Девять ошибок при использовании инфографики в презентациях

Статья ориентирована на специалистов, которые занимаются подготовкой бизнес-презентаций. Здесь на примерах показано, как можно существенно улучшить подачу информации, а как можно безнадежно загубить бизнес-презентацию. Данные рекомендации основаны на более чем 10-летнем опыте автора по разработке и проведению презентаций.

Распространенные ошибки при использовании инфографики

1. Слишком сложно. Инфографика призвана упрощать восприятие, а не усложнять его. Иногда лучше дать банальную таблицу, чем рисовать навороченные диаграммы. Например, если показателей более пяти и они даны в динамике, то изображать их на одной диаграмме смысла нет, она будет очень трудна для восприятия. Лучше вместо диаграммы дать таблицу значений.

infografika1.jpg

2. Увлечение дизайном. Инфографика сейчас стала довольно модной темой, и многим почему-то кажется, что хорошую инфографику должны делать дизайнеры. На самом деле иногда дизайн в инфографике избыточен. Нельзя жертвовать наглядностью и простотой ради красивой картинки.

infografika2.jpg

3. Дешевое украшательство. Часто можно видеть, как в оформлении презентаций использованы различные элементы инфографики, но, к сожалению, это не идет на пользу. Использование растиражированных изобразительных приемов вроде объемных диаграмм или градиентной заливки создает впечатление несерьезности автора. Подавляйте в себе желание сделать «красивенько». Все должно быть ровно, четко, просто, наглядно.

infografika4.jpg

4. Разнообразие типов диаграмм. Помните, что к каждому типу диаграмм, которые вы использовали, зритель должен привыкнуть, ему нужно время, чтобы осознать и разобраться, что означают синие столбики и красные кружки. Если вы выдаете последовательно диаграммы с однородной информацией, например динамику продаж по разным продуктам или по разным регионам, то лучше использовать одинаковый стиль диаграмм. Так читателю будет понятнее переходить от диаграммы к диаграмме. А чтобы просмотр однотипных диаграмм не был скучен, можете раскрасить их в разные цвета.

infografika5.jpg

5. Сложная цветовая идентификация. Различные варианты в круговой диаграмме помечаются разными цветами. При этом использование легенды диаграммы с образцами цвета часто становится неудобным для зрителя. Во-первых, когда цветов больше трех, то искать на диаграмме нужный цвет и сопоставлять его с легендой очень сложно. Во-вторых, нужно учитывать, что многие отчеты распечатываются на черно-белом принтере, так что понять, где какой цвет, вообще невозможно. Выход: вместо использования легенды делать линии выноски прямо на диаграмме с вариантами ответа и конкретным числовым значением под ним.

infografika6.jpg

Слева верный вариант, справа – ошибочный.

6. Неправильный выбор осей координат в двумерных диаграммах. В столбик диаграммы должны выстраиваться значения конкретного (!) изучаемого показателя, по которому в таблице дается общая сумма, и при этом она имеет физический смысл. Например, если в исходной таблице приведены объемы продаж по разным продуктам по каждому году в отдельности, то и каждый столбик диаграммы должен показывать продажи по разным продуктам за конкретный год, а не наоборот, когда каждый столбик показывает продажи по одному продукту за несколько лет.

infografika7.jpg

Слева верный вариант, справа – ошибочный.

Также иногда встречается неправильный выбор оси координат для времени. Общепринятым способом считается отображение оси времени по горизонтали, а оси изучаемого показателя – по вертикали.

7. Непонятные (неполные, отсутствующие) названия диаграмм. Это приводит к тому, что трудно понять, что за цифры приведены на диаграмме, за какой период, по какому региону или продукту, в каких единицах измерения. Лучше лишний раз повторить информацию, чем надеяться, что читатель должен понять все сам из контекста.

8. Отсутствие ранжирования значений. Общим правилом является количественное ранжирование от большего к меньшему, сверху вниз и слева направо.

infografika8.jpg infografika9.jpg

Слева верный вариант, справа – ошибочный.

9. Экономия места. Не нужно экономить место в презентации и пытаться втиснуть на один слайд как можно больше диаграмм. Размещайте по одной диаграмме на каждый слайд. В исключительных случаях, конечно, можно размещать и две, и три, и даже четыре диаграммы на один слайд, но лишь тогда, когда нужно показать зрителю, что между этими диаграммами есть какая-то закономерность.

Грамотное использование диаграмм

Многим выбор диаграммы кажется очевидным, но если бы это было так, мы не наблюдали бы такое количество ошибок. Здесь приводятся советы, какие диаграммы лучше всего подходят для иллюстрации тех или иных данных и как эти диаграммы лучше использовать.

Инфографика для отображения показателей в динамике

Речь идет о диаграммах и гистограммах для отображения изменения количественных показателей во времени.

Столбичная диаграмма. Лучше подходит для натуральных или денежных показателей, когда каждый столбик соответствует достаточно продолжительному периоду времени (год, квартал, месяц). Столбики – это символы какого-то накопленного объема, на каждый из которых нужно обратить внимание зрителя и дать по нему отдельную цифру.

infografika10.jpg

Линейный график. Лучше подходит для показателей в % или для любых показателей, в динамике которых важнее отследить именно колебания, а не накопленный объем за период (процентная ставка, курс валюты, дневная посещаемость магазинов, суточное потребление электроэнергии).

infografika11.jpg

Инфографика для отображения структуры

Речь идет о диаграммах, иллюстрирующих то, как общий итог раскладывается на отдельные составляющие.

Одномерная структура данных. Здесь лучше всего подходит круговая диаграмма.

infografika12.jpg

infografika13.jpg

Двумерная структура данных. Оптимальным в данном случае будет использование столбичной диаграммы.

Для таблицы в процентах, сумма по столбцам которой равна 100%, используется диаграмма со столбиками одинаковой высоты.

infografika14.jpg

Для таблицы в натуральных или денежных величинах, сумма по столбцам которой разная, используется диаграмма с переменной высотой столбиков.

infografika15.jpg

Трехмерная и более структура данных. Таких диаграмм еще не придумали, поэтому многомерную таблицу лучше разбить на несколько двумерных или одномерных и по каждой из них дать диаграмму.

infografika16.jpg

Отображение многовариантных таблиц

Под многовариантностью подразумевается наличие большого числа альтернативных вариантов по тому или иному показателю. Для этой цели подходит вертикально ориентированная столбичная диаграмма.

infografika17.jpg

Две шкалы

Вторая шкала нужна, если необходимо на одной диаграмме отобразить два показателя с разными единицами измерения.

infografika18.jpg

Тренды

Добавлять на диаграмму линию тренда нужно в тех случаях, когда приводится показатель, который достаточно сильно колеблется, и трудно определить, растет он или падает. При этом тренд может быть линейным или нелинейным.

infografika19.jpg

infografika20.jpg

Экзотические диаграммы

На самом деле 99% информации можно передать с помощью трех типов диаграмм: столбичной (вертикальной и горизонтальной), линейной и круговой. К использованию экзотических диаграмм можно прибегать в следующих случаях.

Лепестковая. Такие диаграммы применяются в одном-единственном случае – при необходимости сравнения нескольких объектов по одному и тому же набору показателей. Главное условие – все оценки должны иметь единую шкалу: либо в % от 0 до 100, либо в баллах от 1 до 5 или от 1 до 10.

infografika21.jpg

Диаграмма с областями. Диаграмму с областями можно использовать в тех случаях, когда нужно отобразить динамику показателя вместе с динамикой одной или нескольких его составных частей. Хотя в принципе можно обойтись и обычными столбичными диаграммами или графиком.

infografika22.jpg

Пузырьковая. Несмотря на внешнюю привлекательность этого типа диаграмм, данная диаграмма достаточно сложна для восприятия и неудобна для построения (по крайней мере, в Excel). Поэтому в бизнес-практике пузырьковая диаграмма обычно не применяется.

Все статистические данные, приведенные в данной статье, вымышленные.

Источник фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Украина

Спасибо за систематизированный обзор по использованию диаграмм и таблиц в презентациях, но обычно под инфографикой сейчас понимают уже нечто более расширенное (хотя в презентациях по-прежнему используются в основном диаграммы, не более того).

Менеджер интернет-проекта, Москва

Денис, спасибо, отличный материал! Очень практичный и полезный.

Директор по маркетингу, Москва

[COLOR=blue=blue]Пузырьковая. Несмотря на внешнюю привлекательность этого типа диаграмм, данная диаграмма достаточно сложна для восприятия и неудобна для построения (по крайней мере, в Excel). Поэтому в бизнес-практике пузырьковая диаграмма обычно не применяется. [/COLOR]Денис, мы очень часто используем пузырьковые диаграммы. Они очень удобны при сегментации рынка – очень наглядно. На примере масла сливочного)):
По вертикали – цена продукта ,
По горизонтали – жирность
Пузырьки – наименование продукта (одной массы)
Объем пузырька – продажи за период
При анализе:
1.Видим что весь рынок/ покупательские предпочтения (очень много больших пузырей) в ценовом сегменте от 80 до 90 рублей жирность 70%
2. При анализе 5-6 периодов наблюдаем медленный но постоянный рост ценового «премиум» сегмента – свыше 150 руб.(в т.ч. импорт)
3. При анализе 5-6 периодов наблюдаем увеличение пузырьков меньшей жирности (тренд на здоровое питание).
При конджойнт - анализе по горизонтали можно поставить объем пачки. Увидим:
- покупательские предпочтения на 100 г./80-90 руб.
- небольшой но постоянный сегмент на 250г/190-200 руб.
-малый спрос/отсутствие спроса на расфасовку 50 г. и меньше.
В эту диаграмму можно еще и жирность поставить цветом (темный – 100% , чем светлее тем меньше жирность).
Все данные, приведенные в данном тексте, вымышленные. )))

Региональный менеджер, Санкт-Петербург

Кратко и по существу. Спасибо.

Руководитель, Красноярск
Сергей Колесников пишет: Увидим: - покупательские предпочтения на 100 г./80-90 руб. - небольшой но постоянный сегмент на 250г/190-200 руб. -малый спрос/отсутствие спроса на расфасовку 50 г. и меньше. В эту диаграмму можно еще и жирность поставить цвето
Интересный пример. Возьму на вооружение. Спасибо! :)
Нач. отдела, зам. руководителя, Уфа

Джин Желязны «Говори на языке диаграмм»

Есть в сети. Очень полезное чтиво...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.