Вице-президент Cisco по работе в странах СНГ Роберт Эйджи в интервью Executive.ru не исключает, что создаваемый венчурный фонд будет инвестировать не только в софтверные, но и в хардверные компании, имеющие хорошие перспективы на рынке: «Фонд будет помогать информационно-коммуникационной индустрии вырасти, и в этом заключается главный главный мотив для Cisco».
У Cisco уже есть опыт инвестиций в российский IT-сектор – в апреле 2007 года компания приобрела долю в российском интернет-магазине Ozon.ru. Этот опыт Роберт Эйджи оценивает положительно, не раскрывая, впрочем, деталей. Венчурным инвестированием в РФ компания занялась с благословления Леонида Реймана и Германа Грефа (Леонид Рейман – с ноября 1999 по май 2008 Министр связи и информатизации РФ; Герман Греф – с мая 2000 по сентябрь 2007 Министр экономического развития и торговли РФ), которые попросили Cisco, как выразился Эйджи, «Привезти в Россию ДНК нашего венчурного бизнеса».
Cisco появилась на свет в 1984 году в качестве венчурного проекта. Сегодня компания управляет венчурным капиталом, превышающим $2 млрд, и работает на всех крупных рынках капитала, включая Китай, Индию, Израиль, Европу и, разумеется, США. Cisco сочетает прямые и косвенные инвестиции и играет роль стратегического инвестора, поддерживающего стартапы и венчурные фонды по всему миру. 47% прямых инвестиций Cisco вложено за пределами Северной Америки. Оценивая перспективы России на рынке венчурного капитала, Роберт Эйджи сказал: «Это будет первый, но не последний венчурный фонд Cisco в России. У нас есть инвестиционные фонды в других странах, в том числе, например, в Китае. Мне трудно предположить, будет ли в России работать труднее или легче, чем в Китае. Я скажу об этом через год. Считаю, что у России есть хорошие перспективы для развития венчурного бизнеса».
Один из пионеров российского IT-бизнеса Александр Галицкий также не сомневается в хороших перспективах развития венчурного бизнеса в России: «Отличие России от других новых рынков венчурного капитала состоит в том, что, помимо сугубо экономических возможностей, российский рынок обладает еще и большим новаторским потенциалом. У России, подобно Израилю, есть колоссальные технологические и инновационные возможности, и она, как Индия и Китай, быстро наращивает объемы корпоративного и потребительского рынков».
Россия сегодня «настроена на сервисную экономику», считает инвестор. Один из важнейших векторов развития российской экономики – это построение сервисов на основе информационных технологий: e-trading, e-learning, e-finance, e-consulting…
Отвечая на вопрос о направлениях будущих инвестиций, Александр Галицкий порекомендовал обратить внимание на состав учредителей и ведущих менеджеров фонда: «Мы будем опираться на знания, которые у нас есть, и браться за те компании, которые мы можем оценить. Если нам потребуются знания в других отраслях, например, в медиа, мы привлечем специалистов из этих отраслей». По мысли Галицкого, «мировой медиарынок сейчас находится в каменном веке: огромное пространство, от телевидения до Youtube, не освоено. В ближайшее время на этом пространстве начнут появляться новые форматы».
Галицкий рассказал, что у фонда будет два формата работы: обычная венчурная сделка и Fast track. «Обычная сделка происходит тогда, мы можем оценить стоимость компании. Проекту не хватает денег, знаний или опыта – все это мы приносим как венчурные капиталисты. Мы понимаем бизнес компании и понимаем, куда мы придем. В Fast track ситуация иная. Компания сама еще не знает, сколько она стоит, инвестор тоже не знает. Но инвестор видит идею компании, понимает, что если «чуть повернуть», то будет результат. В этом случае мы за разумные деньги хотим получить 20% компании, чтобы помочь ей с нашей помощью «осознать себя», помочь понять, сколько компания стоит, чтобы потом оценить ее по индустриальным стандартам».
Фото: almazcapital.com
Весьма вероятно, что господин Боб Эйджи хорошо понимает - для России, ни одна, пусть самая «платиновая» команда во главе с харизматичным лидером откуда-нибудь из Воткинска, не является Константой гарантирующей долгосрочный успех. Подлинным центром развития, центром кристаллизации подвижного IT-бизнеса и собранной вокруг него команды может быть только знак.