Патрик Ленсиони «Как решить пять основных проблем команды», – М.: «Альпина Паблишер», «Юрайт», 2010
Командная работа – значительное конкурентное преимущество: в отличие от организаций, терпящих крах, в преуспевающих компаниях она встречается почти всегда. В своей новой книге Патрик Ленсиони, признанный эксперт в области менеджмента, приводит конкретные рекомендации, инструменты и методы для решения пяти основных проблем команды: отсутствие доверия, боязнь конфликтов, недостаточная преданность делу, уклонение от ответственности, невнимание к результатам.
На основе собственного опыта работы с командами за последние десять лет я пришел к одному бесспорному заключению: нет качеств или характеристик, которые важнее доверия. И моя работа с командой строится на доверии больше, чем на чем-то еще. Если вы первыми в своей среде сможете достичь доверия, у вас появится отличная возможность получить настоящее конкурентное преимущество.
Почему доверие встречается столь редко? По двум причинам. Во-первых, люди вкладывают в это слово неодинаковый смысл и для разных людей доверие означает различные вещи. Во-вторых, добиться доверия очень сложно. Так что начнем с попытки дать определение доверию. Для этого проще всего перечислить то, что доверием не является.
Определение доверия
Под словом «доверие» я понимаю вовсе не способность членов команды предсказывать поступки друг друга, потому что они давно знакомы. Даже в самых неблагополучных командах – и, кстати, семьях – люди могут научиться предсказывать слова и действия окружающих, основываясь на длительных наблюдениях. Поэтому, когда кто-то говорит, например, «уверен, что Боб будет сердиться, если я скажу, что он постоянно опаздывает на совещания», – это не то доверие и не та уверенность в ближнем, о которых я говорю.
Когда речь идет о командах, доверие касается слабостей. Члены команды, которые доверяют друг другу, могут спокойно проявлять открытость. Они учатся откровенно признавать свои неудачи, слабости, даже страхи. Если вам кажется, что для этого придется быть чувствительными и держать свою душу нараспашку, – успокойтесь. Речь о другом.
Доверие, касающееся слабостей, основано на простой и очень практичной идее: люди, которые не боятся услышать о себе правду, не будут участвовать в офисных интригах, понимая, что они напрасно расходуют время и энергию и, самое главное, препятствуют получению хоть каких-нибудь результатов.
Вот пример того, насколько губительным может оказаться отсутствие доверия в организации.
История неуязвимого лидера
Как-то я работал на крупную компанию – о ней вы наверняка слышали, даже если не пользуетесь ее продукцией, – которая продемонстрировала, как отсутствие доверия может уничтожить результаты многолетней тяжелой работы. Назовем эту компанию «Бездействие».
«Бездействие» много лет была уважаемой и процветающей компанией, но недавно стала переживать трудные времена из-за появления более крупного и агрессивного конкурента. И все же у компании было много преданных покупателей и сотрудников, несмотря на то, что аналитики Уолл-стрит ее не поддерживали.
У «Бездействия» появился новый генеральный директор, человек, который не ценил людей и не внушал доверия руководящей команде. При новом лидере положение компании стало ухудшаться еще быстрее. Журналисты и аналитики отрасли объясняли это нестандартными решениями по продуктам и стратегии компании. Конечно, эти решения повлияли на положение дел, но они были всего лишь симптомами более серьезных проблем.
Эти глобальные проблемы становились очевидными только за кулисами, на совещаниях руководителей. Там проносились бури недоверия, оставляющие после себя только плохие решения и человеческие страдания. Следствием всего этого становилась падающая цена акций.
Как это часто бывает, вакуум доверия исходил от лидера – человека, с одной стороны, с выдающимися способностями, а с другой, с выдающейся неспособностью признавать собственную ограниченность. Во многих ситуациях и мне, и всей его команде это было совершенно очевидно, но отчетливее всего это ощущалось на совещаниях, когда он неохотно «делился» результатами круговой обратной связи.
Стоя перед командой с результатами кругового опроса в руках, руководитель «Бездействия» начинал перечислять свои недостатки. «Здесь говорится, что я не умею слушать, – провозглашал он с удивленным выражением лица. – Хм... А что думаете вы?» После короткой неловкой паузы собравшиеся за столом руководители уверяли босса, что все это не так, что нельзя говорить, будто бы он не умеет слушать, что он лучше многих руководителей, которых они знали. Он без возражений принимал их протесты.
«Хорошо, переходим к следующему. Там говорится, что я мало хвалю». И снова собравшиеся один за другим пожимали плечами и соглашались, что не видят такой проблемы.
В этот момент я вмешался и осторожно напомнил команде, что никто, кроме них, не заполнял анкет, а значит, кто-то из присутствующих поставил руководителю низкие оценки по этим пунктам. После неловкой паузы один храбрец поднял руку. «Хорошо, я признаюсь. Я считаю, что вы можете
Доверие, касающееся слабостей, основано на простой и очень практичной идее: люди, которые не боятся услышать о себе правду, не будут участвовать в офисных интригах, понимая, что они напрасно расходуют время и энергию и, самое главное, препятствуют получению хоть каких-нибудь результатов.
Вот пример того, насколько губительным может оказаться отсутствие доверия в организации.
История неуязвимого лидера
Как-то я работал на крупную компанию – о ней вы наверняка слышали, даже если не пользуетесь ее продукцией, – которая продемонстрировала, как отсутствие доверия может уничтожить результаты многолетней тяжелой работы. Назовем эту компанию «Бездействие».
«Бездействие» много лет была уважаемой и процветающей компанией, но недавно стала переживать трудные времена из-за появления более крупного и агрессивного конкурента. И все же у компании было много преданных покупателей и сотрудников, несмотря на то, что аналитики Уолл-стрит ее не поддерживали.
У «Бездействия» появился новый генеральный директор, человек, который не ценил людей и не внушал доверия руководящей команде. При новом лидере положение компании стало ухудшаться еще быстрее. Журналисты и аналитики отрасли объясняли это нестандартными решениями по продуктам и стратегии компании. Конечно, эти решения повлияли на положение дел, но они были всего лишь симптомами более серьезных проблем.
Эти глобальные проблемы становились очевидными только за кулисами, на совещаниях руководителей. Там проносились бури недоверия, оставляющие после себя только плохие решения и человеческие страдания. Следствием всего этого становилась падающая цена акций.
Как это часто бывает, вакуум доверия исходил от лидера – человека, с одной стороны, с выдающимися способностями, а с другой, с выдающейся неспособностью признавать собственную ограниченность. Во многих ситуациях и мне, и всей его команде это было совершенно очевидно, но отчетливее всего это ощущалось на совещаниях, когда он неохотно «делился» результатами круговой обратной связи.
Стоя перед командой с результатами кругового опроса в руках, руководитель «Бездействия» начинал перечислять свои недостатки. «Здесь говорится, что я не умею слушать, – провозглашал он с удивленным выражением лица. – Хм... А что думаете вы?» После короткой неловкой паузы собравшиеся за столом руководители уверяли босса, что все это не так, что нельзя говорить, будто бы он не умеет слушать, что он лучше многих руководителей, которых они знали. Он без возражений принимал их протесты.
«Хорошо, переходим к следующему. Там говорится, что я мало хвалю». И снова собравшиеся один за другим пожимали плечами и соглашались, что не видят такой проблемы.
В этот момент я вмешался и осторожно напомнил команде, что никто, кроме них, не заполнял анкет, а значит, кто-то из присутствующих поставил руководителю низкие оценки по этим пунктам. После неловкой паузы один храбрец поднял руку. «Хорошо, я признаюсь. Я считаю, что вы можете немножко больше хвалить людей, – сказал он виноватым тоном. – То есть... мои люди обычно ничего от вас не слышат, пока не совершают ошибок. Было бы хорошо, если бы они и мы знали, что справляемся с работой».
Снова неловкая пауза. Потом другой из присутствующих руководителей произнес пафосную речь в адрес директора: «А я так не думаю. Мне кажется, вы хвалите больше, чем другие директора, которых я знал». Все стали кивать, а одинокий храбрец остался без поддержки, коря себя за то, что он рискнул высказать правду.
Данный пример может показаться смешным и пафос-ным, но вынужден пояснить, что все описанное случилось на самом деле. Правда иногда бывает причудливее любой выдумки. Этот пример наглядно показывает, что людям бывает тяжело признать свои слабости, недостатки, ошибки, даже когда есть фактические доказательства.
Конечно, мораль истории не в том, что происходило в тот день, а в том, что из этого получилось. Члены этой команды усвоили урок: не показывать слабости. Если сам директор не способен честно говорить о своих проблемах, почему его подчиненные должны рассказывать о своих?
Таким образом, руководители «Бездействия» научились вести сложную игру: притворяться, что они знают то, о чем на самом деле не имеют понятия, и искать решения проблем только в тех местах, где о них не будут плохо отзываться, или в своих отделах. Что примечательно – акции компании падали, а неуязвимость руководства сохранялась. Сегодня компания представляет собой лишь оболочку того, что было когда-то, потеряв большую часть преданных людей, которые создали фирму. Несколько лет назад она была продана другой компании, и сейчас осталось только ее название.
Когда журналисты пишут эпитафии компаниям наподобие «Бездействия», они упоминают неэффективные стратегические решения, проблемы качества или востребованности продукции. Но если бы они попытались вскрыть истинные причины неудачи, то увидели бы неспособность руководства проявлять друг перед другом слабость, то есть доверять друг другу.
Проблемы с доверием, основанным на слабости
Существует еще одна причина, из-за которой доверие, основанное на слабости, встречается так редко, – его трудно добиться, даже если команды понимают этот принцип. Дело в том, что люди, особенно взрослые, отличаются сильным стремлением к самосохранению. Для многих мысль о том, чтобы рисковать собой ради блага других, неестественна. К тому же этот принцип редко срабатывает в жизни, по крайней мере в тех формах, к которым привыкли люди.
Поэтому мы все учимся принципам «равняйтесь на первого» или «не показывайте страх» или равняемся на другие клише, которые побуждают нас сначала думать о себе, и только потом – о других. В тюрьме этот совет может быть разумным, но в команде он губителен.
Очень важно, чтобы члены команды научились спокойно открываться друг перед другом, не боясь честно произносить такие фразы, как «я был неправ», «я сделал ошибку», «мне нужна помощь», «я не уверен», «у тебя это получится лучше, чем у меня» и... даже «извини, пожалуйста». Если члены команды не могут заставить себя спокойно произнести эти слова, когда того требует ситуация, они не смогут научиться доверять друг другу. Вместо этого они будут попусту тратить время и энергию, думая о том, что им надо сказать, и гадать, что собираются делать коллеги.
Конечно, добиться доверия, основанного на слабости, сложно, но это вполне реально. И главное – на это не требуется много времени. Я видел сильное недоверие в командах, которые работали вместе годами, – и видел удивительную степень доверия в командах, которые были вместе шесть месяцев. Нет, главное – не время, а мужество.
Чтобы в команде возникло подлинное доверие, ее члены, начиная с руководителя, должны быть готовы идти на риск без гарантий успеха. Они должны демонстрировать слабость, не зная, отнесутся ли к этому с уважением и ответят ли им тем же.
Инструменты и упражнения
Упражнение «Личныеистории»
Как в большинстве программ саморазвития, начинать рекомендуется постепенно. Цель первого упражнения – помочь людям привыкнуть к умеренному уровню уязвимости. Мы с коллегами проводили его буквально с каждой командой, с которой работали, и должен признать, что я всегда волновался – а вдруг не подействует? Но оно работает всегда.
Итак, само упражнение.
На совещании, будь оно в офисе или на корпоративном выезде, обойдите комнату и попросите каждого члена команды рассказать три вещи: где они росли, сколько детей было в их семье, что было самой сложной или важной проблемой детства (но не их «внутреннего» детства, а просто основная сложность статуса ребенка).
Я уже говорил, что всегда боюсь: а вдруг упражнение не подействует? Ведь изначально я полагаю, что большинство людей, работающих в команде, уже знают друг друга и вряд ли почерпнут из этого упражнения что-то новое. А потом, через 20 минут, вижу, что люди удивлены тем, как мало они знают о коллегах.
Во время упражнения «Личные истории» я слышал самые удивительные вещи. Например, один парень рос в Чикаго, и в доме не было водопровода (и это в шестидесятые!). Другой в 13 лет ушел из дома и открыл собственный бизнес.
Многие всю жизнь переезжали, или вовсе росли без родителей, или были одним из восьми детей, или, наоборот, единственным ребенком.
История №1
Я работал с командой, существующей уже несколько лет. Когда пришла очередь одного мужчины рассказывать о главной проблеме своего детства, он сначала поколебался, а потом сказал, что, когда ему было восемь, его двенадцатилетнего брата убили и это очень тяжело на нем отразилось. Один из его коллег, сидевший напротив, с удивлением воскликнул: «Я работаю с тобой девять лет, но не знал об этом». Мужчина ответил, что так и не нашел подходящего момента, чтобы рассказать этот факт своей биографии.
Если вы сейчас думаете, не является ли это упражнение просто способом собрать анекдоты для будущих вечеринок, я еще раз поясню его цель. Когда члены команды рассказывают коллегам о своей личной жизни, они учатся открыто говорить с ними о других вещах. Они учатся общаться без защиты, за которой кроются их слабости, сила, мнения и идеи.
Это может показаться манипуляцией – что ж, может быть, так оно и есть. Но в хорошем смысле слова – так я уговариваю своего сына посидеть в мелкой части бассейна, чтобы он привыкал к мысли о том, чтобы перейти глубже, и в конце концов поплыл. Люди должны постепенно привыкать к процессу открытости перед коллегами, прежде чем заходить совсем глубоко. Слишком быстро просить их становиться уязвимыми не только является несправедливым, но и нередко вызывает сопротивление, которое потом трудно преодолеть. Наверное, поэтому я и не бросаю своего сына сразу в глубокую часть бассейна.
У упражнения «Личные истории» есть еще и побочный результат. Оно не только помогает людям открыться, но еще и позволяет одолеть одного из врагов работы – непонимание, следствием которого являются претензии и обвинения, возникающие из-за неправильной интерпретации поведения членов команды.
Принципиальная ошибка в оценке заключается в том, что одни люди часто приписывают негативное поведение других их характеру (внутренняя атрибуция), а собственное негативное поведение объясняют внешними обстоятельствами (внешняя атрибуция). Почему? Нам хочется верить, что мы поступаем плохо исключительно из-за ситуации, в которой оказались, но при этом
не сомневаемся, что другие поступают плохо исключительно в силу своего характера. (Аналогичным образом мы часто объясняем чужие успехи ситуацией, а свои – собственным характером. Мы просто верим, что по своей природе талантливы и великолепны, а другим просто улыбается удача.)
С помощью упражнения «Личные истории» члены команды начинают понимать друг друга на более глубоком уровне. Они узнают, как стали теми, кто есть сейчас. Сочувствие и понимание будут сдерживать критику и обвинения, когда речь зайдет о сомнительных поступках; во всяком случае вероятность такого развития событий велика.
История №2
Как-то мне встретилась женщина, которая никак не могла поладить со своими коллегами из руководящей команды. Она редко улыбалась и смотрела им в глаза. Коллеги пришли к выводу, что они ей не нравятся и она не хочет с ними сотрудничать. Потом мы стали проводить упражнение «Личные истории». «Хорошо, – осторожно начала женщина, – я росла единственным ребенком генерала, сторонника жесткой дисциплины. Почти все мое детство прошло за границей. Я стала выступающей скрипачкой международного класса, но, когда моя музыка получала признание или награды, отец всегда пытался сбивать с меня спесь, чтобы я не начала задаваться».
Эффект был такой, словно женщина призналась, что она марсианка. Теперь все понимали, что на самом деле ее поведение объясняется вовсе не неприязнью к окружающим.
Например, когда финансовый директор компании задает вопросы по какому-то пункту расходов служащего, его коллеги из руководства могут решить, что побуждает его к этому чувство собственной власти или недостаток доверия. Но если коллеги будут знать, к примеру, что их финансовый директор вырос в бедной семье или у него были очень консервативные родители, может быть, им будет проще понять подлинную мотивацию его поступков. Конечно, это не помешает им возражать финансовому директору и требовать дополнительных ресурсов. Однако они будут делать это, лучше понимая поведение своего коллеги.
Чтобы упражнение «Личные истории» было результативным, надо, в частности, предвидеть первые возражения членов команды. Когда я предлагаю это упражнение высшему руководству, то объясняю, что меня не интересует их «внутреннее» детство или их глубокие страшные тайны. Еще я объясняю, что это – единственное упражнение, которое хотя бы отдаленно связано с «телячьими нежностями». По окончании 20-минутного упражнения они оказываются приятно удивлены отсутствием пафосности. Но самое главное – тем, что стали лучше понимать коллег, чем полчаса назад.
Еще один ключ к успешным результатам – правильная организация занятий. Здесь может потребоваться деликатность, потому что и темы иногда рассматриваются деликатные. Например, из каждых 10 участников упражнения двое, как правило, говорят, что не помнят никаких детских проблем. Иногда это кажется проявлением нежелания открываться перед группой, но чаще эти люди искренне не понимают, чего от них хотят. «У меня было отличное детство, – растерянно говорят они. – Родители нас любили, мы не были ни богатыми, ни бедными, в семье царил мир...» Это только к лучшему.
С другой стороны, как правило, один-два члена команды рассказывают о чем-то достаточно личном. Родители – алкоголики. Смерть родственника или друга. Трудные отношения в семье. Ведущий в такие моменты должен быть очень тактичным. Иногда этого проще всего добиться, выдержав после рассказа паузу, улыбнуться говорившему и просто поблагодарить его.
Если кто-то из читателей сейчас недовольно морщится, думая, что придется слушать, как кто-то рассказывает о болезненных переживаниях, тяжелых воспоминаниях, начинает неудержимо рыдать, я хочу сообщить, что мы редко – нет, точнее, никогда – не видели, чтобы такое происходило. Никто не говорил ничего совсем уж неподобающего – к счастью, мы вообще не встречали и неподобающих вопросов. Люди – в целом неплохие существа и, не считая время от времени встречающихся неуклюжих особей, почти всегда относятся друг к другу с уважением.
На тот крайний случай, если кто-то не сможет соответствовать тому, что ждут от разумного человеческого существа, я рекомендовал бы задуматься по поводу его участия в команде. Я просто советую.
И еще кое-что об упражнении «Личные истории». Я думаю, что вы можете выбирать разные вопросы. О первой работе, худшей работе, о самой серьезной ошибке, о самом влиятельном руководителе в жизни. Главное, чтобы эти вопросы вызывали у человека потребность поделиться чем-то личным и существенным. И не глупым. Будет хорошо, если ответы людей будут примерно одинаковой продолжительности, лучше всего одна-две минуты максимум. Но при этом не стоит слишком активно руководить этим процессом, потому что обрывать или перебивать людей во время подобных разговоров очень плохо.
Итак, упражнение «Личные истории» направлено на то, чтобы помочь людям спокойнее показывать собственные слабости и лучше понимать друг друга. Но настоящего прорыва в вопросе доверия можно добиться, используя инструмент поведенческого профиля, который позволяет членам команды точно и честно оценивать как свою силу, так и свою уязвимость.
Профиль поведения
Цель простая: предоставить членам команды объективный и надежный инструмент для понимания и характеристики друг друга. Это дает два значительных преимущества.
Во-первых, существенно возрастает вероятность того, что члены команды будут признавать друг перед другом свои сильные и слабые стороны. В конце концов, когда каждый из них добровольно определит свой «тип», останется мало причин отказываться от откровенности. В моей практике они обычно с легкостью рассказывают коллегам, кто они такие и почему ведут себя именно так.
Во-вторых, вы обучаете членов команды общему языку для обсуждения их различий и сходств. Они могут спокойно давать друг другу характеристики, не опасаясь, что безосновательно в чем-то обвиняют коллег. Удивительно, как ранее сдержанные члены команды описывают сильные и слабые стороны друг друга после того, как их оценили с помощью объективного инструмента.
Существует множество инструментов для описания личности (DiSC, Модель социального стиля, профили RightPath и Insights), и я думаю, что у каждого из них есть определенные преимущества. Но я рекомендую – и мы сами чаще всего используем в The Table Group – Определитель типов Майерс-Бриггс (ее аналог известен у нас в последнее время как «соционика»). На это есть несколько причин.
Во-первых, и самое главное, Определитель типов Майерс-Бриггс надежен и проверен практикой. Он был разработан в 1940-х годах Изабель Майерс-Бриггс на основе теорий ее матери Кэтрин Кук Бриггс и используется уже десятки лет. По нему проводилось невероятное количество исследований и тестов.
Во-вторых, Определитель типов Майерс-Бриггс – самый широко известный инструмент. Обычно это скорее вызывает у меня скептицизм, поскольку я не хочу, чтобы люди совершали действия только потому, что это делают все подряд. Но в данном случае популярность инструмента тоже имеет значение. Дело в том, что большинство руководителей, с которыми мы работаем (около 70%), уже немного знакомы с системой Майерс-Бриггс и в какой-то момент карьеры принимали участие в подобном исследовании. Поэтому они сразу понимают его надежность и могут освоиться быстрее и с меньшими усилиями, чем если бы изучали что-то новое. Попытка убедить их принять последнюю теорию, предложенную астрологами из Беркли, значительно уменьшит вероятность получения успешных результатов.
Еще один плюс популярности системы Майерс-Бриггс – устоявшаяся терминология, которая известна многим – если не всем – руководителям, с которыми мы встречались. Иногда всего лишь через несколько минут после начала разговора о системе Майерс-Бриггс кто-то сам сообщает: «Я – логико-интуитивный рациональный экстраверт». И все присутствующие согласно кивают: «Мы так и думали».
СоветыпоиспользованиюсистемыМайерс-Бриггс
Однако, насколько бы хорошим инструментом ни была система Майерс-Бриггс (и я думаю, что это можно отнести в принципе к любому инструменту), его успех во многом зависит от способа применения. (Именно поэтому вам может понадобиться профессионал.) Отличный инструмент, который неудачно применяется, не даст результатов. Плохой инструмент в отличном исполнении, скорее всего, тоже ничего не даст. Я думаю, единственная возможность – взять хороший инструмент и хорошо им воспользоваться. Вот несколько советов.
- Действуйте быстро. У достаточно умных людей ничего так не вызывает скуку и желание написать другу SMS, как нудная лекция или примитивное упражнение. Если вы в чем-то не уверены, действуйте быстрее, лучше что-то упустить, чем пытаться сразу же объяснить все. Пусть лучше они потом задают уточняющие вопросы, чем начинают скучать.
- Применяйте на практике. Каждый инструмент личной характеристики обязательно основан на психологической теории поведения. Помните, что вы работаете с клиентами или служащими для того, чтобы они смогли доверять друг другу и быть на работе более эффективной командой. Поэтому не утомляйте их или просто не загружайте избытком теории. Если кто-то из присутствующих хочет узнать побольше (а часто так и случается – и это показывает их тип по системе Майерс-Бриггс), порекомендуйте им книгу или веб-сайт и продолжайте. Говорите преимущественно о том, как все это связано с работой команды.
- Предвосхищайте возражения. Не ждите, пока кто-нибудь заявит, что все это – антинаучная ерунда. Скажите в самом начале: «Тем из вас, кто считает все это антинаучной ерундой, должен сказать, что я раньше тоже думал именно так. Но теперь я точно знаю, что система основана на реальных данных и очень полезна для наших целей...» Что-то в этом роде, принцип вы поняли. Покажите слушателям, что вы знаете и понимаете, о чем они могут думать, и сразу снимите такой вопрос. Это просто – но очень эффективно.
- Помните тему наизусть. Это не значит, что вы должны производить на публику впечатление, без запинки начитывая текст по памяти. Просто это поможет в случае чрезвычайных обстоятельств или если кто-то (как правило, интуитивно-логический экстраверт) будет выражать сомнения в ценности любого инструмента, который вы используете.
Мы с коллегами столько раз сами убеждались в действии системы Майерс-Бриггс, что мне трудно выбрать и рассказать какой-то один случай. Пожалуй, вот типичный пример.
История о профиле поведения
Мы проводили выездной семинар с командой руководителей одной из крупнейших и самых популярных транспортных компаний Америки. Средний возраст присутствующих был выше, чем в большинстве компаний, с которыми нам раньше приходилось иметь дело. При этом оказалось, что мы получили редкую возможность работать с людьми, практически не знакомых с системой Майерс-Бриггс.
На тот момент данная команда еще не стала командой в полном смысле слова. Это была группа руководителей, собранных по знакомству и в результате реорганизаций. Большинство из них сохраняли верность прежде всего командам, которые возглавляли на старом месте работы, и не чувствовали особой лояльности к мужчинам и женщинам, собравшимся вместе в тот день.
На самом деле было даже еще хуже. Некоторые пытались избежать необходимости отказываться от своей независимости в группе и старались остаться сами себе хозяевами. В общем, доверия между ними было мало.
Каждый член группы перед нашей встречей потратил около 20 минут, пройдя в Интернете тест по Майерс-Бриггс, но результаты мы сообщили им только во время семинара. А первые полчаса мы объясняли теорию системы Майерс-Бриггс и предлагали людям самим себя оценить, отвечая на ряд вопросов. Это помогло им получить первое представление о своих типах.
Потом мы снова предложили участникам себя оценить, на этот раз пройдя тест про так называемый темперамент, основанный на той же теории, что и Майерс-Бриггс. Можно предположить, что очередное тестирование должно было им надоесть, но меня всегда поражает, насколько людям нравится что-то о себе узнавать. Теперь они полностью были поглощены попытками точно узнать, кто они такие.
Потом (семинар на данный момент длился меньше часа) мы раздали результаты онлайн-тестирования и попросили сравнить их с двумя только что пройденными тестами, чтобы посмотреть, не появится ли закономерность. И наконец, мы раздали справочник по системе Майерс-Бриггс, в котором, помимо всего прочего, были короткие описания всех 16 типов.
Где-то в этот момент некоторые руководители начали высказываться в духе «О, откуда вы это взяли? Это потрясающе» или «Вы меня раскрыли. Надеюсь, моя жена этого не увидит». А кто-то просто добродушно подсмеивался над тем, что миссис Майерс и миссис Бриггс их вычислили.
Но, конечно, отдельные руководители все еще не определили свой тип, по крайней мере окончательно. Мы стали задавать им вопросы и предложили почитать в справочнике описания и других типов.
Надо заметить, что на этот момент никто из присутствующих уже не сомневался в том, что этот инструмент работает. Все пытались применить его к себе. И все до единого получали удовольствие.
К этому моменту прошло уже около двух часов, и мы задали вопрос: «Каков ваш тип?» Мы обратились к лидеру команды и людям, которые были достаточно уверены в том, что определили свой тип, и попросили их зачитать краткие описания. И, как всегда, в этот момент началось самое интересное.
Мне никогда не надоедает смотреть, как сдержанность и закрытость недоверчивых коллег исчезают, когда они объясняют друг другу, что ими движет. Это всегда вызывает смех, поддразнивания, облегчение и понимание. Именно из всего этого появляются ростки доверия.
В нашем конкретном случае один из тихих членов команды (кажется, именно у него были самые веские причины пытаться сохранить независимость от команды) поразил коллег описанием своего типа. Слушая, половина присутствующих улыбалась и согласно кивала. Другие хмурились, и, когда он закончил двухминутное объяснение, люди сказали: «Я тебя таким не вижу».
Так бывает очень часто. В большинстве случаев члены команды не видят в коллегах описанных качеств именно из-за того, что кому-то было некомфортно открываться и проявлять их. В данном случае руководитель сказал: «Нет, я действительно такой. Я более чувствительный, чем вы думаете». Мы же подсказали, что, поскольку этот человек одновременно интроверт и сенсорик, он обычно держит чувства в себе. На самом деле его коллеги думали, что он сознательно закрывается, пряча свои политические убеждения. Когда они поняли, что для него это просто единственно возможный стиль поведения, то очень удивились. И почувствовали облегчение.
Другой член команды относился к типу «логико-интуитивный экстраверт», которые часто ведут себя несдержанно и эмоционально. Слушая, как он читает описание своего типа, коллеги смеялись и добродушно подшучивали: «Неудивительно, что ты всегда ведешь себя так драматично». Они как будто впервые поняли, что он собой представляет на самом деле.
Потом описание своего типа прочел генеральный директор. «Тут говорится, что я нетерпеливый. Это точно». Все хором засмеялись. «Ну ладно, ладно, – сознался директор, – я очень нетерпеливый». За этим последовало добродушное, но важное описание того, как он способен взглядом остановить разговоры. Он сам объяснил, что не пытается преждевременно заканчивать разговоры, но при этом не умеет сдерживать желание побыстрее дойти до конца. В ответ на это признание члены команды решили, что в подобных случаях необходимо оказывать более сильное сопротивление своему боссу.
Когда все зачитали описания своих типов, мы выписали профили всех членов команды на доске, чтобы было видно, какие элементы их типов по системе Майерс-Бриггс совпадают, а какие отсутствуют. Это в значительной мере помогло понять коллективное поведение команды и способствовало дальнейшим откровениям.
Примерно через два с половиной часа обсуждений и упражнений по системе Майерс-Бриггс мы пошли дальше, чтобы не надоедать людям с теорией. Однако мы оставили на доске перечень типов команды, зная, что на протяжении всего выездного семинара люди будут снова и снова к нему возвращаться.
После первого дня выездного семинара мы обычно даем членам команды домашнюю работу. Мы просим их вечером посвятить около получаса тому, чтобы почитать описания своего типа и на следующий день подготовить сообщение о трех-четырех примерах проявления своего поведения, которые оказались им особенно полезны.
Еще мы просим членов команды выбрать одно качество из профиля, олицетворяющее, по их мнению, слабость, которую они хотели бы победить ради блага всей команды. Просто удивительно, как откровенно люди говорят о своих проблемах в поведении – даже о тех, которых побоялись бы затронуть их коллеги.
К окончанию выездного семинара члены команды знали друг друга глубже и стали между собой ближе, чем раньше. Они чувствовали определенную духовную связь. К сожалению, по возвращении на работу эта связь отчасти растворилась в повседневных делах.
Именно поэтому важно поддерживать в действии систему Майерс-Бриггс и другие инструменты определения характера. Это можно делать несколькими способами.
Как поддерживать импульс
Можете разослать всем письма с перечислением типов членов команды. Это поможет, потому что если они не помнят профили друг друга, то не смогут ими пользоваться. Вы также можете посоветовать членам команды – или даже потребовать у них – держать все справочные материалы и пособия с семинара на рабочем столе, а не в своем ящике и не на полке. Это увеличивает вероятность того, что они будут к ним обращаться, а также отвечать коллегам на их вопросы о себе.
Мы всегда предлагаем членам команды обратиться к их непосредственным подчиненным и сообщить информацию по типологии, что способствует трем целям. Во-первых, это возможность показать подчиненным свои слабости. Во-вторых, это помогает подчиненным лучше понять руководителя, правильно интерпретировать его поведение и составить свое мнение о нем. В-третьих, это помогает руководителю лучше понять собственный профиль, потому что учить – один из лучших способов учиться.
Помимо первых описанных выше шагов, не менее важно вскоре после первой встречи вновь собрать команду, чтобы еще раз обсудить типы ее членов и их использование в работе. Любая новая информация, если она не используется и не обсуждается, быстро начинает забываться. Иногда для поддержки процесса достаточно провести повторный 30-минутный сеанс в течение первого месяца.
Время от времени нам встречается член команды, который не заинтересован, не хочет или не способен понять важность доверия, основанного на слабости. Это становится проблемой для команды. Наверное, здесь лучше всего рассказать еще одну историю.
История неуступчивого члена команды
Начальник отдела продаж в одной конкретной команде руководителей, с которой мы работали, решил, что слабости – не для него. Он заявил команде: «Слушайте, потребовалось много лет, чтобы я начал доверять своей жене, так что не ждите, что я начну вот так доверять вам». Все посмеялись, но генеральный директор понял, что решить эту проблему без дополнительных усилий вряд ли удастся.
Поэтому в течение нескольких месяцев (что, но его собственным словам, было чересчур долго) генеральный директор безуспешно пытался уговорить вице-президента по продажам открыться команде и завоевать ее доверие. Наконец он вывел неуступчивого руководителя из компании и был удивлен тем, как практически мгновенно изменилась его команда. Доверие между руководителями, а также скорость и качество принимаемых решений резко улучшились. И все – из-за отсутствия одного человека.
То, что мы рассказали, доказывает силу слабостей и необходимость единогласия. Принимать участие в таком процессе должен каждый член команды. Это не значит, что все должны действовать одинаково, но если хотя бы один из членов команды не желает откровенно говорить о слабостях, ошибках и проблемах, безусловно, сильно влияет на всех остальных.
Фото: pixabay.com
Спасибо за рецензию. Прочел книгу на одном дыхании. Считаю, что данное пособие одно из лучших сегодня в области построения команды на предприятиях.