скромно-элегантно и ни в коем случае не небрежно.

В Самаре я вышла на сцену в облегающем сером платье выше колен и замшевых малиновых сапогах-полуботфортах (урок после угг).

В Улан-Удэ — в модных свободных черных брюках и шелковой белой рубашке. Кстати, именно в Самаре меня после мастер-класса как-то девушка спросила, почему я не увеличиваю грудь. То ли она боролась с модой на силикон таким образом, то ли перебор с шампанским. Во всяком случае в Бурятии этот вопрос исключен при любом количестве выпитого. Зато зал в Самаре остро реагирует на шутки, юмор, порой очень откровенный. А аудитория сибирская — более закрытая, реакция медленнее, раскачать ее тяжелее. А раскачивать нужно, так как сложные смыслы воспринимаются легче, если эмоционально окрашены.

Переходим к теме мастер-класса. Понятно, что бизнес-занятия требуют и бизнес-имиджа. Все, от прически до обуви, включая и костюм, должно демонстрировать деловитость, профессионализм и успех. Прическа у меня не меняется, разве что длина челки, уложенной в зависимости от настроения.

Очки. Очки я выбираю большие, с черной оправой.

Дальше следуют узкое строгое платье или юбка, опять же узкая, с пиджаком. Или брючный костюм. Подбор брюк — особая история. Не знаю почему, я не люблю брючные костюмы, предпочитая комбинировать разные брюки с разными пиджаками. Вообще, костюм сложнее соединить с телом, чем отдельно подобранные верх и низ, если только у вас не 90–60–90 с плоским, как доска, животом. Когда-то в поздние 1990-е, помню, случайно набрела на ликвидацию мультибрендового магазина и схватила пиджак от Карла Лагерфельда: смесь фрака с классическим пиджаком. От фрака — лацканы и крой спереди, от классики — длина и крой спины. Он меня просто ждал и наконец дождался. Кажется, я его надела, отрезала бирки и прямо из магазина в Думу. С чем я его только ни сочетала. Единственная вещь из серьезных, в принципе не снашиваемых, которую я затаскала до дыр. С тех времен вошло в привычку фантазировать с брючным костюмом. Для деловой женщины, кочующей по стране и миру, брюки — это все. Особенно если она с микрофоном и провода надо прятать, вот и появляется пиджак в качестве рабочей одежды. Как все соединить? Мой принцип в бизнес-стиле:

  • подчеркнуть шею и плечи;
  • визуально уменьшить талию;
  • ноги удлинить;
  • бедра сузить;
  • накинуть творческую небрежность.

Опираясь на перечисленные принципы, собираем мой костюм.

1. Брюки черные. Узкие или широкие от бедра и прямые (никакого клеша). Я не люблю немецкие стандартные брюки а-ля Ангела Меркель. Просто не представляю, какую надо иметь фигуру, чтобы эти брюки вас не убили.

2. Пиджак черный. К широким брюкам — короткий, к узким — длинный.

3. Рубашка. Свободная, причем длиннее, чем пиджак. В таком варианте рубашка, конечно, мягкая, шелковая или под шелк. Легко струится и не мешает движениям. Белая рубашка навыпуск придает тот самый небрежный дендизм в подаче себя, в немного мужском варианте, и уводит от стандартного корпоративного вида.

4. Но я же женщина! Как добавить женской сексуальности? На лацкан пиджака повесить забористую красную переливающуюся китчевую брошь. У меня их немного есть, купленных по случаю на прилавках всех французских блошиных рынков и в наших дешевых магазинах.

5. Обувь. Черная, на низком каблуке — для широких брюк; на высоком, но устойчивом (четыре часа на сцене!) —для узких. Иногда можно схулиганить с черными лаковыми кедами.

6. Часы крупные, металл и никаких блестящих деталей.

Ну вот и все. Я добиваюсь своего:

  • брюки удлинили рост;
  • рубашка открыла шею и прикрыла живот, создав более
  • свободный силуэт;
  • пиджак подыграл брюкам и рубашке;
  • обувь завершила образ;
  • брошь отвлекла и развлекла немного.

Если своих плеч не хватило — подшили дополнительные. И даже если плечи не в моде, а у вас они узкие, то бизнес-образ требует, чтобы вы плюнули на моду. Хорошие плечи держат силуэт и создают эффект деловой энергии и, не побоюсь этого слова, харизмы. Поэтому погоны так идут и мужчинам, и женщинам.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: . ., Константин Фролов
. . . . Директор по развитию, Москва
Прическа у меня не меняется, разве что длина челки, уложенной в зависимости от настроения. Очки. Очки я выбираю большие
Консультант, Москва

Есть возраст, когда строгость смотрится смешно, а есть возраст, когда демонстрация сексуальности неуместна.
Всему своё время. Даже в бизнесе. _________ А ''футляр'' - наденут.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выступили на Smart-Lab Conf

Это событие является одним из самых массовых в индустрии по количеству участников.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.