IT для бизнеса: Системы принятия решений как антикризисный инструмент

Начнем с простого вопроса. Нужно ли учитывать прогноз погоды на завтра? Если речь идет об эксплуатации солнечной электростанции или запуске космического корабля – очевидно, да. А для торгового центра, расположенного на выезде из города? Сколько дачников на автомобиле заедет завтра за покупками, какими именно? Это зависит от завтрашней погоды? Может, не только от погоды, от чего-то другого? Одни вопросы!

Тут мы плавно переходим к усложнениям. Например, важно знать, на каком выезде из города расположен торговый центр, откуда и куда идет основной трафик, как он структурирован по времени. Неслучайно задолго до постройки здания ТЦ выполняется множество замеров – возле выходов из метро, на пешеходных переходах, на парковках и т.д. Это большой массив информации, сбор которой стоит денег. Но связи с конечной целью – управляющим решением – на этом этапе еще нет. Пока только данные.

Уровень глубже. Анализ данных по покупателям, определение частоты посещений и покупок. С помощью скидочных карт, различных анкет и конкурсов можно получить много информации, построить графики, гистограммы, OLAP-кубы. Простой анализ готов, вроде как появляется основа для выработки управляющих решений. Многие на этом останавливаются и пытаются прогнозировать.

Но такие прогнозы почему-то часто не сбываются. Яркий пример колебания курсов валют. В период стабильности системы – один сценарий, а когда внешние условия меняются – совершенно иная картина. Похожие ситуации сильно усложняют принятие управленческих решений во многих областях. Анализ есть (подробный, графический) – результата нет!

Задачи систем поддержки принятия решений

Основные сферы применения современных систем поддержки принятия решений (СППР) связаны с такими бизнес-задачами как:

  • Управление кредитными, операционными, рыночными и другими видами рисков;
  • Удержание клиентов за счет повышения их лояльности;
  • Управление продажами с помощью кластеризации клиентской базы, а также предложения сопутствующих товаров и услуг;
  • Управление спросом, планирование товарных остатков;
  • Оптимизация ценообразования;
  • Транспортная и складская логистика;
  • Противодействие мошенничеству, в том числе связанному с сокрытием доходов, получением бонусов и различных выплат;
  • Управление персоналом, и т.д.

Звучит довольно обыденно и, на первый взгляд, входит в функционал «обычного» IT-обеспечения. Так и есть, с одной существенной поправкой. Современная СППР, конечно же, служит для сбора и углубленного анализа данных. Но главное – это совокупность многоцелевых и многофакторных вычислительных моделей, решающих прямые и обратные задачи.

Подробное иллюстрирование займет слишком много места, поэтому в качестве примера приведу только один график. Я – физик, но поскольку соответствующих грантов по моей специальности в сфере СППР нет, участвую в самых разных программах, в том числе социологических. Подробнее можно прочитать в статье «Счастливый брак: Анализ и управление семейными отношениями с помощью искусственных нейронных сетей».

IT

Кликните, чтобы посмотреть картинку полностью.

Пример анализа ожидаемой продолжительности брака с помощью нейронной сети. На диаграмме показан необычный вывод о том, что для рассматриваемой невесты лучше выйти замуж за мужчину, для которого этот брак будет вторым

Как создавать СППР?

Инструменты для интеллектуального анализа данных за рубежом называют «Data Mining». Дословный перевод «добыча данных», но Google, например, переводит определение как «интеллектуальный анализ данных», что значительно ближе по смыслу.

Задачи, которые решает Data Mining: классификация, кластеризация (можно говорить – сегментация), аппроксимация, регрессия, поиск ассоциаций и последовательных шаблонов, обнаружение отклонений от шаблонов и т.д. Желающие могут вписать в этот перечень и другие задачи, которые приходится решать в бизнесе. Не бойтесь добавлять, не ошибетесь!

Что конкретно делать

Попробую сформулировать практические рекомендации:

1. Определите цели (целевые функции) бизнеса, своей организации или свои личные – настоящие и будущие.

2. Оцените свои силы (интеллект). Сможете определить «в уме», что надо сделать для достижения целей в нетипичной ситуации – флаг вам в руки, дальше можно не читать. Нет? Тогда переходим к следующему пункту.

3. Посмотрите в интернете результаты поиска по запросам «аналитическая платформа» и «data mining». Определите поставщика решения для создания СППР – очевидно, исходя из устраивающей цены, потому что для оценки качества нужен опыт. Я могу порекомендовать аналитическую платформу Deductor, по-моему, у нее оптимальное соотношение цены и качества.

4. Сами почитайте или найдите студента с 3-5 курса (специальности – информатика, математика, физика). Если студент быстро разберется в продукте и объяснит вам, смело обращайтесь в эту фирму. Жалко денег на фирму – заплатите студенту, пусть он скачает демо-версию и решит пару ваших задач. При устраивающих результатах поручите ему остальные задачи и пользуйтесь СППР на здоровье, а студента примите на работу. Если регулярная работа со студентами не идет, обращайтесь к разработчику напрямую.

5. С фирмой поступите так. Если денег хватает, просто закажите себе СППР. Все остальное «фирмачи» сделают с большим удовольствием и достаточно быстро. Про все, что нужно, вас спросят, СППР создадут и настроят под ваши задачи, а потом будут сопровождать. Главное, не забыть выяснить, может ли их аналитическая платформа создавать многоцелевые и многофакторные вычислительные модели, решающие прямые и обратные задачи.

Вот и все, всего пять простых шагов. Конечно, есть тонкости. Вот некоторые из них:

1. Поиск в интернете можно вести и по словосочетаниям: Business Intelligence, Advanced Business Analytics. Но за этими громкими словами в 90% случаев в России понимаются различные графики и диаграммы, очень красивые и цветные, с точки зрения СППР – бесполезные (если, конечно, вы не гений).

2. Главное «научное» условие создания СППР: вы сами, ваши опытные коллеги или эксперт должны составить как можно более подробный список факторов, которые могут влиять на ваши целевые функции.

3. Главное техническое условие: вы должны организовать непрерывный сбор данных по своим факторам и целевым функциям. Здесь тоже можно обратиться к спецам – они вам помогут, хотя бы советом.

4. Построение моделей многоцелевых и многофакторных вычислительных моделей, решающих прямые и обратные задачи, лучше поручить «фирмачам». Студенты или выпускники выглядят экономичнее, но они могут уйти, причем пойдут, скорее всего, к вашим конкурентам (чтобы применить полученную специализацию). Кстати, на этот случай тоже можно построить вычислительную модель, которая покажет, какого выпускника надо брать и сколько ему платить, чтобы работал долго и стабильно.

5. Последней инстанцией в выборе управляющих решений по-прежнему будете только вы сами! СППР – ваш «интеллектуальный» помощник, но IT-система не может отвечать за деньги. Зато, в отличие от помощников-людей, она объективна, расторопна, и на ваше место не претендует, а наоборот повышает вашу ценность.

В принципе, если в вашей организации уже есть IT-отдел, то все задачи, связанные с созданием и обслуживанием СППР, можно поручить ему. Правда, сразу возникает вопрос: почему вы должны рассказывать своим IT-специалистам о том, какая хорошая штука эта СППР? Почему они сами не пришли к вам с этим предложением? Может быть, у вас не те люди в IT-отделе?

Редактор рубрики «IT для бизнеса» – Сергей Соловьев

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Тамбов

Виктор добрый день!
Последний абзац про ит-отдел раскрывает Ваш пробел в том, как обстоят дела на самом деле. Ожидая BI-подобные предложения от ИТотдела, руководство в данном случае напоминает приглашенного отделочника в вашу ремонтируемую квартиру, который пришел без инструментов и пальцем ковыряет стены. Вы говорите ему - ''дрель может дать или болгарку?'' Он говорит - ''да!'' Вы говорите - ''а мощность какая и сверло какого диаметра?'' Он говорит - ''мое дело ремонт - сами решите и вложите мне в руки инструменты.'' Еще добавлю банальную истину: BI - это счастье для руководства. Но человека невозможно сделать счастливым принудительно. Он ДОЛЖЕН ЭТОГО ЗАХОТЕТЬ. При чем не на уровне любопытства, а всем сердцем. Как то так.

Руководитель проекта, Москва

Материал изложен толково и доходчиво, структурно и логично, и т.д.
Но, как практикующий антикризисник, я не увидел ''антикризисного'' аспекта в статье.
Тем не менее, согласен: СППР сегодня - актуальный и востребованный управленческий инструмент.

IT-консультант, Москва

Инструмент он и есть инструмент. В статье много чего, с чем я согласна, поскольку это - азы. Однако, чего не хватает лично мне:
- хорошо, разово список факторов и целевых функций определили, а как быть с изменениями и того и другого? ИТ - отдел, такой, для которого создали стандарты, тут не помощник. Фирмачи - это кто? Сторонние специалисты? Тогда попадаем в зависимость от людей, которые не знают нашей среды и заинтересованы прежде всего в своих финансовых результатах, то есть, чем больше они работают, тем им лучше. Особенно хорошо здесь выглядят западные вендоры, в чьих руках все это, в основном, и живет. Это в нашей-то ситуации.
- в защиту графиков я бы тоже выступила: не все способны оценить и понять привычную научным работникам табличную форму. Скорее, гении потребуются для понимания большого количества статических таблиц. Есть возможность это делать более просто, наглядно, да еще и динамично.
- ну и есть некоторая путаница с определениями: принятие решений - это я понимаю. а) Есть информация, представленная в нужном виде - обдумай ее и прими то или иное решение. б) Понимаю, если строить модели, которые выдают список возможных решений, тогда придется выбирать из них. в) Можно и решение принимать автоматически, и выполнять его тоже автоматически. Только в случаях б) и в) как раз и попадают в зависимость от тех, кто готовит эти модели и занимается всем остальным. Это - высший пилотаж, Это - команды аналитиков и ''сборщиков данных'' (разные задачи). Тут одиночкой не обойдешься. И готовят таких специалистов мало где: времени мало прошло с момента выхода таких продуктов на рынок. Добавьте сюда аспекты безопасности и так называемую ''степень зрелости'' пользователей, то есть, насколько они готовы все это обновлять и воспринимать. Вот и получится, что не так все просто...
Два года мы этим занимаемся, много чего видим. Поэтому не на ровном месте все это написала.

Профессор, Чебоксары
Александр Часовских пишет: как обстоят дела на самом деле.
Не очень понял Вашу метафору. Но мое предложение такое: заинтересовать, убедить главного руководителя (если он не в теме, а ИТ-руководитель в теме) должен ИТ-руководитель. Если ИТ-руководитель не в теме (и главный - тоже), то тогда действительно выхода нет.
Профессор, Чебоксары
Cтaниcлaв Пoпoв пишет: я не увидел ''антикризисного'' аспекта в статье
Да, такой недостаток есть! Нет опыта в бизнесе :-) По семейным отношениям могу (на основе той модели СППР, которая у меня есть). Пример такой: модель показала что пара скоро разведется, смотрю, что поможет этого избежать. Модель показывает - надо срочно заводить второго ребенка (согласованного с мужем) и срочно ''ненадолго'' разрешить мужу быть ''деспотом, главой семьи''. По бизнесу: антикризисные решения (примеры их) Вам возможно известны лучше. Поделитесь! И хорошо бы узнать с помощью какой модели они были выработаны?
Профессор, Чебоксары
Татьяна Орлова пишет: с изменениями и того и другого?
Сбор данных о возможных факторах и перспективных целевых функциях должен быть избыточным, чтобы на существенное изменение внешних и внутренних условий у Вас всегда был запас данных. Определение того, какие данные собирать - это решающий этап построения хорошей СППР.
Профессор, Чебоксары
Татьяна Орлова пишет: ИТ - отдел, такой, для которого создали стандарты, тут не помощник.
Это не тот отдел, который сейчас нужен. Сейчас нужен более свободный в своей деятельности ИТ-отдел. А тот, для которого существует стандарт - это не ИТ отдел. Это отдел 1С (бухгалтерия, ...)
Профессор, Чебоксары
Татьяна Орлова пишет: Сторонние специалисты? Тогда попадаем в зависимость от людей, которые не знают нашей среды и заинтересованы прежде всего в своих финансовых результатах, то есть, чем больше они работают, тем им лучше. Особенно хорошо здесь выглядят западные вендоры, в чьих руках все это, в основном, и живет. Это в нашей-то ситуации.
В этой ситуации могу только еще раз посоветовать взять на работу (на практику) студента (как первый шаг). Отладка взаимодействия со сторонними спецами - это отдельная тема. Мне, например, они не понадобились )))
Профессор, Чебоксары
Татьяна Орлова пишет: в защиту графиков я бы тоже выступила: не все способны оценить и понять привычную научным работникам табличную форму.
Я под СППР подразумевая систему, которая: - содержит в себе все связи между всеми переменными объекта, - позволяет вычислять значения одних переменных через другие, - позволяет решать, как прямые, так и обратные задачи, - позволяет прогнозировать характеристики и свойства еще не исследованных объектов, - позволяет прогнозировать параметры технологического процесса для получения объекта с требуемыми характеристиками. При этом она визуализирует все это всеми доступными сейчас графическими способами.
Профессор, Чебоксары
Татьяна Орлова пишет: в зависимость от тех, кто готовит эти модели и занимается всем остальным.
Тут можно только посоветовать подбирать квалифицированных специалистов, которым Вы доверяете (или самой освоить достаточно простую работу с готовой СППР)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.