Оптимизация затрат на автопарк в условиях кризиса

Сергей Зыков, CEO «Пятое Колесо Менеджмент»

Текущий кризис существенно сократил возможности компаний привлекать кредитные ресурсы для развития бизнеса. Моя практика работы в управляющей компании показывает некоторые способы, с помощью которых клиенты в краткосрочной перспективе решают проблему ликвидности, а также сокращают свои текущие затраты за счет оптимизации денежных средств затрачиваемых на корпоративные автопарки.

Одним из наиболее простых способов пополнения оборотных средств является buy-lease-back, сделка, при которой текущий собственный автопарк компании выкупается лизинговой компанией и сдается обратно в аренду. Подобные программы широко распространены в Западной Европе и предлагаются сразу несколькими лизинговыми компаниями. Плюсы очевидны, Вы в течение короткого промежутка времени получаете разницу между ежемесячной стоимостью аренды и выкупной стоимостью автомобилей, которую можете отправить на развитие бизнеса. Сегодня несколько лизинговых компаний предлагают подобные продукты, вместе с тем, надо учитывать, что несколько лет назад подобные сделки попадали под пристальное внимание налоговых органов. Однако, в последнее время арбитражная практика по таким сделкам скорее положительна в случае грамотной подготовки необходимых документов.

Конечно, многие компании решают проблемы связанные с финансовым кризисом путем сокращения персонала и сокращения заработной платы оставшимся. Очевидно, что этот процесс не только болезненный, но и сопряжен с юридическими трудностями или дополнительными затратами на выплату денежных компенсаций. Вместе с тем, с помощью автопарка можно сделать этот процесс существенно менее болезненным. Сразу необходимо оговориться, что применение приведенных ниже примеров должно сопровождаться изучением трудовых договоров с сотрудниками.

Один способ достаточно быстрого получения свободных денежных средств это оптимизация существующей структуры страхования автопарка. Так, даже введение минимальной франшизы позволяет существенно уменьшить тарифы страховых компаний, в зависимости от возраста и структуры парка потенциальная экономия составит 15% от размера страховой премии. Дополнительно, компания может ограничивать расходы на парковку, мойку автомобилей, а также вводить ограничение на использование корпоративного автотранспорта во внерабочее время в личных целях при этом оплата не компенсируемых компанией расходов может быть переложена на сотрудников, управляющих данным автомобилем. Подобные меры потенциально могут сэкономить порядка 30% бюджета на автопарк. И хотя, строго говоря, они являются абсолютно правильными с налоговой точки зрения, в режиме финансового развития и борьбы за персонал, они были по понятным причинам крайне не востребованы. Однако, в текущей ситуации возможность выбора между сокращением зарплаты или ограничением личного использования корпоративного автомобиля, смею предположить, что это станет дополнительным конкурентным преимуществом Вашей компании для персонала.

Более подробно стоит остановиться и на страховании автомобилей. В некоторых случаях выгоднее создавать резервный фонд и страховать автомобили самостоятельно. Однако, имеет смысл проводить подобные эксперименты только в том случае, если убыточность (отношение выплат по страховым случаям к размеру уплаченной страховой премии) ниже 60-70%, тренд не является растущим и в компании не было предпосылок для существенного его изменения, как-то резкая смена персонала, существенное изменение структуры парка, существенное расширение географии или правил использования автомобилей.

Еще один из источников дополнительных доходов компании — изменение сроков эксплуатации автомобилей в парке. Так изменение Совокупной стоимости владения автомобилем, одного из параметров наиболее правильно отражающих затраты на автопарк, достигает 15% в зависимости от правильности подбора соотношения пробега и срока эксплуатации автомобилей. При этом зависимость стоимости владения от возраста и срока не только не является прямой, но еще и существенно зависит от марки, модели автомобилей и их эксплуатации в Вашей компании. Чтобы получить ответ на вопрос об оптимальном сроке, необходимо проанализировать расходы на Ваши автомобили или обратиться в компании по операционному лизингу автомобилей. По окончании эксплуатации автомобилей текущая практика предполагает продажу автомобиля сотруднику, эксплуатирующему автомобиль, либо передачу его в трейд-ин, либо продажу на вторичном рынке.

И первый, и второй способ характеризуются быстротой и простотой получения денег, но существенным недополучением прибыли, так как продажа идет по цене заведомо ниже рыночной, последний способ требует в текущей ситуации существенного отвлечения человеческих ресурсов и длительным сроком продажи. В западной Европе и Северной Америке существует инструмент, который позволяет объединить преимущества этих подходов, это он-лайн аукционы, которые не требуют существенного отвлечения персонала. Но при этом обеспечивают быстроту реализации автомобилей при получении большей прибыли, чем при трейд-ин продаже. В настоящее время такая система работает и в ряде российских компаний. Дополнительно имеет смысл обратить внимание, что для большей эффективности в зависимости от географического положения имеет смысл комбинировать эти способы.

Отдельная тема для разговора об оптимизации затрат правильное распределение затрат между блоками совокупно обеспечивающими передвижение людей и грузов. Я отношу к ним: собственный автопарк, такси, арендные и подменные автомобили. Как показывает наш опыт, оптимальная структура позволяет экономить порядка 30% совокупных затрат. Ведь нередки ситуации, когда затраты на такси растут постоянно одновременно с ростом количества собственных автомобилей компании, которые без дела стоят на корпоративной стоянке? Или когда прибывшему временному сотруднику покупается автомобиль вместо того, взять арендную машину? Когда у Вас появится правильная структура, Вы сможете более эффективно сокращать затраты и с поставщиками, так представим себе, что Вы знаете, что у Вас постоянно одновременно работают несколько автомобилей такси. Позовите такси компанию и сообщите, что Вы готовы ежемесячно перечислять им деньги за 5 машин 24 в сутки 7 дней в неделю. Большинство поставщиков дадут Вам существенную скидку на этот заказ по сравнению с почасовой оплатой.

В последнее время также наметился существенный тренд в сторону аутсорсинга персонала, отвечающего за автопарк и водителей в случае, если они не заняты полностью или их функции могут быть сокращены. Аутсорсинговая компания в большинстве случаев может дозагрузить этих людей дополнительной работой. Соответственно, Вы получаете экономию, люди получают прежнюю или чуть большую зарплату. Понятно, что возникает дополнительное неудобство, связанное с необходимостью планирования загрузки персонала, но, строго говоря, любой процесс лучше выполняется, если он тщательно спланирован.

В завершении позвольте мне немного побыть оптимистом и предположить, что данные подходы помогут Вам в успешном преодолении кризиса. Ведь затраты на автопарк в среднем составляют до 15% расходов компании, а по результатам проведенных специалистами аудитов внедрение в том числе жестких и непопулярных мер позволяет сократить эти затраты почти вдвое.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Управляющий директор, Белгород

'''Плюсы очевидны, Вы в течение короткого промежутка времени получаете разницу между ежемесячной стоимостью аренды и выкупной стоимостью автомобилей, которую можете отправить на развитие бизнеса'''Не берусь судить стратег ли Вы, Сергей. Равнозначное с Вашим решение - заложить транспорт в ломбард.'''Ведь затраты на автопарк в среднем составляют до 15% расходов компании, а по результатам проведенных специалистами аудитов внедрение в том числе жестких и непопулярных мер позволяет сократить эти затраты почти вдвое''' - но это сокращение, видимо, предвидится только в том случае, если компания не воспользуется схемой обратного лизинга (учитесь называть вещи русскими словами). Или Вы знаете лизинговые компании, работающие на альтруизме?

Адм. директор, Рязань

Почему-то уверен, что большинство из предложенных вариантов на практике не сработает, тем более в условиях кризиса... Возможно в моей компании слишком мала доля затрат на автопарк, но в любом случае, в кризисной ситуации и без этих 'реформ' полно 'раздражителей' и элементов, подначивающих к сбоям. Я уж молчу про то, насколько эти приемы откинут назад фирму в развитии...

Руководитель проекта, Москва

1. Расходы на такси возрослиПопробуйте взять машину, даже она стоит в гараже, будет столько вони. Эта машина вдруг станет срочно нужна сотруднику2. Не покупать новому временному сотруднику машинуХа-ха-ха. Три раза. Он ведь скажет 'не уважаешь' и обидеться. Это же статус, как же без него3. Платить за машину из собственного кармана. Нашли дураков. Сотрудник придете вам тысячу и одну причину почему ему нужна машина в нерабочее времяНамерения, изложенные в статье, конечно классные, но менталитет у нас другой

Управляющий директор, Белгород

''''''Плюсы очевидны, Вы в течение короткого промежутка времени получаете разницу между ежемесячной стоимостью аренды и выкупной стоимостью автомобилей, которую можете отправить на развитие бизнеса''''''
Не берусь судить стратег ли Вы, Сергей. Равнозначное с Вашим решение - заложить транспорт в ломбард.
''''''Ведь затраты на автопарк в среднем составляют до 15% расходов компании, а по результатам проведенных специалистами аудитов внедрение в том числе жестких и непопулярных мер позволяет сократить эти затраты почти вдвое'''''' - но это сокращение, видимо, предвидится только в том случае, если компания не воспользуется схемой обратного лизинга (учитесь называть вещи русскими словами). Или Вы знаете лизинговые компании, работающие на альтруизме?

Адм. директор, Рязань

Почему-то уверен, что большинство из предложенных вариантов на практике не сработает, тем более в условиях кризиса... Возможно в моей компании слишком мала доля затрат на автопарк, но в любом случае, в кризисной ситуации и без этих ''реформ'' полно ''раздражителей'' и элементов, подначивающих к сбоям. Я уж молчу про то, насколько эти приемы откинут назад фирму в развитии...

Руководитель проекта, Москва

1. Расходы на такси возросли

Попробуйте взять машину, даже она стоит в гараже, будет столько вони. Эта машина вдруг станет срочно нужна сотруднику

2. Не покупать новому временному сотруднику машину

Ха-ха-ха. Три раза. Он ведь скажет ''не уважаешь'' и обидеться. Это же статус, как же без него

3. Платить за машину из собственного кармана. Нашли дураков. Сотрудник придете вам тысячу и одну причину почему ему нужна машина в нерабочее время

Намерения, изложенные в статье, конечно классные, но менталитет у нас другой

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.