Специфика работы в продажах заключается не только в необходимости тесных контактов с людьми, но и в обязанности постоянно поддерживать дружелюбную атмосферу этих контактов. Продавец, в отличие от клиента, не может позволить себе быть грубым, резким, не может позволить себе проявить свое плохое настроение – это однозначно будет проявлением его профессиональной непригодности.
Изо дня в день, выходя на работу, менеджер по продажам должен выглядеть оптимистичным, уверенным, открытым к общению человеком, готовым решить все проблемы своего клиента.
Существует масса методик, помогающих специалистам по продажам сохранять в работе нужный эмоциональный фон и поддерживать свое пребывание «в тонусе». Но усталость рано или поздно накапливается, и, несмотря на все ухищрения, испытанные приемы начинают давать сбой. Выходных и даже ежегодного отпуска становится уже недостаточно, чтобы восстанавливать свои силы. Настает день, когда просто не остается сил, чтобы улыбнуться клиенту и помочь ему; когда тот самый «любой каприз» покупателя может вывести продавца из себя. Такая ситуация и называется эмоциональным истощением, или «выгоранием».
Сам этот термин был введен в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году. Чаще всего эта проблема возникает у тех людей, кто в силу своей профессиональной деятельности постоянно контактирует с людьми – у врачей, педагогов, работников социальных служб, менеджеров, руководителей и т. д.
Эмоциональное выгорание проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям, формированию негативного отношения к своим клиентам и к коллегам, ощущением собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой, и в конечном итоге приводит к серьезным проблемам в работе и личной жизни.
Конечно, лучше не доводить ситуацию до совсем уж непоправимых последствий в виде полной десоциализации и необходимости помощи квалифицированного психолога. К счастью, у нас есть возможность заранее распознать проблему и принять меры.
Итак, давайте разберем по порядку, как можно избежать возникновения сложностей, связанных с эмоциональным истощением.
Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих (Ильф, Петров,«12 стульев»)
Цитата классиков приведена не для красного словца, а как прямое руководство к действию. Безусловно, правильная мотивация сотрудников в организации – самый верный способ свести вероятность возникновения выгорания продавцов к минимуму. Нужно признать, что в коллективе с грамотным руководителем и ответственным HR продавцы будут максимально защищены от этих проблем.
С другой стороны – нужно также признать и то, что грамотных руководителей и ответственных HR значительно меньше, чем хотелось бы. Поэтому надеяться только на то, что руководство все вовремя заметит, всех замотивирует и все поправит – не стоит. Нужно помнить, что никто, кроме самого продавца, не заинтересован в сохранении его эмоционального здоровья и рабочей формы, поэтому не нужно ждать помощи «свыше» и перекладывать на кого-то ответственность за свое самочувствие.
Таковы суровые законы жизни. Или, короче выражаясь, жизнь диктует нам свои суровые законы. (Ильф, Петров, «12 стульев»)
Второй момент, о котором нужно помнить – эмоциональное выгорание не экзотика, не уникальная проблема, настигшая только вас, а суровая примета века. Эта проблема возникает практически у всех, кто подолгу работает с людьми в условиях стресса – и специалисты по продажам находятся в этой группе риска на почетных первых местах. Вы продавец? Каждый день, кроме субботы и воскресенья, делаете «холодные» звонки клиентам, которые, конечно же, очень рады вас слышать? По плану, минимум 50 контактов ежедневно, а в военное время до 100, с последующим отчетом руководству и разбором полетов по поводу слабых показателей конверсии?
Или вы консультант в торговом зале, предлагающий вещи из уникальной коллекции – то есть точно такой же, как в магазине напротив, но с другим шильдиком и более высоким ценником? В своей работе вы раз за разом слышите от клиентов отказы, сталкиваетесь с их грубостью и нежеланием общаться? Готовьтесь – статья об эмоциональном выгорании видит в вас своего благодарного читателя. Даже если сейчас вы исполнены оптимизма и полны душевных сил – это не значит, что такой настрой сохраниться вечно. Но если вы осознаете риски своей профессии и можете заранее распознать приметы будущих проблем – у вас появляется возможность сохранять свою работоспособность дольше.
Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь. (Ильф, Петров, «12 стульев»)
Не стоит пренебрегать опасностью эмоционального истощения и считать, что это несущественная проблема – по сравнению с необходимостью срочно заработать на квартиру (машину, поездку на Гоа и т.д.), решение которой можно отложить на потом. Главная опасность эмоционального истощения заключается в десоциализации пострадавшего. Человек испытывает психологический дискомфорт при общении со своими клиентами – соответственно, начинает подсознательно избегать контактов сперва с ними; потом с коллегами; затем – если ситуация не меняется – сводит к возможному минимуму вообще свою социальную активность и контакты с людьми…
Для продавца это означает в первую очередь профессиональную деградацию со всеми вытекающими отсюда карьерными и финансовыми проблемами. Умение выстраивать доверительные отношения с людьми и способность эффективно убеждать их – ключевая способность специалиста по продажам. Образно говоря, для «продажника» потерять вкус к общению – все равно, что для футболиста потерять ноги, или для пианиста руки. Оказаться вдруг профессионально непригодным – не самая приятная перспектива, особенно, если у человека нет «запасного аэродрома» в виде специальности, не предполагающей активного общения с людьми, или финансовой «подушки», позволяющей пережить трудный период. Если вы начали замечать за собой хроническую усталость, раздражение от общения с клиентами, желание любой ценой отложить «на потом» выполнение своих рабочих обязанностей – не нужно ждать того, что улучшение наступит само собой. Займитесь собой немедленно!..
Вам, предводитель, пора лечиться электричеством. (Ильф, Петров, «12 стульев»)
Главное – не стоит доводить ситуацию до крайности. В конце концов, намного проще предупредить проблему, чем выпестовать ее до критического состояния и приняться геройски устранять. Приучите себя к мысли о том, что всех денег мира вы не заработаете, а в вашей жизни, помимо работы, должно оставаться место и для собственно жизни. Работаем в будни, а в выходные – отдыхаем, ну или, по крайней мере – не работаем. Работать с раннего утра и до потери сознания от переутомления – верный и быстрый путь к выгоранию. Отпуск берем каждый год и используем его по назначению. Занимаемся спортом, не забываем о физических нагрузках – это очень важно.
И не нужно устанавливать себе заранее ментальные барьеры – типа, спортом буду заниматься только в престижном фитнес-центре, отпуск проводить только на Мальдивах, а для этого нужно пахать без выходных и отпусков пару лет подряд.
Скорее всего, дело закончится тем, что в какой-то момент «выгоревшего» сотрудника с большей или меньшей деликатностью попросят освободить место для «свежего» кандидата, и все сбережения уйдут на восстановление здоровья и обеспечение своей жизни на период адаптации, которая понадобится для возвращения к нормальному эмоциональному уровню. Некоторым, кстати, восстановиться полностью так и не удается. Так что давайте будем реалистами и исходить из своих текущих возможностей и необходимости давать себе время от времени отдых и психологическую разрядку. Нет денег на абонемент в фитнес-центр? Купите в Ашане велосипед и ездите по ближайшему парку. Нет денег на велосипед – делайте зарядку по утрам на балконе. Нет балкона – делайте упражнения при открытой форточке, главное делайте, а не придумывайте отговорки на тему того, почему их нельзя делать.
Не хватает на билет до Гоа – проведите отпуск в деревне у бабушки. Сходите в поход по местному краю. Взгляните на карту Родины – как правило, в пределах бюджетной досягаемости есть горы, леса или реки, в которых можно отлично провести неделю отпуска. Сейчас есть масса туристических клубов, которые за достаточно скромный бюджет обеспечат вам незабываемый активный отдых на природе. Я понимаю, что пляжи Гоа – наверняка более запоминающее место, чем приток какой-нибудь местной речки, но если выбирать между местной речкой и перспективой сгореть без отпуска – пусть будет речка.
Одним нарзаном разве проживешь? (Ильф, Петров, «12 стульев»)
Тщательно и осознанно планируйте свою карьеру. Редкий продавец способен результативно работать на одном месте, с одной и той же группой товаров (услуг), с одними и теми же клиентами больше, чем два-три года. После этого нужно всерьез задуматься о каких-то изменениях в своей работе. Если нет возможности изменить ее в рамках существующей организации – например, сменить роль, позицию или, по крайней мере, направление работы – лучше смените работу. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься через, например, пять лет. Или десять. И почему бы не начать двигаться в этом направлении уже сейчас. Больше общайтесь с людьми, не замыкайтесь на своих текущих задачах и трудностях. Во-первых, это поможет держать себя в форме; во-вторых, чем шире круг вашего общения, тем проще будет найти себе занятие в «постпродажный» период своей карьеры.
Жизнь прекрасна, невзирая на недочеты. (Ильф, Петров, «12 стульев»)
Работа продавца связана с рисками, одним из самых серьезных из которых и является синдром эмоционального выгорания. Тем не менее – это одна из наиболее интересных профессий, и специалисты в этой сфере всегда были и будут востребованы. У вас есть возможность каждый день общаться с новыми людьми, открывать для себя новые знакомства и новые возможности. Пользуйтесь этим! Это одна из самых интересных профессий – научитесь получать от нее удовольствие, и вам никогда не придется столкнуться с эмоциональным истощением от нее.
Продавец или менеджер по продажам - это должность/функционал. Однако попадая на эту позицию каждый человек выбирает для себя определенную ролевую модель поведения. Например ''поставщик'' ( скажите сами, что вам надо и я это принесу) или ''рассказчик'' ( может долго говорить про продукт вне связи с потребностями клиента) и т.д.
На мой взгляд, эмоциональное выгорание связано с выбором ролевой модели и ожиданиями для себя Когда наблюдается разрыв между тем, что хочет получить для себя (ожидания) и реальные результаты, как следствие ролевой модели, тут и создается основа для эмоционального выгорания
Один из факторов, который может помочь продавцу этого избежать - это осознанное понимание своей ролевой модели и ценности, которую он может/хочет создавать для своих клиентов
Если это соответствует потребностями целевых групп клиентов, эмоциональная благодарность с их стороны не заставит себя долго ждать:))
Какой-то мрак. Не в обиду автору, я говорю о качестве статьи.
Во-первых, откуда взялась предпосылка, что продавец должен быть всегда на позитиве? Иногда именно жесткость по отношению к несерьезным клиентам помогает закрывать сделки. Во-вторых, в статье описаны способы борьбы с синдромами, а не способы решения проблемы.
По сути, работа продавца настолько творческая и разнообразная, что выгорание свидетельствует только об одном - продавец не выполняет свой план, делает что-то не так. Эту проблему отпуском не решить.
Эмоциональное выгорание - последствие обессмысливания жизни и трудовой деятельности.
Выводы, думаю, очевидны.
Продавец- как актер. Ему часто приходится перевоплощаться. Проблема выгорания и эмоциональной усталости именно в этом. Почему часто актеры злоупотребляют алкоголем? Чтобы восстановить моральные силы, которые они тратят буквально проживая на сцене, вкладывая всего себя в образ...Я согласен, моральную усталость надо компенсировать занятиями спортом, активным отдыхом и сменой обстановки. Все верно автор написал...